Св. равноапостольная княгиня Ольга

После гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, от рук древлян Ольга, заручившись поддержкой воеводы Свенельда и боярина Асмуда, взошла на киевский престол. Время было непростое: вокруг сильные враги, которые только и мечтали прибрать к своим рукам Русь. Защитить Ольгу было некому. Над государством нависла угроза уничтожения. Ей предстояла нелегкая задача - сохранить единство Руси и власть, чтобы в дальнейшем возвести на престол своего сына Святослава, которому в ту пору было всего три года.
Князь древлян Мал, чтобы стать полновластным властителем Киева, решил жениться на  вдовствующей Ольге. В его планы входило уничтожить малолетнего сына княгини и подчинить народ своей воле.  «Се князя убихомъ рускаго; поимемъ жену его Вольгу за князъ свой Малъ и Святослава, и створимъ ему, яко же хощемъ»*.
  Но княгиня была очень умна и быстро разгадала хитрый замысел Мала и его окружения. Она  решила отомстить древлянам за смерть мужа, и не допустить Мала к власти над Русью.  В «Повести временных лет», составителем которой был монах Печерского монастыря Нестор, есть описания расправы Ольги над убийцами мужа.
Князь древлян Мал отправляет в Киев ладьи с двадцатью знатными послами с целью уговорить  красавицу Ольгу выйти за него замуж. Княгиня повелевает выкопать «на теремном дворе вне града» яму и живыми закопать послов вместе с ладьями. 
Затем она посылает гонца к древлянам с просьбой прислать ещё более именитых послов для того, чтобы с великой честью пойти за князя замуж: «Да аще мя просите право, то пришлите мужа нарочиты, да и велицъ чти приду за ваша князь, еда не пустятъ мене людье киевъстии»*.
     Знатным гостям, по традициям русского гостеприимства, Ольга приказала вытопить баню. А когда те стали мыться, закрытые двери  подожгли, и послы были сожжены заживо.
После этого княгиня сообщила древлянам, что едет на могилу мужа и просит Мала, чтобы её встретили достойно. Также она просит привезти «меды многие», чтобы устроить тризну: «Се уже иду к вамъ, дапристройте меды многи в градъ,иде же убисте мужа моего, да поплачуся падъ гробомъ его, и створ ю трызну мужю своему»*. Взяв небольшую дружину, Ольга отправилась на могилу мужа.
Отдав все почести, княгиня повелевает  над могилой насыпать большой курган, как было положено по языческим обычаям.  Когда холм был насыпан,  она стала угощать древлян крепким медом. Опоив всех, приказала своим дружинникам рубить древлянам головы. Так было уничтожено пять тысяч лучших воинов  князя Мала.
Вернувшись в Киев, Ольга собрала войско и пошла на Деревскую землю. Вскоре город  Искоростень, место гибели Игоря, был окружён. Простояв все лето, но не сломив сопротивление его жителей,  княгиня пошла на хитрость. Она предложила горожанам выплатить ей дань: по три голубя и по три воробья с каждого двора: «Нынъ у васъ нъсть меду, ни скоры, но мало у вас прошю: дадите ми от двора по 3 голуби да по 3 воробьи. Азъ бо не хощю тяжъки дани възложити, яко же и мужъ мой, сегопрошю у вас мало»*. Древляне  собрали всё, что попросила Ольга и оправили ей птичью дань. И как же жестоко поплатились они за свою доверчивость! К лапке каждой птицы был привязан горящий трут с серой. Птиц отпустили, и они вернулись к своим жилищам. Вскоре весь город запылал. Люди стали спасаться бегством. Многих перебили дружинники, других взяли в рабство, а оставшихся обложили тяжелой данью.
Вот так отомстила гордая княгиня древлянам за гибель мужа.
Далее мудрая Ольга взялась за устроение своего государства. Она установила размер дани и
определила сроки её подачи. Всю территорию, которой владела, поделила на административные единицы и в каждой назначила своего управителя. Государство росло и укреплялось. Появились государственные заставы, которые охраняли богатыри. В Гардарику* потянулись караваны с товаром. В войска на наемную службу стали брать немцев и скандинавов.
В 6455 (947) году княгиня Ольга отправилась в Новгород и в Псков, устанавливая погосты - центры торговли и обмена. Также  в этих городах она упорядочила сбор дани и оброков. Погосты стали обрастать населением, и началось строительство храмов. Появилась необходимость в каменном градостроительстве.  Одними из первых каменных строений стали дворец  и загородный дом княгини.
Вернувшись, Ольга  на протяжении семи лет проживала с сыном в Киеве, занимаясь его воспитанием и образованием. Княгиню любил простой народ. Она была мудра, милостива, честна и справедлива. Но за ум и волевой характер её не любили и боялись враги.
В 6463(955) году княгиня отправляется в Константинополь для принятия христианской веры и крещения.. "Господь избрал ее как честный сосуд для пресвятого имени Своего, да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию истинного Бога…» (из жития св. Ольги).  Вскоре она была крещена, получив при таинстве крещения имя Елена.

«В лъто 6463 (955). Иде Ольга  въ Греки, и приде Царюгороду. Бъ тогда царь Костянтинъ, сынъ Леоновъ*; и приде к нему Ольга, и видъвъ ю добру сущю зъло лицемъ и смыслену, удививъся царь ея,  бесъдова к ней, и рекъ ей: «Подобна еси царствовати въ градъ с нами».  Она же разумъвши рече ко царю: «Азъ погана есмь, да аще мя хощещи крестити, то крести мя самъ; аще ли, то не крещюся»; и крести ю царь с патреахомъ. Просвъщена же бывши, радовашеся душею и тъломъ; и поучи ю патреархъ о въръ, и рече ей: «Благословенна ты в женах русских, яковозлюби свът, а тьму остави. Благословите тя хотятъ сынове рустии и в послъдний родъ внукъ твоих»*.

 Царь Константин стал крёстным отцом Ольги. Он дал новообращенной дочери все церковные  заповеди и уставы, познакомил с христианской жизнью. Она внимательно слушала наставления, внимая каждому слову, а затем произнесла: «Молитвами твоими, владыко, да схранена буду от съти неприязнъны». На следующий день был устроен торжественный обед.  Константин позвал Ольгу к себе и предложил выйти на него замуж, на что  княгиня ответила: «Како хочети мя пояти,крестивъ мя самъ и нарекъ мя дщерею? А въ хресттеянехъ того нъсть закона, а ты самъ въси»*. Понял царь, что перехитрила его мудрая княгиня  и, осыпав её многочисленными дарами, отпустил в Киев.
Вернувшись домой, Ольга начала строить храмы во многих своих городах.  В 959 году предприняла попытку  сделать христианство государственной религией, но попытка не увенчалась успехом. Не получилось у Ольги и привести сына к вере. Боясь насмешек от воинов своей дружины, Святослав всячески отвергал предложения и продолжал жить по языческим законам. Своим  же дружинникам  принимать христианство князь не запрещал.
За это время Святослав возмужал, стал сильным, решительным и постоянно вел борьбу за упрочение Киевской Руси и расширение границ государства. Сначала он одержал победу над хазарскими племенами, затем подчинил себе вятичей и завоевал 80 болгарских городов.
Ольга же управляла Киевом и занималась воспитанием внуков. Она горячо молилась за русский народ, прося бога, чтобы он привел их к истинной вере.
В 6477 (969) г. печенеги, зная, что Святослава нет в городе, осадили Киев. Начался голод, не хватало воды. Ольга с горячей верой молилась, надеясь на чудо, и оно произошло.
На другой стороне Днепра расположилось небольшое войско под руководством воеводы Претичи. Но выступить против кочевников малочисленная дружина не решалась. Юноша, который умел говорить на языке врага, сумел  выбраться из Киева и хитростью пройти через весь вражеский стан. Держа уздечку в руках, спрашивал, мол, никто не видел его коня? Добежав до Днепра, он ринулся в воду и добрался к дружине целым и невредимым. 
 На следующее утро, затрубив громко в трубы, войско под командованием Претичи двинулось на помощь жителям Киева. Из города им ответили тоже ревом труб. Решив, что это Святослав вернулся со своим войском, печенеги отошли от стен Киева. Ольга, вознеся благодарственную молитву Господу за чудесное спасение, послала гонца к Святославу. Узнав о попытке печенегов захватить Киев, он вместе с войском быстро возвратился домой и отогнал врагов в степи. Вскоре был заключён мир.
В последние годы  Ольга часто болела. И, предчувствуя свою скорую кончину, упросила сына остаться при ней до самой смерти: «Погребъ мя, иди ямо же хочеши».
11 июля 969 года,в возрасте восьмидесяти лет, приняв святое причастие, с молитвой к Господу и пресвятой Богородице она покинула грешный мир. Похоронили  княгиню, как она и  просила, по христианской традиции.
Прошло двадцать лет.  Великий князь Владимир, внук Ольги, закончил дело, начатое бабушкой. Он крестил русский народ в водах Днепра, тем самым утвердив христианство на русской земле. Так  исполнилось мечта Ольги о крещении Руси.
Примерно в 970-988 года княгиня Ольга стала почитаться как святая. В 1007 г. её нетленные мощи  были перенесены в церковь Пресвятой Богородицы под названием Десятинная. « В лето 989 задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородицы и послал привести мастеров от Греков.  И начал её строить, и когда кончил строить, украсил её иконами, и поручил её Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней Корсунских попов, дав ей всё, что взял перед этим в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты.  И сказал:
-Дано церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов…»
(Игумен Сильвестр, летописец).
Святые мощи, которые  «светящееся яко солнце»* были положены в каменный гроб с окошечком для поклонения, и когда к гробу подходили  истинно верующие люди, то окошечко открывалось, и они могли видеть святую, получая при этом  исцеление от болезней.  В 1547г. Ольгу причислили к лику равноапостольных святых. 11(24) июля стал днём памяти святой равноапостольной Ольги.
Высоко отзывался об Ольге и её управлении государством Н.М. Карамзин: «Мудрым правлением своим доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами».
Святая равноапостольная Ольга, которую в древности называли "корнем правоверия" «по всей Рустей земли первая разорительница кумирьским требищам и правоверию основание». "Блаженная Ольга явилась как заря пред наступлением светлого дня святой веры во Христа — Солнца правды, воссияла подобно луне во мраке ночи, то есть во тьме идолослужения, облегавшей Русскую землю. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой"*
Святую равноапостольную Ольгу почитают как покровительницу вдов и новообращённых христиан.
 
Пояснения:
Царь Констянтинъ, сын Леоновъ – Константин Багрянородный, сын Льва Философа.
Слова в кавычках взяты из «Повести временных лет».
«светящееся яко солнце» - из жития.
"Вот убили мы князя русского; возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава,- возьмём и сделаем ему, что захотим"
"Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди".
"Вот уже иду к вам, приготовьте мёды многие у того города. где убили мужа моего,да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну".
"Нет теперь у вас ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало".
В 955 г. отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился её разуму, беседуя с нею,  и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: "Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь".И крестил её царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась и душой и телом. И наставил её патриарх в вере и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях внуков твоих".
"Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь"

 24 июля Православная церковь чтит память святой равноапостольной Ольги.

 
Адрес фото:http://young.rzd.ru/blog/publi…
24 июля Православная церковь чтит память святой равноапостольной

 


Рецензии
Оля. спасибо. Прочла с большим удовольствием.

Лилия Синцова1   11.10.2013 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.