О Валдае Из несказанного -2

На Валдае исстари лили колокола. Путин только продолжил эту традицию ... "
Из несказанного Алексеем Навальным

Валдай - болтай - это синоним к бла-бла-бла и ля-ля-ля, то есть: чепуха, пустые разговоры, что-либо тривиальное, очевидное и бессмысленное ... "
Из несказанного Борисом Немцовым



Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481



***

Валдай
_______

28 мая 1770 года Валдай получил статус города. Расположение Валдая на почтовом тракте между Москвой и Петербургом способствовало процветанию города и развитию в нём ремесла. Валдайские умельцы, отливавшие большие колокола и маленькие колокольчики славились на всю Россию

***

Колокола лить
---------------

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение оно в себе несет, кроме прямого.  Лить колокола в прямом смысле значит «отливать» эти самые колокола из металла. Как правило, колокола отливают из меди. Но медь тут совершенно не при чем.
Значение фразеологизма колокола лить – значит врать, выдумывать, распускать слухи и  небылицы. Какая же связь между этими явлениями? Оказалось, связь есть, но совсем не прямая и идет она от древней традиции, придуманной с незапамятных времен самими литейщиками колоколов.
Дело в том, что литье колоколов очень кропотливое дело, результат которого зависит от множества факторов. И как всегда в подобных случаях, когда невозможно предусмотреть и предугадать все, в силу вступали суеверия, магические действия, различные обряды, заклинания, обереги и поверья.
Так вот, мастера-профессионалы колокольных дел задолго перед тем, как отливать очередной важный колокол, выдумывали разные небылицы и распространяли их по всей округе.  Если небылица попадала в точку и её принимали на веру, то это был верный знак к тому, что отливка колокола пройдет успешно и звон у него будут такой, что будет распространяться по всей округе, как удачно придуманная для этого колокола небылица. Вот такая вот взаимосвязь.
Отсюда, кстати, вытекает и смысл глагола «заливать» - то есть, врать, привирать, брехать, говорить неправду. «Даты, заливаешь, брат!»
Чтобы не пересказывать, приведу вам фрагмент воспоминаний ученого-литературоведа А.П. Милюкова, который жил в Москве в 1830-у годы в той ее части, где располагались заводы по производству колоколов. Большинство этих заводов находилось на Балканах, так называлась местность в Москве за Сухаревой башней (нынешние Балканские переулки; балкан - долина между возвышенностями, большой овраг).  Кстати, многие подсобные работники приезжали в Москву на эти заводы на заработки из сел и деревень и арендовали, или снимали квартиры. Недвижимость Москвы всегда была востребована у приезжающих в столицу. 
"Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки. А так как заводы постоянно работали не только на Москву, но в разные губернии и для ярмарок, да и в охотниках звонить не было недостатка, то у нас во всякое время дня и даже по ночам слышен был густой, учащенный благовест, который для показания звучности нового колокола или силы рук упражняющегося дилетанта доходил до самых неистовых тонов..."
Но не только постоянный колокольный звон был отличительной чертой этого московского района, А.П. Милюков отмечает еще одну его особенность: "Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка колокола льют, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. Не знаю, кто занимался на заводах сочинением этих фантастических рассказов и каким путем они распространялись по городу, но колокольные повести свидетельствовали о живом, поэтическом воображении своих авторов..."
В обычае распускать слухи и выдумки, когда льют колокол, видны отзвуки старинных, доисторических верований человека, у которого в числе защитных мер от злых сил была и такая, как отвлечение их внимания, обман. Распускаемый слух как раз и имел целью отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов очень верили в силу подобных действий. Н.И. Оловянишников (а нужно иметь в виду, что Оловянишниковы имели колокольный завод) сообщает, что "остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои сочинения". Если колокол получался удачный, то следовало опровержение слуха: мол, это на таком-то заводе колокол слили, очень звонкий получился. Если же была неудача, в выдумке не признавались, и тогда слух, как пишет Н.И. Оловянишников, "переходил в легенду".
Некоторые колокольные выдумки сохранились в воспоминаниях современников. Иные из них были весьма примитивны. Например, бродила из дома в дом какая-нибудь странница и всюду сообщала:
- Появился человек с рогами и мохнатый, рога, как у черта. Есть не просит, а в люди показывается по ночам; моя кума сама видела. И хвост торчит из-под галстука. По этому-то его и признали, а то никому бы невдогад.  Иногда же придумывали историю позаковыристей. Вот, например, один из "колокольных" рассказов.

В одной церкви, на Покровке, венчал священник жениха с невестой, но, как повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустились на наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни.

Оказалось, что жених и невеста - родные брат и сестра. Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не видали друг друга, случайно встретились, приняли родственное влечение друг к другу за любовь; беззаконный брак готов был уже совершиться, но Провидение остановило его таким чудесным образом.

Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения, сооруженной в 1734 году, украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, и как-то в голову не приходило, что эти венцы украшают церковь уже почти сто лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могли бы спокойно разместиться в этом венце, как в беседке. (Позже в Москве долгое время держалась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.)
А однажды вся Москва только и говорила о происшествии, случившемся накануне Николина дня (Никола-зимний, 19 декабря). В тот день у генерал-губернатора был бал, и вдруг, в самый разгар танцев, ударил колокол на Иване Великом, и в тот же момент в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и леденящим холодом повеяло на танцующих. Испуганные гости бросились к дверям, но двери с громом захлопнулись, и никакая сила не могла их открыть. Наутро в бальной зале были найдены трупы замерзших и раздавленных, погиб и сам хозяин дома - генерал-губернатор.
Московские газеты объявили, что это - нелепая сказка, что никакого бала в генерал-губернаторском доме не было, что генерал-губернатор жив-здоров. Но тем не менее, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до их источника. Заводчикам, как вспоминает А.П. Милюков, "делали строгие внушения и даже отбирали у них подписки, чтобы они вперед при отливке колоколов не распускали вздорных и в особенности неблаговидных слухов, которые волнуют жителей и нарушают спокойствие города". Но заводчики, и дав подписку, все же продолжали придумывать все новые и новые нелепости.
Во второй половине XIX века "в связи, - как полагает Н.И. Оловянишников, - с увеличившимся распространением чтения газет" обычай распространять слухи при литье колокола пропал, но об одном из последних, а может быть, даже последнем, он рассказал в книге "История колоколов и колокололитейное искусство". В 1878 году лили самый большой колокол для храма Христа Спасителя, и на очередном заседании Комиссии по постройке храма ее председатель московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков пошутил:

" - Надо бы, по древнему московскому обычаю, чтобы колокол звончее был, пустить какой-нибудь слух...

Все рассмеялись, а член Комиссии, известный в Москве П.Н. Зубов, подошел к председателю и шепнул ему что-то на ухо. Князь Долгоруков взглянул на сидевшего против себя члена же Комиссии, необъятно толстого и громадного барона Б. и неудержимо расхохотался.

- Что, что такое, ваше сиятельство? - заинтересовались все, но В.А. молчал.

- Что случилось? Что?

- Секрет... Большой секрет... Вот когда колокол будет хорош - тогда скажу...

 А потом, по секрету, каждому члену Комиссии, конечно, кроме барона Б., князь Долгоруков и Зубов рассказали слух, который был настолько "подходящ", что облетел всю Москву шепотом в гостиных и гремел в клубах и трактирах.
Только один барон Б. недоумевал, когда при всяком его появлении все "помирали со смеху".
А Зубов сказал В.А. Долгорукову следующее: "Пустим слух, что барон Б. "в таком положении"...  По месту пришлась эта шутка и облетела Москву. Колокол, весивший 1400 пудов, как известно, оказался очень хорошим".
Выражение Колокола льют было очень распространено в XIX веке. В.И. Даль приводит пословицу: "Колокола отливают, так вести распускают", он же отмечает, что появилась и другая, более краткая, форма этого выражения: "Лить колокола - сочинять и распускать вздорные вести".
После революции из старой формулы выбросили слово "колокола", и профессор Д.Н. Ушаков в первом советском "Толковом словаре русского языка" (1935-1940 гг.) зафиксировал новый облик старого выражения: "Заливать, аю, аешь, несов. - хвастливо врать, присочинять (простореч., шутл.). "Это ты, брат, заливаешь".
В синонимическом ряду слов - врать, лгать, брехать, выдумывать, рассказывать басни, фантазировать, травить, раскидывать чернуху, пускать парашу, заправлять арапа, загибать, заливать - все эти слова говорят вроде бы об одном, но каждое по-разному: "брехать" - не то, что "фантазировать", и "загибать" - не то, что "заливать".
В слове "заливать" и сейчас еще сохраняется оттенок его старинного прототипа. "Заливать" - это значит рассказывать некую многосложную историю, в которой выдумка так переплетена с правдой или так на нее похожа, что самый недоверчивый скептик будет долго пребывать в сомнении: то ли верить, то ли нет.

Текст взят с ресурса http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=zvon

***

Лить колокола
 
Устар. Ирон. Врать, распускать сплетни, лживые слухи.
трепать , молоть языком
 — От существовавшего в старину суеверного обычая распространять сплетни во время отливки нового колокола, чтобы он громче звучал. Лит.: Виноградов В. В. Из истории русской литературной лексики // Докл. и сообщ. Ин-та русск. яз. АН СССР. — М., 1948. — Вып. 2. — С. 19.

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

Лить воск  Лить кровь  См. также в других словарях:
Лить колокола — Разг. Неодобр. Лгать, распространять ложные слухи; пустословить. БМС 1998, 282; ФСРЯ, 202; Мокиенко 1990, 113 …   Большой словарь русских поговорок

лить колокола — General subject: tell tall tales, spread false rumors …   Универсальный русско-английский словарь

ЛИТЬ — ЛИТЬ, ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они всякую дрянь льют на улицу, выливают, выплескивают; лить воду в огонь, заливать его; лить масло в огонь …   Толковый словарь Даля

ЛИТЬ — ЛИТЬ, лью, льёшь; д.н.в. (устар.) лия, повел. лей, прош. вр. лил, лила, лило, несовер. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить воду, вино. 2. что. Делать что нибудь из расплавленного вещества (тех.). Лить пушки. Лить колокола. Лить свечи …   Толковый словарь Ушакова

лить — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я лью, ты льёшь, он/она/оно льёт, мы льём, вы льёте, они льют, лей, лейте, лил, лила, лило, лили, льющий, ливший, литый 1. Лить значит заставлять перемещаться струёй какую либо жидкость. Лить воду. |… …   Толковый словарь Дмитриева

лить — ливать 1) лити (н. вр. (і)ллю, (і)ллєш, (і)ллє, (і)ллємо, (і)ллєте, (і)ллють и пров. лию, лиєш, лиють; прош. лив, лила, лило, лили; буд. литиму: пов. н. лий), (зап.) (і)лляти (спрягается в н. вр. а) как првдыдущ. глаг. и б) лляю, лляєш; прош.… …   Русско-украинский словарь

ЛИТЬ — колокола лить лить воду на мельницу лить грязь лить кровь лить помои лить пули …   Большой русско-английский фразеологический словарь

колокола лить — • КОЛОКОЛА ЛИТЬ obs, coll [VP; subj: human] ===== ; to disseminate gossip or stories that are impossible to believe: X льёт колокола{{}}; X spreads gossip; X tells tall tales. ; From an old superstitious belief that spreading gossip and… …   Большой русско-английский фразеологический словарь

лить — лью, льёшь; лей; лил, ла/, ли/ло; ли/тый; лит, а/, ли/то; нсв. 1. что. Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Л. воду. // Наливать, вливать куда л. Л. керосин в бочку. Л. масло на сковородку. // Проливать, разливать. Л. воду на пол. Л. на… …   Энциклопедический словарь

колокола — Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь Иван Калита в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Первые летописные сведения об отливке… …   Москва (энциклопедия)


***
Кремль пытается скупать западных журналистов, которые улучшат его имидж
 
время публикации: 13 сентября 2004 г., 15:02
 

В те дни, когда разворачивалась трагедия в Беслане, в Великом Новгороде проходила международная конференция "Дискуссионный клуб "Валдай", цель которой - улучшение имиджа России за рубежом. Конференцию готовили еще с весны, но именно на страшный день пятницы, 3 сентября, когда начался штурм бесланской школы, пришлись главные дискуссии, пишет "Еженедельный Журнал" в очередном номере, выходящем в свет в понедельник.
Третья сессия, "Свобода слова и ответственность свободы", по случайному совпадению началась именно тогда, когда в Беслане уже шел штурм, когда террористы уже взорвали бомбы, обвалилась крыша спортзала, и весь пол его уже был усеян телами детей. Из-за событий в Беслане участники то и дело выскакивали к телевизорам: смотрели CNN, BBC, EuroNews, поскольку по главным российским каналам, за исключением НТВ, шли песни и пляски и поиски увлекательных приключений.
"События в Беслане придали конференции определенный драматизм", - сказал в интервью автору Андрей Золотов, один из авторов проекта - конференции и главный редактор Russia Profile, журнала для зарубежной аудитории, который выпускается издательской группой Independent Media, но финансируется государственным информационным агентством РИА "Новости".
Статус конференции был самый что ни на есть высокий. И приехали на нее люди известные - профессора университетов, занимающиеся политикой и экономикой Советского Союза и современной России, из США и Европы, политологи из вашингтонских, лондонских, французских, берлинских и прочих институтов и фондов, журналисты. Было несколько категорий приглашенных. Одна - участники конференции, другая - те, кого пригласили освещать событие.
Организаторы к публичности не стремились: на сайте РИА "Новости" о планируемой конференции не было ни слова. Активное мероприятие по рекрутированию сторонников Кремля в активном освещении, естественно, не нуждалось, строго наоборот.
Владимир Путин уделил имиджу страны больше времени, чем бесланской трагедии
Венцом конференции стала встреча зарубежных участников "Дискуссионного клуба "Валдай" с президентом России Владимиром Путиным, а затем и с министром обороны Сергеем Ивановым.
Встреча с президентом состоялась 6 сентября, через три дня после кровавой развязки в Беслане. О том, что думает президент о постигшей страну национальной трагедии, российские читатели узнали из пересказа английской газеты The Guardian, корреспондент которой, Джонатан Стил, оказался одним из приглашенных гостей конференции. С зарубежными учеными и журналистами Владимир Путин беседовал три с половиной часа. В Беслане президент провел два.


Бюджетных денег на улучшение имиджа России за рубежом не жалели


"Нам оплатили перелет туда и обратно бизнес-классом. Правда, лететь можно было только "Аэрофлотом". Если бы я захотел взять с собой жену - полностью оплатили бы и ее расходы", - Дэвид Джонсон из вашингтонского Центра оборонной информации был щедростью русских несколько обескуражен. Джонсон каждый день составляет подборку материалов о России, появляющихся в газетах по всему миру, отправляет в пять тысяч адресов и выкладывает на своем сайте в интернете. Журналисты и политологи почитают за честь попасть в его каталог: у Джонсона безупречная репутация.
Обрабатывать тех, кто формирует западное общественное мнение о России, решили по всем правилам российского PR: кто платит, тот и заказывает музыку.
По словам одного из депутатов Государственной думы прошлого созыва, в федеральном бюджете "существует закрытая строка, предусматривающая финансирование мероприятий, направленных на улучшение имиджа России". Политик говорил на условиях анонимности.
Всего на конференцию пригласили 42 человек, приехали не все, но многие. Всем оплатили перелет самолетом в бизнес-классе, в Москве поселили в "Метрополе", где самый дешевый номер стоит 300 долларов в сутки, все остальные расходы - переезд и проживание в Великом Новгороде, обеды-ужины и прочее тоже взяли на себя. Платил организатор, государственное новостное агентство РИА "Новости", то есть российский бюджет.
Среди приглашенных было и несколько журналистов. Однако и они не сами платили за себя, хотя в кодексах этики многих западных изданий специальной строкой указывается, что журналист не имеет права позволить источнику своей информации, герою публикации оплатить ланч, не говоря уже о билете в салон бизнес-класса ценой в две с лишним тысячи долларов.
"Это не коррупция, - заявил тот самый Джонатан Стил, чей материал в английской The Guardian цитировали все российские издания. - Коррупция - это когда платят огромные гонорары, а оплата расходов - обычная практика для английских газет. Правда, иногда в конце материала мы можем указать, что расходы, связанные с подготовкой статьи, были оплачены".
Ни в одном из материалов Джонатана Стила из Москвы указания на то, что его расходы были оплачены российским правительством, не было. Правда, в тексте одного из репортажей сообщалось, что во встрече с российским президентом принимали участие западные ученые и журналисты, приехавшие в Россию "на специальную конференцию". В том, что специальность этой конференции заключалась в улучшении имиджа России за рубежом, автор смущенно умолчал.
"В The Washington Post это невозможно. Мы не позволяем за себя платить, - сказал мне Питер Бейкер, шеф бюро американской газеты в Москве. - В противном случае у читателя может возникнуть подозрение, что мы не объективны".


Российской прессе политики РФ не доверяют: она коррумпирована


Мэри Дежевски из британской газеты The Independent объяснила, что российские журналисты не были допущены на высокие встречи, потому что российские политики, оказывается, "доверяют репортажам западной прессы больше, чем российской прессе".
"Российская пресса крайне коррумпированна, она постоянно публикует заказные материалы, скрытую рекламу, такого феномена нигде больше - я имею в виду западные газеты - нет", - заявила Мэри Дежевски.
Репортажи корреспондента Джонатана Стила из британской The Guardian не оставляют сомнений в его объективности. Однако в той же Guardian через день после встречи ее корреспондента с российским президентом появилась статья Джона Лафленда, являющегося попечителем британского отделения правозащитной организации Human Rights Watch, в которой автор разоблачает всех противников российского президента и крестит их не иначе как рукой США в Москве.
Очевидно, российский президент уверен, что все журналисты кем-то куплены и всех можно купить или перекупить. Эта идеология и была заложена в основу конференции "Дискуссионный клуб "Валдай", призванной улучшить имидж России в мире.
Трагедия в Беслане конференции не помешала.

***

 К истокам речи
Владимир Абаринов, 23.09.2013

Валдайская речь Владимира Путина почему-то не привлекла внимания независимых комментаторов. Зато сервильные поют оратору самую восторженную осанну. Особенно хорош в этом отношении пост Эдуарда Бирова - сотрудника Центра проблемного анализа под научным руководством главного железнодорожника России Владимира Якунина; свой блог в ЖЖ он ведет под достоевским ником "русский мальчик":

Путин пришел на "Валдай" и произнес там эпохальную речь, которую гарантированно разберут на цитаты. Главная мысль этой речи - Россия возвращается к самой себе, Россия будет защищать мир от безнравственности, Россия формирует Евразийский союз как идеологическую империю, а не просто как экономический союз. Представляю, как корежило компрадоров и зарубежных "друзей", сидевших там в зале. Это прорыв. Настоящий прорыв. Очередной прорыв. Дай Бог только вам, Владимир Владимирович, сил. А уж мы подмогнем.

Эта экстатическая реакция находится в странном противоречии с видеозаписью, где видно, что Путин явно отбывает номер: выступает без малейшего воодушевления, демонстративно читает текст "по бумажке", ошибается в словах. Тема речи ему совершенно неинтересна. Но поразительна сама эта тема. Откуда она взялась? Почему он решил, что говорить сейчас надо именно об этом – о российской национальной идентичности? Кто его убедил в том, что и другие страны мучительно ищут свою идентичность?

Сегодня с необходимостью поиска новой стратегии и сохранения своей идентичности в кардинально изменяющемся мире, в мире, который стал более открытым, прозрачным, взаимозависимым, в той или иной форме сталкиваются практически все страны, все народы: и русский, и европейские народы, и китайцы, и американцы, и общество из практически всех стран мира.

Это заблуждение. Никого в мире эти вопросы не терзают. Может быть, их и обсуждают философы или этнографы, но уж никак не политики. А самое главное: идентичность нельзя придумать или подправить - она такая, какая есть, какой ее сделали история и культура. Но в России все на особинку. Она издавна ищет свое место в мире. Ей все время кажется, что при правильной идеологии все дела у нее пойдут в гору. И Путин не исключение:

Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность.

У государства должны быть цели – а как же иначе? В противном случае его граждане впадают "в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм". Помнится, и в годы вынужденного аскетизма нас корили за потребительство, отсутствие идеалов, говорили, что мы не выдерживаем "испытание сытостью"... И вот опять попрекают, едва мы вкусили, да и то не все, от пирога капитализма. Что же нам предлагается в качестве новой путеводной звезды и духовной скрепы?

Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия.

Это не Путин. Это министр народного просвещения николаевской России граф Уваров, его знаменитый всеподданнейший доклад, в котором он сформулировал свою триаду "православие, самодержавие, народность".

Но чем же уваровская цитата отличается от этой, путинской:

Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану.

Уваровский концепт, призванный превратить Россию в оплот, противостоящий революционным вихрям, в конечном счете завел империю в исторический тупик. Недаром в валдайской речи имеется указание на Константина Леонтьева с его "цветущей сложностью". Цветущая сложность по Леонтьеву – это наивысшая фаза развития государственного организма, после которой наступают упадок и смерть. Эта напасть, полагал философ, уже постигла Европу, где наступило царство "пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака".

Именно так, в одном ряду: паровая машина, пиджак и конституция. Отсюда призыв Леонтьева "подморозить хоть немного Россию, чтобы она не "гнила". Но сгнила она именно от этого подмораживания. Георгий Федотов пишет:

Под пышной порфирой Александра III гниение России сделало такие успехи, что надежды на мирный исход кризиса к последнему царствованию были невелики. Главное было в исчерпанности моральных ресурсов. Славянофильский идеал был опоганен мнимо национальной полицейской системой удушения. Внутренняя хилость и бездарность консервативных течений конца века (после Достоевского, Леонтьева!) — показатель безошибочный. Консервативные идеи в "Новом времени" оказались продажными. Без субсидии от правительства не могла существовать ни одна правая газета. Ясно, что возрождение теократической идеи царства стало невозможным.

И гадать нечего, откуда в речи Путина взялась ссылка на Леонтьева. Известный идеолог неоконсерватизма Александр Дугин, пользующийся авторитетом в российских властных кругах, однажды на вопрос "Что же вы собираетесь консервировать?" ответил той же самой леонтьевской формулой: "Цветущую сложность".

А известный православный публицист иеромонах Григорий (Вадим Лурье) опубликовал в свое время статью под знаменательным заголовком "Цветущая сложность контрреволюционной империи", причем в тексте статьи у этого словосочетания имеется важное дополнение "мировой контрреволюционной империи".

Нет, не национальная идентичность заботит Путина. Он замахнулся на мировое моральное лидерство. Его колонка о сирийском кризисе в The New York Times потому и навлекла на себя столько критики, что он процитировал американцам их собственную Декларацию независимости, да не к месту. "Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации, - пишет Путин. - ...Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными". А в Декларации сказано так: "Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". Разница очевидна: в Декларации речь идет не о народах, а о каждой отдельной личности, об индивидуальных правах и свободах.

Запад, по мнению Путина, погряз в пороках и всяческой скверне, забыл свою веру в угоду политкорректности и мультикультурализму:

Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать.

Эти сентенции уместны для произнесения с амвона. Слышать их от президента просто неловко. "Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали", - сказал Василий Розанов. А в другом месте выразился так: "Даже не знаю, через ";" или "е" пишется “нравственность”.

От рассуждений Путина (или его спичрайтеров) веет такой затхлой банальщиной, что называть его речь эпохальным прорывом способны или невежды, или бесстыжие подхалимы. Но народу идея "мировой контрреволюционной империи" может понравиться. Тут впору вспомнить саркастическую усмешку маркиза де Кюстина:

В сердце русского народа кипит сильная, необузданная страсть к завоеваниям — одна из тех страстей, что вырастают лишь в душе угнетенных и питаются лишь всенародною бедой. Нация эта, захватническая от природы, алчная от перенесенных лишений, унизительным покорством у себя дома заранее искупает свою мечту о тиранической власти над другими народами; ожидание славы и богатств отвлекает ее от переживаемого ею бесчестья; коленопреклоненный раб грезит о мировом господстве, надеясь смыть с себя позорное клеймо отказа от всякой общественной и личной вольности.

Характерно, что сидевших на сцене свадебных генералов - Фолькера Рюэ, Франсуа Фийона и Романо Проди – этот "свет с Востока" совершенно не озарил. Они не понимают этого языка и не говорят на нем. Современные государства Запада, слава Богу, не имеют никакой идеологии и иметь ее не могут: это было бы искажением ценностей Просвещения и идей Монтескье, Локка и американских отцов-основателей – политических мыслителей, чьей единственной заботой было придумать наиболее удобное и эффективное устройство государства, дабы оно отвечало своему назначению, а назначение это – справедливость. А искателям какого-то другого смысла существования государства и народа ответил еще полтора века назад, когда этот спор был актуален, Потугин в тургеневском романе "Дым":

Да-с, да-с, я западник, я предан Европе; то есть, говоря точнее, я предан образованности, той самой образованности, над которою так мило у нас теперь потешаются, — цивилизации, — да, да, это слово еще лучше, — и люблю ее всем сердцем, и верю в нее, и другой веры у меня нет и не будет. Это слово: ци...ви...ли...зация (Потугин отчетливо, с ударением произнес каждый слог) - и понятно, и чисто, и свято, а другие все, народность там, что ли, слава, кровью пахнут... Бог с ними!

Один из воспевших валдайское мероприятие публицистов выразился в фейсбуке так: "Думали, что некоторые люди бездарно ведут выборы в Москве, а они в это время готовили триумф воли на Валдае".

Словосочетание "триумф воли" влечет за собой соответствующий ассоциативный ряд – "ночь длинных ножей" и все такое прочее. Но зловещие коннотации убивает ехидный коммент: "Как будто "Шанели" добавили в щи". Эпохальный ответ на эпохальную речь.


***
Борис Немцов
политик, сопредседатель РПР-ПАРНАС, член движения "Солидарность"

Валдайская ложь Путина

26 сентября 2013, 11:33

Восторг штатных российских и зарубежных холуев речью Путина на Валдае, сравнение ее с Фултонской речью Черчилля, провозглашение новой концепции развития России как православного Ирана воспринято рядом граждан как триумф Кремля, второе дыхание неувядающего, бесконечно властвующего Путина.

Между тем, манера Валдайского выступления Путина осталась прежней. Это ложь и манипуляции.

Возьмем, к примеру, ту часть речи Путина, где он говорит о Болотной. Путин лжет, когда говорит, что события на Болотной и лондонские погромы августа 2011 года имеют одинаковую природу. В Лондоне погибли 5 человек и были ранены более 300. На Болотной не было ни одной жертвы. В Лондоне горели магазины и автомобили, на Болотной этого не было и в помине. В Лондоне люди били стекла и крушили все вокруг. На Болотной и близко такого не было. То есть в Лондоне были массовые беспорядки, а на Болотной - нет. Массовые беспорядки придумали, чтобы посадить узников Болотной. И когда Путин сравнивает события в Москве и Лондоне, он манипулирует и сознательно врет.

Путин защищает своего друга-педофила Берлускони, заявляя, что ему дали срок за связь с женщинами. Он говорит, что если бы Сильвио был геем, его бы не тронули. Все это - наглое вранье. На самом деле Берлускони дали 7 лет за связь с несовершеннолетними, то есть за педофилию. Забавно, что там же на Валдае Путин возмущался созданием в Голландии партии, защищающей педофилов. Такой партии в Европе нет, так что и это вранье. Но и кроме того, как можно защищать Берлускони и протестовать против педофильской партии ???

 


Рецензии
Понравилось!
.
С уважением-

Фёдор Петров 2   25.09.2013 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо !
C уважением !

Юрий Слободенюк   25.09.2013 21:07   Заявить о нарушении