Ника Батхен о моей книге по истории блатных песен

КОРОТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вообще-то, размещая на Стихире рецензии на свою книгу "Песнь о моей Мурке", я каждый раз задумываюсь: а стоит ли? Не воспримет ли читатель это как самолюбование, стремление "порисоваться" или, как говорят в определённых местах, "прокатить на понтах"?

Ну, если кто-то именно так и решит, я разубеждать не буду. Бесполезное занятие. Скажу просто: цель моя - привлечь внимание не к себе, а именно к этой конкретной книге. К теме. Книг у меня много - хороших и разных. Но вот эта стоит на особом месте. С неё, пожалуй, начинается осуществление моей мечты: создание яркого, занимательного литературоведческого памятника русской уголовно-арестантской культуре. И радостно, что эта попытка увенчалась успехом, который попытаюсь развивать далее.

И особенно приятно, когда твой труд оценивают такие замечательные люди, чудесные поэты, как Ника Батхен. Казалось бы, автор лирических стихов, далёких от мира мизераблей, - и вдруг...

Нередко люди и хвалят, и ругают не за то, что ты сделал, а за то. что им КАЖЕТСЯ. Ника Батхен - сказала именно то, что мне так хотелось услышать...

Спасибо, Ника.
*******************

Сайт питерской книжной ярмарки

28.01.2011

НИКА БАТХЕН. "ЖИЛ-БЫЛ НА ПОДОЛЕ ГОП СО СМЫКОМ"

Александр Сидоров. Песнь о моей Мурке
М.: ПрозаиК, 2010

Случалось ли вам задумываться, из какого кошачьего рая появилась на свет всем известная Мурка, кто такой Гоп со смыком и сколько дорог прошел пресловутый шарабан, прежде чем с грохотом прокатиться по подмосткам блатной песни? Если вы откроете книгу Александра Сидорова, вы узнаете о классической блатной песне всё. При этом вы получите не сухие и безвкусные выдержки академических исследователей, а живые рассказы истинного любителя. Перед вами развернется панорама России с конца 19 века до послевоенных лет, со всеми прелестями колоритнейших типажей — от одесских налетчиков, и Лиговских хулиганов, до Роберта Штильмарка и Отто Юльевича Шмидта. Автор знакомит нас со всеми вариациями популярных блатных песен, раскроет все тонкости смысла, подтекста, контекста, прямых цитат и завуалированных аллюзий, скрывающихся в этих незамысловатых романсах. Нужно досконально изучить эпоху, чтобы оценить во всей полноте сокровища «Мурки» и ей подобных текстов. Автор знает, о чем пишет — исследованиями блатного фольклора он занимается не один десяток лет.

Смотрите сами — у той же «Мурки», оказывается, было более 20 вариантов текста. Мурка была и Любкой и Машей и Марусей и даже Сурой, в честь знаменитой воровки Соньки Золотой ручки. Её считали боевичкой анархистов Марией Никифоровой, сотрудницей УГРО Марией Евдокимовой и красавицей-любовницей Бориса Савинкова Натальей Климовой. Родиной песни объявляли Одессу, Петроград, Москву и даже Амурскую область (Мурка из Амурки). А после печально известной истории с «Челюскиным, по стране разлетелась неполиткорректная пародия на всем известный мотив, в которой главными героями стали несчастные сидельцы на льдине. «Мурку» распевали в сибирских лагерях, уголовных «малинах» и дорогих ресторанах. И посейчас её популярность сравнима с лучшими русскими народными песнями — обаяние «Мурки» бессмертно, даром, что героиня давно схлопотала свою маслину и упокоилась один бог знает где.

У «Шарабана» история не менее драматична — «американка» прикатила к нам прямиком из белогвардейских отрядов, где пользовалась невероятным успехом. Сейчас в это сложно поверить, но в начале 20-х под «Шарабан» шли в бой и умирали молодые поручики, которым не суждено было повзрослеть. Зато у лучшей исполнительницы этой песни, Маши Шарабан, судьба сложилась настолько счастливо, насколько она могла сложиться у юной горничной, совращенной студентом и долгие годы подвизавшейся в роли кафешантанной певички. Она окончила дни княгиней, в первом браке родила сына, во втором сына и двух дочерей, и в почтенном возрасте упокоилась под благословение церкви, как честная прихожанка. А как именно это произошло — вы узнаете, прочитав книгу.

Столь же подробно рассмотрены истории песен «Гоп со смыком», «Марсель», «С Одесского кичмана», «Позабыт-позаброшен», «Бублички», «Папиросы», знаменитой «Постой паровоз, не стучите колеса» и многих других. Отдельная лакомая изюминка — вы узнаете, кто такой был цыпленок жареный и какой дурной ветер понес бедную птичку гулять на Невский. Широчайшая эрудиция автора, огромный объём поднятых им материалов и тем, знание мельчайших деталей быта — как уголовного, так и «светского» поражает любое воображение. И всё это прекрасно написано — живо, образно, с юмором и без претензий на великие истины — словно болтаешь с автором в университетской курилке.

Всем любителям истории, фольклористики, «городского романса» и хорошей литературы вообще книга просто предписывается к прочтению!



Рецензии