Воспоминание о пророчествах А. Блока - скифы

Тогда я стихов не читал. Ну, разве что заучивал в школе. Для оценки. Но декламировать любил, вкладывая в строчки все свои чувства. А ещё просматривал подаренные сборники стихов – из уважения к маме. Учился сам рифмовать, но … учился я тогда многому – и игре в шахматы, и в дурака резался, - а  стихи были чем-то вроде ребуса или головоломки. Ну, надо же,- думал я тогда,-  охота  кому-то ломать голову, чтобы писать не прозой. Их ещё великими поэтами называют - за эту дурь…  Ну, разве что Пушкин – сказки его были для меня волшебными… Ах, да!.. как-то исписал целую тетрадь, когда влюбился.  Но стихи казались мне лишь развлечением и безделицей. И - вдруг…

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!

Я впервые почувствовал мороз по коже – от восторга и азарта. Что это?

Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас —
Монголов и Европы!

Что это? Стоп! Телевизионный спектакль У озера… Чьи это стихи?

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Стойте… повторите…хочу слышать ещё… Но записать было невозможно – советское телевидение было тогда чёрно-белым.  Да, всё  то  время было чёрно-белым… Или, точнее – чёрно-красным… Нет, красно-бело-чёрным… Да, если бы я в то время стал художником-плакатистом, то рисовал СССР  этим триколором… а в этих строчках вдруг  открылись ве-ковые пласты времени…

Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Да, я вздрогнул - что-то ожило,  спавшие в моей душе… Неведомые мне силы… Но кто этот человек? Да и человек ли? Откуда он догадался, что есть в моей душе – если я сам не знал… Как он  понял эту Магию Слова?..

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

Я не знал, кто такие Пестумы, но это не имело значения – да, срок настал. Да, я видел и чувствовал, как беда охватывает меня и весь мир. Нет, многие мои детские обиды были глупы – ничто, - по сравнению с тем, настолько великой казалась неведомая цель. Но – нет,-  беда, чем-то обессиленная, не взлетала. Она била крылами, как раненая, - и была вся в кро-ви…

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!..

Я тогда ещё ничего не понимал – от меня ускользали многие смыслы, закрытые временем, -  но я уже чувствовал  - это Великая Мысль,- и я с ней столкнулся.

Россия — Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..

О, это было потрясением!.. Чёрно-красный мир ненависти и любви…Это моя Россия – мать моя,- смотрит в меня с надеждой. С верой в меня.  Это - моя Родина, которую я уже тогда любил и ненавидел... Любил - до ненависти, – и снова возвращался у любви. Я уже понимал, что Сфинкс – это Россия, хотя и не знал тогда, что такое Сфинкс.

Я просто чувствовал, что это так – и что это великая тайна веков… И сейчас, возможно, именно  благодаря моей любви к русскому Слову, я знаю тайны Сфинкса.  Так знаю – глубоко и вечно,- как не знают учёные-специалисты, изучающие Древний Египет. Есть такая загадка Сфинкса: что ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх? И легенда, что царь Эдип ответил ему: сё Человек… Это так, но это – мелочь, не вся загадка. Это – всего лишь ничтожная часть истины ,- как одна звезда на ночном небе. Одна, - но на всю Вселенную. Остальное – тайна…

Можно сказать, что  в Сфинксе – в этом образе,-  скрыта вся история человечества. И что с начала своего происхождения мы уже стали приближаться к закату, опираясь на костыли технического регресса… И что неплохо бы всем нам  вернуться в детство человечества, но не Назад  к природе, а вперёд – к Природе…

Итак, Россия Сфинкс… Я, не понимая, уже тогда чувствовал,  - после этих стихов,- что такое Россия…

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Да, забыли… меня, кажется,  любила только мама. А я, любя, возненавидел весь этот мир. Да, и  как ещё жжёт… Я уже чувствовал трагедию и гибельность истории России – образность которой слилась с чувствами. Это был коллаж – птица Гамаюн, вся в крови, которая не в силах взлететь, и Сфинкс, бросающаяся в пропасть…  Это было нечто, чего нельзя по-нять умом, но это прекрасно возникало в сердце…

А вокруг звучала бравурная музыка,  маршировали пионеры в красных галстуках и отдавали салюты…

Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

Я уже тогда осознал, что это написал -  гений, но гений - не русский… И, в самом деле, Александр Блок, как я узнал позднее,  родился в еврейской семье, обрусел, набрался духа – и высказался так, как никто из русских сказать о себе не смог... Да и зачем? Фёдор Тютчев – тоже,-  ранее высказался: умом Россию не понять. В Россию можно только верить… И Александр Пушкин сказал ясно: Здесь – русский дух. Здесь Русью пахнет…

Это – особый склад ума. Это – прозрение души.  Эти обрусевшие, – русские не по крови- по духу,-  поэты, вглядываясь в Россию, замечали то, мимо чего проходим мы сами. Нам это - привычно. Нас это не удивляет. В этом – наша суть… Вот ещё почему Россия – Сфинкс…  Но…

Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кёльна дымные громады…

Откуда мы это помним?  Почему нам ясен и  острый галльский смысл, И сумрачный германский гений?  Отчего нам близки и понятны потомки абиссинских царей,  шотландских  скальдов,  венецианских торговцев из Генуи,  и  даже детей Авраама?  Кажется, нет ответа…  Но он – есть. И его разгадка – в Сфинксе…

Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Скифы ли мы?  Если дикие степняки и кочевники, то откуда наши Кижи?  Откуда белокаменные города?  Откуда древние – дохристианские,- храмы?  Откуда и само название скифы – слово, которое имеет на всех языках только три значения: косарь или с косой, пришелец или скиталец, а также  небесный… Нет, конечно,  я ещё  не знал, что скифы – это многие племена белых ариев,-  в том числе русских и этруссков,-  но твёрдо набрался решимости это узнать, во что бы то ни стало…  И уже то-гда твёрдо это принял к сердцу, что скифы – это мы…

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…

Откуда у меня такая любовь к лошадям? Почему я считаю священным этого зверя? Я ведь и в самом деле готов отдать жизнь за лошадь с жеребёнком -  на что способен  не  для всякого человека? Отчего я люблю лошадей, как родных, а в женщинах  ценю не столько рабскую покорность, сколько самопожертвование ради близких?

Снова нет ответа… А эти стихи звучали магической музыкой – и запоминались,-  сразу и навсегда… Кстати, это было первое стихотворение, которое я запомнил сам – со всей страстью,- не вникая ни во что,-  а просто впитывая в себя, как воздух, дающий огромную силу… Эти стихи я взахлёб читал друзьям и девушками – и представлял себя гордым и могу-щественным скифом. Я даже записался в секцию бокса СКИФ – Спортивный Клуб Института Физкультуры,- чем очень гордился…

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! мы станем — братья!

Почему я, ненавидящий войну и убийства,  вдруг вспомнил Блока,  которого уже скоро полвека знаю почти наизусть,- хотя давно не перечитывал?  Сирия…  Это, как ни странно,- очень  древняя русская земля, - трагедия там отчего-то вдруг больно отозвалась здесь… Наши предки ещё не назывались тогда русскими, - их звали сирийцами, - точно также,  как хурриты тогда не назывались римлянами. Теперь это Италия. Теперь наша страна - Россия. Сменились названия, земли, но народы ниоткуда не возникают. Они - в нашей крови… И только наши сказки помнят: жил старик со старухой у само-го Синего моря...

Эти строчки вспомнил я, читая, как израильские ракеты накрыли сирийские средства обороны – СС-300,- поставляемые из России.  И теперь хожу – и повторяю:

А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Особенно зычно  эти строчки зазвучали, когда президент России Путин бросил прямой вызов США и заявил Обаме: "Россия готова вступить в большую войну, чтобы не допустить свержения сирийского режима путем вмешательства внешних сил. Россия готова к войне за Сирию".

Вот так, господа! Россия "готова пойти на крайние меры", ради "защиты права сирийского народа на самоопределение, его право выбирать того, кого они считают нужным, а не тех, кого им навязывают террористические группы из-за грани-цы". Хрен вам, -  демократию вашу мать,-  начнём с Сирии, а закончим революцию - в России…

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Мы долго вам улыбались…

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Я ещё два года назад  написал: близится Третья Мировая Война. И недавно опубликовал статью: Китайская армия уже в России. Итак, - Попробуйте, сразитесь с нами! Наши союзники – не монголы, а мощная армия Китая.

Но - нет, США напасть не осмеливаются: и небольшая российская эскадра уже  отогнала 6 флот США от берегов Си-рии… Как говорится: нас мало, но мы – в тельняшках. Хотя, конечно,  дело вовсе не в том, что США просто испугались нашего флота - конечно, резоны здесь другие,-  но, всё-таки,  первый гол в нашу пользу…

Итак, первый раунд российского сопротивления выигран. А Израиль, хвастливо кричавший о молниеносной победе, при-кусил раскатанную губу. Что ж, теперь всем ясно – кто нам друг, а кто так…

Дружба России с США и Израилем – уже не только под вопросом, а вообще - под дамокловым мечом. Как говорится: за что США боролись, на то и напоролись. Демократия – демократией, но…

Но сами мы — отныне — вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами!
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами!

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..

Теперь расклад сил на мировой арене настолько ясен, что ясней  некуда – и всё же:

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз — на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

В  конце жизни Блока старый мир не внял вещим словам поэта – и мир забился в судорожной лихорадке Первой Мировой войны.  Затем последовала Вторая – но уже не было поэта блоковского масштаба. А теперь старый мир снова стоит на пороге  Мировой войны... Опомнись, старый мир!

Александр Блок пробудил меня к поэзии. За ним были  и Сергей Есенин, и ранний Маяковский, и тысячи других поэтов Кланяюсь низко в ноги Александру Блоку  – великому русскому поэту,- который в наше время, несомненно, жил бы не в Израиле, а в России. Я нисколько не сомневаюсь, что он с грустью смотрел бы на своих сумасшедших соплеменников, бьющих ракетами по Сирии,- по праву считая себя русским.

Александр  Блок  мог тонко чувствовать русскую душу, это - не просто стихотворчество,- а великая мысль, опередившая столетия.

2013 г.


Рецензии
Надо сказать, что этими стихами, которые Вы цитируете, в школьном возрасте меня Блок не впечатлил. В то время я не увлекался ни поэзией, ни литературным чтением и глотал книги, следя за содержанием. Математика, физика - это да. Маяковский мне более тогда нравился.
_ Но Блок многообразен, уже в зрелые годы мне попался очень толстый том его стихов. Там было всё, а не только избранное. И тогда я "запал" на него. Первое стихотворение которое до меня дошло - "Пляски осенние". Стал читать раннее "Я шёл к блаженству...", Пузыри земли. Роза и крест. Ну а потом стал погружаться в чтение стихов поэтов того века с уже направленным интересом и вниманием.
А собственное стихописание - это очень постепенно, и тоже только в зрелые годы началось. Интересна мотивация начала тогдашнего моего стихописания. Это вовсе не любовь или подражание. Это была, точнее назвать, реакция на невыносимое положение. То, чего нельзя было объяснить, но коротко стихами сформулировать было можно.
_ После 2008 года, после того, как попал на сайт, несколько продвинулся. Не столько в творчестве, сколько в понимании того, для чего же всё-таки люди пишут стихи. А другие, тоже находятся такие чудаки, эти стихи читают. ))
Но как-то подспудно осталась мысль, что "нормальные" люди такого не делают. ))
Дмитрий

Маштаков   11.12.2015 03:13     Заявить о нарушении
А "нормальные" люди ничего самостоятельного и не делают - такие способны лишь повторять то, чему их научили другие - прясть, сеять, точить, грузить и т.д. Они ничего НЕ ВЫДУМЫВАЮТ сами... их можно научить что-то делать, как дрессируют животных, но творчества от них не дождёшься...

А стихосложение заставляет ДУМАТЬ, тренирует мозги - речевые функции мозга, которые тесно связаны с мышлением (кто как мыслит, тот так и излагает); поэтому в Царскосельском лицее во времена Пушкина стихосложение было обязательным... Аристократия воспитывала мыслящих людей, а не ремесленников, и тут им очень помогали музыка и поэзия...

А теперь? - зубрёжка методологических шаблонов и... ни одного гения!

Владимир Беспалов Барский   11.12.2015 03:57   Заявить о нарушении
Да, я думаю, несколько уроков литературы в школе должны быть посвящены практике стихосложения. Также как и геометрия - она учит законом логического мышления, одно время геометрию, кажется, убирали их школьных уроков, не знаю, осталась ли она в полном объёме, с аксиомами, теоремами и их доказательством в школе сейчас. Говорят, что некоторые не воспринимают, они для другого созданы и потому - обучение по выбору.
А какой выбор - чтобы тупыми быть? Это всегда успеют, пусть хоть в школе немного поучатся.
Дмитрий.

Маштаков   11.12.2015 08:44   Заявить о нарушении
Выбор из нескольких готовых решений, - где только одно истинное - это может и машина, которую программируют на - или +...

Биороботы, запрограммированные на формулах успеха (или не успеха) просто не способны к творчеству...

Вся современна система образования - увы, тупо дрессирует потребителей, а не творцов...

А вот поэзия - это стиль творческого мышления,- и это чисто человеческая способность, - присущая живым, а не мёртвым душам...

Владимир Беспалов Барский   11.12.2015 14:01   Заявить о нарушении
Зера, я, как и Вы, на проза.ру тоже нахожусь, там в основном по музыке всё и публикую.
Посмотрите для начала это -
"Тайна звука аккордеона" http://www.proza.ru/2015/05/13/876
на статью и отличная пародия есть - ссылка в рецензии под ней.
Ну и м.б. ещё что Вас заинтересует. К Вам я уже наведывался, физика и философия - моя стихия. У Вас тема о Гегеле интересная, потом подробный отзыв напишу, не хочется наскоро.
И Вы, Владимир, заходите. С Наступающим Новым Годом всех!
С уважением, Дмитрий

Маштаков   25.12.2015 01:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.