Космогоны R5

                НРАВСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Борьба за человека духовного идет с колоссом, по грудь увязшим в трясине страха, с глазами обращенными в небо. Кто-то из классиков, увы, поблекшего марксизма, на вопрос о том, что делать людям, живущим на Земле в условиях классовой борьбы,  при встрече с внеземной  цивилизацией, грозящей уничтожением всего человечества, ответил, - необходимо  отодвинуть земные  проблемы  и  объединиться ради спасения человеческой цивилизации.
        Особенность XX и начала XXI века как раз и состоит в том, что даже без вмешательства  внеземных сил на Земном шаре  созданы  все  научно-технические  предпосылки  для  уничтожения  человечества.  Это самый  горький парадокс и источник пессимизма для подлинных ученых.
Но покинем мир невеселых гипотез и мрачных прогнозов. Когда-то Эйнштейн сделал поразительное признание: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель,
больше чем Гаусс!» (один из великих математиков). Мученик совести, стихийный диалектик, потрясающий художник, поэт мятущейся человеческой психики, Достоевский возбуждал мысль Эйнштейна своим творческим методом, поиском гармонии, правом человека на переосмысливание прошлого нравственного опыта, на поиск идеала. «Мир спасет красота Христова подвига», - говорили герои Достоевского. «Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старыми и новыми воззрениями мы узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего мира»  так говорили в своей книге «Эволюция фи-зики» А. Эйнштейн и Л. Инфельд, Известно, что для Эйнштейна гармония мира и была высшим проявлением красоты и подвига.
Когда читаешь научно-популярные книги, статьи в журналах, убеждаешься в незаурядном интеллектуальном потенциале наших ученых: цитаты из Блока, Пушкина, Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, философов древности и не столь давних времен. Но когда читаешь статьи современных профессионалов литераторов, то  не встретишь ни одной цитаты из работ физиков, астрономов, выдающихся матема-тиков, биофизиков, нейропсихологов.
 Эмоциональный импульс идет преимущественно в одном направлении. Но брожение умов продолжается, я  глубоко верю, что факты и теории из лабораторий и научных журналов перекочуют в художественную литературу, давая новые импульсы для осмысливания философских проблем науки и жизни на планете Земля в аспекте науки.
Как говорил Г. М. Идлис, одни важные проблемы, при попытке их разрешения, рождают новые, не менее важные проблемы. Продолжим эту мысль: один эмоциональный им- пульс должен неизбежно порождать отклик, обратная связь между наукой и литературой должна работать непрерывно, видимо это одна из причин появления
«Космогонов».Первая же "прогулка"  человека в космосе по околоземной орбите внесла в нашу психику необратимые изменения. То, что еще недавно было иррациональным для человеческого сознания, постепенно становится привычным, чуть ли не обыденным, наша психика адаптировалась, эмоциональный всплеск уступил место инерции мышления и прагматизму. В бывшем павильоне
«Космос» ВДНХ уже не увидишь восторженных глаз энтузиастов и фанатиков. Огромное количество уникальной техники, выставлявшейся здесь в 60-70 годы прошлого века - всего лишь техника. Ошеломить, потрясти может теперь только полет с субсветовыми скоростями, который предполагает создание «существ», мало чем напоминающих морфологию, физиологию и психику обычных  людей. Наша белково-нуклеотидная сома не создана для таких условий существования в космосе.
Но прежде чем создавать фантастическую технику межзвездной коммутации и перехо дить к моделированию человеческой психики на новых носителях, необходимо решить
труднейшую нравственную и психологическую проблему, связанную с существованием изолированного от тела человеческого сознания, именно человеческого сознания
а  не недоумка из старой  восточной сказки,  запечатанного в глиняный горшок. Остается совершенно открытым вопрос о связи интеллектуальной деятельности с неосознанным. Станет такой искусственный мозг испытывать положительные эмоции
от ощущения своей изолированности от тела, или его индивидуальное сознание станет антисоциальным и патологическим (по земным меркам) настолько, что никакие нравст венные категории человеческого общества не найдут в нем отклик. Подобный монстр - личность, антиличность или машина?
Вступая в век сплошной роботизации индустрии, генной инженерии человеческой физиологии и психической деятельности,  приближая уровень компьютеров к  реальным механизмам человеческого сознания, люди реально готовят экспансию человеческого разума во Вселенной. Причем экспансию, которая, если мы все к этому времени не погибнем, как вид во всеобщем термоядерном самоубийстве, начнёт интенсивно распространяться уже в XXI-ХХП веках.
Человечеству незачем ждать пока наше светило сойдет с главной последовательности эволюции звезд подобного типа и лишит нас источника энергии, без которого жизнь, в том виде в котором она существует сейчас, неизбежно погибнет а, значит, угаснет в этом районе Галактики и человеческий разум. Да и случайная космическая катастро фа, от которой не застрахована ни одна планета солнечной системы, способна прямо или косвенно прервать жизнь земной цивилизации. Может ли современный человек, по нимающий глубинную суть антропного принципа и уникальность человеческого разума во Вселенной с этим согласиться? Панспермия на психическом уровне, как высший этап освоения Галактики - вот наиболее оптимальная, с энергетической точки зрения, перспектива экспансии разума, подобного  человеческому.  Появление искус  сственных  разумных существ может, в принципе, решить проблему бессмертия, кото рая в космогоническом аспекте коснется жизненного пространства и временных интер валов коммутации для цивилизаций II и III типа.
В популярной книге, выдержавшей несколько изданий, «Вселенная, жизнь, разум», М., «Наука», 1976 г., известный советский астрофизик, один из основателей радио астрономии И.С. Шкловский писал: «...Имеются, однако, основания полагать,  что бурное  развитие   кибернетики в сочетании с развитием молекулярной биологии и наук о высшей нервной деятельности в конечном итоге позволит создать искус- ственные разумные существа, принципиально не отличающиеся от естественных, но значительно более совершенные чем они и способные к дальнейшему самоусовершенст вованию». Конечно об этике и эстетике можно было бы и поспорить, в доводах И.С. Шкловского проглядывает старый добрый принцип антропоморфизма, одинаково близкий и папе римскому и выдающемуся ученому, но главное не в пропорциях тела и форме головы, а в мощи интеллекта и масштабе личности этого «наджизненного» наследника наших надежд и веры в царствие Галактическое.
Искусственный разум, как новый фундаментальной важности космический фактор был предметом обсужденияещё около сорока лет назад на Бюроканском симпозиуме по внезе мным цивилизациям. На этом симпозиуме Шкловский подчёркивал, что возникновение искусственного интеллекта является, по-видимому, высшей формой развития материи во Вселенной. Он дал следующую схему основных этапов развития:

неживая эволюционирующая материя - живая материя - естественные разумные существа  -  искусственные разумные существа.
Эволюция живого внешне кажется глубоко парадоксальной, действительно бессмертие даровано амебе, которая размножаясь простым делением дожила, наверное, со своим космогоническим по количеству потомством, до весьма преклонного возраста – 1-1,5 млрд лет. Но клетки человеческого тела, выделенные индивидуально для исследования механизмов генной наследственности реализуют не более 60-ти делений  и  затем гибнут. Их выключает  специальный механизм, управляющий наследственностью. Почему? Загадка природы. Не  может  ли это задержать со-здание  антроподоб-
ного искусственного интеллекта.
Выступая на Бюроканском конгрессе И.С.Шкловский подчеркивал, что эра естественных разумных существ может быть сравнительно кратковременным, переходным этапом эволюции. Эту точку зрения разделяли и другие ученые. Очень может быть, например, что с течением времени само подразделение разумных существ на «естественные» и «искусственные» утратит всякий смысл.  Наконец в принципе представляется вполне возможным появление высокоорганизованных, разумных неантропоморфных форм  жизни.  Так считают специалисты в области астрофизики, кибернетики, молекулярной биологии.
При переходе к цивилизации II и III типа предстоит преодоление огромного психоло гического и нравственно-философского барьера в сознании людей. Предстоит переоценка многих привычных форм этического плана, характера чувственно-эмоционального восприятия бытия внутренней явно не наблюдаемой глубочайшей связи с животным миром Земли.
   Да и чего стоит проблема воспроизводства жизни в новом «искусственном» качестве. Попробуйте кому-нибудь предложить отказаться от эротической формы любви, вас сочтут сумасшедшим или извращенным человеком и будут правы (по крайней мере еще не одну сотню, а может быть и тысячу  лет). Весь огромный пласт человеческой культуры, этики философских школ всех эпох и всех народов зиждется на эротической любви. Разрушение культа чувственной любви, её эротической доминанты - угроза духовной культуре прежде всего. А чего стоит бездуховное человечество, помещённое в самый немыслимый рай неодушевленных вещей?
Неожиданное появление «искусственного разума» даже в привычной человеческой оболочке безболезненно может восприниматься только в игровой сфере, в фильмах с прессловутыми терминаторами, но не в реальной жизни. На самом деле появление такого монстра, продукта дегармонизации свойственного нам телесно-духовного дуализма, чревато такими вспышками недоверия, неприятия, чисто подсознательной
брезгливости или страха, которые ни в какое сравнение не идут с антагонизмами расизма и хорошо нам знакомой классовой борьбы. А нам одной её хватает, чтобы
поставить под угрозу жизнь всей человеческой цивилизации. Если же подобные антагонизмы вспыхнут на уровне нарождающейся цивилизации II и III типа, то они действительно вызовут войну Миров, причем в таких масштабах, когда Земной шар со всей его тончайшей вуалью биосферы, совершенно безоружной и открытый Космосу, может оказаться мелкой разменной монетой при решении глобальных проблем существования в нашей Галактике.

Не так ли в самом точном смысле,
Земных не ведая оков,
Все столкновенья наших мыслей
Мы превратим в войну Миров…

Современная история человечества дает весьма веские доказательства того, что даже в обычной, равномерной по врожденной психической конституции человеческого разу- ма среде нашей Земли, антагонизмы классового, экономического, религиозного и националистического характера настолько сильны что судьба людей как вида висит на воло- ске. Из-за политических амбиций и борьбы за экономическое лидерство мы готовы погубить себя и весь животный и растительный мир уникальнейшей планеты Земля. Чего же ждать от антагонизмов высшего порядка?
Сумеют ли сохранить и сделать устойчивой в пределах зоны Дайсона*,  а  затем  и  в масштабах Галактики, гуманистическую человеческую  мораль,  в земном  её  понимании, некие «мыслительные субстанции», к которым уже не подходит определе ние  существа  в нашем  нынешнем консервативном понимании?
Да и сам уровень мышления этого «разума», отрешённого от бренной телесной оболочки со всем сложнейшим психофизическим комплексом, необходимым для гармони-
ческого обитания и воспроизводства в земной среде, не окажется ли попросту несовместимым с нашей человеческой психикой?.А что можно сказать в этом случае о способах коммутации между людьми и этими «призраками» или «духами Вселенной»? В научно-фантастическом романе «Чёрное облако» известного английского астрофизика Фрэда Хойла, одного из авторов гипотезы изотропной модели Вселенной, достаточно убедительно и на профессиональном уровне показано к чему могут привести нежданные «космические визиты»
Нарисованная Ф. Хойлом картина вымерзания земной цивилизации в результате временной экранировки излучения Солнца пресловутым «чёрным облаком», прилетев- шем  для подпитки энергией из неведомых глубин Космоса, совпадает до деталей с картиной климатической могилы, которая ожидает человечество после массированных ядерных и термоядерных взрывов в земной атмосфере. Но что не менее важно, это то, что разница в уровне и, главное, в характере «сверхсознания» чёрного облака, по сравнению с человеческой психикой такова, что любой контакт подготовленного изощренного сознания человека с этим космическим монстром кончается катастрофой для человеческого мозга.
                До встречи
____________________________________
*  Дайсона  зона, - зона искусственно созданных обитаемых колоний в околосолнечном пространстве


Рецензии
Дик, искрення благодарность! Очень интересно написано, многое я слышал но, по отдельности, в Вашей связке производит силное и яркое впечатление!
Буду заходить читать! Самые лучшие пожелания! Успехов! с уважением,

Абель Алексей   10.09.2013 21:14     Заявить о нарушении
Алексей, благодарю за отзыв, но я хочу пояснить: Космогоны это
книга состоящая из трёх частей. Первая часть - это сама поэма,
вторая часть - Космогоны Х - это коментарий к номерным научным
ссылкам, научной терминологии. Третья часть это большой коммента
рий к проблеме - Космогоны R. Сама поэма затрагивает столько философских проблем, что пришлось задним числом расписывать все
аспекты, затронутые в поэме. Получается странная вещь, народ с удовольствием, я это вижу из кабинета, читает X и R и почти не
читает саму поэму. Да, она специфична и рассчитана на людей
с хорошей научной подготовкой в области строения вещества и в области космологии и астрофизики. Эта поэма, будь она неладна,
отняла у меня четверть века жизни. Но это всё же художественное
пролизведение. Действительно, это была странная идея, облечь
в стихотворную форму научно-фантастическую повестьь. Жанр, прямо
скажем, не для всех. И всё же я хотел услышать отзывы о поэме,
как о художественном произведении. Физики и теоретики, читая поэму купаются во всём своём, семантика их,родная. А вот гуммани
тарии чистые после одной двух глав попадают в ступор. Эксперимент не оправдал себя. Тем более на фоне падения общего
уровня в стране. В любом случае спасибо. Не хочу насиловать Вашу
волю, читайте, что Вам нравится. Д. Славин

Сорокина Надежда   10.09.2013 23:40   Заявить о нарушении