Стамбул - Рим

"Что до природы мне, до древности,
Когда я полон жгучей ревности,
Ведь ты во всём её убранстве
Увидел Музу Дальних Странствий".

(Н. С. Гумилёв)

Восток и Запад в одном флаконе,
Всё христианство как на ладони,
Плеск волн (между прочим, одних и тех же,
Всего лишь разные побережья).

Войди под своды Святой Софии
Почти двенадцативековые -
И с каждой колонны вдруг дивно взглянет
Орлиный профиль Юстиниана.

Забудь промозглый московский ливень,
И сможешь стать хоть чуть-чуть счастливей,
Почувствуй живую, святую древность,
Забытых мудрых псалмов напевность.

Представь себе тот Константинополь,
Который скрыла времени копоть:
Ведь, может быть, здесь, под сводом Софии
Писал Златоуст свою Литургию,

И слов его дорогое злато
Здесь изливалось щедро когда-то,
И даже векам языка чужого
Не заглушить золотого слова.
_____
Когда ж утомит тебя пряный запах,
Езжай потихоньку с востока на запад
И всласть надышись беззаветно любимым
Прекрасным и солнечным городом Римом.

Гораздо древнее того же Стамбула,
Он встретит тебя высотой Яникула
И всеми семью остальными холмами,
И спутанной намертво явью со снами.

Фонтаны, колонны, музеи, Мадонны,
Со всех колоколен - тяжёлые звоны,
Архангел, свой меч убирающий в ножны,
Чтоб нам в этом мире жилось бестревожно.

Когда же наступит пора расставаться,
Увидишь, весь Рим будет долго прощаться:
Обнимет своей колоннадой Сан-Пьетро
И даст на дорогу попутного ветра,

Печально посмотрит задумчивый Гоголь
(Ему этот город поведал так много!),
Зубастой улыбкой проводит волчица,
Никак не желая с разлукой смириться.

Из первого Рима - и сразу же в третий,
В холодный, жестокий октябрьский ветер.
Но ночью, смежая тяжёлые веки,
Поймёшь: Вечным Городом болен навеки.

Лишь только захочешь хоть чуть излечиться,
Вновь страшный оскал свой ощерит волчица,
И встанут торжественно в мгле полусонной
Фонтаны, колонны, музеи, Мадонны...
______
Восток и Запад в одном флаконе...
Привет Стамбулу. Поклон Мадонне.

<17 сентября 2013 г.>


Рецензии
А мне нравится! Безусловно удалось создать настроение, скажу даже, что взятые эпиграфом стихи действительно послужили камертоном. Есть очень удачные строчки, например:

Войди под своды Святой Софии
Почти двенадцативековые -

этот тежёлый, неспешный ритм, который нужен, чтобы в два удара прочитать "двенадцативековые" хорошо сочетается с роскошью, торжественностью греческой столицы.
Удачны последние две строки: довольно и иронии и афористичности.
Есть и более проходные, но в целом это стихотворение более ровное, чем предыдущее - там разброс был сильнее.
И всё же я бы вам советовал работать над формой. У вас то классический размер, то тяготение в дольник, такой разброд оставляет ощущение неряшливости, недоделанности. И рифмы бы тщательней стоило выбирать. Но в целом, повторюсь, нравится! Успехов :)

Магрибский Юханан   05.04.2015 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо большое!
Спрошу как двоечник (двоечницей никогда не была, но круглой отличницей тоже): ну зачем? Зачем работать над формой, если форма - это фантик? Мы же конфету не за фантик любим)))).
И - да, спасибо большое. А мне больше про Рим нравится, потому что картинка. А в Стамбуле не была, поэтому фактология хромает: во-первых, не двенадцативековые, во-вторых, когда Иоанн Златоуст писал свою Литургию, Софии как таковой ещё не было... и т.п.

Екатерина Алипова   06.04.2015 00:30   Заявить о нарушении