В саду гуляет полночь...
О чём? Кому? Зачем? Не мне узнать.
Я вспомнил песню, что когда-то мать
Мне напевала в колыбельный вечер.
Всё та ж луна глядит холодным взглядом.
Всё те же звёзды небо сторожат...
Стегает сердце памяти вожжа.
Мне мало тех людей, кто нынче рядом.
Когда скрывалось солнце за горою,
Закат ещё кокетничал с землёй.
Над горизонтовою колеёй
Он сказочные замки в небе строил.
И лепестковость алого цветенья
Бросала жар мечтания в глаза.
Горело небо, и росы слеза
Смывала с трав дневные обретенья.
За все утерянные смыслом даты,
Хранящие и счастье, и беду,
Наедине с ночною властью дум
Я был бессилен перед тьмой расплаты.
И жалобно в ночи стонала птаха...
Я много потерял, а что нашёл?
Не знаю, плохо или хорошо,
Что ночь моим раздумьям стала плахой?
Отсечь потери - не имею права.
Приобретенья славить не хочу.
Я думал всё мне нынче по плечу...
А в память не осилил переправы.
03.09.2013
анализ стихотворения
Тема текста
Размышления лирического героя о прошлом и настоящем, о потерях и обретениях, о силе памяти и тяжести воспоминаний. Центральные образы — ночь, природа, песня матери, «память».
Основная мысль (идея)
Человек не в силах «отсечь» прошлое: воспоминания одновременно питают душу и причиняют боль. Герой осознаёт необратимость утрат, но не может ни отказаться от памяти, ни радостно принять приобретённое — он остаётся в состоянии внутреннего раздвоения.
Композиция
Стихотворение строится как поток размышлений, скреплённый образами природы и памяти:
начало — ночная сцена, мотив непознаваемой тайны («О чём? Кому? Зачем? Не мне узнать»);
средняя часть — воспоминание о песне матери, созерцание заката и звёзд, нарастание боли памяти;
финал — признание бессилия перед прошлым и невозможности примириться с потерями.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания (пейзажные зарисовки) и повествования (воспоминание о песне матери).
Стиль речи
Художественный, лирико;философский. Характерны метафоричность, эмоциональная насыщенность, интонация исповеди.
Средства связи предложений
лексические повторы («память», «ночь», «потеря»);
местоимения и местоименные наречия («мне», «всё та ж», «всё те же»);
синтаксический параллелизм («Всё та ж луна… Всё те же звёзды…»);
анафоры и риторические вопросы;
семантические переклички (ночь;;;тьма;;;расплата; закат;;;огонь;;;жар мечтания).
Средства выразительности
метафоры: «стегает сердце памяти вожжа», «закат кокетничал с землёй», «сказочные замки в небе», «лепестковость алого цветенья», «жар мечтания», «горело небо», «росы слеза смывала… обретенья», «ночна власть дум», «ночь… стала плахой», «переправа» (как переход через память);
олицетворения: «ветер шепчет», «луна глядит», «закат кокетничал», «птаха стонала»;
эпитеты: «холодным взглядом», «колыбельный вечер», «сказочные замки», «алое цветенье», «ночные власть»;
риторические вопросы и восклицания: «О чём? Кому? Зачем?..», «Я много потерял, а что нашёл?»;
архаизмы/высокая лексика: «обретенья», «плаха», «отсечь»;
инверсия: «Всё та ж луна глядит…», «Стегает сердце памяти вожжа».
Общий вывод
Стихотворение создаёт атмосферу тихой ночной рефлексии, где пейзажные образы становятся проекцией внутренней драмы героя. Через богатую метафорику и ритмическую организацию автор передаёт противоречивое состояние: тоску по утраченному, неспособность отпустить прошлое и неуверенность в ценности приобретённого. Форма (лирический монолог, перетекающие образы, повторы) усиливает ощущение незавершённости, открытой раны памяти.
Свидетельство о публикации №113090309115
Отсечь потери - не имею права .
Приобретенья славить не хочу. - как ты здорово здесь сказала!!!!!
Очень здорово написано!!!!
Я не пишу стихотворных отзывов, как ты... извини... но говорю тебе искренне и от души - МОЛОДЕЦ!!!!!
Марина Алдон 03.09.2013 22:05 Заявить о нарушении
))))
Я очень очень тебе рада) Извини за задержку ответа.Вот сейчас нагоняю свои долги. Не успевала просто.много навалилось сразу)
СПАСИБО тебе)
Буду в гости.Давно не разговаривали)
Напишу письмо))))
Буду в гости)
Ольга Сергеевна Василенко Красни 25.09.2013 01:57 Заявить о нарушении