Миф о рождении Христа

Этот миф был записан мною на одном из стойбищ ханты в 2000году.


      Давным-давно у угутских ханты родился необычный ребёнок, без пупка.
Вырос, женился. Родились у них дети: сын и дочь. В их семье ни у кого не было пупков: ни у жены, ни у детей. Надоело им жить на земле и решили они перебраться жить на небо. Запрягли  оленей. Собрался целый поезд - аргиш: с пожитками, продовольствием, хозяйственным скарбом, чтобы ни в чём не нуждаться на новом месте  жительства.  Этот аргиш состоял из семи нарт. Но перед тем, как собираться, муж говорит жене:" С собой бери только новые вещи, складывай на нарты, старых вещей не бери". Когда аргиш стал подниматься на небо, седьмая нарта вдруг застряла, встала на концы полозьев и осталась стоять поднятой вверх  к небу на земле. А произошло это потому, что не послушала жена мужа и положила тайком  старые кисы и ничего не сказала об этом.  Понял муж в чём дело и говорит жене:" Я говорил тебе не брать старые вещи, а ты меня не послушала". Сказав эти слова, он взял и обрубил верёвку, связывающую седьмую нарту с остальными. Освободившись от неё, они поднялись на небо. Седьмая же нарта так и осталась стоять на земле. Люди с удивлением смотрели на небо, как плыл аргиш по небу. Только на седьмой день он стал не виден. Седьмая же нарта долго стояла на земле, мхом поросла. Многие её совсем недавно видели. Дети, вознёсшиеся на небо, к шаманам приходили. Рассказывали им о своей жизни. Отец стал старый и хотел умереть на земле. Он обратился к богам с просьбой и они  исполнили её.  И когда старик умер, раздался сильный грохот. Говорят, что это упал тунгусский метеорит. Но угутские ханты говорят, что это небесные боги опустили беспупого человека на землю умирать и дали ему имя "Христос". Но он не умер, он воскрес, боги даровали ему вечную жизнь на земле, чтобы он ходил и наблюдал за порядком жизни на земле. Всё замечал и восстанавливал справедливость и  равновесие.

Аргиш - олений обоз.
Угутские ханты- коренные жители проживающие в с. Угут Сургутского р-на
Ханты-Мансийского автономного округа.


Рецензии