Пентон 2. Всё на одной странице

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНТОНА 2.


Пробой Многомерности. Посвящается Г. Шенгели
{ Имитация  Поэзии }   Пентон 2
----
--
-
.
Усталые,    но    могучие    в    Созидании,    продвигаются
Закованные    в    сверкающую    броню    Мироустроители.
Момент    сосредоточения    напряжённости    приближается –
Расколоты    межпространственные    порталы    и    перекрытия!

Расширена    темпоральная    глубина    преобразования!
Направлены    путешественники    в    космическое    Всегда!
Раздвинуты    горизонты    гиперпространства    -    и    расстояния
Уже    непреодолимыми    не    покажутся    никогда!


Но    если,    импровизируя    с    Многомерностью,    остановятся
Не    знающие    сомнений    неукротимые    Великаны –
Во    множественных    пробоинах    на    мгновение    приоткроются
Безводные    золотистые    пересыпчатые    барханы.

                9.10.2013
.
.
Уважаемые авторы, оживим пентон 2 в русской поэзии!
Другие скриншоты там, где каждое стихотворение размещено отдельно.
.
.
Мироустроители не опоздали! Пентон 2
{ Имитация  Поэзии }
----
--
-
.
Холодная    заблудившаяся    комета    не    успокоится!
Стремительно    завершая    неумолимое    приближение
Она    неостановимыми    астероидами    раскроется,
Сметая    противоборствующие    силы    сопротивления!

Но    мощно    издалека    Мироустроители    появляются,
Свергая    неперехваченные    громадины    с    траектории.
Таинственное    влияние    Великанов    осуществляется
Эффектным    противодействием    Завершению    Истории!

                11.10.2013

Это была 2-я часть стихотворения «Пробой Многомерности».
Продолжение следует.

Вот схема ударных и безударных слогов этого произведения:

о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1ооПо1оо

Или так – для наглядности:

о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооП_о1оо.


Здесь
о1ооо = пентон 2 = пятисложная стопа со вторым ударным слогом. Ещё может быть пятисложная стопа с первым ударным слогом, с третьим ударным слогом, с 4-м  ударным слогом, с 5-м ударным слогом.
о1оо = пеон 2 = четырёхсложная стопа со вторым ударным слогом.
1 = слог с ударением.
о = слог без ударения.
П = пауза (т. к. компьютеру не удалось избежать метрического сбоя).
«_» = знак подчёркивания – просто для визуального разделения. Это не пауза.

Произведение создано компьютером с помощью Microsoft Office Excel.

.
.
Мироустроители  опоздали!  Версия 2.0. Ответ  товарищу  Шенгели  через  97  лет.
  Пентон  2. {Имитация  Поэзии}
----
--
-
.
И    вот,    Мироустроители    сквозь    пространственные    порталы
Проникли    в    полусожжённую    неизведанную    страну,
Где    скорбно    переливаются    императорские    каналы,
Расплёскивая    про    бактериологическую    войну;

Где    съёжившимися    вымпелами    и    флагами   развевается
Зловеще-необитаемое    пространство    над    головой;
Где    в    бункере    пограничного    наблюдения    разлагаются
Сражённые    офицеры    из    обороны    береговой...

Пируют    микроскопические    создания    в    городах.
Никто    не    предотвратил    апокалиптическое    безумие.
Изведавшие    предательство    монументы    на    площадях
Забрасывают    осколками    рассыпающиеся    мумии…                3-й катрен добавлен 5.11.2013

Могущество    измерялось    непрекращаемостью    рождения.
Отравленные  -  разверзлись    негодованием    небеса!
Лишь    вахтенные    на    станциях    орбитального    наведения
Несутся,    неупокоенные,    на    солнечных    парусах…
   
Уходят    Преодолевшие    перекрученность    универсума…
Исторгли    колокола    предостережение    для    Земли:
Не    будет    ни    возрождения,    ни    цветения,    ни    прогресса  -
Отечество    обкурившиеся    владыки    не    сберегли!..
               
22.10.2013

Это была 3-я часть стихотворения «Пробой Многомерности».
.
.
.
.

Пробой Многомерности. Пентон 2. Часть 4.
{ Имитация  поэзии}
----
---
-- 
.
Опять    Мироустроители    за    туманностями    порталов
Возникли    на    горизонте    преодоления    Многомерности,
Увидели    бриллиантовое    сверкание    перевалов,
На    набережных    поверженных  -   искажения    параллельности.

Ужасные    разрушения,    превзошедшие    ожидания.
Естественно,    что    за    некоторое    время    произошло
Выщербливание    набережных    фарфоровых    под    влиянием
Главенствующих    течений    океанических    и    ветров.

Не    свергнутая,    но    вывернутая,    крыша    библиотечная,
Удержанная    колоннами,    возвышается    как    скала.
Подверженные    всем    веяниям    и    времени    быстротечному
Поблёкли    в    обсерваториях    просветлённые    зеркала.

Размножилась    и    господствует    совершенная    без    прикрас,
Оставшаяся    нетронутой    разгулявшейся    эпидемией,
Единственная    живая    из    конкурировавших    здесь    рас,
Которая    и    использовала    убийственные    бактерии.


05.12.2013
Теперь, наверное, КОНЕЦ.
.
.


Уважаемые авторы, оживим пентон 2 в русской поэзии!
.
.




Перед  экзаменом. Пентон 2
{ Имитация  Поэзии }
----
--
-
.
Наученные    хождениями    по    мукам    интеллигенты

В    задумчивости    проделывают    обыденные    дела.

Сидящие    в    ожидании    гомонят    абитуриенты -

Особенную    проверочную    нелёгкая    принесла.
 

                6.10.2013
.
.
Похороны    вождей  { Пентон 2 }
{ Имитация Поэзии }
----
--
-
.

Стрекочет    документальная    кинокамера,

Снимая    непрекращающиеся    похороны,  –

Предлог    для   сооружения    Мавзолеев

И    статуй    из    замечательнейшего    мрамора,

Гробниц    из    великолепнейшего    гранита  –

Приютов    увековечения    правителей…

                4.10.2013
.
.
Спешу к Загадке Сфинкса. {Пентон 2}
{ Имитация Поэзии }
----
--
-
.
Тропинкою, не замеченной расхитителями
Гробниц, не переворачиваемых Сфинксами,
Спешу – не согласовав с Мироустроителями –
К Загадке с преобразующимися смыслами.
               
                1.10.2013
.
.
Уважаемый  Антиквар   в  2006 году писал  (Кольцовский пятисложник):

[Цитата]  К сожалению, в русской поэзии мне известен только один пример такого рода: стихотворение Г.Шенгели «Барханы». Привожу его полностью:

Барханы

Безводные золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну,
Где правят в уединении златолицые богдыханы,
Вдыхая тяжелодымную златоопийную волну.

Где в набережных фарфоровых императорские каналы
Поблескивают, переплескивают коричневой чешуёй,
Где в белых обсерваториях и библиотеках опахалы
Над рукописями ветхими – точно ветер береговой.

Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.
(1916 г)

У этого стихотворения есть несколько уникальных особенностей. Прежде всего – это очень частое использование длинных слов. Кроме этого, слова в строчках расположены так, что междустопные интервалы приходятся на середины слов – поэтому их почти не слышно. Если подобным образом писать кольцовским пятисложником – он, несомненно, полностью изменит свое звучание. Однако в написании таких стихотворений возникают большие трудности. Это и указанный ранее недостаток длинных слов, и трудность «счета» стоп. Многие авторы легко сбиваются в счете стоп и слогов простого ямба. Пятисложную стопу считать труднее. М.Гаспаров, анализируя это стихотворение Шенгели, нашел в нем три метрических сбоя, где в междуударных промежутках допущено 5 безударных слогов, а не 4, как полагается по схеме стопы.

У пятисложника небольшие возможности. Но,  если хотите  написать  «экзотическое»  или «фольклорное»  стихотворение  –  то  стоит  попробовать  писать  им  [конец  цитаты].

Теперь, надеюсь,  благодаря  Microsoft Office Excel,  в написании  таких стихотворений, как «Барханы», не возникнут большие трудности  в  «счёте» стоп.  Авторы  не  будут  сбиваться  в  счете стоп и слогов и простого ямба и даже пятисложных стоп. Не допустят ни одного метрического сбоя.
               
                С уважением, Виктор Дванольодинвосем
6.10.2013


Смотрите также о пентоне 2:

\1\   Пробой Многомерности. Посвящается Г. Шенгели. Пентон 2.
            http://www.stihi.ru/2013/10/09/2850

\2\   Мироустроители не опоздали! Пентон 2.
            http://www.stihi.ru/2013/10/11/9723

\3\   Мироустроители  опоздали!  Ответ  товарищу  Шенгели  через  97  лет.  Пентон  2.
             http://www.stihi.ru/2013/10/22/8381

\3.2\  Мироустроители опоздали! Версия 2.
           Ответ Шенгели. Пентон 2.               
            http://www.stihi.ru/2013/11/05/2473

\4\   Пентон 2. Всё на одной странице.
               http://www.stihi.ru/2013/10/13/7602

\5\  Пробой Многомерности. Пентон 2. 4 часть
               http://www.stihi.ru/2013/12/05/5658

\6\   Собрал вместе четыре части для удобства
        Eroberung der Multidimensionalitat. Penton 2.
         Zu Ehren der Erinnerung an G. Shengeli

 

Вот ещё:

 Поэтический словарь Квятковского:

ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й |||
Пятидольник 2-й ||
Пятидольник 3-й |||
Пятидольник 4-й ||
Пятидольник 5-й ||

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены

в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

|Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. /\ |
| Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. /\ |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере|ди; летит — || ясным | со;колом, |
| Поза|ди; летит — || черным | во;роном, |
| Впере|ди; летит — || не у|ка;тится, |
| Поза|ди; летит — || не оста;нется.|

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

|Как при|вя;жется, || как при|ле;пится |
| К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, |
| Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится |
| И клю|ёт его, || неот|вя;зная.|

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:



| Мимо | дво;рика, |
| Мимо | ха;ты, |



| За о|бо;зами|
| Шли сол|да;ты, /\ |



| Они| шли;-прошли |
| Слобо|до;ю, /\ |



| Звали | де;вушку |
| За со|бо;ю. /\ |

(М. Исаковский)

То же с двудольной паузой:

| Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, |
| Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. /\ /\ |
| Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги |
| Подмос|ко;вные || вече|ра;. /\ /\ |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:



| Красным | по;лымем|
| Заря | вспы;хнула; |



| По ли|цу; земли|
| Туман | сте;лется; |



| Разго|ре;лся день|
| Огнем | со;лнечным, |



| Подо|бра;л туман |
| Выше | те;мя гор. |

(А. Кольцов)

П. со включением полудольных слогов:



| Лет до |ста; расти |
| Нам без | ста;рости. |



| Год от | го;да расти |
| Нашей | бо;дрости. |



| Славьте, | мо;лот и стих, |
| Землю | мо;лодости. |

(В. Маяковский)

Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны;
Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны.

У других поэтов:



Где | наша | ро;за,
друзь|я мо|и;? /\



У|вяла | ро;за,
Ди|тя за|ри;. /\

(А. Пушкин)

Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет,
В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /\
И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный
Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /\

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды||мится | поле, /\ рас||свет бе|леет, /\
В сте||пи ту|манной /\ кри||чат ор|лы, /\ /\
И || дико | звонок /\ их || плач го|лодный /\
Сре||ди хо|лодной /\ плы|| вущей | мглы;. /\ /\

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, |
| Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка|
| Я на | мо;лодца || разу|да;лого, |
| Как он | е;хал по || нашей | у;лице, |
| Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, |
| Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, |
| Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, |
| Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры;  акцентируется лишь первая трехдольная часть,
остается совершенно безударной двудольная часть,
вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны /\ /\
Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, /\ /\ /\
Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, /\ /\
Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. /\ /\ /\
Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы /\ /\
По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, /\ /\ /\
Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы /\ /\
Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. /\ /\ /\

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966
.
Теги:
Пентон, парапик, пентон второй, пятисложная стопа, чистый пентон,
одноиктовый пентон, одноиктовый пятисложник, одноиктовый пятидольник, одноударный пентон, одноударный пятисложник, одноударный пятидольник,
U—UUU, U — U U U, о1ооо, 01000, - ! - - -, -!---


Рецензии
вот это наворот

Ледокол Рифм   10.03.2014 16:46     Заявить о нарушении
Спасибо!
Недавно добавил 2-й катрен в первую часть: http://www.stihi.ru/2014/03/12/2691

Виктор Дванольодинвосем   12.03.2014 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.