Алтай душу лечит Часть 5 Тайга... да километры

Вот уже на протяжении шести лет, как продолжение самого увлекательного приключенческого романа, я жду рассказов нашей землячки Татьяны Бобковой об  очередном таежном походе. Ее впечатления  о дивной красоте алтайских вершин и горных рек, о том какие радости и испытания подстерегают изнеженных комфортом горожан,  не оставили равнодушными многих наших читателей.
Некоторые из них, под впечатлением от прочитанного решались лично испытать себя тайгой... И вот теперь,  просматривая кадры из нового таежного фотоотчета, неожиданно увидел знакомое лицо балаковской тележурналистки Натальи Габуния. Вот те на... и Наталья «обрюкзачилась»! Означает ли это, что  теперь в отряде  поклонников таежного «ведуна» Палыча появилось  свежее пополнение?!
К ТАИНСТВЕННОМУ ОЗЕРУ ДАРАШКОЛЬ!
Название любого туристического маршрута отражает главную достопримечательность похода, и в этом сезоне им стало заповедное и таинственное озеру Дарашколь (в переводе с алтайского Красивое озеро), - начала свой рассказ Татьяна. - Расположено это чудо природы в верховьях долины Иолдо-Айры, левого притока реки Кучерла на высоте 2140 метров над уровнем моря. Отгородившись амфитеатром остроконечных скал, озеро будто спряталось от людей в труднодоступном высокогорье. К озеру Дарашколь обычно ходят бывалые туристы. Однако, несмотря на то, что состав нашей группы получился возрастной (от 30 до 73 лет), да еще с новичками,  никогда не ходившими в пешие походы, мы на свой страх и риск выбрали именно этот маршрут. Я, как ветеран и завхоз группы, решила занять позицию наблюдателя, и даже стала вести дневничок, в который записывала самые интересные и драматические моменты.
ЖЕНСКИЕ ГРЕЗЫ И ПЕРВЫЕ СЛЕЗЫ
Команда из 11 мужчин и 7 женщин у нас подобралась просто замечательная! Люди — представители шести городов (из Москвы, Питера, Петрозаводска, Челябинска, Новосибирска и Балаково), сплошь творческие и интеллигентные. Один мужчина  - профессор, даже в экстремальных ситуациях не изменял своим правилам: в опасном месте непременно останавливался и поочередно подавал дамам руку, как при выходе из общественного транспорта. На первых порах всех это очень забавляло.
Из женской половины группы особую тревогу вызывали у меня Ирина и Людмила (обеим за пятьдесят, в пеших походах никогда не участвовали, а с нами пошли с заветной мечтой: оставить в тайге лишние килограммы собственного веса). Мудрый инструктор Палыч, всегда шедший во главе группы, сразу определил им место за собой, и ориентируясь на их состояние, выбирал темп движения и остановки для минутного отдыха. Обе дамы держались стойко, больше всего опасаясь подвести группу.
Людмила, уверенная, что в походах туристы живут впроголодь, первое время удивлялась трехразовому питанию. - Зачем тащить столько продуктов и возиться с этими завтраками и ужинами?  Достаточно горячего обеда! Но к концу второго дня, такие вопросы отпали сами собой.
Мы попали в полосу дождей, с неба вода, кругом влага — невозможно просушить одежду и палатки. Во время третьей ночевки Ирина, забравшись в палатку, тихонько плакала. Всем очень хотелось ее утешить и как-то поддержать, но мы не стали этого делать. Человеку в таком состоянии нужно выплеснуть эмоции — легче будет.
Приятно удивила всех Наталья Габуния — это ее первый поход, и, несомненно, потрясения от нагрузок были, но снаружи - только позитив и искренний восторг от  увиденных таежных красот. Позже Палыч выдал по этому поводу такое резюме: «Люблю балаковцев за оптимизм и отсутствие травматизма!».
ПОД НАМИ ОБЛАКА И ЛЕДНИКИ...
Самый трудный переход через перевал Кара-Тюрек, высота которого 3600 метров, пришелся на четвертый день. Мы шли девять (!) часов по каменистой тропе, которая все время круто поднималась вверх.  Воздух разряжен, дышать нечем, у всех отекли лица: вместо глаз щелки, и мы стали похожи на коренных алтайцев.
С неба непрестанно лил дождь, вся поклажа намокла и потяжелела. В группе случилось ЧП: на подъеме Людмиле стало плохо, и она начала задыхаться. Пришлось сделать внеплановую остановку, чтобы перераспределить содержимое ее рюкзака по остальным членам группы.
В общем, досталось всем... В память об этом перевале в моем дневнике осталась такая коротенькая запись: «Где взять силы и терпение? Зачем тебе все это надо?!!! Ответа на вопросы нет...». И это при том, что у меня за плечами пять таежных походов, а каково новичкам?!
Но когда мы поднялись на вершину перевала, то открылась фантастическая панорама: внизу под нами проплывали облака, укрывая собой ледники, которые во время восхождения мы не видели.  Многие признались, что в тот момент испытали самое сильное в своей жизни чувство гордости и эмоционального подъема.
ТАЕЖНЫЙ РЕСТОРАНЧИК
В награду за перенесенные испытания Палыч разрешил нам суточный отдых в кедровой роще, которая совпала с днем рождения нашего балаковского «спортландца» Виктора Шмидта. Утром, за полчаса до подъема мы украсили наш лагерь надувными шариками и стали готовить традиционное праздничное блюдо - манную кашу. Оказалось, что наш проводник встал еще раньше, сходил в одно ему ведомое место и принес Виктору свой воистину царский подарок — здоровенный корень женьшеня!
Во время перехода мы заметили, что над нами с интервалом в час пролетают вертолеты. Оказалось, что недалеко отсюда, посреди тайги в живописном месте на берегу озера есть элитная баня, в которую состоятельные люди из Барнаула и Новосибирска прилетают  попариться. Мы, заинтригованные такой новостью, упросили Палыча «чуть-чуть» скорректировать наш маршрут.
Банька и в самом деле оказалась расчудесной: парилка с душистым травяным паром,  с хвойными и лиственными вениками. Недалеко от бани стояла избушка, на которой красовалась притягательная надпись «Ресторан». В нем коротали время две женщины-алтайки, мы стали интересоваться меню и ценами, но в ответ на наши вопросы они  рассмеялись. - Накормим досыта тем, что имеется в наличии, а плата — 250 рублей с человека.
Впервые за шесть дней мы, отвыкшие от цивилизации, уселись за стол, который стал заполняться таежными деликатесами: шурпа, отварное лосиное мясо и медвежатина, копченые хариусы, напитки из лесных ягод. Таким пиршеством мы отметили день рождения Виктора и пересечение экватора нашего 12-ти дневного похода.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛЕТО
Вскоре на нашем пути стали встречаться березовые рощицы, а это значит, мы спустились до отметки 1600 метров над уровнем моря, выше которой березы просто не растут. А где березы — там и грибы, которые в великом множестве и разнообразии встречались на каждом шагу. Благодаря этому наш рацион обогатился грибными блюдами.
К нашему огорчению из-за погодных условий (на два дня зарядили проливные дожди) нам не представилась возможность увидеть главную цель нашего похода озеро Дарашколь. На месте нашей стоянки температура воздуха была всего +4 градуса, а в высокогорье нас ждал снег. Палыч, оценив ситуацию, посчитал опасным вести нас к озеру по  обледеневшим камням. Ничего не поделаешь, попытаемся добраться до озера на следующий год.
Зато возвращение на финальную точку нашего маршрута показалось легкой увлекательной прогулкой: продукты подъели, рюкзаки полегчали, изменился климат, а вместе с ним и погода. Мы вернулись в лето, Палыч баловал нас необыкновенно вкусной ухой и балыками из пойманных им хариусов. Однажды мы набрели на огромную поляну земляники, которую собирали ведрами и кателками. Дамы не упустили возможность сделать из ягод косметические маски.
Прощальный вечер с костром, который называется «инструкторским», получился очень трогательным. Анатолий Павлович Андреев — наш родной Палыч, для каждого подобрал какие-то очень важные и проникновенные слова, которые запоминаются на все жизнь. В свои 73 года он повидал множество людей, оказавшихся в экстремальных условиях, поэтому его оценка или похвала дорогого стоят.
НА ГРАНИ ВОЗМОЖНОГО
На протяжении всего рассказа мне хотелось задать Татьяне единственный вопрос: для чего в общем-то немолодым уже людям, отправляться в столь изнуряющие походы, переносить суровые тяготы и лишения?! Уж если так хочется хлебнуть таежной романтики, то можно выбрать маршрут, адекватный силам и уровню подготовки?
-Теперь я уже могу ответить на этот вопрос, не задумываясь, - улыбнулась Татьяна. В таких походах обостряются (открываются) все человеческие возможности и качества. Только на грани возможного, преодолев самого себя, человек бывает по-настоящему счастлив. Я уже как-то говорила тебе, что Алтай душу лечит. В городе, барахтаясь в рутине повседневности, я болею, а эти ежегодные свидания с Алтаем помогают избавиться от этой болезненной накипи цивилизации.


Рецензии
Алексей, добрый вечер! Прекрасный рассказ о людях и тайге. Настоящий путеводитель по прекрасным таёжным маршрутам с необыкновенно-живописной уникальной природе Алтая. Очень яркие впечатления и от рассказа в целом, и от его героев! Интересно, познавательно, увлекательно! С самыми добрыми пожеланиями и сердечной благодарностью за всё!

Никитина Валентина   10.10.2013 18:21     Заявить о нарушении
Привет, Харфе! Спасибо за добрый отклик!))) Я, признаюсь честно по доброй воле туда не пошел бы, сердечко не позволяет))))

Алексей Толин   13.10.2013 23:50   Заявить о нарушении
Жаль, увидев всё своими глазами, я представляю как бы ты всё обрисовал в своих рассказах и стихах!С искренним уважением.

Никитина Валентина   14.10.2013 05:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.