Дипак Чопра об архетипах, предназначении и...

Дипак Чопра в гостях у Дарьи Спиридоновой

Условные обозначения:
Д.Ч. – Дипак Чопра, доктор медицины, философ
Д.С. – Дарья Спиридонова, журналист, общественный деятель


Д.С. - Я знаю, что у Вас еще в детстве возник интерес к мифам, мифологии. Мне, как и Вам, нравится книга исследователя мифов Джозефа Кэмпбела, где показано как в мифологии отражены главные архетипы человека. Как Вы считаете,  почему именно мифология как форма коммуникации возникла на столь раннем этапе развития человечества?
Д.Ч. - Бесконечность не поддается человеческому разуму, она слишком велика. Если ты можешь себе что-то вообразить, значит оно уже не бесконечно.
Архетипы – это выражение неких символов коллективного сознания, того, к чему человек может только стремиться. В "Золушке" или "Красавице и Чудовище" отражена мысль человечества достичь чего-то, чего оно еще не достигло. Мифология – это мать духа человечества.
Д.С. – То есть, когда ребенок читает сказку, он рассматривает это не как что-то недостижимое, чудо, волшебство, а как то, что и с ним может случиться?
Д.Ч. - Ужасное чудовище отправляется в замок и после приключений находит там Спящую красавицу.  Оно целует ее и превращается в Принца. Эта история человека в миниатюре. Мы проходим путь перемен. А в конце пути нас ждет Красота, Истина, Эволюция, Любовь, Радость, более глубокое понимание собственного Потенциала.
Д.С. - Очень интересно, что вы заговорили о Спящей Красавице, это одна из моих самых любимых сказок. Это сказка о пробуждении, в ней очень важный ключ.
Если вспомнить Ваш любимый фильм «Матрица», - фильм очень не простой, многослойный. В этом фильме Морфиус говорит Нео: «Все начинается с вопроса, - с момента, когда человек ставит саму матрицу под вопрос...»
Иногда люди живут в этой системе матрицы и никогда не задаются вопросом, что на самом деле происходит? Никогда не задаются вопросом о смысле жизни, о своем предназначении.  Но у некоторых на определенном этапе развития такие вопросы все-де появляются. Когда Вы начали задавать себе такие вопросы?
Д.Ч. - Знаете, вот сейчас, когда Вы спросили, я понял, что мне было тогда всего 6 лет. Я жил у своей бабушки и дедушки в Мумбае, в Индии. Мой отец уехал в Англию и учился там на кардиолога. Однажды получили от него телеграмму, что он сдал все экзамены по медицине. И дед на радостях повел меня в кино. Я даже помню, что это был фильм «Али баба и 40 разбойников». Потом мы пошли на карнавал. И той же ночью дедушка умер. Утром я проснулся от плача родственников, которые пришли на церемонию кремации. Они кремировали его тело и принесли домой в маленькой урне. И я спросил: «Где же теперь дедушка? Ведь вчера мы ходили в кино и на карнавал, а сейчас его нет… Куда он исчез?». И я начал думать об этом. Может быть, поэтому я пошел в медицинский институт… Я хотел понять разницу между живым человеком и человеком, который только что умер. Чего в нем не хватает? Ведь тело состоит из тех же химических элементов, из тех же органов. Что же из него уходит вместе с жизнью? 
Я очень рано начал искать ответы на эти вопросы. Кроме того, я хотел понять разницу. Существует разница между тем, что мы видим и тем, что есть на самом деле. Реальность та, которую мы видим – это не то, что есть на самом деле. Это всего лишь та реальность, которую передают нам наши органы чувств. Нервная система создает для нас проекцию реальности. Например, если бы у вас была нервная система дельфина, вы бы воспринимали мир как дельфин.
Д.С. - Когда смотришь фильм типа "Матрицы" или "Начала", - это тоже очень важный для нас фильм, - начинаешь сомневаться в реальности того, что на самом деле нас окружает. Тогда, что же на самом деле реально?
Д.Ч. - Реальность – это поле возможностей и потенциалов, поле творчества, поле сознания, поле намерения.  Все аспекты фундаментальной реальности тесно взаимосвязаны между собой. И она не материальна. Например, когда вы смотрите на свое тело, - оно материально. Но тело состоит из молекул, которые, в свою очередь, состоят из атомов, а те – из мельчайших частиц, которые движутся внутри бесконечной пустоты, так что на самом деле наше тело подобно галактике. Если заглянуть внутрь, можно увидеть огромную пустоту с разрозненными частицами с электрическими зарядами. И эта часть нас сообщается с остальной вселенной, с галактиками, со вселенской матрицей, которая как бы программное обеспечение мозга, создает проекции.
Суфийский поэт Руми говорит, что это не настоящая реальность – на самом деле нас здесь нет. Здесь только наша тень, а настоящая реальность – за занавесом. Мы шаг за шагом переходим от снов - к осознанию себя, к космической божественной осознанности и то, что мы называем  физической реальностью, - на самом деле лишь часть бесконечности.
Д.С. - Это как в Матрице, мальчик гнет ложки взглядом и говорит Нео: «Ложки нет». И когда мальчик отвечает: «Дело не в ложке – дело в тебе самом.» Как только ты понимаешь, что на самом деле ложки нет, что это проекция твоего сознания, - ты можешь ее согнуть.
Д.Ч. - Ложка – это только проекция твоего сознания. Как и весь мир – проекция нашего сознания. Смотрите, это ключ к тому, чтобы отличать реальность от нереальности. Если что-то изменяется, - значит это не есть реальность. Например, мы сейчас не такие, какими были в подростковом возрасте.
Д.С. - Значит, все, что меняется – это нереальность. А что же тогда не меняется?
Д.Ч. - Сознание, которое создает эту проекцию. Например, я смотрю фильм. В фильме меняются сцены. Фильм снят на пленку, на которой лишь точки и пятна. Пленка проходит перед лучом света, который идет из проектора. Вот этот свет не меняется. Меняются кадры, история меняется.
То есть, вы – это не та роль, которую вы играете. Вы просто наблюдатель, носитель сознания, которое может играть бесконечное количество ролей. Не нужно запутывать самих себя теми ролями, которые мы играем в тот или иной момент. Мы рождены, чтобы играть бесчисленное количество ролей. Но мы ограничиваем себя теми ролями, которые играем.  Наше тело – это тоже роль.
Д.С. - А кто же, кто же мы на самом деле? Наблюдатели?
Д.Ч. - Мы – Свидетели. Тело и разум, то, что происходит – это кино. Вы – тот, кто этот фильм смотрит. Человек, который внутри вас за вами наблюдает. И это и есть вы. Внутри каждого из нас, не важно, ребенок это, подросток, старик, - есть Свидетель. И если вы вступите в контакт с этим Свидетелем, то заметите, что он находится вне времени и пространства. То, что находится в рамках времени и пространства – изменчиво.  То, что вне его – вечно. И это – вы.
Д.С. - Как нам обнаружить в себе этого Свидетеля?
Д.Ч. - Чтобы его обнаружить, есть несколько способов.
Первое – осознание. Нужно научиться наблюдать безоценочно, без навешивания ярлыков, без вынесения суждений, без анализа. Когда ты наблюдаешь безоценочно, ты сам присутствуешь на все сто. А самое главное время в жизни – это то, в котором ты сам есть 100% настоящий. Самый важный человек – тот который перед тобой, самое важное дело – то, которым ты занимаешься. Необходима именно такая осознанность и способность жить здесь и сейчас, не думая о будущем и не отягощая себя воспоминаниями о прошлом. Между мыслями человека есть промежутки. Эти промежутки – как раз те моменты, когда будущее становится прошлым. Это окно, водоворот, затягивающий в матрицу, потому что иначе все становится сном. Если вы постоянно живете в прошлом или в будущем – вы живете во сне. Когда вы находитесь в этом окне, в этой осознанности настоящего момента, то вы открываетесь из матрицы в вечное сознание. 
Второй способ – это самоанализ, это умение и стремление задавать себе вопрос: «Кто я такой?» Не имя и адрес, - это совсем не я. А кто я такой?
Д.С. - Это очень важный вопрос – вопрос самоанализа. Он является существенным, ведь  есть разница между пониманием себя и оценкой самого себя, образом себя в собственных глазах и в глазах окружающих. Очень трудно быть независимым от этого. С чего человек может начать раскрывать истинного себя?
Д.Ч. - Просто задавать себе этот вопрос: "Кто я?" И не обязательно знать на него точный ответ. Когда я спрашиваю – кто я такой, - надо понимать, кто задает этот вопрос? И еще другой очень важный вопрос: "Чего я на самом деле хочу?"  Если задать его, то ответ может быть – миллион долларов! Но кто именно хочет этот миллион долларов? И, главное, зачем?
Или, например, я хочу влюбиться или еще что-нибудь. Чье именно это желание?
Чем дольше вы задаете такие вопросы, тем ближе вы к выходу за пределы матрицы. Ведь тот, кто задает вопрос, находится вне разума и тела.
Третий способ – это осознанный выбор. В фильме "Матрица" красная и синяя таблетка, помните?
Д.С. - Вообще, суть жизни – это постоянный выбор!
Д.Ч. - Каждую секунду выбор создает, фиксирует новый виток времени и пространства.
Д.С. - И ведь это самое трудное – делать выбор. Это главный источник переживаний и стресса в жизни. Как нужно его делать?
Д.Ч. - Это не простой вопрос. Почему я выбираю именно это, а не то? Этим самым учиться делать выбор осознанно. Приходит этап, который называют «осознанность без выбора». В психологии это называют Поток. Это когда вы спонтанно делаете правильный выбор в правильное время в правильном месте.
Д.С. - Но как же встать на этот путь? Как найти правильную дорогу, которая ведет туда?
Д.Ч. - Необходимо практиковать самоосознанность и то, что называют трансцендентальные техники. Это выход на уровень осознания вне времени, пространства, причины и следствия.
Чисто практически полезно понять какой мифологический архетип вам ближе. Ведь мифы – это часть коллективного бессознательного, по выражению Джозефа Кемпбела. Это наше духовное наследие, пришедшее из времен начала человечества.
Д.С. - То есть, если вспомнить героя сказки или мифа, с которым вы себя ассоциировали в детстве, то это может сообщить что-то о том, какой вы на самом деле?
Д.Ч. - На основании этого вы можете найти смысл жизни. Он всегда связан с архетипом. Это классические мощные архетипы: Мать, Жена.
Д.С. - Правильно ли заключать себя в рамки конкретного типа? Например, когда мы описываем себя, думаем: "Я красивая". Или: «Я – скорее умная, чем красивая». Мы очень рано начинаем оценивать, кто мы такие. Например, я умная, но не очень красивая, поэтому мне лучше делать карьеру математика, чем  актрисы. Не кажется ли вам, что, может быть, в каждом из нас есть многие архетипы? Что мы можем быть кем угодно, просто слишком рано мы начинаем исключать некоторые качества самих себя?
Д.Ч. - На самом деле, на фундаментальном уровне наши возможности действительно безграничны. Но это на фундаментальном уровне. Есть и другой уровень, на котором есть определенные ограничения. Если им следовать, жизнь поведет нас именно в том направлении. Кстати, что бы вы ни делали в любой момент – это проявление вашего архетипа. Все что угодно – бизнес, работа, профессия. Все это выражает ваш архетип. Когда я разговариваю с родителями, я говорю; «Ваш ребенок хорошо играет в теннис, но не силен в математике, так что не нанимайте ему преподавателя по математике, не отдавайте в математическую школу, а наймите тренера по теннису. И однажды он выиграет Уимблдон.
Д.С. - Разве мы можем быть уверены на сто процентов, что именно в этом предназначение? Может быть, ему нравится играть в теннис именно сейчас, пока он маленький, а в глубине души – он Эйнштейн.
Д.Ч. - Если это так, то это обязательно выяснится, даст о себе знать...
Д.С. - Вы были одним из лучших друзей Майкла Джексона. Леди Гага говорила, что вы оказали на нее наибольшее влияние. На ваш взгляд, что делает людей такими глобальными символами, такими звездами?
Д.Ч. - У них есть, я бы сказал, божественная неудовлетворенность. Это острое ощущение того, что мне плохо, неуютно и не комфортно в мире. Что мне надо куда-то, куда я не знаю как добраться. Это чувство так сильно, что уничтожает страх неопределенности, непредсказуемости. Без этого качества невозможно достичь таких успехов. 
Знаете, когда я познакомился с Леди Гага, ее мучили ночные кошмары. Она рассказывала мне о них. И моя первая мысль была: «Вау, из этого можно сделать отличный сценарий». Ее кошмары были полны удивительных монстров, чудовищ. Из этого можно сделать сценарий для фильмов или ее песен. И она сделала это!
Д.С. - Вы говорите, что нужно уважать свои желания. Я согласна, с тем, что это один из способов найти себя, понять кто мы такие. Чего мы хотим, что нам нравится делать, что делает нас по-настоящему счастливыми, даже если это нечто несерьезное, как покупка новой одежды, например.
Вы говорите при этом, что любое желание осуществимо, надо только по-настоящему захотеть. На эту тему написано много книг, например, широко известная книга "Секрет". Но, согласитесь, в жизни ведь не всегда так бывает. Многие ужасно хотят чего-то и не получают. Как же сделать так, чтобы желания осуществлялись?
Д.Ч. - Не нужно быть привязанным к исполнению желания. Многие люди зациклены на том, чтобы желания исполнялись. Нужно иметь намерение, но при этом быть отстраненным и спокойным. Это не интенсивное желание – это просто тонкое намерение. Когда я иду из точки А в точку Б – я не стараюсь идти. Когда я говорю с вами – я не стараюсь говорить.
Когда ты пишешь хорошую песню, тебе не нужно прикладывать усилия – она сама выходит из-под твоего пера. Вопрос в том, могу ли я отстраниться и посмотреть на это со стороны, отпустить это и вернуться к себе? К себе – в смысле не к своему разуму, а к своей душе. Необходимо намерение, отстранённость, спокойствие и умение отпускать. Все истинное происходит без усилий. Если вы прикладываете дополнительные усилия – это не правильно.
Д.С. - Отсутствие сверх усилия – это тоже важный аспект. Обычно считается иначе. Ну вот в той же  "Матрице", в финальной битве это не кровавая битва мускулов, в просто Нео вот так вот легко с ним расправляется. То есть, пока что-то дается с трудом и усилием – это не ваш путь.
Д.Ч. - Да, должно быть действительно легко.
Д.С. - То есть если надо приложить усилие – вы на неправильном пути.
Д.Ч. - Да, так же как ходьба не требует от нас усилий или засыпание. Люди, страдающие бессонницей, пытаются уснуть. Меня часто спрашивают, страдаю ли я от смены часовых поясов? И я отвечаю - нет. Я действительно никогда не уставал от бессонницы, потому что не прикладывал усилий, чтобы уснуть. И я знаю, что когда мое тело хочет спать – оно уснет. Это ведь нельзя контролировать. Так что суть естественности – это отсутствие усилий и спонтанность. Если это требует усилий, если это не спонтанно, если это не приносит радости – значит это не то, что вам надо.
Д.С. - А как вы на практике используете принцип отстранённости? Например, вы чего-то хотите; денег, женщину, которую вы любите, или думаете, что любите, или еще чего-то… Как отстраниться от этого желания? Занять свою голову другими заботами?
Д.Ч. - Нет, нет… Надо иметь желание и наблюдать, как это желание будет исполняться. То, чего хотите вы – хочет вселенная. Это порождение высокой самооценки. Когда вы осознаете, что личность индивида – это личность вселенной. Внутренний разум – это высший гений, отражающий мудрость вселенной. Это не имеет ничего общего с интеллектом или умом. Это связано с равновесием, миром, любовью, радостью, состраданием. Если вы обладаете этим разумом – вы связаны со всем живым.
Все есть часть вас. Если у вас неправильная самоощущение, вы стремитесь постоянно проверять, оценивать свою личность путем сравнения – кто выше, а кто ниже. Таким образом, вы приносите себя в жертву своему эго.
Знаете что означает греческое слово Персона? Оно переводится как маска. То есть, внешнее – это маска. Если принять ошибочно эту маску за то, кем я являюсь на самом деле, - у меня будут проблемы.
Д.С. - Я знаю, что вам также нравится "Бэдмен". И, вообще, во многих фильмах фигурирует маска. Почему роль или маска иногда помогают нам достичь того, что без этой маски у нас не получается. Например, великие актеры признаются в том, что стали великими потому, что в детстве были очень застенчивыми. И правда, я брала интервью у очень многих актеров, и чувствовалось, что где-то в глубине они очень не уверены в себе. На сцене, играя другого человека, они громко говорят, выглядят сильными, могущественными, а в жизни порой не знают, куда девать руки…
Д.Ч. - Майкл Джексон был именно таким.
Д.С. - Майкл Джексон был именно таким, неуверенным в себе, когда не носил весь этот образ Майкла Джексона?
Д.Ч. - Да, только с друзьями и детьми. Он был естественным.
Д.С. - Почему маска в состоянии показать, что ты не в состоянии сделать без нее?
Д.Ч. - Маска позволяет проявиться вашей сути, которую вы не можете выразить без нее.  То, чего вы больше всего боитесь – и есть ваш основной потенциал. Это как раз секрет многих великих актеров. Особенно на сцене легко выйти из укрытия и актуализировать, показать свой потенциал. В этом, я считаю, мудрость неуверенности.
Д.С. - Можно ли научиться как-то использовать маску в повседневной жизни? Можем ли мы связаться с этим супергероем внутри нас?
Д.Ч. - Нужно спросить себя: «Чего я больше всего стесняюсь? Чего я не хочу, чтобы другие обо мне знали? Есть даже книга об этом, – называется «Эффект тени». Смотрите, если вы стоите на солнце, вы отбрасываете, тень. Вы как раз тень видите. Только когда есть свет вы ее видите. Значит эта тень о чем-то пытается нам рассказать. В данном случае, тень – это та часть вас, которую вы стесняетесь, но которая является обратной стороной вашего потенциала. За этой тенью всегда стоит ДАР!
Д.С. - Есть еще один вопрос, который я должна вам задать, - об отстранённости и умении отпускать. Иногда просто невозможно отпустить то, что нужно отпустить. Особенно, если речь идет не о вещи, а о любимом человеке, например.
Д.Ч. - В таких случаях нужно глубокое понимание и глубинная зрелость. Понимание того, что чем что-то прекраснее, ценнее, живее, тем оно менее долговечно. И тем меньше значит физическая утрата.
И это глобально. Рано или поздно со всем придется расстаться. Нужно говорить тому, что есть у вас: «это настолько недолговечно, что нужно уделить этому сейчас все мое внимание. Сейчас! Я не могу позволить себе держаться в будущем за этот застывший кадр. Этот кадр будет выглядеть по-другому через 5 лет. И тем более, через 10. Когда вы осознаете недолговечность природы, у вас не останется другого выхода, как только – отпустить. 
То, что вы так крепко держите – больше не существует. А поэтому и перестает существовать тот, кто крепко держится за несуществующее. Есть нечто более глубокое, из чего произрастают как раз все эти драгоценные моменты. Самый важный момент в вашей жизни – это прямо сейчас. Самое важное дело – это то, которое вы делаете в данную минуту. И если вы направляете все свое внимание на то, что происходит здесь и сейчас, нет необходимости за что-то держаться.
Д.С. - Но когда, например, один из моих родственников сейчас очень болен. Как говорить с такими людьми? Чем ты можешь им помочь? Как помочь им принять это?
Д.Ч. - Во-первых, надо понимать, что сейчас в вашей семье это уникальная ситуация. Но у всех, кто когда-либо жил, подобные ситуации уже были. Вы не первая и не последняя, хотя вам ситуация кажется из ряда вон выходящей. 
Во-вторых, важно как вы относитесь к этой ситуации.  Именно сейчас вашим родственникам нужна вся ваша любовь, вся ваша забота и вся ваша благодарность за то, что вы имеете.  Когда эта ситуация закончится, вы будете горевать всем сердцем. Нужно помнить хорошие моменты, а когда человека не станет – он все равно останется в вашей памяти.
Но не нужно отрицать горе. Если вы будете это отрицать, то в какой-то момент это вырастет в патологию и может привести к стрессу или даже к заболеванию. Нужно понимать, что все мы люди, все мы страдаем, всем бывает больно, все мы грустим. Но это потому, что мы умеем не только страдать, но и радоваться.
Жизнь – это контраст. Если бы в этой комнате было темно, то теней бы не было. А жизнь – это радость и боль, рождение и смерть. Жизнь – это старение, жизнь – это удовольствие.  Жизнь – это страдание, жизнь – это восторг. Но если бы всего выше перечисленного не было – это была бы не жизнь, а музей. Можно и в музей сходить… Вы когда-нибудь видели фильм, в котором происходят только хорошие события? Это был бы скучный фильм.
Д.С. - Есть много историй о любви разрушающей, которая убивает. Можно ли победить такую страсть, нужно ли с ней бороться, как вы с ней работаете? Есть люди, у которых есть только одно желание – быть с определенным человеком.  Как им помочь?
Д.Ч. - Я думаю, что если это отрицать, - оно становится только сильнее. Как у Шекспира, "с большим рвением гонится, чем потом им наслаждается". Понимаете, когда у тебя чего-то нет, - ты страстно этого хочешь. А, получив, охладеваешь, - вроде бы ничего особенного… Надо принять все, как часть своего прошлого. Для духовно зрелого человека – это просто.
Д.С. - Но вы ведь помните, в «Идиоте» Рогожин, который убил Настасью Филипповну. Представьте, что он приходит к вам и говорит: «Дипак, что же мне делать, я собираюсь убить любимую женщину! Я почти потерял все свое состояние, но я никак не могу преодолеть эту страсть… Что бы Вы с ним сделали, как бы Вы ему помогли?»
Д.Ч. - Я бы сел с ним рядом и предложил вообразить, что у него есть эта женщина и все, что он хочет. Ну а что дальше? Если поразмышлять над ответом на этот вопрос, придет внутренняя зрелость. Но такие люди так погружены в свое страдание, что они не могут отступить на шаг и посмотреть на ситуацию с некоторого расстояния.
Д.С. - Ну а если все же  он говорит: «Да я бы отдал все на свете, чтобы оказаться в этой ситуации.
Д.Ч. - Тогда это то, чего он заслуживает. Об этом много разных мифологических историй. Нет ни одной оригинальной истории, все они по сути похожи друг на друга. В них просто разные женщины, разные мужчины, разные персонажи… Все мы пришли в этот мир, чтобы играть в разные истории. Это нормально…
Д.С. - А как закон отстранения работает с настоящей любовью? Если это настоящая взаимная любовь, то все равно в каком-то смысле отстраняетесь? Главный постулат закона отстранения гласит, что ты можешь обойтись без чего угодно. Можно быть в каком-то смысле независимым от любимого человека?
Д.Ч. - Нет. Любовь проходит определенные этапы.
Первый этап – влечение. Нас влечет к людям, чьи черты у нас есть, но развиты недостаточно. Нас привлекают люди, чьими качествами мы хотели бы обладать, но не обладаем. Мы общаемся с ними, потому что хотим, чтобы они делились с нами своей энергией. Это первый этап.
Второй этап – так называемая влюбленность. Когда люди так влюблены друг в друга, хотя бы в одностороннем порядке, что больше ничего для них не имеет значение. Они жадно ловят каждое слово любимого, даже если он несет абсолютную чушь. Они держатся за руки, ласкают, обнимают, пишут стихи, песни. Это – второй этап.
Третий этап – это духовная общность, когда люди близки на духовном уровне. И не чувствуют превосходство – свое или другого. Не оценивают друг друга, понимают чувства друг друга без оценок. Я говорю про настоящую любовь, а не про ту, которая в кино.  Четвертый этап – это подлинная близость. Это не столько физическая близость, сколько душевная, эмоциональная, интимная. 
А потом наступает отстранение. Что такое отстранение? Я люблю тебя настолько сильно, что отпускаю тебя. Не важно, любишь ты меня или нет. Я люблю тебя! Остальное – это не твое дело. Вот это настоящая любовь. И вот такая любовь приводит к страсти. Настоящая страсть пробуждается только на поздних этапах. Люди часто путают влюбленность и страсть. На самом деле страсть – это когда в тебе пробуждаются все архетипы любви: мужские и женские. И, наконец, после страсти приходит экстаз. В духовной традиции – это сочетание физического, мифического и сакрального аспекта. Это соприкосновение с божественным. Вот это – путь к любви. Но люди этого не понимают, потому что нас запутали не самые хорошие фильмы и не самая хорошая литература, а мыльные оперы, откуда мы черпаем все наши понятия о любви.
Д.С. - Вы сами прошли через все эти стадии?
Д.Ч. - Для других это может показаться странным, но мы с женой любим друг друга и при этом отстранены.
Д.С. - Есть молитва: Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить, принять то, что я изменить не могу и дай мне мудрость, чтобы я мог отличать первое от второго. Есть ли какой-то секрет, как отличать одно от другого? Я понимаю, что в определенном смысле я задаю вопрос, который задают Богу, но все же…
Д.Ч. - Так говорил Святой Франциск. Это есть во всех философских традициях. И это прекрасно.
Д.С. - Это действительно прекрасно. И все же, есть ли способ отличать одно от другого? Мы не можем изменить то, что нам не подвластно, что мы должны принять?
Д.Ч. - Нужно принимать старение, смерть, потерю, страдание, контрасты жизни, ее двойственность и противоречивость. Чем более комфортно вы чувствуете себя в полной контрастов  и парадоксов обстановке, тем дальше вы продвинулись на пути к просветлению.  Чем больше вы привязаны к правилам, к догмам, к идеологии, понятиям что хорошо и что плохо – тем больше вы будете страдать. Извлекайте уроки из прошлого, радуйтесь настоящему, потому что никогда уже не будет так, как есть прямо сейчас. И воображайте, каким будет ваше будущее.
Д.С. - Но как узнать, когда стоит, а когда не стоит работать над изменением ситуации? Как узнать различия между вещами, с которыми приходится мириться, приходится принимать, и теми, которые мы можем изменить?
Д.Ч. - Хороший вопрос! Надо задать себе фундаментальный вопрос – а зачем мне это нужно? Зачем мне этот столик с лучшим видом? Я действительно хочу за ним сидеть? Мне нравится этот вид – а почему? Если докопаться до дна… Вот я всегда спрашиваю своих пациентов: «Зачем вы ходите на работу?» - Зарабатывать деньги. – Зачем тебе деньги? – Хочу отправить детей учиться в хорошую школу. – Зачем им хорошая школа? Я продолжаю задавать вопросы так, что в конце концов все говорят: - Хватит спрашивать, я просто хочу быть счастливым. Так что конечная цель – быть счастливым. Цель жизни – достижение счастья.
Счастье приходит к тем людям, которые каждую проблему видят как повод для творчества. Которые делают других людей счастливыми, которые находят смысл и цель в жизни.
Руми написал: «Счастье – это петь свою песню как птица, не обращая внимание на то, кто ее слушает и что они об этом думают».
Так что пойте свою песню – вот и все!


* Интервью 10 ноября 2012 на телеканале Россия в “Белой студии” - http://www.youtube.com/watch?v=kzuHwHq2kSM
(для просмотра ссылки её надо скопировать в адресную строку браузера и нажать Enter)


Рецензии
здорово!!!
спасибо!!!
с улыбками...

Наталья Глазунова-Моисеева   19.09.2013 02:59     Заявить о нарушении