Вечный огонь памяти

Гаснет где-то огонь, что зажжен был, как память, бессрочно…
Пишут: средств нет. У памяти нашей закончились средства.
Осень ливни бросает, как сотни холодных пощечин,
Позабывшим огни, что оставили деды в наследство,

Невернувшиеся, обещавшие, молодые, наивные, верные.
На пожухлых их фото с резными краями нет слёз.
Это давнее прошлое; сквозь опалённые тернии
То ли венков, то ли проволок ржавых колючий вопрос.

Мы ругаем наш день, порождение циничного быта:
Прокормить, приодеться, построить, расширить, купить…
Память есть, но до мая в заботах она позабыта,
Как бы в этих заботах истоки свои не забыть.

Упокоен мой дед в Цыбулёво*, у Чёрного леса.
Память в этом селе – это жизнь, перешедшая в дар от бойцов.
Здесь беспафосен долг, как душевная, тихая песня.
У ухоженной братской могилы есть теперь и родное лицо.

Не измерить дела, благодарность, как душу не взвесить,
Да и в этом ли суть? Общей памятью стали близки.
В государствах нет средств. Есть хорошие люди и песни,
И, хоть гаснут огни, не померкнут в сердцах огоньки.


*Цыбулёво, село - Знаменский район, Кировоградская область


Рецензии
Здравствуйте, Ю. Валентинова.

Не касаясь темы, хочу отметить несколько нюансов
с точки зрения языка и поэтики произведения.
1. Первая строфа имеет ритмический рисунок,
отличный от последующих. Это сразу бросается в глаза.
2. ..Не вернувшиеся, обещавшие, молодые, наивные, верные..
Здесь - только невернувшиеся. Таков русский язык.
3. ..Это давнее прошлое; сквозь опалённые тернии
То ли венков, то ли проволок ржавых колючий вопрос..
Здесь я лично конкретно споткнулся, ибо понять
смысл, вложенный автором в эти строки, так и не смог, увы.
4. ..Мы ругаем наш день, порождение циничного быта:
Прокормить, приодеться, построить, расширить, купить...
Вопрос от читателя: а в чём конкретно выражается
ЦИНИЧНОСТЬ ежедневных бытовых забот живущих и работающих людей?
На мой взгляд, поэт всегда должен уметь пользоваться
языком точно и филигранно, чтобы у читателей не возникало
недоумения и непонимания текста.
5. ..Память в этом селе – это жизнь, перешедшая в дар от бойцов..
Жизнь, перешедшая в дар - это абсолютный смысловой нонсенс.
6. .. У ухоженной братской могилы есть теперь и родное лицо..
Здесь сразу два нюанса.
Первый.
Русский язык всегда основывался на звучности слогов.
Этим он отличается от многих иных языков. Речь о
переходном слоге "у-у". Для финского - это нормально,
для русского - как дёготь в бочке.
Второй. Грамотный автор всегда найдёт такую языковую
форму, которая будет лишена дуальности восприятия текста.
А здесь читателю непонятно: то ли сама Братская
обрела родное лицо для автора стихотворения(ежели исходить
из метафоричности понятия), то ли фотография деда,
прикреплённая к именам мемориала, дополнила список павших.
7. ..Не измерить дела, благодарность как душу не взвесить,..
Здесь отсутствуют две необходимые запятые.

Само произведение написано достойно, но слишком много
закавык.
Всего хорошего.

Евгений Кабалин   19.09.2013 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за обстоятельный разбор текста. Не касаясь конкретики разбора: у братской могилы, действительно, появилось родное лицо в прямом смысле, т.к. сельчане сделали фото моего деда и добавили на мемориальную доску. Собственно это и не должно быть напрямую ясным, иначе мы получим сухую хронику фактов.
Про "опалённые тернии": это о терновом венке и колючей проволоке.
Насчет циничности быта. Неужели Вы будете сомневаться между тем, что хотелось бы апгрейдить личное авто, квартиру и т.п. или отдать все сбережения на то, чтобы в городе не погасили вечный огонь? Если да, то преклоняюсь перед Вами,... а если честно? Вот и я о том же.
Насчет найденных Вами опечаток и пунктуации, спасибо, исправлю.
В целом это краткое описание реальной ситуации и благодарность помнящим людям, а также попытка подумать о себе в предлагаемых обстоятельствах. Когда автор говорит "мы", подразумевает "я".
Еще раз спасибо. С уважением,
Юлия

Ю.Валентинова   20.09.2013 22:07   Заявить о нарушении
Юлия, давайте остановимся на вот этих строках ещё раз:
..Это давнее прошлое; сквозь опалённые тернии
То ли венков, то ли проволок ржавых колючий вопрос..

Стихотворение, так же как и прозаическое произведение,
состоит из определённым образом построенных предложений,
согласно правилам синтаксиса языка. Это значит, что
каждый член предложения должен иметь смысловую связь
с другими членами предложения. Иначе понять текст будет
невозможно. Попробуем следовать языковой логике.
Речь идёт о некоем вопросе. Его задают, судя по тексту,
либо венки, либо некие проволоки, причём вопрос этот
имеет колючесть. Не проволока, а именно вопрос.
Вы сами не чувствуете здесь фальши??? То есть,
автор наделяет венки и проволоку способностью задавать
вопросы? И, к тому же, вопросы сии они задают через
тернии. Вроде как кричащие в терновнике, что ли???
Но это же полнейший нонсенс. Вот о чём я и
попытался Вам сказать.
И по циничности.
Как оная трактуется в её этимологии?
Цини́зм или цини́чность (др.-греч. Kυνισμός) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности...
Теперь вопросы: что циничного в том, что люди хотят жить
лучше? Что плохого в том, что они стремятся получать от
жизни максимум позитива? Зачем притягивать к генезису
социальных благ проблему ухода за воинскими мемориалами?
Последней должна заниматься ВЛАСТЬ, Юлия, а не население.
Это её(власти) прямая обязанность. А люди только могут
обеспечивать надлежащие условия сохранения подобных
памятников при условии финансирования работ из бюджета
государства, а не из личных средств, которых у
подавляющей части населения России и так впритык.
Я с этой проблемой знаком слишком близко, и сам
принимал участие в выбивании средств для захоронения
праха воинов РККА, поднятых поисковыми отрядами.
Бывало, что и свои деньги вкладывал, но ЭТО НЕПРАВИЛЬНО!
Так что никакой циничности в жизни нашего народа нет,
Юлия. Он хочет жить достойно, но страна ему этого
не обеспечивает. И не в апгрейде и прочих моментах
дело, а в том, что само государство в лице недавно
всемогущей партии приучило его(народ) к моральному
иезуитству, лжи и показухе. Вот откуда ноги растут, Юлия.

Евгений Кабалин   20.09.2013 23:07   Заявить о нарушении
Евгений, Вы, безусловно, правы. Только на могиле моего деда сельчане, наверное, за счет средств власти сделали портрет и подпись, за счет бюджета скромного украинского села сделали фотографии могилы и из тех же бюджетных средств собрали материалы, прислали в Москву(в другое государство, кстати)родственникам. Потому, что, вероятно, в этом селе какая-то особая власть и особый бюджет или нормальные люди, о которых захотелось написать.
Вы, Евгений, очень хорошо, по-мужски, пишите, анализируете, и с Вашими доводами невозможно не согласиться.
Я пишу, как чувствую, и мне кажется, что если эти(и другие стихи) начать править по тем законам, о которых, Вы совершенно справедливо, говорите - они потеряют что-то. Вероятно, это такая поэзия импрессионизма, в набросках и неясности мазков которой угадываются скорее не объекты, а чувства.
С искренним уважением,

Ю.Валентинова   21.09.2013 22:20   Заявить о нарушении