Пора тревожных дум о вечном и недолгом...
Причёсывает время струями с небес.
Осенний тёплый вечер, холодом оболган,
Заучивает роли из печальных пьес.
Рябиновым кустом вовсю владеет морось,
Роняя то и дело ягоды с кистей.
Упавшая дождинка в луже раскололась,
Не донеся с небес осенних новостей.
И плачущим Пьеро, шатается калитка.
И яблони в саду склонились до земли.
С капустного листа скользнула вниз улитка...
Надолго с ней простились нынче журавли.
За окнами дожди давно размыли тропы.
В грязи завязли корни клёнов и берёз.
И хочется пригреться возле кошки, чтобы
Мурлыка о щеку мою потерла нос.
И задремав слегка под радио мотивы,
Ногами поместиться в тёплые носки,
Не думать ни о чём, без всякой перспективы,
Подслушивать шептанья мокнущей тоски.
И то ли полусном, а то ли полуявью
Лечиться от причин сумятицы земной.
Я с дождиком со дня рожденья не лукавлю...
Он тоже откровенен был всегда со мной.
29.09.2013
Краткий анализ стихотворения
Заголовок. Отсутствует; текст датирован («29.09.2013»).
Тема. Осенняя пора как метафора внутреннего состояния лирического героя: тревога, тоска, стремление к утешению и покою.
Идея. Через образы осенней природы автор передаёт сложную гамму чувств — от меланхолии и одиночества до тихой надежды на утешение (в простых вещах: тепло кошки, тёплые носки, радио). Осень становится зеркалом душевных переживаний.
Стиль речи. Художественный, поэтический.
Тип речи. Лирическое описание с элементами рассуждения и повествования (развёрнутая пейзажная зарисовка, переходящая в интимные размышления).
Композиция:
1;я строфа — философское вступление: время и недолговечность, осенний вечер.
2;я строфа — детализация осеннего пейзажа (морось, рябиновый куст, дождинка).
3;я строфа — оживление пейзажа через антропоморфные образы (калитка как Пьеро, склонившиеся яблони, улитка).
4;я строфа — бытовой план: размытые тропы, грязь, желание тепла и уюта.
5;я строфа — переход к внутреннему состоянию: желание отключиться от мыслей, «подслушивать шептанья тоски».
6;я строфа — итог: попытка «лечиться» от сумятицы, доверительные отношения с дождём как символом искренности.
Средства выразительности:
метафоры: «причёсывает время струями с небес», «морось владеет кустом», «дождинка раскололась», «плачущий Пьеро (калитка)»;
олицетворения: время «причёсывает», вечер «заучивает роли», калитка «шатается», яблони «склонились»;
эпитеты: «тревожные думы», «тёплый вечер», «печальные пьесы», «рябиновый куст», «мокнущая тоска»;
сравнения и ассоциации: калитка — Пьеро (образ грусти и маски);
звукопись (ассонансы и аллитерации) создаёт ощущение шелеста, капели, зыбкости;
синтаксические приёмы: инверсии («причёсывает время», «владеет морось»), повторы и параллелизмы, усиливающие медитативность.
Средства связи между строфами:
лексические повторы («осень», «дождь», «вечер», «тоска»);
тематическая цепочка: природа ; быт ; внутреннее состояние;
синтаксический ритм и интонация созерцания;
сквозные образы воды, холода, увядания.
Настроение. Меланхоличное, созерцательное, с приглушённой надеждой на утешение. Тональность — интимно;лирическая, исповедальная.
Размер и рифма. Свободный ритмический рисунок с чередованием рифм (перекрёстные, смежные), без жёсткой метрической схемы; преобладает тонический строй, близкий к разговорной интонации.
Свидетельство о публикации №113092910815