Стихополотно. Человек толпы
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Оскар Хуторянский. Закон толпы - цикл стихов http://www.stihi.ru/2016/10/09/8164
Человек толпы неуязвим,
Он не осязаем и безлик,
Гении бессильны перед ним,
Он своим безумием велик.
На его плечах стоит тиран,
На его спине могучий трон,
И разрушил он не мало стран -
Жуткий, смрадом дышащий дракон.
Его возраст - сотни тысяч лет,
Его слуги: злоба, зависть, страх.
Он собой затмить стремится свет,
Все живое превращая в прах.
И когда кровавые дожди
Воплощают в явь кошмарный сон,
Как грибы пред ним встают вожди:
Сталин, Гитлер и Наполеон,
И зовут его на ратный бой.
Горд зверюга, что непобедим,
И он вновь становится толпой,
И земля опять горит под ним.
© 11.01.2012 Игорь Кораблин
Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея»: «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами»
*~~~
Фромм в книге «Человек для себя»: «Современный человек считает, что читать и писать — это искусства, которым следует учиться, что стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим можно лишь благодаря серьезному обучению, но ЖИТЬ — это нечто настолько простое, что не требуется никаких особых усилий, чтобы этому научиться. Просто потому, что каждый «живет» по-своему, жизнь считается делом, в котором каждый — знаток. ...Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих личных интересах, а на самом деле он служит чему угодно, но только не интересам своего реального «я». Современный человек живет по принципу самоотречения, а мыслит с точки зрения личного интереса. Он считает, что действует в своих личных интересах, в то время как в действительности его первостепенным интересом являются деньги и успех; он не отдает себе отчета в том, что его самые важные человеческие возможности остаются нереализованными».
*~~~
«Я не могу сказать, является ли то, что все называют «счастьем», на самом деле счастьем или нет. Я знаю только одно: когда я наблюдаю за тем, как люди его добиваются, я вижу, как их несет в общем потоке человеческого стада, мрачных и одержимых, не способных остановиться или изменить направление своего движения. И все это время они утверждают, что еще немного — и они обретут это самое счастье. Мое мнение таково: вам не видать счастья до тех пор, пока вы не перестанете его домогаться».
© Чжуан-цзы (чит. по: Нискер В. Безумная мудрость).
*~~~
Цивилизация движется вперёд, а вместе с ней и человек – бежит наперегонки с самим собой. Куда? А куда и все, лишь бы не отстать. Интернет, и основная масса - в Интернет. Для чего? Многие уже давно не знают для чего, просто бегут по бурному течению цивилизации, чтобы не отстать, бегут в толпу. В массе Интернета все равны, и рабочий, и директор, и известный человек и безызвестный, все уверенны в своих силах, потому что заодно со всеми, всех объединяет какая-то идея, мечта, замысел, стремления, ради которых человек толпы готов на всё.
В нашем современном обществе, где каждый испуган и изнасилован своими проблемами, принятыми в обществе законами, условностями, хочет изо всех сил казаться лучше, чем есть, хочет быть героем в обществе, где принято сдерживать свои эмоции и чувства. Но в себе всё не удержишь. Эмоции вырываются наружу. Именно в толпе легко выпустить свои эмоции на волю, дать волю чувствам, почувствовать себя свободным ото всех. Именно здесь, в массе Инета, тебя никто не осудит, ты ничего и никого не боишься, ты не одинок, тебя не царапает страх и совесть, с собою рядом суетятся такие же… В толпе комфортно… Здесь люди стремятся к беспечной жизни, с единой идеей, уходя от своих неразрешенных проблем, бегут от реальной жизни, прячась за образами в Инете… Человек заодно со всеми, сам не зная, за что?
Двадцать первый век – век человека толпы, разучившего носить простое имя Человек, потерянного от себя, от своего внутреннего Я. А толпа, с выпущенными в ней эмоциями становится отдельным энергетическим сгустком, способным смести всех и всё на своём пути… Средства массовой информации, публичные сайты с рейтингом не дают человеку возможности побыть наедине с самим собой. Чем закончится виртуальная жизнь каждого конкретного человека еще не известно… Увы, жизнь многих поэтов уже закончилась инфарктом…
«Этот старик, — произнес я наконец, — прообраз и воплощение тягчайших преступлений. Он не может остаться наедине с самим собой. Это человек толпы…». Писал Эдгар Аллан По в «Человеке толпы» http://www.lib.ru/INOFANT/POE/Crowdman.txt Так заканчивается рассказ Эдгара А. По «Человек толпы». Даже в мире Поэзии люди не могут уже оставаться наедине с собой…
Толпой легко управлять, люди становятся управляемыми извне, подчиняясь командам. В древности ораторы были способны управлять толпой, направлять в нужном направлении. Из толпы растут революции, перевороты, войны. Сейчас нас учат культурному пребыванию в толпе на литературных сайтах и др., ускоряя и сжимая наше время... Толпа не любит сомневающихся и безжалостно убивает их. Опытные властелины Слова проверяет реакцию толпы на слова, как бы настраивая толпу, берут управление толпой в свои руки. Это искусство осваивают немногие, но, освоив, они себя считают Богами, Человеком толпы, уже в ином смысле. Такие становятся кумирами, а по сути, энергетическими вампирами… Всё больше и больше шоу, выступлений, конкурсов… Но даже такое безобидное – проголосовать, отдать голос или рецку, подразумевает выплеск энергии в пользу главного кандидата. Если бы эта энергия шла да в нужное русло…
И имеет ли место толпа в мире Поэзии?
Человек – часть природы, в её гамаке ему уютно, мысли спокойны. Да, детство – были и речки, и удочки, простор взору, простор душе… Взрослеем, жизнь меняется, вытесняют города, взрослые… Но и в мире всё меняется, видоизменяется… Приспосабливаемся к внешним условиям. Внешне. А, вот, внутренность человеческая никак порой не хочет приспособиться к новому, подавай ей, как было… Главное, чтобы взгляд на мир оставался ясным, детским, а мысли к тишине стремились, сбрасывая шум уходящего Дня…
Природа обгонять время не торопится... А человек, с развитием технического прогресса, всё больше и больше спешит из-за страхов отстать… от общества, общественного мнения, от комфорта, от новых знаний, моды и т.д… От массы, от толпы. Если человек прислушается к внутреннему голосу, интуиции, то поймёт, что быстрее всего достигаешь цели, когда идёшь медленно… А кто это не понимает, тот отправляется к праотцам, так как жизнь не склонна проявлять жалость. Сострадание жизни и природы – смерть… Тише едешь – дальше будешь…
А Интернет – наш помощник, наши знания, наш Меч, для МечТы…
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
КНИГУ ИСТИНЫ МЫ ПИШЕМ СООБЩА...
СЕБЕ ЗА ЗАМЕТКУ.
Я делаю то, что должен...
Пускай меня кличут пошлым…
Маммона – не мой кумир
Я делаю то, что должен,
А дальше - хоть рухни мир.
Я делаю с сожаленьем,
Всегда не успеть боюсь,
Со страхом и отвращеньем
Всё то, чем потом хвалюсь.
И хвалят меня другие,
Но это всегда потом,
Застенки когда лихие
Меняю на отчий дом.
Сперва же им лучше видно,
Что правы всегда лгуны!
Кликушат: «А вам не стыдно?!..»
И целят нож в центр спины.
И жизнь, как иголки кончик,
Спешат мне сломать «друзья»,
Но долг - не очки, не зонтик –
Случайно забыть нельзя.
Всегда выходя из дома,
Я знаю, меня «пасут»,
Но я не впадаю в кому,
Я – должен, они – возьмут!
20131122
© Copyright: Михаил Гуськов, 2013
Свидетельство о публикации №113112300039
http://www.stihi.ru/2013/11/23/39
Рецензии на произведение «Я делаю то, что должен...»
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 12 по 3
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Дорогой Михаил,вы НАСТОЯЩИЙ ПОЭТ и всегда делаете то, что должны. А должны Вы нам ещё много прекрасной поэзии, которую ждём от Вас. Целиком присоединяюсь к предыдущей рецензии Людвика Сильвестрона и считаю Вас истинно НАРОДНЫМ. Вот моё мнение о торжественной церемонии в ЦДЛ: http://www.stihi.ru/2013/11/24/6657.
С уважением, Брагина.
Евгения Брагина 24.11.2013 16:47 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Со мной ГОСПОДЬ!
А с вами - с рогами!
Евгения Брагина 24.11.2013 17:23 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Дорогой Михаил! Вы яркая и неординарная личность. Талантливый русский поэт, каких единицы, поэтому и злопыхателей так много. Одного без другого не бывает, так на Руси заведено, такие традиции. Какая самая большая радость - у соседа корова здохла! Какое самое большое огорчение - он, гад, лучше меня! Это философия жизни. Люди умные и думающие, разбирающиеся в творчестве Вас любят и читают с удовольствием! Значит Вы не зря живете на свете, Вы нужны, и Ваше творчество - необходимо людям.
Обнимаю, Ваш Рыцарь
Людвик Сильверстон 24.11.2013 07:59 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Спасибо, рыцарь Людвик!
Если наш сайт - это зеркальное отображение нашего общества, то всем нам, стихирянам, надо незамедлительно преобразиться или на России скоро "модераторы" напишут "Произведение не отображается", да еще и нерусскими, а любо английскими буквами, либо арабской вязью или китайскими иероглифами.
Ваш магистр де Гус
Михаил Гуськов 24.11.2013 11:34 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
И жизнь, как иголки кончик,
Спешат мне сломать «друзья»,
Вы, Михаил, что, Кащей?)))
Сержио Поэто 23.11.2013 23:07 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Конечно, Сережа, потому что с такими "друзьями", как Вы, чтобы выжить, надо иметь девять жизней. В России, кто хочет выжить - должен быть кащеем, иначе "свои" же одним только "юмором" укокошат, не говоря уже обо всем остальном.
Михаил Гуськов 24.11.2013 05:23 Заявить о нарушении правил
не думал, что и Вы - Такой! ну да ладно, не привыкать
Сержио Поэто 24.11.2013 08:57 Заявить о нарушении правил
Я тоже на думал, а знал, что и Вы такой. Сережа, милый, мы все такие - кащеватые юмористы.
Нас - по шерстке - мы урчим,
против шерстки - мы пищим.
Показал я Вам, Поэто,
что не стоит делать это -
дергать бороды друзей,
и за вихры драть детей!
Михаил Гуськов 24.11.2013 11:39 Заявить о нарушении правил
боже, боже...
я когда-то хотел Вам написать в личку, чтоб Вы меня морально поддержали
исходя из Вашего обращения ко мне, типа "мой дорогой друг"
хорошо, что тогда я этого не сделал!
Вы правы, однако в мысли о "друзьях" - лучше враги, чем "друзья"
мне теперь четко понятно, в каком я у Вас списке!
всех Вам благ, Михаил!
Сержио Поэто 24.11.2013 12:04 Заявить о нарушении правил
Серж, Вы пошутили со мной и я с Вами - какие обиды?
Михаил Гуськов 24.11.2013 16:29 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Настоящего бойца видно издалека...:)
Читала, Михаил, оба Ваших удаленных произведения - и про императорский двор Китая (просто замечательно! :)) и открытое письмо администрации сайта (полностью с Вами солидарна...).
Вот только один момент - может быть, я и ошибаюсь,конечно, просто думаю - если в стране нет демократии и свободы слова - откуда они появятся на отдельно взятом сайте?! :(
Люблю Вашу лирику, уважаю героическую борьбу - желаю успехов!
С наилучшими пожеланиями,
Саша.
Александра Радужная 23.11.2013 18:00 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Я-то боец, да вся моя армия разбежалась, и топчется в прихожей у Зивонкина, вымаливает себе прщение и от Гуськова открещивается.
Михаил Гуськов 23.11.2013 21:41 Заявить о нарушении правил
Елене - Ваш комментарий удалила...Не люблю, когда вмешиваются в беседу без разрешения...:)
Михаил - почему-то мне кажется, что и "один в поле воин"...:) И еще - в рыцарские времена было неписаное правило - дворянин с кучером на дуэли не должен драться..:)
С улыбками и пожеланиями хорошего настроения,
Саша.
Александра Радужная 23.11.2013 22:08 Заявить о нарушении правил
Спасибо, Александра, что сообщили об этом. простите за влаз.
Не могла промолчать из-за очередной лжи лжедворянина. Только настоящие мужчины умеют проигрывать молча, Гуськов не из тех...
Елена Амосова 23.11.2013 22:29 Заявить о нарушении правил
А кучеры на дуэли никогда и не дрались, они в морду кулаком... БЕЗ ВСЯКИХ СЛОВ
Ирина Петал 24.11.2013 00:19 Заявить о нарушении правил / Удалить
без слов говорите... а чего тогда плач Ярославны по всему сайту?
Елена Амосова 24.11.2013 00:42 Заявить о нарушении правил
Так если громко не плакать, никто не услышит.
Дп и какой резон молча плакать?
Ирина Петал 24.11.2013 11:05 Заявить о нарушении правил / Удалить
А почему разбежалась армия? А потому, что Михаил на равных с ней не участвовал в боях, нёс себя над армией так сказать, чтобы не расплескать. Набрал себе крепостных, а сам барином летал сверху на аэроплане и указания давал.
Так что всё закономерно, считаешь себя выше других, отделяешься от народа, ну и народ тебя не поддержит никогда.
Любая конструктивная программа начинается с позиций взаимоуважения, а если этого не происходит, то будущего у этой программы нет!
Сука Иеё Друг 24.11.2013 11:18 Заявить о нарушении правил
СукаМяу, Вы полностью правы, Вы, Сука и Ваш Друг - Гениальны!!!
Ирина Петал 24.11.2013 11:20 Заявить о нарушении правил / Удалить
Да все всё прекрасно понимают, и Михаил в том числе, просто сноба включил и сел прикрыв глаза рукою, а-ля жалейте меня, плачьте, а я вашей энергией заряжусь.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 11:25 Заявить о нарушении правил
Мише нужна была прибавка к пенсии, он думал, что до конца евоЙной жизни ему могли бы доплачивать ежегодно энную сумму денег... а тут такой облом...
Елена Амосова 24.11.2013 11:29 Заявить о нарушении правил
Прибавка ему не нужна, ему славу подавай, лавровый венок, овации, чтобы толпа носила его на руках, а впереди шли голые девы и разбрасывали лепестки роз. И он цезарем будет восседать на троне, попивать амброзию, дабы все к нему подходили согнувшись в три погибели, и целовали перстень на руке его, вот чего ему хочется.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 11:33 Заявить о нарушении правил
А мы тут все - люди толпы.
21 век - век человека толпы.
Ирина Петал 24.11.2013 11:36 Заявить о нарушении правил / Удалить
Эх, Миша, Миша... ))) Век золотой поэзи пропал...))
Елена Амосова 24.11.2013 11:36 Заявить о нарушении правил
Нуу, толпу тоже кто-то возглавить должен, и повести в правильном направлении. Одни хотят её в "золотой век русской поэзии" затащить,причём всё золото века этого себе забрать предварительно, другим просто поорать хочется на баррикадах, третьим - поиметь и тех и других. В чём кстати администрация преуспевает.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 11:40 Заявить о нарушении правил
В рай хотел было въехать на белом коне,
Да злодейка-фортуна сказала мне «нет!»
И Настенко вдруг Игорь взгляд бросил косой:
"Брось дурить ты, Илья, себе яму не рой.
Ты двух слов-то, Илюша, не можешь связать -
не поэзия - лесть, что конёк начал ржать".
И узду Михаило не смог удержать,
а бил в грудь, обещая меня поддержать.
Он про листья зелёные там лепетал,
Будто в зале гербарий в бреду собирал.
Белый конь, мой Пегас, потерял я твой след -
Нет триумфа! Фиаско! И я не поЕт!
Рассмешил я народ, что сбежал белый конь,
Попрошу, НрисимхА, ты за мной не шпионь!
Горе-горькое я, горе критикам здесь -
И зачем я в эфир к ночи...глупый полез?..
Елена Амосова 24.11.2013 11:42 Заявить о нарушении правил
А была ли армия?
Уж если на то пошло. Конечно, не было. Было десяток человек, которые и сейчас остались.
Не создавал я ее и сторонников не вербовал, как некоторые тут. Я только наблюдаю за процессом. Процессом подлости и благородства на стихире. И пока он по всем параметрам девять к одному в пользу подлости.
Вот Вы, что сейчас делаете - подличаете. Скорее всего Вы - э то Роман Курортный, который прикрывался то Михаилом Гуськовым в чате Вечерних стихов, то сейчас - Костей Уткиным.
Рома, нельзя так откровенно подличать. Почему Курултай распался? Потому что подлостью решило делать добро. Подлостью доброе дело не сделаешь, запомните это, дорогой Роман.
Ведь из борца с тем плохим, что было на сайте, Вы превратились в борца против Гуськова. И это на сегодняшний день стало объективно Вашей единственной целью да еще заманивать к себе людей в Рифмо-клуб.
Если бы я хотел создать армию, то, конечно, бы использовал Рифмо-клуб для вербовки своих сторонников.
Но я еще раз говорю - наблюдаю за процессом.
Михаил Гуськов 24.11.2013 11:56 Заявить о нарушении правил
Гуськов, а где же 300 или там сколько друзей Ваших? Говорили же Вам русским языком, что это не друзья, а ТЫМНЕЯТЕБЕЙКА... Дожили до старости, а мудрости так и набрались...
Вам бы не следовало Курултай трогать, ага...?!
Там без сопливых обошлись и обойдутся...
Елена Амосова 24.11.2013 12:03 Заявить о нарушении правил
Нет Михаил, вы тоже двуличный и амбициозный человек. И только о себе думаете, и плевать вам на вашу армию и сторонников, отработал человек, проголосовал за Гуськова, скажем ему спасибо, а нет, запишем его в предатели.
Реально, вы никому не помогли, и ни в какие клубы, кроме тех, которые сами когда нибудь не создадите вступать не будете (а создавать придётся, но это труд).
А я ни за белых, и не за красных, я за зелёных. Кстати идея на 50% вам принадлежала, но в две руки вы играть не захотели, понимаю...
Поэтому, я ко всем отношусь одинаково, кто ко мне с добром, к тому и я с добром, кто ко мне никак, к тому и я никак.
Вот завтра Костя, приползёт на коленях, попросит прощения, и я его прощу конечно, и даже комиссаром сделаю, и вместе с ним пойду шашкой виртуальной махать. Но я себя от армии не отделяю, я вместе с ней в боях, и аэроплана у меня нет, только верный конь, как и у всех тех, кто со мной!
Сука Иеё Друг 24.11.2013 12:07 Заявить о нарушении правил
Елена, а есть в этот мире настоящие друзья?
И,если, к примеру, меня не читают, то чего ради я буду других читатать?
Можно подумать, читатели так и прут поэтов, гениев современности, читать...
Ирина Петал 24.11.2013 12:12 Заявить о нарушении правил / Удалить
конечно есть, Ирина, и в этом можете не сомневаться. Лично я читаю своих избранных, правда не всех, не всегда читаю, но читаю от наличия свободного времени и, конечно, настроения... Удачи!
Елена Амосова 24.11.2013 12:16 Заявить о нарушении правил
Рада за Вас и Ваших читателей. Светлого Вам дня, Елена. Умная Вы женщина и очень даже симпатичная :)))
Ирина Петал 24.11.2013 12:19 Заявить о нарушении правил / Удалить
Друзей на стихире никаких нет, кроме тех, что вместе учились, или знают друг друга с детства, но есть товарищи и соратники. Вот "Курултай" это именно такая структура (была), однако лидеры движения люди психически не уравновешенные (как и все истинные пииты), не смогли поделить власть, и сдулась организация, хотя своих рядовых членов поддерживает как может.
А читать или не читать, это вопрос риторический. Хочешь читать - читай, не хочешь - не читай.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 12:20 Заявить о нарушении правил
А я вот, уже не хочу своих избранных читать - надоели они мне...
Право, избранных надо менять, как и работу, почаще...
Ирина Петал 24.11.2013 12:22 Заявить о нарушении правил / Удалить
Это к Амососвой, она фишку рубит.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 12:24 Заявить о нарушении правил
P.S
И кстати, никто не борется против Гуськова, не возводите напраслину Михаил, просто некоторые, перестали сражаться за него, а это большая разница, и число таких (как мы видим) только увеличивается...
Сука Иеё Друг 24.11.2013 12:39 Заявить о нарушении правил
А Вас, Роман, это радует, что моих сторонников становится все меньше, так это потому, что и Вы приложили к этому свою руку наряду с Рубинштейн, Тугановым, Момусом, Шрайбикусом, Уткиным и множеством других.
Вы говорите, что я не защищал Вас. Это неправда.
У меня убрали с десяток материалов, где я упоминал Ваше имя, господин Курортный. Не считая многочисленных рецензий, где я возмущался Вашим изгнанием с сайта.
Как по Вашему, было прилично Вам называться моим именем в чате Вечерних стихов?
Я, видите ли, не захотел с Курортным сфотографироваться! Обида на всю жизнь! Так я ни с кем не фотографировался со Стихиры.
Да, Роман, некрасиво Вы себя прорисовали в последнее время, если не сказать больше.
Михаил Гуськов 24.11.2013 16:40 Заявить о нарушении правил
Ууууу Михаил, а вы же кажется не были против того, о чём сейчас пишете, и чем же это упоминание имени Михаила Гуськова в чате навредило Михаилу Гуськову на этом сайте? Ааа, "Истинный Гуськов"?
И когда это Курортный писал плохо о Гуськове, и просил кого-то не голосовать за Гуськова, такое разве было? Нет!
Просто Рома высказал своё отношение к происходящему, не приукрашивая и не умоляя ничего, высказал вот и всё. А вы меду прочим Михаил писали когда-то, что "Я конечно вступлю в клуб, только нужно семь раз подумать, не то зарежут".
Так что всё это софистика Михаил, забалтывание.
Никто никому ничего не должен и не обязан. Нейтралитет, это тоже не плохо.
Сука Иеё Друг 24.11.2013 17:21 Заявить о нарушении правил
"Реально, вы никому не помогли..." -наверное, вы правы, а кому Гуськов реально помог? "кто ко мне с добром, к тому и я с добром, кто ко мне никак, к тому и я никак" -наверное, так и надо, Сука и её Друг - вы молодцы! Я тож за Добро!
Ирина Петал 24.11.2013 17:43 Заявить о нарушении правил / Удалить
И все же взрослые люди, всё прекрасно понимают, голосование - фикция. Хотели бы назначить Гуськова, назначили бы, и наоборот, набрал бы Гуськов 100000 голосов, а если он не угоден существующей на сайте власти, то всё равно ничего не получит.
Так что детский сад ей богу...
Сука Иеё Друг 24.11.2013 17:49 Заявить о нарушении правил
Неужели власть сайта так сильна? И мы, простые грешные, бессильны...
Ещё мне непонятно, Гуськой, как Гуськов, с фокусами..., а чего цепляются к его прошлым песням, "Белый конь", "Коррида"..., ведь, на мой взгляд, песни красивые, стоящие...?
Ирина Петал 24.11.2013 17:54 Заявить о нарушении правил / Удалить
Следующий год - год синего Коня..., так что все на КОНЕ въедем... в новый Год... :))
Ирина Петал 24.11.2013 17:55 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Дай Бог нам всем твердости делать то, что каждый из нас должен.
Рыжов Александр Геннадьевич 23.11.2013 16:04 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Где уж там, нам бы хоть на коленях научитьчя ползать перед всякой сволочью, а не на брюхе - уже бы великий прок был.
Михаил Гуськов 23.11.2013 21:44 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Вы когда-то написали, Михаил,
что самое сложное – это делать самые простые вещи...
Я думаю, что самое сложное – оставаться самим собой,
не поступая вопреки тому, что диктует собственная совесть и порядочность.
Вам это здорово удаётся – оставаться самим собой -
имеющим собственное мнение и умеющим его отстаивать
талантливым Поэтом.
А, стихотворение – замечательное.
С уважением,
Лана
Лана Майорова 23.11.2013 14:13 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Гуськов да Лана!
А где другие? -
У басурмана!
Предав иконы,
К Мамаю ближе,
Кладут поклоны
Да руку лижут.
Михаил Гуськов 23.11.2013 21:57 Заявить о нарушении правил
"оставаться самим собой" - меня давно заинтересовал этот философский вопрос, никак не пойму, а что такое - оставаться самим собой?
Я не то чтобы должна..., мне просто уже необходимо знать, потребность такая, а никак не пойму...
Ирина Петал 24.11.2013 00:24 Заявить о нарушении правил / Удалить
Мне кажется, Ира, что это значит - не поступать вопреки тому, что диктует собственная совесть и понятия о порядочности. Не нарушать гармонию собственного в отношениях с окружающим миром...))
Счастья и радости Вам!
Лана Майорова 24.11.2013 10:44 Заявить о нарушении правил
собственного "я"
Лана Майорова 24.11.2013 10:44 Заявить о нарушении правил
Я с Вами, Лана, согласна. Ещё бы понять, а что такое СОВЕСТЬ и ПОРЯДОЧНОСТЬ?
Вот, в человеке изначально заложены, от мамы и папы, от природы, разные черты характера. Быть собой, это что, отставивать все свои природные черты характера?
И что такое "собственное мнение", откуда оно берётся? И как его отстаивать?
Вы, Ланочка, извините, я, как Винни-Пух, в голове опилки, размышляю сама с собой, Михаил редко удосуживает со мной поговорить, я не поэт, стихов нет, читать ему неинтересно, он избранных только читает...
Ирина Петал 24.11.2013 11:28 Заявить о нарушении правил / Удалить
В ну их все размышления...! Ланочка, Светланочка, светлый Вы человек, поговорила с Вами - на душе гармония... Искренне благодарю. Мыслей Вам - от Солнышка и любви.
Ирина Петал 24.11.2013 11:32 Заявить о нарушении правил / Удалить
Не прогибаться под других - пожалуй, это подвиг :) Но Жизнь таких не любит и отправляет к праотцам...:), она любит гибкость.
Ирина Петал 24.11.2013 12:17 Заявить о нарушении правил / Удалить
Жизнь ведь всех отправит к праотцам, так лучше уйти к ним, сохранив накопленные доброту, любовь, знания...
но, и чувство собственного достоинства, собственной неповторимости и уникальности. А они не дают права "прогибаться"))
С улыбкой и пожеланием хорошего дня,
Лана
А у Михаила нет избранных - он их ликвидировал со своей странички))
Может быть воспоминания о них он хранит в Душе?))
Лана Майорова 24.11.2013 13:56 Заявить о нарушении правил
Спасибо, Лана.
"Доброта голубя - не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие. Лев Николаевич Толстой" Накопленная доброта: а как её накапливать??
Я и в самом деле очень хочу понять, что значит "оставаться самим собой". Я ещё в полной мере не понимаю.
Ирина Петал 24.11.2013 17:50 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Они в калошах лезут в душу
и воют стаею волков.
Но Вас, маэстро, не разрушат,-
они никто, а Вы - Гуськов.
Удачи, спокойствия. Ничего плохого не произошло. Неприятно,
конечно, что украли открытое письмо, но это их суть. Не дали
звания простонародного поэта, но Вы просто Поэт в отличии от
них и от меня. Леонид Рябышев.
Леонид Рябышев 23.11.2013 12:15 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Эх, Леонид. Народ наш слаб, труслив и доверчив, поэтому сдувает его восточный ветер с планеты. Непорядочность и неверность - вот корень всех российских бед.
Михаил Гуськов 23.11.2013 22:01 Заявить о нарушении правил
"Вы просто Поэт в отличии от них" - а мы, остальные кто? Ясно дело, не Поэты, тогда КТО?
Ирина Петал 24.11.2013 00:27 Заявить о нарушении правил / Удалить
"Может быть, СТИХИ МЕНЯ ПРОСЛАВЯТ,
И МЕНЯ, чтоб с нею быть вдвоём,
ОТОЛЬЮТ ИЗ БРОНЗЫ И ПОСТАВЯТ
Рядом с этой девушкой с веслом.» (с)
http://www.stihi.ru/2013/04/15/19
Может, мавзолей, где высох
Ленин,
переименуют в честь меня.
«Мишин» - нарекут, я ж тоже
гений!
И подложат белого коня...)))
Елена Амосова 24.11.2013 10:18 Заявить о нарушении правил
А Вы, Елена, только на Великую Пирамиду согласны?
На мовзалей не мелочитесь?
Ирина Петал 24.11.2013 11:01 Заявить о нарушении правил / Удалить
Все как Миша пожелает, так ему и нарисуем... )))
Елена Амосова 24.11.2013 11:10 Заявить о нарушении правил
А Вы что, под Мишку подстраиватесь, всё, как ОН делаете? Ему и Пирамиду маловато будет.
А самой-то чего хотелось бы во Времени?
Ирина Петал 24.11.2013 11:15 Заявить о нарушении правил / Удалить
да я еще, Ирина, к счастью не больна на голову, чтобы памятники себе возводить... Мишайло это спит и видит...))
Елена Амосова 24.11.2013 11:25 Заявить о нарушении правил
Таки он ясновидящий??!
Ирина Петал 24.11.2013 11:34 Заявить о нарушении правил / Удалить
каки я балерина...
Елена Амосова 24.11.2013 11:38 Заявить о нарушении правил
"Белый конь гуляет по Стихире
Толян Александрыч
Как-то раз весенней утрей ранью
сидя "по-большому " у плетня
видел я , как ушлые цыгане
воровали белого коня .
А затем , в ЦПКиО кочуя ,
как обычно - таборным гуртом ,
умыкнули , красоту почуяв ,
бронзовую девушку с веслом .
У Кремля , на солнечной поляне ,
волшебством бубновых королей
предприимчивые ромалэ-цыгане
выиграли в карты мавзолей .
А намедни бронзовая баба
верность нацтрадиции храня
выперла вождя из саркофага ..
И втащила белого коня ..
Я пока в маразмы не впадаю .
Крепок телом и душой не стар ,
Из Гуськова перья выдираю .
И в стихах рисую мемуар ." (с)
Елена Амосова 24.11.2013 11:47 Заявить о нарушении правил
да...., Толян Александрыч точно - маразмом не страдает.
Ирина Петал 24.11.2013 12:05 Заявить о нарушении правил / Удалить
Про белого коня не плохо. Что хорошо, то хорошо.
Леонид Рябышев 24.11.2013 12:30 Заявить о нарушении правил
Это Вы, Леонид, чьего Коня имели в виду: Толян Александрыча или Михаил Павлыча? Михаил Павлыча мне больше нравится.
Ирина Петал 24.11.2013 17:57 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Михаил, я за Вас! Потерять свободу, значит перестать быть поэтом.
Это так очевидно. Промолчать когда удаляются стихи и статьи, это трусость. Стучать и лицемерить, это подлость.
А на сайте последнее время беспредел. Неужели администрация не понимает, не будет свободы, не будет ярких поэтов, не будет настоящих стихов. И зарастет поле сорняками.
С уважением, Ира.
Ира Конюхова 23.11.2013 10:57 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Ира! Магическая формула "Произведение не отображается" станет нарицательной и будет вечным несмываемым черным пятном на когда-то благородном голубом знамени сайта.
То, с чем боролись, перерасло в свою противоположность! Да здравствует "Произведение не отображается!" С этим лозунгом мы пойдем на баррикады!
"Смело, таварищи, в ногу!.."
Михаил Гуськов 23.11.2013 13:34 Заявить о нарушении правил
Михаил позвольте опубликовать Ваш замечательный стих "Произведение не отображается" на своей страничке, как лозунг, естественно с указанием автора.
Ира Конюхова 23.11.2013 14:23 Заявить о нарушении правил
Буду очень благодарен.
Михаил Гуськов 23.11.2013 14:35 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
http://www.stihi.ru/2013/11/23/2587
Эдуард Кукуй 23.11.2013 09:19 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Жизнь - борьба противоположностей,
Непримиримые "против" и "за".
Гражданская война не кончилась,
Она прописалась в сердцах.
Михаил, стойкости Вам и уверенности. ППК.
Попов Павел 23.11.2013 07:41 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Павел, моих читателей "пасут" и "ведут". К Вам "приставили" Амосову, и таких сотрудников и сотрудниц на сайте немало. Увы! Не дают поэтам воспарять к эмпиреям духа, обязательно какая-нибудь контора или спецслужба лезет с поучениями и начинает неназойливо вправлять мозги: туда низзя! Гуськов - бо-бо! Будешь с ним дружить - не получешь мороженного, а если оставишь свои галоши без присмотра - будем в них плевать.
Михаил Гуськов 23.11.2013 09:01 Заявить о нарушении правил
Михаил, чувствую: "обложили вАлки позорные". Люди как-то странно в сторону отходят. Не может полумиллионный пласт креативных граждан (да и не граждан тоже) оставаться без надзора. Вдруг из искры возгорится пламя... Вот и запускают провокаторов. Стойкость и слово наше оружие. С уважением, ППК.
Попов Павел 23.11.2013 09:27 Заявить о нарушении правил
Елена, прекрасно понял Вас -
Вы абсолютно во всём правы:
Хуже нас только грязь...
Что оставляют Ваши следы.
Если всё плохо и неинтересно чего ж вы лезете, что Вас так бесит. Обычно раздражает чужая слава. У вас есть свой мирок и он весьма обширный, вот и живите в нём. Вы весьма плодовитый человек с высокой скорострельностью. Пишите качественные востребованные произведения, разбавляете многочисленными рецензиями. Видимо, Вам, как Мачехе из "Золушки", государство маловато - развернуться негде. Тональность Ваших безапелляционных заявлений выглядит как махровый троллинг. Я с Вами не знаком и, извиняюсь, свиней не пас, Ничего Вам не должен, как и Вы мне. Бог свёл быть гражданами одной страны, тут, уж, ничего не поделаешь. Надо как-то сосуществовать и желательно мирно. Вы не уполномоченный Богом человек. И прошу мне не хамить. Я Вам грубого слова не сказал. Мне решительно всё равно о чём вы пишите и как. Дабы предотвратить поток инсинуаций я удаляю эту рецензию. Выслушивать гнусности и тратить время нет желания. ППК.
Попов Павел 23.11.2013 10:35 Заявить о нарушении правил
Елена, персонально с Вами я всегда говорил предельно деликатно. Если Вы углядели какой-то подтекст - это не ко мне. Как сказал Христос на обвинения в свой адрес: "Ты сказал" т.е. домыслили за него. У меня чёткое правило - не поучать других, если сам человек не понял, то и наставлять его бесполезно. Поэтому я никому не пишу нравоучительных рецензий. Что касается моих текстов, (стихотворениями, а тем более стихами в Вашем присутствии побоюсь их назвать) то, как сказала Эдита Станиславовна: "Я не солнце, всех не согрею..." "На каждый роток не накинешь платок" - ещё одна мудрость, которой следую. Есть люди, которым я интересен, как автор. С меня и довольно будет. Вы вчера критиковали мою "Осеннюю серость". Исправил, текст стал гораздо лаконичней. Теперь читаешь от зубов отлетает. За что Вам огромное спасибо. ППК.
Попов Павел 23.11.2013 11:10 Заявить о нарушении правил
Елена, характер автора вынесем за скобки, не у всех людей он сахар. То, что он обращает внимание на недемократичность разных процедур, справедливо. Что есть подводные течения на сайте, то их просто не может не быть. Что есть всевластный Модератор - сам видел закрытые страницы. Вклиниваются провокаторы, доводят человека до каления, тот, естественно, выдаёт всё что думает, не у всех же железные нервы и наплевательское отношение к себе. Как следствие - кляуза. Мы, мол, белые и пушистые, нас забижают шибко. Я предлагал Администрации сайта учредить общественный совет и суд чести при нём. Что случись - даже апеллировать некуда. Творчество всегда относительно. Мне нравится одно, Вам другое. Но мы все живём в обычной жизни, где у всех свой ареал обитания. Если человек пишет - значит ему есть, что сказать, значит он не деградировал, как личность. С Михаилом Гуськовым я лично не знаком, но его песни знаю, на мой вкус они просто замечательные. Михаил креативный человек, он раздражитель, сколько человек паразитно присосались к нему и стряпают свои пародийные виршонки. Если убрать Гуськова, то снизится активность сайта, и как следствие, кормилец трафик упадёт, а это, я думаю, невыгодно никому. Гуськов был, есть и пусть будет настолько, насколько хватит ему терпения и сил.
Попов Павел 23.11.2013 11:37 Заявить о нарушении правил
Я уже писал, что читал Корзову, Белкина, Геворка, Аникину. Голосовал на предварительных этапах за финалистов Корзову и Геворка и многих других не получивших призы. Меня жаба не душит, у меня нет чёрной зависти. Только я знаю - есть сермяжная правда жизни...
... У меня, с Вашей точки зрения, преотвратные тексты графоманского уровня, а у Вас, соответственно, вполне достойные, не зря же Вы в кругу избранных и именитых (напишем без кавычек). Вы случайно прочли моё месиво и у Вас воспарилась душа: "А я ничего из себя, есть много хуже". Мои низкокачественные произведения (по Вашему мнению) больше способствуют развитию поэтического слова. Объяснюсь, ситуация обратная. Я, условно назовём, Автор бомжеватого типа, зашёл к Вам, к примеру, на страницу. Почитал Ваши перлы. Моя реакция - дальше вниз катится. Мне не достать журавля в небе, со злости я раздавил синицу в руке. Поэтому я никогда не бываю категоричным в оценках. Встречу такого же, как и сам неприкаянного, почитаю его стихо (сленговое слово сайта стихи.ру) и получу заряд положительных эмоций: А ещё ничего, я не хуже других, а, может даже, и ... Отложу в сторону стакан с бормотухой, да как грякну своим новым опусом - "получи народ гранату". Вот и спрашиваю я Вас, кому от этого плохо. Небольшая реплика: там где "бомжеватого вида", то там не я, а пресловутый Литературный Герой. Ибо я прожил свою жизнь, как мог, достойно. Состоялся и вполне. Моё литературное творчество всё же ближе к хобби, нежели к серьёзному занятию. Здесь на сайте я не пишу стихов в полном понимании этого слова, я веду дневниковые записи, конспектирую мысли, пытаюсь запечатлеть время. Я рисую свою картину мира, с самым широчайшим диапазоном палитры. У меня, практически, нет не закрытых областей окружающего мира: Бог, Душа, Вселенная, Земля, Гравитация, Экология, Любовь, Ностальгия, Пейзажные зарисовки, Патриотические вирши, Политика, Размышления на тему стихосложения, Термоядерная реакция, Фотосинтез и ещё многое другое. Это моё мировосприятие, я так вижу. Чего и всем желаю.
Попов Павел 23.11.2013 12:45 Заявить о нарушении правил
Уважаемый Павел!
Не мечите бисера перед свиньями, иначе они оборотятся и разорвут вас. Так сказано в евангельской притче.
Российский президент Владимир Путин в одном из своих интервью озвучил сумму, которая западными спецслужбами тратится на идеологическую борьбу в области виртуальных технологий.
Сколько бы Вы не объяснялись с людьми, получающими зарплату из этих фодов, Вы никогда не найдете с ними понимания. Они будут гнуть свою линию до того момента, пока не иссякнет поток финансирования, а потом переключатся на прославление тех идей и людей, которых до этого они оскорбляли и унижали.
Такого мое видение ситуации и интернет-технологий по уничтожению наиболее перспективных русских и российских поэтов и замены их надутыми из тех же фондов фигурами.
С уважением,
Михаил Гуськов 23.11.2013 13:29 Заявить о нарушении правил
Лариса, здравствуйте! Рад, что вклинились. Здесь на сайте, что-то писать, всё равно что против ветра... Самый железный аргумент в дискуссии - сам дурак. В чате на "Вечерних стихах", не смотря на модерацию, такие гнусности пишут. Будто базарные тётки сошлись, а не гордо несущие Творцы Нового слова? Ужас и не только.
Мой экспромт под стихотворением содержит вполне нормальную мысль - гражданское противостояние в нас не изжито. Нет элементарной солидарности.
Михаил ответил и казалось бы... как всякий ответственный гражданин страны, человек, вклинившийся в беседу, либо должен солидаризироваться с позицией, либо аргументированно опровергнуть точку зрения. Я говорю не к тому, чтобы упрекнуть Елену, а только показать, что элементарного конструктивизма нет в общении. Мы не слушаем и не слышим. У каждого либо своя переносная трибунка, либо броневичок, как на Финляндском вокзале. Подкатил, заскочил, речь толкнул и дальше...
Лариса спасибо за тактичность, рад знакомству. Павел.
Попов Павел 23.11.2013 13:42 Заявить о нарушении правил
Елена, я тоже увидел недостаток в посте Михаила - он забыл взять в кавычки цитату из Нового Завета. Кто-то недалёкий может его слова принять на свой счёт, особенно те, у кого фамилия имеют отношение к этому прекрасному животному. Но в остальном его позиция взвешенная. Не у одного него болит душа за состояние дел в Обществе. Опять же, обращаясь к Библии, - много волков вырядившихся в овечьи шкуры. Если бы все были правильные, то мы бы имели райские условия существования. Ах, да извините, забыл - народец у нас, по мнению людей новой формации, никудышный, способен только вирши строчить. Прочитал стихотворение Нонны Рыбалко с её мением о "Народном поэте". Там всё правильно с точки зрения стихосложения, да и мысли на месте, придраться не к чему. Но я видел, как этого автора костерят. И в дело, и не посуществу. У каждого свои пристрастия. Вам нравится творчество известного барда. Не спорю - поэт выдающийся. Но под его "дворовые" песни чистили морды и палили в спины из обрезов. А теперь, вот, водочку с его именем выпустят. Задача видимо, поставлена дотравить алкоголем особо стойких, оставшихся представителей титульного народа России. Вы считаете, что это нравственно? И что Михаил Гуськов о подобном безобразии не имеет право говорить? Конституцию пока никто не отменял. Там декларирована свобода слова и прочие блага демократического устройства Государства. Всего доброго.
Попов Павел 23.11.2013 14:15 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Продолжение списка рецензий на «Я делаю то, что должен...»: 12-3
Рецензии на произведение «Я делаю то, что должен...»
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 2 по 1
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Всё правильно.
Сергей Лузан 23.11.2013 02:48 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Сергей!
Я смотрю с Вами "работает" Амосова. По-видимому, ей поручили за небольшое вознаграждение ("ящик печенья и бочка варенья") это благородное занятие - вправлять мозги тем, кто пишет мне благожелательные рецензии. На сайте таких целая команда - человек тридцать. Мне кажется, большинство их на зарплате, поэтому они так старательно ее отрабатывают.
Михаил Гуськов 23.11.2013 09:06 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «Я делаю то, что должен...» (Михаил Гуськов)
Михаил, я делаю первые шаги в поэзии и не мне судить о том, что подлинно, а что нет. Время рассудит. Я знаю - одно, мне очень нравятся Ваши стихи. Им присуще искренность и человечность. Буду честным не все, но хороших стихов не может быть много, их как золото намывают по крупицам, уверен, что Вы знаете об этом лучше меня. И ещё, Ваша борьба за свои идеи достойна глубокого уважения. С теплом, Игорь
Игорь Грач 23.11.2013 00:47 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Игорь, большое спасибо!
У меня нет никакой особой борьбы. Я считаю, долг каждого порядочного человека - отстаивать свободу слова и бороться с произволом, отстаивая булгаковский принцип "рукописи не горят". Увы - горят! Поэтому я предлагаю другой принцип - не следуйте гитлеровским методам борьбы с инакомыслиям, не уничтожайте произведений Леона Фейхтвангера, Генриха Гейне, Михаила Гуськова, Олеси Емельяновой - имейте уважение к их мыслям, даже если они Вам неприятны или портят Вам настроение.
Михаил Гуськов 23.11.2013 09:12 Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
________________________________________
Продолжение списка рецензий на «Я делаю то, что должен...»: 12-3 2-1
Человек толпы. Социальные сети. http://www.proza.ru/2013/10/02/183
Приложение. Гусь свинье товарищ
Жизнь в социуме — испытание не из легких, и нам порой трудно дается общение. Это вполне нормально, но здесь таится изрядная доля иронии: человек как-никак является примером животного, построившего наиболее совершенную модель общества и достигшим невероятных успехов в коммуникации. Среди тех существ, которых мы воспринимаем как «меньших братьев», тема взаимного общения, помощи или соперничества — весьма болезненная. Некоторые случаи трогательны, другие вызывают неприязнь, третьи заставляют задуматься.
КАК КОШКА С СОБАКОЙ
Чтобы увидеть необычные взаимоотношения в мире животных, не нужно ходить далеко. Самые популярные домашние питомцы — кошки и собаки — являются прекрасным примером того, как злейшие враги могут стать добрыми соседями или даже друзьями. Псовые — естественные враги кошачьих. У них нет практически ничего общего, кроме среды обитания, зато различий — тьма. Разные повадки, психология, язык тела, запах, звуки — как уж тут понять друг друга? Виляние хвостом у собаки выражает дружелюбие, у кошки — неприязнь. Кошка мурлычет от удовольствия, собака рычит в ярости. Собака припадает на передние лапы, желая поиграть, кошка — перед атакой.
В нашем фольклоре есть немало поговорок, присказок и сказок, описывающих взаимную нелюбовь собаки и кошки. Но при этом люди же являются фактором, способным объединить столь непохожих зверей. Если под присмотром человека кошка и собака растут вместе, они учатся понимать друг друга, изучая «язык» противоположной стороны. В интернете легко найти сотни видео и тысячи фото, показывающих идиллическую картину дружбы собак и кошек. То же можно наблюдать и с другими «сочетаниями» питомцев — кошек с хомяками, мышами, крысами, морскими свинками, попугаями. В данных обстоятельствах даже могущественный инстинкт охоты отступает перед дружбой, возникшей под покровительством людей. С нашей точки зрения, это безусловное добро. С точки зрения животных — как минимум, интересный опыт.
ДЕЛА МОРСКИЕ
Мировой океан безмерно огромен, но многим животным и он кажется тесным: им волей-неволей приходится общаться между собой. Нам всем знакомы социальные морские млекопитающие отряда китообразных — дельфины, косатки, киты. Эти создания царят в океане у поверхности: там, где тепло и есть воздух. Лишь самые суровые представители китообразных — кашалоты — ныряют на глубину до двух километров, чтобы поймать гигантского кальмара. У китообразных в воде практически отсутствуют конкуренты, — а все благодаря чему? Умению наладить отношения в рамках своего семейства.
Китообразные действительно создали потрясающее общество. Заботятся о молодняке и стариках, координируют действия для атаки и обороны, фактически говорят на своем языке. Разумеется, дельфин-афалина не сможет толком побеседовать с кашалотом, но членов своей стаи, своей семьи, он поймет с полувзмаха спинного плавника. Похожий фокус он провернет и с человеком, если дать ему время и возможность общения. Чем больше люди общаются с дельфинами, тем меньше шансов, что в будущем они захотят полакомиться их мясом. Может, именно в этом заключается секрет обаяния наших морских братьев?
Другим морским животным повезло меньше, и они вынуждены проводить жизнь в борьбе между интеллектом и инстинктами. Наиболее ярко это выражено на примере осьминогов — умнейших из моллюсков. Если узнать осьминогов поближе, они проявляют чудеса в общении — запоминают лица, цвета, решают задачи, связанные с геометрическими фигурами, с удовольствием играют как друг с другом, так и с людьми. Но увы, мать-природа не знает жалости. Внутри этих удивительных созданий тикает бомба замедленного действия, и имя ей — механизм размножения. Возможно, вы слышали, что осьминоги — единственные моллюски, которые изобретательны в сексе? Это чистая правда. Равно как и то, что секс для них смертелен. Самец погибает вскоре после спаривания — его организм практически разваливается изнутри. Самка же оберегает яйца до тех пор, пока не умрет от истощения и голода — настолько силен в ней материнский инстинкт.
Впрочем, в непроглядной пучине океана можно найти и более странный пример отношений полов. На больших глубинах обитают рыбы-удильщики, напоминающие монстров из кошмарных снов. И, как положено порядочным монстрам, они размножаются совершенно безумным способом. Самцы некоторых видов удильщиков гораздо меньше самок — в десятки раз. У них прекрасное зрение и нюх, которые служат лишь для одной цели — выследить самку по следу из феромонов. Обнаружив любовь своей жизни, удильщик вгрызается в ее бок острыми зубами и… остается там навсегда. Он в буквальном смысле врастает в тело самки, становясь со временем лишь придатком, вырабатывающим сперму. Таким образом, в одну самку могут «влиться» до трех «мужей», образуя невообразимый, чудовищный гарем. Можно ли это назвать общением — или даже любовью? Удильщики, в отличие от дельфинов, не смогут дать нам внятного ответа.
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ
Тема секса, создания семьи и взаимодействия полов в целом занимает одну из лидирующих позиций в вопросе общения животных. Людям относительно легко отличить мужчину от женщины, хотя и здесь система периодически дает сбой. У других зверей все гораздо, гораздо сложнее. Собаки, несмотря на свое великолепное обоняние, должны как следует понюхать заднюю часть «собеседника», чтобы определить половую принадлежность. Среди кошачьих наилучший механизм распознавания достался львам — самца легко отличить по пышной гриве. Если же грива по какой-то причине растет у самки, другие львы воспринимают ее, как у людей бы восприняли женщину с бородой — с недоумением, близким к шоку. Спариваться с гривастой самкой львы не рискнут, а ее потомство (если все-таки найдется смельчак и заведет с ней роман), скорее всего, будет съедено, дабы не допустить странных детенышей в прайд. У других млекопитающих все не настолько страшно, но последствия половой путаницы могут закончиться однополым сексуальным актом.
Ошибка в распознании пола партнера может привести к последствиям более тяжелым, чем случайная интрижка. Возьмем лебедей — птиц необычайной красоты и грации, у которых есть очень трогательная черта: их пары образуются очень прочно, на всю жизнь. Романтично, не правда ли? Вот только перед лебедями стоит тяжелейшая задача, когда дело доходит до спаривания. У многих птиц самки более яркие, чем самцы — но только не у лебедей, коих природа наградила абсолютно одинаковым оперением. Стоит парочке птиц просчитаться — и образуется надежная гомосексуальная пара, которым суждено провести вместе остаток жизни. Периодически они даже отбирают яйца у гетеросексуальных сородичей — размножаться-то охота, а у самих не выходит. Число таких несчастных достигает двадцати пяти процентов среди всей популяции лебедей. Романтика — страшная сила…
ЛЮДИ И ЗВЕРИ
Мы смотрим на отношения животных, неизбежно пропуская их через призму нашего, чисто людского сознания. Мы используем нашу мораль, чтобы оценить тот или иной поступок со стороны зверей. Собака выкормила котенка — умиление. Самец льва сожрал детенышей соперника — отвращение, гнев. Два лебедя по случайности образовали гомосексуальную семью — недоумение. Мы видим в других животных нас самих, лишь покрытых шерстью или перьями, живущих в морях, под землей, в небе. Это в нашей природе — сравнивать, изучать, чувствовать, вставать на место зверей, птиц и рыб. Даже когда наша оценка ситуации неверна и основана только на эмоциях — это более чем нормально. Главное — не спешить выносить приговор, не рассмотрев случай целиком.
Не стоит переживать так же и за тот факт, что человечество заняло всю планету, оставив не так уж много места для братьев меньших. По сути, люди сделали очень многое для развития культуры общения животных — как в своем обществе, так и в мини-обществах других видов. Пока мы не забываем хотя бы о доле нашей фирменной человечности, животные смогут вести диалог — как между собой, так и с нами.
Сергей Евтушенко
Источник: Оракул №10 (октябрь)/2013
http://www.oracle-today.ru/articles/67710/
Даже курица способна к состраданию
Исследования британских биологов показали, что обычные домашние куры также способны проявлять сочувствие по отношению к своим ближним. Долгое время считалось, что подобной способностью наделен лишь человек и она является одним из главных отличий нас от братьев наших меньших. Выходит, что еще один барьер, отделявший нас от мира животных, рухнул.
Эксперименты, проведенные британскими биологами, показали, что обычные домашние куры (Gallus gallus), по-видимому, могут сочувствовать своим цыплятам, когда они испытывают дискомфорт вроде боли или страха. Специалисты по поведению называют подобное сочувствие эмпатией. Так вот, элементы эмпатии свойственны этим птицам, традиционно считающимся образцом глупости и недалекости (что, в общем-то, не верно). Тем не менее, удалось установить, что когда курица видит, что цыпленку угрожает опасность, то меняется не только ее поведение (что было известно и раньше), но и физиологические параметры организма, такие как пульс и температура глаз. Это свидетельствует о наличии эмоционального отклика на состояние птенца, а это, как известно, является признаком проявления эмпатии.
Вопрос о наличии или отсутствии у животных способности к сочувствию до сих пор остается одной из самых малоизученных проблем этологии (так называется наука о поведении животных). Долгое время считалось, что подобной способностью наделен лишь человек и она является одним из главных отличий нас от братьев наших меньших. Однако исследования конца прошлого столетия показали, что данное предположение не совсем корректно.
Американские зоологи, работая с шимпанзе, которых научили общаться с помощью амслена (языка глухонемых, адаптированного под обезьян) и йеркиша (обезьяний язык, основанный на использовании специальных символов), выяснили, что данные приматы не только способны к настоящему сочувствию, но и мало чем в этом плане отличаются от людей. Наблюдения грузинского этолога Ясона Бадридзе (подробнее о нем читайте в статье "С волками жить — можно!") показали, что эмпатию способны проявлять волки. Эксперименты канадских исследователей, выполненные четыре года назад, открыли то, что сочувствовать чужой боли могут домовые мыши.
Тем не менее, до сих пор продолжают оставаться некоторые сомнения в том, что действия, которые производят животные, видя, как их собрат мучается, например, от боли, являются результатом проявления эмпатии. Так, всем известно, что если крыса, наблюдающая за страданиями сородича, имеет возможность облегчить его участь, она это делает. Однако ее мотивация при этом остается неизвестной: может быть, она и не понимает, что товарищу больно, а просто стремится избавиться от раздражающего лично ее фактора в виде визжащего и дергающегося соплеменника.
Именно поэтому исследователи из Бристольского и Лондонского университетов решили при проведении эксперимента отслеживать не только изменение поведения курицы при виде страданий ее цыплят, но и регистрировать все изменения ее физиологии. В их эксперименте приняли участие 14 кур со своими выводками, причем каждую наседку и цыплят сначала долго приучали к экспериментальной обстановке, чтобы она не вызывала у них беспокойства. Опыты проводились в деревянном ящике, разделенном пополам перегородкой из оргстекла, в одной половине которой помещали взрослую птицу, а в другой — ее птенцов. К курице ремешками приматывали прибор для измерения пульса, а при помощи тепловизора регистрировалась температура глаз и гребешка.
Ученые смоделировали четыре ситуации, которые были реализованы в ходе эксперимента. В первом случае курица и цыплята в течение 20 минут находились в своих отсеках и не подвергались никаким воздействиям. Во второй ситуации первые десять минут ничего не происходило, а затем на цыплят направляли струю воздуха. Это продолжалось одну секунду, затем следовала 30-секундная пауза, после чего на цыплят снова дули одну секунду и так далее. Понятное дело, цыплят это пугало, и они начинали вести себя беспокойно, что видела их мать.
В третьем случае все было так же, как во втором, только струю воздуха направляли не на цыплят, а на курицу. И, наконец, во время четвертой ситуации и птенцы, и их мать лишь слышали шипение воздушной струи, вырывающейся из контейнера со сжатым воздухом, однако при этом ее ни на кого не направляли.
Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что во второй и третьей ситуациях поведение курицы сильно изменялось — она прекращала чистить перья, начинала проявлять признаки беспокойства, хлопать крыльями, перескакивать с места на место и т. п. Однако только во втором случае она издавала специфическое "материнское квохтанье", которым обычно все куры подзывают к себе цыплят.
Известно, что данное квохтанье выполняет как минимум две функции: во-первых, оно помогает матери уводить цыплят от опасности, во-вторых, ранее было показано, что эти звуки способствуют обучению — цыплята лучше запоминают те ситуации и события, которые сопровождаются "материнским квохтаньем". То есть, подобное поведение, несомненно, говорит о том, что курица считала, что цыплята находятся в опасности, волновалась за них и старалась как-то помочь.
При этом пульс курицы достоверно учащался только во второй ситуации и оставался ровным во всех остальных случаях. Температура же глаз снижалась во второй и третьей ситуациях, а вот гребешка — только в третьей. Напомню, что, как и учащение пульса, охлаждение глаз и гребешка является у представителей отряда куриных явным признаком стресса (это происходит потому, что при стрессе периферические сосуды сужаются, а это ведет к оттоку крови от периферии к мышцам и внутренним органам для улучшения их работы по преодолению опасной ситуации).
Что касается наличия дополнительного раздражителя в виде цыплячьего писка, то в данном эксперименте его воздействие было сведено к нулю, поскольку было отмечено: цыплята во второй ситуации пищали не больше, чем во всех остальных. Кроме того, не было выявлено никаких корреляций между цыплячьим писком и поведением матери. То есть, можно смело сказать, что ее беспокойство не было вызвано пронзительными звуками, которые издавали птенцы.
По-видимому, все это означает, что у кур имеется специфическая эмоциональная реакция на опасность, угрожающую потомству, причем она отличается от реакции на точно такие же стимулы, направленные на саму птицу. Это можно рассматривать как довод в пользу того, что куры обладают способностью к эмпатии или, по крайней мере, некоторым ее ключевым элементам. Проще говоря, эти птицы могут сочувствовать тем, кто испытывает дискомфорт.
Ученые предполагают, что эмпатия — достаточно древний поведенческий комплекс, который появился у животных, проявляющих заботу о потомстве. Они считают, что те, кто обладал этим свойством, могли делать это более эффективно, поскольку сочувствие чужой боли стимулировало родителей на принятие быстрых мер по защите своих детей в неблагоприятной ситуации. Следовательно, потомство у эмпатичных видов выживало куда лучше, чем у тех, кто не проявлял сочувствия (например, рептилий), а одно это уже давало значительное эволюционное преимущество. В итоге птицы смогли завоевать весь мир, а чадолюбивые, но совершенно не эмпатичные крокодилы — нет.
Кроме того, данное исследование лишний раз доказало, что способность сочувствовать не является чертой лишь человеческой психики. Она присутствует даже у таких примитивных по сравнению с нами животных, как куры. А значит, еще один барьер, отделявший человечество от мира животных, окончательно рухнул.
Данное исследование также имеет прикладное значение. Получается, что если у кур есть эмпатия, то это, несомненно, имеет значение для птицеводства. В этом случае совершенно очевидно, что вид страданий себе подобных (это, к сожалению, до сих пор является обычным зрелищем для кур на птицефермах) вызывает у них стресс и влияет на яйценоскость и скорость роста птиц. Так что фермерам следует задуматься над тем, в хороших ли условиях они содержат своих питомцев…
Cобаки способны испытывать человеческие чувства
Исследования, проведенные профессором нейроэкономики Грегори Бернсом из Университета Эмори в Атланте, доказали, что собаки, подобно людям, способны испытывать чувства, как сообщает газета Тhe New York Times.
Анализ данных магнитно-резонансного сканирования собачьего мозга позволил профессору Бернсу установить, что во время эмоций у наших братьев меньших активируются те же участки мозга, что и у людей.
Главной целью профессора было понять, как работает мозг собаки и заглянуть в мысли этих животных. Объектом изучения стал его же пес Калли, черный терьера родом из Аппалачей.
Через несколько месяцев исследований с использованием МРТ, Бернс получил целую карту активности мозга собаки, которая и помогла ему определить, какие его участки задействованы в определении знакомых и не знакомых Кали собак и людей. На удивление профессора, этот участок, "хвостатое ядро" (caudate nucleus), который находится между стволом мозга и его корой, одинаковым оказался как для собак, так и для человека.
У людей хвостатое ядро, содержащее множество допаминовых рецепторов, главенствующую роль играет в определении вещей, доставляющих удовольствие – любовь, деньги, вкусная еда. У собак данный участок активизируется, реагируя на еду, а также на запах знакомого человека.
Между тем, исследователь не совсем уверен, что данный факт доказывает наличие собачьей любви, но ясно одно: вид и запах знакомого человека у наших питомцев вызывает позитивные эмоции – что указывает на присутствие функциональной гомологии людей и собак.
Способность животного испытывать такие позитивные эмоции, как например, любовь и привязанность, означает, что у собак уровень чувствительности сопоставим с уровнем чувствительности ребенка.
http://globalscience.ru/article/read/22770/
;
Рецензия на «Зачем люди собираются в толпу?» (Светозар Ясный) http://www.stihi.ru/2016/08/04/7735
Рецензия на «Толпа» (Оскар Хуторянский) http://www.stihi.ru/2016/08/05/5182
Рецензия на «Толпа» (Оскар Хуторянский)
Своего рода и здесь, на сайте, - толпа... Только слишком разреженная... Но, в целом, толпа. Человек, существо социальное, любит толпиться.
Ирина Петал 05.08.2016 15:10
Вам хочется идти с толпой?
Тепло и ты один из многих,
Под лозунги кричать взапой
Всё безнаказанно, если строем.
Ты вроде свой среди своих,
Толпа, отара, гурт иль стая
Она укроет, защитит
По крайней мере так считаем.
Но если вдруг прозрели вы
И видите обрыва кромку -
Откройте рот и вдруг клыки
Уже вцепились в ваше горло.
С толпой вам лучше заодно,
Бездумно, плавно, по течению...
Пусть бойня. Вам не всё равно?
Толпе не нужно ваше мнение.
Есть лидер, вождь, а может дуче
Толпе нужны его приказы.
Неужто без толпы не лучше?
Умом своим. Своим наказом.
.
Спасибо за отзыв Ирина.
С уважением,
Оскар Хуторянский 05.08.2016 15:18
Свидетельство о публикации №113100408206