Свобода

* * *

                "I don't know if we each have a destiny,
                or if we're all just floating around
                accidental-like on a breeze,
                but I think maybe it's both."
                "Forrest Gump"

Свобода хороша, когда она в начале -
Когда ещё «в атаку!» не кричали;
Когда ещё не пел возлюбленным скворец…
Свобода хороша, когда она - конец:
Когда легко взлетит душа над рампой
Земли - пушинкою из «Forrest Gump»’а -
В возлюбленное небо - навсегда…

Но между двух начал свобода нам - беда,
Как путь из ниоткуда в никуда,
Как вместо жизни - сон, молитвы вместо - пляска;
Как вместо: «быть» - «смотреть»; как вместо были - сказка
С недетским, лживым, неживым концом;
Как вместо мудрых глаз - безумное лицо;
Молчанья вместо - слово невпопад;
Свиданья вместо - случки быстрый ад:
Жестокий плен у вечного врага,
Зовущегося: «Левая Нога»,
Которая замучит и замочит,
Коль не поступишь, как Она захочет;
И сладить с той верховною Ногой
Ни рук, ни воли нету никакой -
И больше нет решимости в усилье…

Диктат Непротивленья злу насильем
И хунта Равнодушия к добру -
Свобода быть незваным на пиру,
Свобода быть нейтральным на войне;
Ни мёртвым, ни живым не быть вполне.
Свобода не напиться из ручья…

Между Добром и Злом - навек - Ничья.

2013


Рецензии
Здравствуй, Николай!
Хочу внести свои 5 копеек :)
Вот одна цитата, которая в свое время многое для меня прояснила в этом нелегком вопросе:
"Свобода воли человека не есть свобода выбора. Предположение об абсолютной свободе человека, т.е. о его способности стать на сторону любого из представляющихся действий и без всякого основания выполнить его, означало бы существование такого деятеля, который был бы лишен всякого содержания - экзистенция без эссенции.
Человек же имеет свою, определенную природу - и потому для него свобода не есть просто автономность от внешних воздействий, но есть открытость таким посылам, которые соответствуют его подлинной природе, эссенции. Свобода - есть верность себе" Н.О. Лосский

что касается собственно стихотворения... мне кажется, что следующий фрагмент:

Жестокий плен у вечного врага,
Зовущегося: «Левая Нога»,
Которая замучит и замочит,
Коль не поступишь, как Она захочет;
И сладить с той верховною Ногой
Ни рук, ни воли нету никакой -
И больше нет решимости в усилье…

выпадает стилистически. Начало и конец стихотворения написаны в одинаковом высоком стиле, а эта часть - в сниженном ироническом. Я бы постарался сократить стихотворение ровно на этот фрагмент (технически, думаю, это сделать не очень сложно). Знаю, как сложно "резать по живому".. но подумай, стихотворение бы от этого выиграло.

с уважением, Влад

Jag   30.10.2013 10:41     Заявить о нарушении
Влад, спасибо! И за цитату, и за предложение. Буду думать...
Насчет сбивки стилистической - ты очень точно подметил, но я тут сознательно пошёл на снижение стиля, чтобы вот эта "Левая Нога" резанула - и осталась в памяти читателя. Так что не думаю, что откажусь от неё (здесь, кажется, уместно обыгрывается известное просторечное выражение: "поступать, как левая нога захочет")
..А насчет Лосского - я, наверное, глупый, но, по-моему, он сам себя опровергает, потому что если "свобода - не есть свобода выбора", то какая же тут может быть "открытость (внешним) посылам"? Главный посыл - он от века один и тот же: с кем ты, человек? И только вечно "автономный от внешних воздействий" может этот посыл не слышать и никак на него не отзываться; в этом и состоит подчас наша сомнительная "верность себе". В самом деле, "верность себе" - она ведь, по большому счету, ничего не объясняет (так же, как ничего не объясняет еще одно глубокомысленное с виду выражение о том, что главное в этой жизни - достичь "согласия с самим собой"); не объясняет - хотя бы потому, что мы не слишком безупречно-однородны в самих себе на всём протяжении своего "внутреннего ландшафта", где "Бог с дьяволом борется"; и разные наши "я" очень часто оказываются в этой от века не стихающей внутренней борьбе по разные "стороны баррикад". В таком случае, о верности какому себе следует вести речь в связи с нашей свободой? И тут опять встает вопрос выбора...
Нет, не согласен я с Лосским, уж извини, Влад - наверно, мне еще расти и расти до его мыслей.
Однако, спасибо тебе за неравнодушие к этой попытке высказывания на важную для меня тему.
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   30.10.2013 14:00   Заявить о нарушении
..а заключить мои излишне пространные комментарии на тему "свободы и прочей воли" хочу - в ответ на многое прояснившего для тебя Лосского - многое прояснившим для меня любимым Пришвиным, которого вообще считаю недооцененным, более того - незаслуженно и преступно забытым ныне - крупнейшим философом века двадцатого:
“Есть такой час в жизни почти каждого человека, когда ему представляется возможность выбрать себе по шее хомут. Если такой час в собственной жизни вы пропустили, то прощайтесь навсегда со свободой; если же он у вас впереди, ждите его с трепетом и непременно воспользуйтесь. Наденете хомут сами на себя – и будете свободны, пропустите свой дорогой час – и на вас наденут хомут, какой придется”.
Подписываюсь под каждым словом! Увы - проверено на себе...
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   30.10.2013 14:10   Заявить о нарушении
Согласен с Пришвиным абсолютно :) Человек не может не служить, но в нашей воле выбрать - чему или кому мы служим. Человек, считающий, что он никому не служит ("мы не рабы") - служит только своим страстям.
Что касается Лосского, то он ведь говорит о следовании ПОДЛИННОЙ природе, а подлинная природа человека вот: человек создан по образу и подобию Божию.

Jag   30.10.2013 14:45   Заявить о нарушении
Да, наверное, всё так и есть. Неслучайно ведь сказано: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный..." Только вот в истории нашей уже бывали трагические случаи, когда мы довольно успешно изменяли собственной Богочеловеческой природе, выворачивая её наизнанку и - чуть ли не всем человечеством - из Богочеловека пытаясь стать Человекобогом, а в результате в той или иной степени повторяя судьбу всех падших ангелов; так что и тут свобода наша не знала - и по-прежнему не знает границ в обе стороны нашей природы...
А вообще, это разговор столь же бесконечный, сколь и, в общем, печальный... не находишь, Влад?
Так что не буду его длить, памятуя увещевания учителя Мельникова из второго моего любимого фильма "Доживем до понедельника" (первый - "Осеннний марафон"), который говорил, цитируя древних: "Давайте не удлинять плохое..."
Извини за многословие.
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   30.10.2013 21:07   Заявить о нарушении
конечно, Николай.. вести такие разговоры, да еще не видя собеседника, очень тяжело... я думаю, что мы с тобой гораздо больше сходимся по всем "проклятым" вопросам, чем это может показаться :) с уважением, Влад

Jag   31.10.2013 08:46   Заявить о нарушении
Надеюсь, Влад...
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   31.10.2013 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.