Комменты к притчам Соломоновым

1.Слова Альберта Афлитуна Птолемея Даль-Кеми: "Суета сует, - сказал царь Соломон, - суета сует: всё суета. Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?... Вот я мудрость свою умножил более всех, кто был до меня над Иерусалимом, и много видело сердце мое и мудрости и знанья. Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать, но познать и безумье и глупость, - я узнал, что и это - пустое томленье, ибо от многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль".
       Но я говорю, что не тщетна жизнь и не тщетно познание - мы звено в цепи событий и в умысле и программе Единого; от многой мудрости много пользы, хоть бывает и печаль; умножающий знание умножает не только печаль - он умножает и радость познания, и свет знания, и счастье любви к истине, и удовлетворение от исполнения долга своего..."
               
2. И написал царь Соломон: "И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,
Как полезнее свет, чем тьма:
У мудрого есть глаза, а глупый бродит во тьме, -
Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.
И подумал я про себя:
Раз участь глупца и меня постигнет,
То зачем же я был столь премудрым?
И сказал я себе, что это тоже - тщета,
Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,
Потому что в грядущие дни всё будет давно забыто, -
Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?
И возненавидел я жизнь,
Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,
Ибо всё - тщета и ловля ветра.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,
Потому что оставлю его человеку, что будет после,
И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, -
А будет владеть моими трудами..."
А я же подумал, что Соломон прав лишь отчасти: прав, что мудрость предпочтительнее глупости. Но разве мы не помним о мудрецах и их мудрости? Разве мы не забываем глупцов и их глупости? И трудимся ли мы только для людей? Мы более трудимся для Единого, чем для людей. Сколько было тварей во вселенной, но они лишь звено в умысле и программе Единого. Стоит ли жалеть о смерти нашей и преходящей жизни? "Жизнь прошла хорошо. И хорошо, что прошла!" Не это ли главная мудрость? Не жалость и жадность, не злоба и ненависть, а доброта, любовь и мудрость - вот что мы с гордостью  должны оставить после себя и упокоиться в благости...

3. И сказал царь Соломон:
"И то еще я увидел под солнцем:
Место суда - а там нечестье,
Место праведного - а там нечестивый.
Подумал я про себя:
Праведного с нечестивым бог рассудит,
Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.
Подумал я про себя:
Это бог - ради человеков, чтобы их просветить,
Дабы поняли сами, что они -это скот, и только!
Ибо участь сынам человека и участь скоту-
Одна и та же им участь:
Как тому умирать, так умирать и этим,
И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;
Ибо всё-тщета. Всё туда же уходит,
Всё - из праха, и всё возвратится в прах;
Кто знает, что дух человека возносится ввысь,
А дух скота - тот вниз уходит, в землю?
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,
Ибо в этом и доля человека, -
Ибо кто его приведет - посмотреть, что будет после?"
Трудно с Соломоном не согласиться, если принять предположение, что существует это божественное "там". А если никого и ничего "там" нет, и этого "там" нигде нет?  "Ибо кто его приведёт - посмотреть, что будет после?"
Но трудно согласиться, что все скоты. Некоторым людям дано возвыситься мышлением и творить свои миры, некоторым - открывать миры и приближаться к истине, некоторым дано вырваться за рамки человеческого в чём-то. Есть гладкие структуры, есть гладкие, прерываемые особенностями, некоторые из них математики называют катастрофами (не физическими, а чисто структурно-математическими), есть структуры, состоящие сплошь из особенностей и катастроф, через которые мы выходим в запредельность, которую затем превращаем в объект познания и даже пользования. Последние структуры - это структуры гениев. Без них все не отличались бы от скотины. Поэтому "нет больше блага, чем радоваться своим делам", но ещё большее благо - радоваться гениям и их свершениям. Воистину гении - сверкающие и сияющие грани Единого. А человеческие недостатки пройдут и уйдут вместе с человечеством, которое, может быть, родит сверхчеловеческое.

4. И продолжил царь Соломон:
«И еще я увидел тщету под солнцем:
Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
И нет конца всем его трудам,
И не сыты его очи богатством:
"И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"
Вдвоем быть лучше, чем одному,
Ибо есть им плата добрая за труды их;
Ибо если упадут - друг друга поднимут;
Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого,
Да и если двое лежат -.тепло им; одному же как согреться?
И если кто одного одолеет,
То двое вместе против него устоят;
И втрое скрученная нить не скоро порвется.
Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,
Что уже не умеет понять предостереженья –
Ибо этот из темницы выйдет царить,
Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;
Видел я, как всё живое, всё, что движется под солнцем, -
Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:
Нет конца народу, всем, кто был поначалу!
Но не порадуются ему те, кто будут позже, -
Ибо это тоже тщета и пустое томленье».
    Я же добавлю: одиночество абсолютно в жизни человека, ибо он в одиночку приходит, в одиночку осознаёт и в одиночку уходит. Быть вдвоём или в группе, конечно, бывает удобней, но это возможно лишь временно, пока цели, интересы, вкусы объединяют или привлекают. Да, поколения сменяют поколения. Иногда это приводит к прогрессу, а иногда к регрессу. Каков смысл в этом движении? Думаю, только тот, что человечество также лишь звено в исполнении вселенской программы. Как только оно исполнит своё предназначение, оно уступит место другой, новой доминанте на планете или в Солнечной системе. «Мавр сделал своё дело – мавр может уходить».

5. «Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,
Ибо, сами не зная, творят они зло.
Не торопись языком и в сердце своем не спеши
Слово вымолвить, предстоя перед богом:
Ибо бог - на небесах, а ты - на земле,
Потому да будут твои речи кратки.
Ибо возникает мечтанье из множества забот,
И речь глупца - из множества слов.
Что ты богу обещал по обету - то исполни неотложно,
Ибо не жалуют глупцов: обещал - исполни!
Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;
Не давай устам ввести тебя в грех,
И посланцу не говори, что случилась ошибка:
На звук твоей речи зачем гневаться богу,
И дело твоих рук зачем губить?
Ибо от множества мечтаний - много тщетных слов,
Ибо бога ты должен бояться.
Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды –
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство;
Но польза земли - во всем: и царю служит поле!
Любящий деньги не насытится деньгами,
Ни доходом - тот, кто любит копить: Это тоже тщета.
Чем больше добра, тем больше едоков,
А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!
Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,
А сытость богача не даст ему сном забыться:
Есть злой недуг, - видал я под солнцем, -
Богатство, хранимое на беду владельцу!
А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, -
Породивши сына, он тому ничего не оставит,
Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
И за труд свой в руке унести ничего не сможет.
И это тоже - злой недуг:
Одинаково всякий как приходит, так уходит,
И что пользы ему, что трудился на ветер?
И все-то дни свои он ест во тьме,
И много скорбей, и болезни у него, и злобы!
Вот что я увидел благого:
Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах –
Над чем кто трудится под солнцем
В считанные дни своей жизни, что дал ему бог, -
Ибо то его доля.
Так и всяк человек - кому дал бог добра и богатства,
И дал ему власть воспользоваться ими,
И брать свою долю, и радоваться своим трудам, -
То это есть божий дар:
Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,
Ибо бог посылает ему ответ в его радости сердца».

  Так записано со слов царя Соломона. Человечество что ребёнок: сначала боится, затем растёт, смелеет, а затем и кое-что понимать начнёт, но животная сущность любить и сохранять себя, грести себе любимому всё подряд – она остаётся надолго, и даже бога человек создал по своему подобию и для себя, и для возвеличения себя, и для любви к себе, и как же хочется ему потреблять все блага, даже когда он уже не может, он помещает себя в потребительский рай, но употребить не может, ибо нет у него там потребляющего тела! И так будет с человечеством до тех пор, пока осознание бренности и необязательности тела не откроется перед ним, пока не поймёт необходимость обуздать необузданный свой эгоизм и необузданную манию величия. Дано-то человеку и животному его Я, его самовыделение из единого временно и условно. И лучше подумать, для чего им это дано. Не лучше ли подумать над тем, что должно быть с сознанием в будущем?
А если здраво подумать, то и в рай не захочется и вечно так существовать в бренных телах не захочется… Что толку от дурной бесконечности? А новое качество где? А где возвышение и радость от него?


Рецензии