Так просто
Вчерашнюю ещё красу губя.
И непонятно: то ль она лукавила,
То ль мы обманом тешили себя.
День ото дня пустеет лес обыденно.
Ветра уносят золото с ветвей.
В траве, передохнуть дорогу видимо,
На миг остановился муравей.
Земля лежит, послушно и безропотно
Внимая крикам перелётных птиц.
И время, словно грустью перештопано,
Улыбки промокает с наших лиц.
Стога простились с дальними покосами.
Всё чаще трубами дымят дома.
По вечерам туманами белёсыми
Земля за доброту награждена.
Блистают паутиновые россыпи,
Удерживая капельки дождя.
Уверенных следов осенней поступи
Поля от взоров прятать не хотят.
02.10.2013
Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Так просто поменяла осень правила…» (по первой строке).
Тема: наступление осени, увядание природы, смена времён года и сопутствующие эмоциональные переживания.
Идея: осень неизбежно меняет привычный уклад — как в природе, так и в душе человека. Это время тихой грусти, прощания с летним изобилием и принятия естественного хода вещей.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (лирический герой осмысливает перемены, задаётся вопросами).
Композиция:
5 строф по 4 строки;
линейное развитие образа осени: от первых признаков увядания к устойчивому осеннему состоянию;
кольцевая организация: начало и конец связаны мотивом перемены.
Средства выразительности:
олицетворение: «осень поменяла правила», «земля лежит, внимая», «время… перештопано грустью»;
метафоры: «золото с ветвей» (листва), «время перештопано грустью», «паутиновые россыпи»;
эпитеты: «перелётных птиц», «белёсыми туманами», «уверенных следов»;
антитеза: противопоставление прежней красоты и нынешнего увядания («вчерашнюю ещё красу губя»);
риторический вопрос: «То ль она лукавила, / То ль мы обманом тешили себя»;
сравнения: «время, словно грустью перештопано»;
ассонанс и аллитерация (повтор гласных о, а и согласных л, р создают плавное, чуть меланхоличное звучание).
Синтаксические особенности:
инверсии («пустеет лес обыденно», «простились стога»);
многоточия и вопросительные конструкции, передающие раздумье;
параллельные конструкции («То ль… То ль…»).
Цветовая палитра: золото (листва), белёсый (туманы), серый (настроение).
Настроение: тихая грусть, созерцательность, принятие неизбежного. Автор показывает осень не как резкое разрушение, а как постепенный, почти деликатный переход — с нотками ностальгии, но без отчаяния.
Свидетельство о публикации №113100200419