Симфония. Стихи о композиторах, музыкантах

СИМФОНИЯ
___________

                Регине
               
               
                ВИВАЛЬДИ


                Великий итальянский композитор
                Антонио Вивальди родился и большую
                часть своей жизни провёл в Венеции.
                Стал по настоянию матери священником
                и многие годы преподавал музыку
                в основанном францисканским монахом
                приюте для девочек-сирот.
                Создал около 90 опер, в постановке
                которых сам участвовал. Автор много-
                численных симфонических произведений.
                За необычный для венецианцев цвет волос
                был прозван жителями Венеции
                "рыжим священником".
   




В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.

А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
Две чайки
кружевных манжет.

И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.

Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.

А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.

Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.

А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
__



                АМАДЕУС


В штормовую ночь (шёл дождь со снегом)
7 декабря 1791 г. тело Моцарта,
зашитое в мешок, было сброшено в общую
могилу и засыпано известью. На кладбище,
кроме возницы, не было никого.
Австрия забыла о Моцарте.

    
     Здесь - яма известковая. А там -
     Больная роща в кислоте тумана.
     И никого. Возницы окрик пьяный
     Под музыку то ливня, то кнута.
     (Бог "Реквием" в ту ночь
     читал с листа).

     Дремала императорская Вена.
     Гипноз дождя ль сморил её мгновенно,
     Иль выдан был, по случаю, устав:
     "Закрыть все двери, окна и уста"?

     Дремала Вена и, держу пари,
     Дремал Сальери, набок сбив парик.

     Наш капельмейстер принял что-то впрок
     И спал в ту ночь
     спокойно, как сурок.

     Не спали только
     в слякоти колёса
     Да катафалк, как сущий дьявол, нёсся.

     И он пронёсся, чёрный фаэтон,
     Сквозь дождь и снег,
     Туда, к предместьям Вены.
     Никто в тот день не перерезал вены
     И не издал над страшной ямой стон.

     И в грудь вошёл
     обиды острый нож.
    
     Хотя, казалось,
     мёртвых не проймёшь,
     душа ждала,
     не отлетая прочь,
     за тело зацепившись ниткой нерва,
     пока, безумствуя, -
     от горя выла
     ночь
     и всем в укор -
     с ума сходило
     небо.
___



                ПАГАНИНИ

                "...душа его оказалась
                совершенно опустошённой,
                в ней царили лишь
                бесконечное одиночество
                и великая усталость".

                Мария Тибальди-Кьеза
                "ПАГАНИНИ"

               
Был сон-полубред: влетали паяцы,
От скрипки ладошки с трудом отдирали.
Шептались, что эти тончайшие пальцы
в утробе
вытачивал сам Страдивари.

А ручки тянулись к игрушке певучей.
И знал только дьявол - бесспорный маэстро,
Какой ещё мУкой дитя он навьючит
Сиесты, лемурно-изнеженной, вместо.

Исчезнуть бы ярким,
беспечным каприччо.
Но плоть раньше скрипки
судьбу отыграла.
Под занавес
всё, что ты прОжил, как притча
о дерзкой мечте
под взглядом Дедала.
_

Вопреки совету Дедала не приближаться к солнцу,
Икар, словно завороженный лучезарным светилом,
взметнулся именно к нему.
Солнце растопило воск,
на котором держались его крылья,
и он рухнул вниз.

  (Из древнегреческого мифа "Дедал и Икар") 
___    


                ПОСЛЕ  КОНЦЕРТА
                ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

                Мудрость построила себе дом
                И вытесала для него семь столбов...

                Притчи Соломоновы
                (IX,I)

Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.

Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.

Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх  тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
___



                БЕТХОВЕН

                (экспромт, навеянный
                стихотворением Людмилы Свирской)

               

                «Я часто проклинал своё существование...
                Ещё немного, и я покончил бы с собой.
                Меня удержало только одно – моё искусство...»

                Людвиг ван Бетховен


                «Я вытяну всю музыку из пауз
                И до последней ноты вам верну».

                Людмила Свирская
                «Бетховен»
               

Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук – распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.

Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.

Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти – походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
____


                ПИАНИСТ
               
                навеяно игрой
                пианиста Гленна Гульда


Он был, казалось, частью фортепьяно,
когда касались клавиш эти руки
и чистый звук,
с огранкой, без изъяна,
самозабвенно гибнул
в общем звуке.

Всей мощью
необузданных вибраций
он втянут был
в игру другого сорта.
Не в ту,
в которой можно отыграться,
а в ту,
где кровью
полнится аорта.

Везувий звуков.
Зал всё ближе к лаве.
Два-три аккорда
до финальной бури.
И вот, по роще
чёрно-белых клавиш
несутся пальцы
в бешеном аллюре.

Крещендо нарастающих созвучий...
Миг тишины.
И терпкий мёд итогов:
Встать у рояля,
шумом слух измучив,
и маяться -
заложником восторгов.
___


            ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ
            КОНЦЕРТ
            


Играет Моцарт.
Радостно. Легко.
Чуть слышен скрип дверей
и шепоток придворных.
Но входит Гендель.
Властный жест рукой -
и к скрипкам подключаются валторны.

Всё явственней, всё громче
клавесин.
И пусть звучит
жеманно и манерно -
Так император лично попросил,
поскольку скрипки
слишком бьют по нервам.

Не знал Его Величество,
не знал,
что музыка - не паж
в его семействе.
И что Вивальди
пОдал тайный знак,
который ждал, как видно,
капельмейстер

 


Рецензии
Получила огромное удовольствие, читая этот цикл стихов.
Отлично написано! Спасибо от души, Яков. Новых Вам прекрасных творений!

Мила Григ   02.12.2023 03:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила! Музыка полна воистину
божественных вибраций.
Хотелось как-то запечатлеть
это в своих стихах.

С теплом,
Яков

Яков Рабинер   02.12.2023 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 76 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.