Осенней грусти полоса
чиркнула край, задев живое,
низвергнув памятью в былое,
нажав собой на тормоза...
Картины прошлого храним
как старой плёнки кинокадры.
Во многом не осталось правды-
фантазий грустных лёгкий дым.
Навеет осень ворох дел
попутным ветром с листопадом,
страстей негаснущих лампада
лишь светит... душу не согрев.
Куда ни бросишь беглый взгляд
примет осенних сплошь и рядом,
оттенки красного парадом
на листьях пламенем горят.
Ушла теплыни благодать,
сезон дождей уйдёт с повинной
и первых заморозков иней
украсит крон ветвистых рать...
..."Alex"...
051013
Свидетельство о публикации №113100508929
Такая активная яньская экспозиция переходит к описательной стороне и читатель видит как тема "памяти" приобретает материальные проекции. Повествователь сравнивает ее с кинокадрами пленки, и это сопоставление не в пользу человеческого умения хранить информацию. Констатация того, что часть реальности подменяет фантазия — почти медицинский диагноз расщепления сознания...Это можно сделать и объяснением сплина осеннего, и странной, но наверное живучей параллелью с деревьями. Они сбрасывают листву, а люди утрачивают связь со своими картинками прошлого, превращая его из реальности в часть фантомного театра, где явь уже перемешалась с навью.
Сравнение осенних страстей с лампадой, имеющей свет, но не греющей, очень точно отражает ту мысль, что при всей своей покладистой пассивности, осень отнюдь не "добродушный и не иньский период времени года", и ее оголение — не слабость, а проявление жизни, силы, стойкости. Лампада она не предназначена для тепла, ее смысл в свете и его сбережении на продолжительное время, но когда человек смотрит на нее не имея ничего за душой, опустошенный и уставший от осени, даже привычные на уровне подсознания религиозные паттерны не могут согреть этот холод. С осенью из нас тоже уходит лето...
Тема холодного огня продолжается багрянцем листвы, и эта отстраненность природы хорошо отражена через сравнение ее с "парадом" — формальным официальным шествием имеющим массовый характер, длительный этап подготовки и внешнее, скорее торжественное, а не эмоциональное целеполагание. Так и красота природы, не наполняет лирического героя, а наоборот, обесточивает. Вообще очень импонирует настрой в подаче картин природы, в нем нет той сусальности, которая видит в природе почти икону. Ее законы не всегда соотносимы с той красотой, на которую резонирует человек, глядя на нее. Такой прагматический и реалистический подход к среде обитания проявлен в лексическом слое, в отсутствии высокой лексики: "ворох дел", "оттенки красного парадом", "ушла теплыни благодать".
Автор не одухотворяет природу, а скорее придает ей звучание социума, так вместе с "парадом" и "ратью крон", которые являются маркерами военной тематики, появляется и юридический сленг "сезон дождей уйдет с повинной", что делает звучание пейзажной лирики приближенной к городской.
Кшесинская Деметра 21.11.2020 20:29 Заявить о нарушении
Столь оригинальный подход к рецензированию импонирует и даже впечатляет.
И во славу кого или скорее чего?
Особая признательность в Ваш адрес.
Столь развернутой рецензии никогда не ждал и не
получал. Сейчас только понял, что что-то должно измениться в моем восприятии этого хобби.
Ещё раз огромное спасибо и всех благ!!
С Уважением к Вашему труду, Алекс.
Алекс Фельдин 21.11.2020 23:04 Заявить о нарушении