Антология Встреча пятнадцатая

ПРЕДТЕЧИ УЧИТЕЛЯ Часть 2


                АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Начну  с Александра Сергеевича Пушкина.  Но что о нём рассказывать?.   
Его биография в известном смысле биография нашего детства, начиная
чуть не с дошкольного  возраста, когда мы начинаем жизнь  с  его 
сказок.   Вступление к  «Руслану  и  Людмиле»  я  знал  наизусть 
уже  с  6  лет. «Котучёный»   я так и читал одним словом. Кстати,
 в своих воспоминаниях  детства Марина Цветаева писала, что её
водили с сестрой  на  Тверскую гулять к «памятникпушкину». А вот
анекдоты о  находчивости  и мгновенной   реакции Пушкина знают
далеко не все. Как-то лицеистов, приучая к светской жизни,
пригласили в чей-то дворец на бал. То ли это было в Царском селе,
 то ли в Петербурге,  история умалчивает.  Среди прочих  дам на
балу была  одна красавица –  царица салонов. Юный  лицеист
разогнался пригласить её на танец.  На что она пренебрежительно
ответила: «я с детьми не танцую». Пушкин отреагировал мгновенно:
«мадам, извините, я не знал, что вы в положении».  Возможно, он
сказал не мадам, а, например, графиня, но суть дела не меняет.
Вот ещё один случай с ним, уже взрослым на конной прогулке в
Царском селе. А всадником он был отличным. Навстречу ему попалась
парочка и тоже верхом. Молодой повеса сказал своей спутнице, хотите
я неожиданным вопросом поставлю Александра  Сергеевича в  неловкое
положение? Поравнявшись с Пушкиным и раскланявшись, он спросил,
указывая на лошадь, «Александр Сергеевич, не скажете, как называется
ваш корабль?». Реакция была мгновенной, обернувшись  и задрав рукой
в перчатке  хвост своей лошади, он ответил «Зайдите в каюту и спросите
у капитана». Возможно это байка, но на Пушкина похоже. Характер у него
был не из простых и не все современники положительно отзывались о нём,
как о человеке. Очень характерная деталь.
Не будучи высокого роста и внушительного сложения, он постоянно
работал над собой. Он любил пешком ходить от Невского проспекта
до Царского села, а это где-то 12-15 километров,  и в руках
у него была тяжёлая металлическая трость.

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление
русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может
быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа,
русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой
очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла»
                Николай Гоголь

Если верить Гоголю настоящее поколение пушкинских русских людей
начнёт появляться  уже лет через 10-15. Ау, где вы?


       АЛЕКСАНДР ПУШКИН
               
       
           ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».


            *   *   *
Что в имени тебе моем?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.


              "Французских рифмачей..."
                ( фрагмент )   

   Французских рифмачей суровый судия,
О классик Депрео, к тебе взываю я:
Хотя, постигнутый неумолимым роком,
В своём отечестве престал ты быть пророком,
Хоть дерзких умников простёрлася рука
На лавры твоего густого парика;
Хотя, растрёпанный новейшей вольной школой,
К ней в гневе обратил ты свой затылок голый, -
Но я молю тебя, поклонник верный твой,
Будь мне вожатаем. Дерзаю за тобой...
Занять кафедру ту, с которой в прежни лета
Ты слишком превознёс достоинства сонета,
Но где торжествовал твой здравый приговор
Минувших лет глупцам, вранью тогдашних пор.
Новейшие врали вралей старинных стоят -
И слишком уж меня их бредни беспокоят...

...О вы, которые восчувствовав отвагу,
Хватаете перо, мараете бумагу,
Тисненью предавать труды свои спеша,
Постойте - наперёд узнайте, чем душа
У вас исполнена...

Это ведь, обращение и к тем, кто «марает»
своими стихами интернетский эфир.


         Признание

Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной
Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнётесь, — мне отрада;
Вы отвернётесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам моё несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?


И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..

Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня нетрудно!..
Я сам обманываться рад!
             
               
                *   *   *
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством,
                исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда виясь в моих объятиях змиёй,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаёшься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему    
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле -
И делишь наконец мой пламень поневоле.   


        Пирующие студенты
                ( фрагмент )
               
Друзья! досужный час настал;
    Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
    Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
    Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
    Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем;
Под стол учёных дураков!
    Без них мы пить умеем...

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыплённый.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
    Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
    Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
    Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
    На недруга и друга...
               

               
                *   *   *

К кастрату раз пришёл скрыпач,
Он был бедняк, а тот богач.
“Смотри, - сказал певец безмудый, -
Мои алмазы, изумруды -
Я их от скуки собирал.
А! кстати, брат, - он продолжал, -
Когда тебе бывает скучно,
Ты что творишь, сказать прошу”
В ответ бедняга равнодушно:
- Я? яйца я себе чешу.



Рефутация г-на Беранжера
      (с сокращениями)

Ты помнишь ли, как за горы Суворов
Перешагнув, напал на вас врасплох?
Как наш старик трепал вас, живодёров,
И вас давил на ноготке, как блох?
Хоть это нам не составляет много,
Не из иных мы прочих, так сказать;
Но встарь мы вас наказывали строго,
Ты помнишь ли, скажи, <е…а твоя мать>?

Ты помнишь ли, как царь ваш от угара
Вдруг одурел, как бубен гол и лыс,
Как на огне московского пожара
Вы жарили московских наших крыс?
Хоть это нам не составляет много,
Не из иных мы прочих, так. сказать;
Но встарь мы вас наказывали строго,
Ты помнишь ли, скажи, <е…а твоя мать>?

Ты помнишь ли, фальшивый песнопевец,
Ты, наш мороз среди родных снегов
И батарей задорный подогревец,
Солдатской штык и петлю казаков?
Хоть это нам не составляет много,
Не из иных мы прочих, так сказать;
Но встарь мы вас наказывали строго,
Ты помнишь ли, скажи, <е…а твоя мать>?


Ты помнишь ли, как были мы в Париже,
Где наш казак иль полковой наш поп
Морочил вас, к винцу подсев поближе,
И ваших жён похваливал <ё...>?
Хоть это нам не составляет много,
Не из иных мы прочих, так сказать;
Но встарь мы вас наказывали строго,
Ты помнишь ли, скажи, <е…а твоя мать>?

Нелепая и обидная пушкинская ошибка. Стихи направлены против
бонапартистской песни «T'en souviens-tu, disait un capitaine…»
(«Ты помнишь ли, говорил капитан…»), которую Пушкин ошибочно
приписывал Беранже;  в действительности же она принадлежит перу
Поля Эмиля Дебро. Моему любимому Беранже досталось от Пушкина
по первое число ни за что.В рефрене Пушкин пародировал стиль Беранже –
острослова  и вольнодумца, очень демократичного и острого поэта,
так иногда бывает - «свой своего не познаша». А самого Беранже
французские власти не раз подсаживали в тюрьму за едкую и меткую
сатиру. Я обожаю некоторые песенки Беранже в переводах Василия
Курочкина, особенно "Как яблочко румян..."


               
                *   *   *

Когда для смертного умолкнет шумный день
    И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
    И сон, дневных трудов отрада,

В то время для меня влачатся в тишине
    Часы томительного бденья,
    В бездействии ночном живей
Горят во мне змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Толпится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной            
    Свой длинный развивает свиток;
   
И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю.

А Лев Николаевич так заканчивал это стихотворение,
видимо намекая и на самого себя: "Но строк постыдных не смываю"


До встречи




 


Рецензии