Урок не по плану

               "Вам, проживающим 
                за оргией
                оргию,
                Имеющим ванну
                и тёплый клозет,
                Как вам не стыдно
                о представленных
                к Георгию
                Вычитывать из столбцов
                газет?!".
                В.Маяковский, "Вам!",
                1915 г.

С утра в тревожном настроенье.
Я на урок иду с волненьем.
Ведь Маяковский  -  не Есенин,
К тому ж герой  -  Владимир Ленин.*

А школа очень необычна:
За партой  -  взрослые сидят.
Профессии  у всех различны,
На жизнь у каждого  -  свой взгляд. 

Да, школа та была вечерней.
Сидят и слушают. И всё ж
Урок идёт без увлеченья
И на другие не похож.

От ученицы симпатичной
Вдруг поступил такой вопрос:
"А Маяковский Вам вот лично  -
Неужто  нравится всерьёз?".

В ответе честном лишь спасенье:
"Одних мы можем обожать  -
Таких, как Пушкин и Есенин,
Других же можно уважать".

И, план урока вдруг нарушив,
Ушла от темы далеко.
"Понять бы нам поэта душу.
Жилось ему ведь не легко!

Суровым, смутным было время,
Порою страсти не унять!
Взросло борцов-поэтов племя.
Без времени их не понять".

Стихи читаю вне программы...
В войну вдруг втянута страна.**
Бессмысленность всей этой драмы.
Кому-то ж выгодна война.

Они жуют свою котлету,
Их мысль: "нажраться лучше как".
Других забот нет в жизни этой,
Народ для них  -  их злейший враг.

Бросая "жирным" обвиненья,
Поэт читает стих свой "Вам!".
Вложил он душу в выступленье.
А в зале поднят шум и гам!

Всей "ненасытною утробой"
Толпа жиреющих вопит.
А он, смеясь над дикой злобой,
Стоит  -  как мощный монолит

Средь извержения вулкана.
Вокруг же  -  крики, рёв и свист!..

Да, был урок далёк от плана.
О, что сказал бы методист?!

Рассказ окончен. Класс взволнован.
Я вижу блеск, сиянье глаз...
В тот час был мною завоёван
Десятый трудный этот класс!


             * Поэма В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин".
           Перед Маяковским был Есенин. Какие были уроки! Даже сочинения
           в стихах писали! И вдруг  -  совсем другой поэт, другое настроение...

            ** 1-я Мировая война.


Рецензии
Доброе утро, Зинаида. Учитель нашел свой подход к теме, не стандартный, а СВОЙ. Как это важно! Значит, нашел подход и к ребятам. Контакт есть - тема воспринята. Знаете, Зиночка, а я ведь очень люблю давать именно Маяковского, его раннюю и любовную лирику. Когда читаю наизусть его поэму "Флейта-позвоночник" на фоне бетховенской "Лунной сонаты", ребята замирают. Вы-то понимаете, как это важно. Помнится, работая в дневной школе, да и сейчас - в колледже, составила композицию на материале поэмы "Облако в штанах" под названием "Будет любовь или нет?". Инсценировку показывали на уроке. Очень хорошо для восприятия текста. Что-то заболталась. Извините меня, пожалуйста. Так захотелось с Вами поделиться. Мне очень понравилось Ваше стихотворение, интересное и нужное! Вы подчеркнули правильную мысль (об этом и я говорю на уроке), что цель учителя не сделать Маяковского любимым поэтом для каждого, а главное, чтобы относились к этому человеку, поэту, гражданину с уважением. Творческих Вам успехов! С теплом души.

Светлана Калинина 5   29.06.2015 06:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Вот нашли ещё одну точку соприкосновения. А ведь на это ст-ние я получила
гадкую, циничную, грубую рецензию, пришлось её удалить, терпеть не могу грубости. Не любишь -
не читай, так нет... Поэтому я убрала это ст-ние подальше...
Да, найти подход к душам - это важно, иначе будет сухо, неинтересно. А подобных "не по плану"
уроков было немало...
Успехов Вам во всём!

Зинаида Торопчина   29.06.2015 07:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.