Антология встреча восемнадцатая

«ВЕК МИНУВШИЙ» ЧАСТЬ  II

     ДМИТРИЙ  МЕРЕЖКОВСКИЙ
             1866 – 1941
Поэт, писатель-историк , драматург, критик

     Леонардо да Винчи
               
 О Винчи, ты во всем - единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик.
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник,               
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, -
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О Леонардо, ты - предвестник
Ещё неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков:
Во мраке будущих столетий
Он непонятен и суров,
Ко всем земным страстям
                бесстрастный,
Таким останется навек -
Богов презревший, самовластный,      
Богоподобный человек.


Пустая чаша

Отцы и дети, в играх шумных
Все истощили вы до дна,
Не берегли в пирах безумных
Вы драгоценного вина.
Но хмель прошёл, слепой отваги
Потух огонь и кубок пуст.
И вашим детям каплей влаги
Не омочить горящих уст.
Последним ароматом чаши -
Лишь тенью тени мы живём,
И в страхе думаем о том,
Чем будут жить потомки наши.


    ЗИНАИДА  ГИППИУС
      1869 – 1945
Поэт- декадент, супруга
и единомышленник Мережковского


           14 декабря

Ужель прошло - и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца...
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

Минули годы, годы, годы...
А мы все там, где были вы.
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!

Мы - ваши дети, ваши внуки...
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той  же муке,
И с каждым днём все меньше сил.

И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим - оживём.

Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет         
Несли, лелеяли, хранили               
Ваш ослепительный завет.

И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино...
О, если б начатое вами
Свершить нам было суждено.


       Без оправдания

Нет, никогда не примерюсь.
      Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
      В железные объятья.

Как все, пойду, умру, убью,
      Как все - себя разрушу,
Но оправданием - свою
      Не запятнаю душу.

В последний час, во тьме, в огне,
      Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!               
      И никогда не будет.

И если это божья длань -
      Кровавая дорога -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
      Восстанет и на бога.



      САША  ЧЕРНЫЙ
      1880 – 1932
Популярный поэт сатирик


        Экспромт

И мы когда-то, как Тиль-Тиль,
Неслись за Синей птицей!
Когда нам вставили фитиль -
Мы увлеклись синицей.

Мы шли за нею много миль -
Вернулись с Черной птицей!
Синицу нашу ты, Тиль-Тиль,
Не встретил за границей?


    Рождение футуризма

Художник в парусиновых штанах,
Однажды сев случайно на палитру,
Вскочил и заметался впопыхах:
“Где скипидар?!  Давай  -  скорее вытру!”

Но, рассмотревши радужный каскад,
Он в трансе творческой интуитивной дрожи
Из парусины вырезал квадрат
И... учредил салон “Ослиной кожи”.


                Критику

Когда поэт, описывая даму,
Начнёт: “Я шла по улице. В бока впился
                корсет, -
Здесь “я” не понимай, конечно, прямо -
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт - мужчина. Даже с бородою.


                Ламентации
                (отрывок)
                1                4
Хорошо при свете лампы                На полотнах Магдалины,
Книжки милые читать,                Сонм Мадонн, Венер и Фрин,
Пересматривать эстампы                А вокруг - кривые спины
И по клавишам стучать, -                Мутноглазых Акулин.


                2                5
Щекоча мозги и чувство                Где событья нашей жизни,
Обаяньем красоты,                Кроме насморка и блох?
Лить душистый мёд искусства        Мы давно живём как  слизни
В бездну русской пустоты               В нищете случайных крох.


                3                6
В книгах гений Соловьёвых,           Спим и хнычем, в виде спорта,
Гейне, Гёте и Золя                Не волнуясь, не любя                ,
А вокруг от Ивановых                Ищем бога, ищем чёрта
Содрогается земля                Потеряв самих себя...


   
    СЕРГЕЙ  ГОРОДЕЦКИЙ
         1884 – 1967
Вместе с Н.Гумилёвым основатель
       и теоретик акмеизма

          
           Русь
    ( с сокращениями )

 Медведя на цепи водила,   
 Сама сидела на цепи      
 И в голову себе гвоздила
 Одно проклятое: терпи.

 Гнила в пещерах и колодах,
 Крутила мощи, в срубах жглась,
 И род от рода, год от года
 Влипала в темноту и грязь.

 Мечтая о небесном рае,
 В смердящем ужилась гробу.
 В бунтах разнузданных сгорая,
 Царя носила на горбу.

 Петлю затягивая туже,
 Сама тащилась на убой             
 И бубенцом цветистых дужек
 Бранилась с ведьмою судьбой...
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 О, ведь и я любил так слепо
 Колоколов вечерний звон,
 Монастыря седую крепость,      
 Черницы поясной поклон.

 И ладан сказок несуразных,
 И тлен непротивленья злу,
 И пенье нищих безобразных,
 И сон угодника в углу.
 
 Как много сил распалось прахом,
 Растлилась дубовья в труху!
 Довольно кланялись мы плахам,
 Иконостасу и греху!..
 . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .
 Раздвинуты границы мира.
 Былое небылью ушло.
 О, ведь и мне жилось так сиро,
 Теперь так буйно и светло.    


   ВЛАДИСЛАВ  ХОДАСЕВИЧ
         1886 – 1939
       Поэт-символист
      
          Из дневника

Должно, быть жизнь и хороша,
Да что поймёшь ты в ней, спеша
Между купелию и моргом,               
Когда мытарится душа
То отвращеньем, то восторгом?

Непостижимостей свинец
Все толще над мечтой понурой,-
Вот и дуреешь, наконец,
Как любознательный кузнец
Над просветительной брошюрой.

Пора не быть, а пребывать,
Пора не бодрствовать, а спать,
Как спит зародыш крутолобый,
И мягкой вечностью опять
Обволокнуться, как утробой.



   Перед зеркалом
               
               Nel mezzo del cammin
               di nostra vita.

Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот - это я?
Разве мама любила такого,
жёлто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?

Разве мальчик, в Останкине летом
Танцевавший на дачных балах, -
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх?

Разве тот, кто в полночные споры
Всю мальчишечью вкладывал прыть, -
Это я, тот же самый, который
На трагические разговоры
Научился молчать и шутить?

Впрочем, так и всегда на средине
Рокового земного пути:
От ничтожной причины к причине,
А глядишь- заплутался в пустыне,
И своих же следов не найти.
Да, меня не пантера прыжками
На парижский чердак загнала.
И Виргилия нет за плечами, -
Только есть одиночество - в раме
Говорящего правду стекла.


          
                *   *   *

Ни жить, ни петь почти не стоит:
В непрочной грубости живём.
Портной тачает, плотник строит:
Швы расползутся, рухнет дом.

И лишь порой сквозь это тленье
Вдруг умилённо слышу я
В нем заключённое биенье
Совсем иного бытия.

Так, провожая жизни скуку,
Любовно женщина кладёт
Свою взволнованную руку
На грузно пухнущий живот.


   ВЕЛИМИР  ХЛЕБНИКОВ
     1885 -1922
Главный теоретик футуризма
 

Конь Пржевальского
   (отрывок)

У колодца расколоться,
Так хотела бы вода,
Что в болотце с позолотцей
Отразились повода.
Мчась, как узкая змея,
Так хотела бы струя,
Так хотела бы водица,
Убегать и расходиться,
Чтоб, ценой работы добыты,
Зеленее стали чоботы,
Черноглазые, ея.
Шёпот, ропот, неги стон,
Краска тёмная стыда,
Окна, избы с трёх сторон,
Воют сытые стада.
В коромысле есть цветочек,
А на речке синий чёлн.
“На, возьми другой платочек,
Кошелёк мой туго полн”. -
“Кто он, кто он, что он хочет?
Руки дики и грубы!
Надо мною ли хохочет
Близко тятькиной избы?”
“Или? Или я отвечу
Чернооку молодцу,
О сомнений быстрых вече,
Что пожалуюсь отцу?
Ах, юдоль моя гореть!”
Но зачем устами ищем
Пыль, гонимую кладбищем,
Знойным пламенем стереть?..
               
            *   *   *
Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди  -  поют песни.


    ИГОРЬ  СЕВЕРЯНИН
       1887- 1941
Основатель эго-футуризма


      Сонаты в шторм

На Ваших эффектных нервах
Звучали всю ночь сонаты,
А Вы возлежали на башне,
На ландышевом ковре...
Трещала, палила буря,
И якорные канаты,
Как будто титаны-струны,
Озвучили весь корвет.

Но разве Вам было дело,
Что где-то рыдают и стонут,
Что бешеный шторм грохочет,
Бросая на скалы фрегат.
Вы пили вино мятежно,
Вы брали монбланную ноту!
Сверкали агаты брошек,
Но ярче был взоров агат!

Трещала, палила буря.
Стонала дворцовая пристань.
Кричали и гибли люди.
Корабль набегал на корабль.
А вы, семеня гранаты,
Смеясь, целовали артиста...
Он сел за рояль, как гений, -          
Окончил игру, как раб...


     Увертюра

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно,
Искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!

Стрекот аэропланов!
Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов!
Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован!
Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском -
Это пульс вечеров!

В группе девушек нервных,
В остром обществе дамском
Я трагедию жизни
Претворю в грёзофарс...
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки!
Из Нью-Йорка - на Марс!


До встречи


Рецензии