Уже смеркалось на дворе

Уже смеркалось на дворе,
Когда в душе проснулась осень.
Смотрела я, как вечер сносит
Туман к закату на горе.

Заря с вечернего окна
Снимала пробу отражений,
Мне отблеск бросив на колени,
Обереженьем ото сна.

А мне совсем и не спалось:
Как можно было в это время
Осенних мыслей откровенья
С душою выдержать поврозь?

И копошившийся в траве
Поток, от ветра убежавший,
Осенним золотом украшен,
Шуршал для мыслей в голове.

И словно песня дальних стран
Об утомившемся бродяге,
Звук, притаившийся в овраге,
Уснул, закатом сыт и пьян.

                13.09.2013


Краткий анализ стихотворения
Тема текста — пробуждение осени в душе лирического героя на фоне вечернего пейзажа. Переплетение внешних природных изменений и внутренних переживаний.
Основная мысль — осеннее время пробуждает в человеке особую чуткость к миру: природа и душа резонируют, порождая поток глубоких размышлений и эстетического переживания.
Композиция — 5 строф, выстроенных по принципу постепенного погружения во внутренний мир:
1;я строфа — начало вечера, «пробуждение» осени в душе;
2;я строфа — игра света и отражений, мотив оберега;
3;я строфа — бессонница и «осенние мысли»;
4;я строфа — образ потока в траве, шуршание, созвучное мыслям;
5;я строфа — затихающий звук, уподобленный песне, «уснувший» с закатом.
Тип речи — лирическое описание с элементами рассуждения (размышления о связи природы и души).
Стиль речи — художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («осень», «вечер», «закат», «звук/шуршал»);
местоимения и притяжательные формы («мне», «мой»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
семантические связи через цветовые и световые образы («туман», «заря», «отблеск», «золото», «закат»).
Средства выразительности:
метафоры: «в душе проснулась осень», «заря снимала пробу отражений», «обереженьем ото сна», «поток, от ветра убежавший», «осенним золотом украшен»;
олицетворения: «вечер сносит туман», «заря снимала пробу», «поток копошившийся», «звук, притаившийся в овраге»;
эпитеты: «осенним золотом», «утомившийся бродяга», «дальние страны»;
сравнения: «словно песня дальних стран»;
персонификация природных явлений (вечер, заря, поток, звук действуют как живые существа);
ассонанс и аллитерация создают звуковую текстуру (шёпот, шуршание, затихание).
Общий эффект — созерцательная, слегка меланхоличная атмосфера осеннего вечера, где внешний пейзаж становится зеркалом душевного состояния.


Рецензии
Великолепное стихотворение! Каждая строка - поток метафорического сознания природы в Вашем сердце. Спасибо!

Людмила Елисеева   16.09.2013 16:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Людмила.Извините, Бога ради , за задержку ответа) вот, нагоняю долги)
Буду в гости)
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   26.09.2013 06:46   Заявить о нарушении