Ольга, меня очень много что цепляет в ваших стихах. Но я, если честно, к ним пока привыкаю))) Я могу сказать, к чему я пока не привык. Вы часто заходите сразу с туза, создавая очень большие ожидания. Просто названия ваших стихов можно читать как одностишья. Но дальше текст разбегается на тысячу ручейков, утекает в песок. Можно сказать "так и задумано" или, возможно, это просто ваша манера письма. Понимаете, Вы, на мой взгляд, безусловно, поэт, а поэту бессмысленно говорить "так пиши, а так не пиши", это не морской котик, чтоб его дрессировать. Но я какбэ "воспитан" в русле Бродского, который говорил о том, что стих должен взять высоту, как рота. А у вас, как я уже сказал, первый натиск уже какбэ берет высоту, а потом вы сбегаете вниз, в долину, не заботясь о сохранении темы, размера, композиции...
Михаил, цепляет в смысле мешает? Наверное, они действительно сырые и с ними нужно еще работать. Я поняла, о чем Вы говорите, действительно, в этом конкретно так и есть, наверное. Тут, к сожалению, нельзя говорить обо всех сразу, нужно о каждом с/т отдельно. Или во всех так?
Потом, порой хочется стихов-зарисовок, в которых больше воздуха, что-ли, пространства... Насчет размера - не уверена, что его нужно железно выдерживать, это засушивает стих. О композиции не спорю.
Спасибо большое за подсказки. Если еще вдруг заглянете, пишите, пожалуйста, все что всплывет! Это очень важно. Мне кажется, нужно говорить "так не пиши", а автор почувствует, разберется, что ему принять для себя. Про хорошее тоже можно послушать, если найдется...
Потом, есть настолько тонкие вещи, что их трудно описать, определить, из области сверхсознания. Может, нам их не положено понимать, но чувствуешь же. И объяснить это невозможно даже себе. Как с этим быть?..
Нет, цепляет в смысле нравицца. И нет, как раз этот стих не пример - он достаточно ровный. Вот, например, "Чернокожих лесов поначалу колючая дрожь..." Прекрасные две первые строки, сомнительное слово "зреет" по отношению к сыру, дальше идет смена ритма, что предполагает смену настроения. Чувственность, тактильность, сменяется философствованием, дальше опять две чувственно-тактильные поэтические строчки: "Известняк или мрамор, такой комковатый вблизи,
Тело жизни, а после окажется – снег." и как из другого стиха "Голым жестом природы иная округа сквозит, В неизвестности тает и нам обещает ночлег," потом опять две строчки возвращают в начало "Через толщу дождя сей реликтовый сон Расправляет свои перепонки, фаланги." и опять "Дребезжащее утро, ты помнишь не всё,
Доставая себя из-под тёмной изнанки...", что для концовки несколько бледно. Хотя можно, опять-таки, сказать, что просто сон закончился...
О, хороший вопрос. Тут важно точно сформулировать, представить себе среднего читателя и постараться, чтобы он почуствовал примерно то же, найти нужный архетип, м.б. совсем другими образами, чем чувствуете вы. Ну, я во всяком случае так делаю.
Ох, хорошо, что Вы про "леса" написали. Он странный, рваный, но я почему-то не правлю. Кстати, сыр именно "зреет", но это неважно. Наверное, нужно хотя бы раз в год вычищать все сомнительное.
По поводу тонких вещей думаю иначе. Мне кажется, совсем не нужно подстраиваться под читателя, играть в поддавки. Тем более под среднего. Понимаю, закон популярности диктует, но это занижение, ну, я так думаю. Мне кажется, вообще ни под кого не нужно подстраиваться, а соответствовать себе и Тому, кто диктует. Кстати, издержки стихотворства: до конца не нравится никто, но многие удивляют, наверное, это и есть главное в любом искусстве - удивлять.
Да... Спасибо большое, Михаил, что уделили и отметили, это очень ценно!
Про архетип Вы правы, действительно, приходится подгонять старые средства под новое понимание. И они таким образом становятся новыми. Порой напишешь, а потом понимаешь "так не говорят".
Ольга, надо просто реально себе представлять степень готовности читателя пойти вам навстречу и "стать" вами. Обычно она не столь высока))) Низка, прямо скажем. А в системе "передатчик-приемник" нужны оба компонента) Впрочем, насколько разваривать и разжевывать - дело вкуса пишущего. Переборщишь - получишь банальность. А на всех не угодишь, да. Вот та же "элегия": показал человеку, мнение которого ценю, услышал: "слишком густо". А у самого было подозрение, что слишком разжиженно. А потом пришел другой читатель, начал вопросы задавать, потом говорит: "ой, а у тебя же здесь всё на антитезе живое/мертвое." Я такой: "Опа, а что, сразу не видно?")))
Вот-вот. Не предугадаешь. Мне всю жизнь твердили "слишком густо/сложно", а сейчас некоторые говорят "классично". Наверное, за те несколько лет, которые я не писала толком, восприятие поменялось. Сейчас читаю молодых авторов и продираюсь. Но мне это интересно!
Думаю, все же читатель должен допрыгивать, иначе зачем все? Но рискуешь остаться непонятой, на время. Однако не мы источник, стоит подстраиваться под верх, а не под низ, имхо. Наверное, звучу категорично, заранее извиняюсь.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.