Антология. встреча семнадцатая

                АНТОЛОГИЯ ВСТРЕЧА СЕМНАДЦАТАЯ
                "ВЕК  МИНУВШИЙ"  ЧАСТЬ I

            
          ВАСИЛИЙ КУРОЧКИН
                1831 - 1875
   Публицист, поэт сатирик, переводчик,
   издатель журнала «Искра».


       Весенняя сказка

Здоровый ум дал бог ему,
     Горячую дал кровь,
Да бедность гордую к уму,
     А к бедности любовь.

А ей - подобью своему -
     Придав земную плоть,
Любовь дал,  также как ему,
     И бедность дал господь.

Обманом тайного сродства
     И лет увлечены,
Хоть и бедны до воровства,
     Но были влюблены.

Он видел в ней любви венец
     И ей сиял лучом,
И - наших дней концов конец -
     Стояли под венцом.

Он не согнулся от трудов,
     Но так упорно шёл,
Что стал, как истина, суров,               
     Как добродетель зол.

Она - в мороз из тёплых стран
     Заброшенный цветок -
Осталась милой - как обман
     И доброй - как порок.

Что сталось с ним, что с ней могло б
     Случиться в добрый час -
Благополучно ранний гроб
     Закрыл на век от нас.


         Двуглавый орел
   ( с небольшим сокращением)               

   Я нашёл, друзья, нашёл,
   Кто виновник бестолковый
   Наших бедствий, наших зол.
   Виноват во всем гербовый,
   Двуязычный, двуголовый,
   Всероссийский наш орёл.

Оттого мы несчастливы, братья,
Оттого мы и горькую пьём,
Что у нас каждый штоф за печатью
Заклеймён двуголовым орлом.
Наш брат русский - уж если напьётся,
Нет ни связи, ни смысла в речах;
То целуется он, то дерётся -
Оттого, что о двух головах.

   Я нашёл, друзья, нашёл,
   Кто виновник бестолковый
   Наших бедствий, наших зол.
   Виноват во всем гербовый,
   Двуязычный, двуголовый,
   Всероссийский наш орёл.

Взятки - свойство гражданского мира,
Ведь у наших чиновных ребят
На обоих бортах вицмундира
По шести двуголовых орлят.
Ну! и спит идиот безголовый
Пред зерцалом, внушающим страх, -
А уж грабит, так грабит здорово
Наш чиновник о двух головах.

   Я нашёл, друзья, нашёл,
   Кто виновник бестолковый
   Наших бедствий, наших зол.
   Виноват во всем гербовый,
   Двуязычный, двуголовый,
   Всероссийский наш орёл.

Правды нет оттого в русском мире,
Недосмотры везде оттого,
Что всевидящих глаз в нем четыре,
Да не видят они ничего;
Оттого мы к шпионству привычны,
Оттого мы храбры на словах,
Что мы все, господа, двуязычны,      
Как орёл наш о двух головах.



 АЛЕКСЕЙ АПУХТИН
  1840 -1893
       Писатель, поэт, переводчик,
  друг П. И Чайковского, автор романсов


                *   *   *

День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая, -
                Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя...
Вера, мечта, вдохновенное слово,
Все, что в душе дорогого, святого, -
               Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя, -
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы, -
               Все для тебя!


             Разбитая ваза.
       (подражание Сюлли-Прюдому)               


Ту вазу, где цветок ты сберегала нежный,
Ударом веера толкнула ты небрежно,
И трещина, едва заметная, на ней
Осталась... Но с тех пор прошло не много дней,
Небрежность детская твоя давно забыта,
А вазе уж грозит нежданная беда
Увял её цветок;  ушла её вода...
         Не тронь её: она разбита.

Так сердца моего коснулась ты рукой -
         Рукою нежной и любимой, -
И с той поры на нем, как от обиды злой,
         Остался след неизгладимый.

Оно как прежде бьётся и живёт, 
         От всех его страдание сокрыто,
Но рана глубока и каждый день растёт...
         Не тронь его: оно разбито. 

                АФАНАСИЙ  ФЕТ
                1820-1892
 Поэт, принципиальный сторонник «чистого искусства»
 за что его жёстко критиковали Некрасов и его окружение


                Опять

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем
                дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид любви и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.


                *  *  *
    Шёпот, робкое дыханье,
         Трели соловья,
    Серебро и колыханье
         Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
         Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
         Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
         Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
         И заря, заря!..




      ЛЕВ  МЕЙ
                1822- 1862
   Поэт, переводчик, автор исторических драм
   в псевдонародном вычурном стиле

                *     *     *

Не знаю, отчего так грустно мне при ней?
Я не влюблён в неё: кто любит, тот тоскует,
Он болен, изнурён любовию своей.
Он день и ночь в огне - он плачет и ревнует...
Я не влюблён... при ней бывает грустно мне -
И только... Отчего - не знаю. Оттого ли,
Что дума и у  ней такой же просит воли,
Что сердце и у  ней в таком же дремлет сне?
Иль от предчувствия, что некогда напрасно,
Но пылко мне её придётся полюбить?
Бог весть! А полюбить я не хотел бы страстно:
Мне лучше нравится - по-своему грустить.
Взгляните, вот она: небрежно локон вьётся,
Спокойно дышит грудь, ясна лазурь очей -
Она так хороша, так весело смеётся...
Не знаю, отчего так грустно мне при ней?


     СЕМЕН  НАДСОН
                1862 – 1887
        Поэт, рано ушедший из жизни
   
               *    *    *

Смирись, - шептал мне ум холодный, -
Ты сын толпы - живи с толпой...
К чему в темнице гимн свободный,
К чему вакханке стон больной?..

Ты проповедуешь в пустыне,
Ты от языческих богов
К иной, враждебной им святыне
Зовёшь фанатиков-жрецов...



               *   *   *

Все говорят: поэзия увяла,
Увял венок её небесного чела,
И отблеск райских зорь - тот отблеск идеала,
Которым песнь её когда-то чаровала, -
        В её очах сменили грусть и мгла.

Не увлекают нас в волшебный мир мечты,
В них горечь тайных слез и стон душевной муки;
В них жизнь вседневная, жизнь пошлости и скуки,
        Без ореола красоты.

- Нет, не бессильны мы, и нас неотразимо
Порой зовёт она, святая красота
И сердце бьётся в нас, любовью к ней томимо,
        Не разомкнув уста!    


                ФЕДОР СОЛОГУБ
                1863 - 1927
Поэт-символист и поэт модернист, писатель, крупная знаковая фигура
в истории русской литературы., Начав с подражаний Некрасову, мастеру
повествовательного жанра он ушёл далеко вперёд



            *   *   *

    Недотыкомка серая
Все вокруг меня вьётся да вертится, -
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?

    Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою, -
Помоги мне, таинственный друг!

    Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.

    Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную       
Не ругалась над прахом моим.



               *   *   *

Звезда Маир сияет надо мною,
                Звезда Маир,
И озарён прекрасною звездою
                Далёкий мир.

Земля Ойле плывёт в волнах эфира,
                Земля Ойле,
И ясен свет блистающий Маира
                На той земле.

Река Лигой в стране любви и мира,
                Река Лигой
Колеблет тихо ясный лик Маира
                Своей волной.

Бряцанье лир, цветов благоуханье,
                Бряцанье лир
И песни жён слились в одно дыханье,
                Хваля Маир.


               
Сказочки Сологуба
   (стихи в прозе, ядовитые,
   с острым социальным подтекстом)



                Молот и цепь

Крепкий молот, проникнутый прекрасными намерениями,
сделанный из лучшего железа, беседовал с железною полосою,
которая лежала на наковальне.
 Они говорили о земных  несовершенствах, о злых обидах,
которыми одни осыпают других.
— Оковы — позорный остаток варварства, — говорил молот,
 и убеждал железо никогда не делаться цепью.
Слушая его на горячей наковальне, под жаром горна, железо
 смягчалось и таяло. Но вот дюжий кузнец взмахнул высоко молотом,
 и тяжко опустил его на железо.
Посыпались красные искры, и застонала бедная полоса.
 — Как, ты сам решился меня бить? — спросила она.—
- Да, я бью тебя, а ты будешь терпеть. Так устроено,
и я поставлен выше тебя в свете, чтобы бить по тебе.
Молот тяжко опускался на железную полосу, приговаривая
 с большим весом:
— Не надо жестокостей! Презренны жестокие!
Когда из железа выковались звенья прочной и длинной цепи,
молот отвернулся с презрением.
— Все ренегаты таковы, — сказал он, — мягкие, как воск, в начале,
в конце они не стыдятся служить кандалами.
А цепь тихо позванивала своими прочными кольцами, и шептала:
— Так и должно быть, так всё устроено. Ещё несколько ударов
по моим звеньям, — и я с наслаждением обовью тело
проклятого каторжника.



        Три плевка

Шёл человек и плюнул трижды.
 Он ушёл, плевки остались.
И сказал один плевок:
 — Мы здесь, а человека нет.
 И другой сказал:
— Он ушёл.
 И третий:
— Он только затем и приходил,
чтобы нас посадить здесь.
 Мы — цель жизни человека.
Он ушёл, а мы остались.


               
                *    *    *
Когда меня у входа в Парадиз
Суровый Пётр, гремя ключами, спросит:
                «Что сделал ты?» — меня он вниз
                Железным посохом не сбросит.
Скажу: «Слагал романы и стихи
И утешал, но и вводил в соблазны,
                И вообще, мои грехи,
                Апостол Пётр, многообразны.
Но я — поэт». И улыбнётся он,
И разорвёт грехов рукописанье, 
                И смело в рай войду прощён,
                Внимать святое ликованье.


     Последнее стихотворение

…Подыши ещё немного
Тяжким воздухом земным
Бедный, слабый воин Бога,
Странно зыблемый, как дым.

Что Творцу твои страданья?
Кратче мига — сотни лет.
Вот — одно воспоминанье,
Вот — и памяти уж нет.
Но как прежде — ярки зори,
 И как прежде — ясен свет,
«Плещет море на просторе»,
 Лишь тебя на свете нет.
 
Бедный, слабый воин Бога,
Весь истаявший, как дым
Подыши ещё немного
Тяжким воздухом земным.

    (30 июля 1927)




                ВАЛЕРИЙ» БРЮСОВ
                1873 - 1924

русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед,
литературный критик и историк. Один из основоположников
русского символизма

      
           Сонет к форме

Есть тонкие властительницы связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант не виден нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

Так образцы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нем и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!


               
              Каменщик
 
Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? Кому?
Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.
      
Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведёт в ней без сна?
Может быть сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй.
Тех он, кто нёс кирпичи!
Эй, берегись! Под лесами не балуй...
Знаем все сами, молчи!



           Довольным

Мне стыдно ваших поздравлений,
Мне страшно ваших гордых  слов!
Довольно было унижений
Пред ликом будущих веков!

Довольство ваше - радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым - больше вам не надо,
Есть жвачка  -  и блаженны вы!

Прекрасен, в мощи гордой власти,
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый трон!

   Но ненавистны полумеры
Не море, а глухой канал,
Не молния, а полдень серый,
Не агора, а общий зал.

На этих всех, довольных малым,
Вы, дети пламенного дня,
Восстаньте смерчем,  смертным шквалом,               
 Крушите жизнь - и с ней меня!


До встречи   


               


Рецензии
Смысл перепечатывать, не платя гонорар? Я вас барин на дуэль бы вызвал да поганого ружья не найду!

Сергей Озеров Лунь   20.09.2013 18:46     Заявить о нарушении
Вообще на хамство отвечать не принято. Ноя делаю скидку на Вашу
элементарную неосведомленность. Антология "Закон случайных чисел
или 155 поэтов мира" вышла из печати в 1997 г. Ей предшествовал четырёхлетний труд мой и моих друзей,которых давно нет в живых. Выпустить в то время такую книгу на раздрае страны, ещё не отоше дшей от кошмара расстрела Белого дома - это было событие Книга разлетелась. Даже залетела, не знаю каким образом в магазин рус ской книги в Вашингтоне. Но не в этом дело. Воспроизвести её, да
ещё в том художественном исполнении ,невозможно, к со жалению, также как невозможно воскресить слова благодарности авторов, про шедших войны и сталинские лагеря, чьи стихи вошли в антологию. Лично мне высказывали благодарность и Поженян, и Шкляревский, и Городницкий, и Бергер, и Сёмён Ботвинник,и многие другие поэты, талантом которых я горжусь и дружбой с которыми дорожу. Это и
Черных, и Изумруд Кулиева, и Зиновий Вальшонок, и Вера Николаева и Алла Зусман, иВениамин Шорохов и Лев Болдин, и Евгений Рейн.
Даже "Литературка" откликнулась на выход антологии Эти выдержки-встречи с небольшими вставками я печатаю в память поэтов, уже ушедших от нас и по просьбе моих, далеко не молодых друзей. Вот собственно и всё. Желающие увидеть книгу могут найти во всех "именных" библиотеках Москвы, в библиотеке МГУ, в библиотеке ЦДЛ, в Еврейском московском центре, а также в Питере, Великом Но
вгороде и в Иерусалиме. А насчёт дуэли - сразитесь лучше с соб
ственным унитазом. Може Вам полегчает Д. Славин
Извинениями не утруждайтесь


Дик Славин Эрлен Вакк   21.09.2013 00:05   Заявить о нарушении
Я говорю не об антологии пусть даже собранной вами!
Евтушенко тоже публиковал антологии, но странно выглядило бы, если он подписывал сборники своим именем из чужих стихов! В стихире есть страницы поэтов сделанных другими! Считаю, что публикавать в своей лавке чужое, то же самое, что продавать квартиры принадлежащие другим! Ну!, сделайте страницу Антологии, подпишите, что вы её составитель! Или у вас книга так и названа "Антология Дикого Славина".

Сергей Озеров Лунь   21.09.2013 05:00   Заявить о нарушении
Дик Славин это моё интернет имя и только потому, что я в свои 81 с хвостиком работаю главным специалистом в крупном промышленном холдинге и мотаюсь до сих пор по промышленным предприятиям, а интернерт есть везде, и мне не нужно, чтобы директор завода или главный инженер говорили со мной не по теме, если вы понимаете, о чём идёт речь. Хотите знать моё имя, Фамилию и отчество, как составителя и издателя? Найдите книгу в любой библиотеке из ука занных мной и там вы получите всё ответы на ваши вопросы. А так же в моём вступительном слове вы прочтёте, что эта книга, увидев шая свет 16 лет назад, есть моё благодарное воспоминание о поэ тах различных эпох, начиная с Эсташа Дешана и Франсуа Виньона и до наших дней. Там нет ни одной страницы, заимствованной из дру гих антологий, что же касается первоисточников, уменя несколько
книжных полок забиты сборниками поэтов за последние 500 лет и бо
лее. Но даже не в этом дело. Вы оскорбили память поэтов, прошед ших ад кэгэбэшных пыток и лагерных глумлений. Найдите, хотя бы то, что я пишу об Анатолии Жигулине, который искренне благодарил меня за книгу и подарил свою знаменитую книгу "Чёрные камни" - исповедь жертвы режима, который вы не застали. А ещё до войны в Киеве арестовали нашего соседа и расстреляли в течение трёх суток и сиротой остался мой пятилетний дружок Лёнька. Мне самому тогда было 6 лет. 75 пять лет минуло с тех пор,а мёртвые глаза на окаменевшем от горя лице его матери, я помню до сих пор.
Сказано: "Не судите, до не судимы будете". И больше не пишите
мне. Д. Славин

Дик Славин Эрлен Вакк   21.09.2013 11:17   Заявить о нарушении
И последнее - "Закон случайных чисел" некоммерческое издание.
Количество экземпляров 600, тираж с резрешения дирекции института, где я проработал более 40 лет, был отпечатан на институтском ризографе. Деньги, вырученные от продажи части тиража, пошли на оплату печатников и переплётчиков нашего же института. Лично мне, кроме головной боли, сам выпуск тиража не принёс ни копейки. Появление антологии было актом добровольной гражданской защиты поэтов России, их чести и достоинства.
Д. Славин

Дик Славин Эрлен Вакк   21.09.2013 11:29   Заявить о нарушении