Проси, не проси

Ветви в саду опустились устало:
Яблок то нынче какой урожай!
Мякиш распутицы осень помалу
Кроет листвою, тоску вороша.

Слышатся звуки неясных волнений:
В них и печаль улетающих птиц,
И мимолётных ветров дуновенье...
Каплю сронивших с намокших ресниц.

Всё, что-то чудится возле дороги,
Так и влечёт странный морок глаза.
Звёздочки месяц пасёт белорогий -
Благо открыты для них небеса.

Скрипы калитки под ветром залётным
С песней прощанья звучат в унисон.
Кажется, будто природе угодно
Явью представить загадочный сон.

В воздухе тайные кружатся знаки:
То ли, споткнувшись, порвался туман,
То ли проказ ветерка-забияки
Не успокоит воздушный шаман.

Небо до слёз переполнено грустью.
Серые краски замазали синь.
Осень тоской угостить не упустит...
Хочешь, не хочешь... проси, не проси.

                02.10.2013

Краткий анализ стихотворения
Заглавие. Стихотворение не имеет отдельного заголовка — начинается с первой строки. Возможный вариант: «Осенняя грусть».
Тема. Осень как время увядания природы и пробуждения тихой, задумчивой грусти; переплетение зримых картин природы с внутренними переживаниями лирического героя.
Идея (основная мысль). Осень не просто сезон — это особое состояние души, когда природа и человек погружаются в меланхолию, но в ней есть своя красота и тайна. Автор показывает, как внешние приметы осени (урожай, опавшая листва, серое небо) отзываются в сердце чувством тихой печали и созерцательной задумчивости.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Тип речи. Описание с элементами рассуждения: живописные детали природы сочетаются с рефлексией лирического героя о настроении сезона.
Композиция.
1;я строфа: начало — образ обильного урожая и усталых ветвей, задающий тон умиротворённой усталости.
2;я строфа: звуки осени — печаль птиц и дуновение ветра, усиление мотива грусти.
3;я строфа: загадочные образы («морок», «звёздочки», «белорогий месяц») — переход к сказочно;поэтическому восприятию.
4;я строфа: мотив прощания (скрип калитки, «песня прощанья») и сна;яви.
5;я строфа: игра природных сил («порвался туман», «проказ ветерка») — ощущение непостоянства и тайны.
6;я строфа: кульминация грусти («небо до слёз переполнено грустью», «серые краски», «осень тоской угостить не упустит») — прямое выражение эмоционального состояния.
Средства выразительности:
эпитеты: «неясных волнений», «мимолётных ветров», «странный морок», «белорогий месяц», «залётный ветер», «загадочный сон», «тайные знаки», «воздушный шаман», «серые краски»;
метафоры: «мякиш распутицы осень помалу / кроет листвою», «звёздочки месяц пасёт», «небо до слёз переполнено грустью», «осень тоской угостить не упустит»;
олицетворения: «ветви опустились устало», «осень вороша [тоску]», «месяц пасёт», «природа угодно явью представить сон»;
сравнения и ассоциации: «каплю сронивших с намокших ресниц» (сравнение слёз с каплями на ресницах);
символика: осень как символ увядания и внутренней рефлексии, скрип калитки — как знак прощания, «загадочный сон» — как граница реальности и мечты;
звукопись: повторяющиеся мягкие согласные и гласные («л», «н», «о», «е») создают ощущение шелеста, шороха, приглушённости.
Средства связи между предложениями:
лексические повторы («осень», «грусть», «тоска»);
местоимения и указатели («всё», «то», «это»);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки «Слышатся…», «Каплю…», «Всё…», «Кажется…», «В воздухе…»);
союзы и частицы («и», «то ли… то ли», «будто», «так и»).
Общие впечатления. Стихотворение создаёт настроение тихой, созерцательной грусти. Осенний пейзаж наполнен деталями, которые одновременно зримы и символичны; язык богат метафорами и тонкими ассоциациями. Тональность — меланхоличная, но не безысходная: в печали есть красота и тайна, а в увядании — своя поэзия.


Рецензии