Альтернатива рейтингу. Как помочь хорошим стихам

Александр Булынко
АЛЬТЕРНАТИВА РЕЙТИНГУ.
Как помочь хорошим стихам найти своих почитателей


           Автор статьи не ставит целью кого-либо опорочить, пристыдить или, наоборот, кого-то похвалить и оправдать. Задача совершенно другая и она обозначена в подзаголовке данной статьи.

           Я на «Стихах.Ру» с 9 марта 2008 года.
           Всё это время на сайте не утихали споры между сторонниками и противниками рейтинга опубликованных произведений.
           Звучали различные мнения – от самых благодушных: мол, рейтинговая  таблица, ее «верхушка» – это чуть ли не «индикатор самых лучших произведений современной отечественной поэзии», до самых негативных: Рейтинг – это отстойник, стихотворная «параша», в которой не место произведениям настоящих поэтов. Исходя  из последнего утверждения, многие очень достойные авторы, чьи произведения попадали в рейтинговую 20-ку, временно удаляли свои произведения, чтобы не «соседствовать» со стихами, качество которых явно не соответствовало занимаемому ими месту.
           А некоторые авторы сайта, преимущественно сатирики-пародисты, усматривают в такой ситуации определенную пользу – попадание на «олимп» стихов, содержащих множество ляпов, по их мнению, облегчает поиск необходимого исходного материала для создания интересных пародий и сатиры.

           Как публикации авторов, зарегистрированных на сайте, попадают в верхушку рейтинга – это разговор особый.
           Для этого не надо быть Пушкиным, Лермонтовым, Блоком, Пастернаком. Страницы со схожими никами и даже со стихами упомянутых поэтов можно найти на сайте, но я ни разу не видел, чтобы стихи каких либо классиков «залетали» в таблицу рейтинга.
           Всё это классики, отошедшие в мир иной – светлая им Память. Но есть, поверьте, и доныне здравствующие Мастера поэтического слова, которых я, к своему великому сожалению, ни разу не видел даже в первой сотне рейтинговой таблицы.
           Получается так – чтобы стать завсегдатаем рейтинговой верхушки необходимы совершенно другие способности, чем желание и умение писать хорошие стихи.  Излишне называть имена авторов, обладающих такими «особыми» способностями, успевающих писать иногда по две-три рецензии в минуту и получающих, соответственно,  примерно такое же количество «глубокосодержательных» ответов. Для таких существует вполне устоявшееся определение – «ОПники» (от глагола  - ОПпать, «очень понравилось»), ОПпенгеймеры (игроки в ОПы), «ЧМОкеры» (от фразы – «дай чмокну в щечку») и прочее.
           Много  было сказано об этом явлении. Иногда некоторые  «стабильные» рейтингисты, которые себя «ОППенгеймерами» не считают, поясняют, что «популярность их стихов и количество рецензий на них обусловлены отнюдь не количеством написанных ими в ответ рецензий, а исключительно качеством созданной ими стихотворной продукции или, на крайний случай, личными качествами самого рейтингиста.
           Спорить с ни с теми, ни с другими я не хочу – каждый выбирает тот путь к славе, который он считает приемлемым.
           Разговор о другом – о том, как читателям, в первую очередь начинающим авторам сайта, помочь отыскать правильные поэтические ориентиры здесь на сайте среди изобилия  публикаций  различного, подчас сомнительного качества? И как этим авторам, зачастую не мастерам, но часто весьма талантливым  и одаренным, помочь не пропасть, не утонуть в этом бушующем стихирном океане?
           Существуют множество путей, чтобы творчество новичка стало заметным среди старожилов сайта. 
           Склоки, скандалы и прочий негатив рассматривать не будем. Про интенсивную «рецепись» (клубно-корпоративную или индивидуализированную) тоже промолчим. Вспомним другие, приемлемые пути в походе за известностью? Они есть. Это участие в различных  конкурсах, проводимых на разных страницах, анонсирование произведений…
           Конечно, при этом авторам необходимы стихобаллы. Но не у всех новичков они сразу образуются. А у «аксакалов» сайта  стихобаллы порой в переизбытке. Очень многие рейтингисты, переставшие пользоваться услугой «Анонс», чешут свою репу с мыслью – что же делать с этими баллами? Куда и кому их пристроить?

           Здесь я подхожу к самому главному – к идее поощрения авторов Стихири не написанием рецензий, а  перечислением им определенного количества баллов. 
          Реализацию такой идеи я решил опробовать сам, без привлечения на этом этапе каких либо сторонних спонсоров. Учитывая свои времЕнные возможности (я сейчас выхожу на связь на сайте через день, только по нечетным числам),  а также имеющееся у меня количество стихобаллов на счете, я обязуюсь по всем стихотворным произведениям или поэтическим или песенным переводам, которые я успеваю прочитать в течение дня перечислять авторам публикаций определенное количество баллов, исходя из «качества»  прочитанного мною произведения, а также из степени моего уважения к тому или иному автору или его творчеству в целом.

           Диапазон таких поощрительных перечислений для начала будет находиться в интервале от 0 до 100 стихобаллов и эти премии будут разбиты на пять категорий.

           1-я категория (100 баллов) . Это для явных шедевров. Личность автора и остальное его творчество в данном случае не имеют значения.
           Это самая накладная для меня (по затратам)  группа. Но мне очень хочется, чтобы она стала самой большой, самой многочисленной. О попадании произведений к эту категорию я, скорее всего, буду делать сообщения в своих дневниковых записях.
           2-я категория (70-99 баллов). Категория предназначена для «сильных», даже очень «сильных» произведений, но по каким то определенным параметрам «недотягивающим» до шедевра.
           Здесь и во всех последующих категориях учитывается степень симпатий (или антипатий) к автору.
           Например, если автор получит перевод в 70 баллов – это будет означать, что в данной публикации он написал весьма сильное произведение, но отношение к этому автору или его предыдущему творчеству в целом отрицательное. Если перевод был на уровне 80-90 баллов, то  отношение к автору (его творчеству) окончательно не определилось, более 90 баллов – и произведение хорошее и личность автора мне тоже очень симпатична.
           3-я категория (40-69 баллов). Эта категория для средних, ровных произведений  - без явных провалов, но и без  каких то интересных оригинальных взлетов. Ничем непримечательные творения, типа 50/50 («фифти-фифти»).
           Степень обозначения симпатий к автору в данной категории учитывается также как и в предыдущей 2-й категории.
           4-я категория (10-39 баллов).    Это группа слабых произведений. Возможно, они могут быть расценены как не полностью безнадежные, но, чтобы они смогли оказаться в более высокой категории автору придется еще много поработать над изменениями.
           5-я категория (0-9 баллов). Это категория для полностью провальных стихов (переводов), своего рода – сигнал автору: «Скорее стирай эту срамоту со своей страницы!» Надеюсь, что на такие публикации мой взгляд никогда не упадет или это будет крайне редким случаем.
           Степень обозначения симпатий к автору по публикациям 4-й и 5-й категории аналогична вышеперечисленным случаям.

           Приведенная система поощрения (и одновременно оценки) произведений не такая простая, как может показаться с первого взгляда. При введении ее в действие могут возникать некоторые трудности и здесь необходимо кое-что пояснить на примерах.
           Допустим, автор, выбранный для прочтения, публикует сразу несколько произведений, например, 10 стихов.  Одно из них – шедевр, а остальные никуда не годятся. Он получает от читателя (то бишь от меня) 100 баллов, но не понимает, что же из публикаций понравилось, а что нет. Здесь одним перечислением баллов видимо не обойтись – все-таки потребуется поясняющая рецензия в виде записки – «Такой то стих у тебя, товарищ, сверх всякой похвалы, а всё остальное – "фигня", за которые полагаются нули («баранки»)
           Вторая возможная трудность при "эксплуатации" системы (но, одновременно, это и её достоинство) - для того случая, когда рецензия была уже ранее написана. Перечисление баллов по такому произведению возможно и будет означать, что эти стихи автора продолжают нравиться читателю (а может, наоборот,  не нравиться), что о них помнят, их читают.

           У предлагаемой системы множество других преимуществ по сравнению с интенсивной «рецеписью». Вкратце я их перечислю.

1. КРАТКОСТЬ, которая, как известно, сестра таланта.
        У читателя отпадет необходимость долго и занудно объяснять – в связи с чем данное произведение попало в ту или иную категорию. Если автор не полный дурак (или дура), он (она) сразу поймет – что так, а что не так в самом произведении и в его отношениях с читателем. Поймет и примет меры, изменяющие ситуацию.

2. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
        «Полная тайна перечисляемых вкладов»  не позволит «влазутчикам», вечномониторящим переписку авторов на сайте, использовать «интересную» для них информацию в своих корыстных, неблаговидных целях. Они будут автоматически лишены возможности узнавать  – кто-кого похвалил какой суммой баллов, а кто «отругал» простановкой 2-3-х баллов или полным их отсутствием.

3. ПАЦИФИСТСКАЯ (ПРИМЕРЕНЧЕСКАЯ) ФУНКЦИЯ.
        Автоматически отпадает необходимость противоборствующим сторонам стараться подбирать в рецензиях гневные слова, обидные, обличительные характеристики и ярлыки типа - «сам  дурак». «Враги», пару тройку раз обменявшись переводами баллов, быстро становятся лояльными друг к другу, а терпимость и лояльность в последующем перманентно переходит в крепкую дружбу, закрепленную «финансовыми» (это я про стихобаллы) отношениями.

4. БЛАГОСОСТОЯНИЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ САЙТА.
        Неминуемые частые транзакции с переводами баллов, что будет сопровождаться удержанием комиссионных сборов («чаевых»), несомненно благоприятно скажутся на увеличении благосостояния административной службы сайта. А службу модератации  в условиях «Мир-Дружба! Бхай-Бхай!» в конечном итоге можно будет вообще сократить. ))   

5. И самое главное – ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПУБЛИКУЕМЫХ СТИХОВ.
        Это будет не мнимая, купленная по взаимным  негласным договоренностям («Я тебе/ты мне»)  популярность. Пусть это будет трудная, но честная победа, когда, например, автор сайта, получивший от своего читателя за несколько (5-10 стихов) своих публикаций 500-1000 баллов, мог самому себе или своим друзьям сказать: «В сентябре я заработал от читателя в виде поощрения некоторую сумму, например - 1000 баллов. Это не много, но этого будет вполне достаточно, чтобы в октябре я также объективно мог оценить произведения других интересных талантливых авторов».
           Пусть внешне эта система похожа на пирамиду. Но это будет полезная пирамида. Возможно, она сможет разрушить так всем опостылевший и очень многих раздражающий рейтинг.

           Этой статьей я никого ни к чему не призываю. Каждый волен выбирать:
           – продолжать заниматься рецеписью и гарантированно регулярно попадать на олимп рядом  с другими «ОПпенгеймерами»;
           – оставаться нейтральным к рейтингу, продолжать общение только со своими знакомыми авторами, чье творчество или чье общение вам интересно;
           – постараться хоть что-то изменить на этом поэтическом сайте хотя бы с помощью этой предложенной схемы.

           Для себя я решение принял.
           Сегодня 5 сентября (нечетное число). С этой даты  я начинаю общение с авторами сайта по описанной схеме.
           Повторюсь, этой статьей я не объявляю призыв в ряды соратников, готовых поддержать мою инициативу. Но если у кого-то из авторов, моих друзей и знакомых, появится желание действовать аналогично (пусть по другой «сетке» премиальных баллов - в уменьшенном или увеличенном количестве), то… я буду уважать их еще больше, чем уважал ранее.
         
           Пару слов моим друзьям, с которыми я не так часто, но все же обменивался рецензиями. Друзья, в общении лично с вами одним перечислением баллов, видимо, не обойтись. Привык я к нашему дружескому общению, к шуткам, к добрым, открытым разговорам. Поэтому рецензии, адресованные от меня к вам,  будут, но их количество значительно уменьшится. Но я буду стараться продолжать читать все новые ваши публикации. А как я их буду расценивать – вы будете узнавать по изменениям в ваших счетах. На ваши же рецензии, если таковые будут поступать, буду отвечать как и прежде, но только по нечетным числам.
           И еще есть одна просьба –  воздержитесь от  голосования в рейтинге по  этой статье. Это не будет для меня поддержкой, а скорее, наоборот… непониманием того, что я пытаюсь реализовать. Лучше поддержите интересных  и самобытных авторов (они здесь есть). Поддержите современную русскую Поэзию.

           А всем остальным знакомым по сайту, не друзьям, но интересным для меня авторам, чье творчество я любил и надеюсь далее буду продолжать читать, я желаю … скорейшего пополнения счетов моими призовыми баллами.

           Всем творческой удачи.
           До связи.

5 сентября 2013

Цикл «Стихирные собеседования».
Статьи, эссе, рецензии
=============================


Рецензии
На это произведение написано 76 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.