Тем, кто чернит великих имена

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А. С. Пушкин.

В России гении, что мухи мрут!
Вся память – окровавленный редут.
Умри,  с зажатым кадыком в горсти,
Не будет в след посмертного:  «прости»! 

В петлю - Цветаева, в грудь - Маяковский.
Теперь их на изнанку, на подмостки!
Кровавой славой по гробам греметь! – 
По вкусу вам, видать такая смерть! -

Унижен Бродский, выжат Пастернак -
Есть чем гордиться:  – да! – у нас вот так!
Зато непотопляем всякий  сброд!
За то, что  ямбом сложены словечки,

Не тает белый лед у Черной речки,
 Где пуля разрывает мне  живот!
Ну, нет, конечно, весь он не умрет,
 Еще потешит вас в заветной лире!

Душа переживет, переболит -
Пока  чернит ее в прямом эфире,
Какой-то  новоявленный пиит.
А голубь мира, белый и свободный

Зареет над столицей  всенародной,
 Открытку неба крыльями порвет,
 И станет  гадить  с проклятых  высот
На бронзовые головы нещадно,

А массы, сколь глухи, столь и всеядны:
Пернатому зачот! Пернатый жжот!
Плебей за ради славы и  рубля
Гнилушкой липнет к днищу корабля.

Смердит и на грехи чужие тычет,
Но сколько б хор ни пел тебе - виват!
 Больших  имен плевок   не обезличит -
Не выйдет из гнилушки Герострат!


http://www.stihi.ru/2013/08/01/7023 Живой разговор о Марине Цветаевой.


Рецензии
Санто, в вашем экзистенциальном анализе изобилие рационалистической мысли.( это обо всем,что я читала)
мастер слова вы беспорно,оригинальные стихи.
но. каких бы мы фундаментальных принципов не придерживались онтологическо-метафизических, излагая свои взгляды ближе к наивному реализму или критическому.... очень немногие способны давать беспристрасную оценку событиям историческим. все мы где-то предвзяты в своих восприятиях. увы.
это к тому, что спор вокрух темы связаной Цветаевой,напрасный и бесполезный, так как имеет идеологическую подоплеку.
и стих Нины,совершенно не заслуживает такой бури негодования.
портреты Марины великолепно нарисованы вами,Санто. и ваша чувственность изумительна.
с самими душевными пожеланиями.

Любовь Мери   30.08.2013 16:29     Заявить о нарушении
Простите, что "влезаю", милая Любовь. Но дело не в предвзятости или идеологической подоплёке, а просто в правдивости изложенного, фактах, а значит - в обоснованности обвинений. Там на вырванных из контекста цитатах пытаются сфрмировать отношение, негативное отношение. "Цветаева - монстр!" Получается, что всё её наследие - фальшь. Худшей дискредитации сложно себе представить.

Просто Соль   30.08.2013 23:10   Заявить о нарушении
Девчонки)))) пишу для Вас спич). Искренне.

...И была роковая отрада
в попиранье заветных святынь.
А.Блок.

Скажите, почему все о чем я говорю сводится к какому-то стишку?
Не надо меня настолько опримитивливать! Я хотел бы рассмотреть современные
тенденции, формирующие нравственные ориентиры в русской литературе и
поэзии.
И так как мы славимся загадочной душой, то думаю, что развитие русской темы логично начать с китайской поговорки. Когда китайцы хотят пожелать в судьбе самых тяжких испытаний, они говорят:
"Чтоб вам жить в эпоху перемен!"
Что такое «эпохи перемен», которых в качестве проклятия желают китайской поговоркой?
Это революции, войны, репрессии, или перестройка, эмиграция, экономический кризис и прочее.
Не уходя далеко в историю, скажу, что вся моя жизнь и жизнь моего поколения – это сплошная эпоха перемен!
Ибо наши бабушки и дедушки пережили революцию и разруху, мамы и папы - войну и репрессии, сами мы пережили перестройку, многие наши дети - эмиграцию, а теперь мы все вместе проходим через экономических кризис.
Живя среди вечных перемен, никогда не знаешь, с какой амплитудой маятник качнется влево, чтобы затем качнуться вправо.
Именно эту английскую идиому приводит в своем "Рождесвенском романсе" И. Бродский, считавший этот романс не только знаковым, но и одним из лучших своих произведений:

"Как будто будут свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
Качнувшись влево."

Стихи написаны в эпоху стагнации, называемую «Застоем», и такой период мы тоже пережили, ибо стагнация - это стоячая вода.
Что означает «маятник, качнувшийся влево, чтобы качнуться вправо»?
Означает то, что до перестройки и русская литература, и биографии ее создателей - поэтов, писателей - ангельски полировались. Цезура их старательно отбеливала, подгоняя под нужный политический фасон, отжимая через свой дуршлаг факты, мысли, литературные образы, оставляя только то, что может служить примером.
Все жили в ложном пафосе, за неосторожное слово, анекдот любой мог лишиться свободы.
Миллионы людей были репрессированы, а из репродуктора звучали песни:
«Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.»
Мы прошли этот период, и маятник качнулся в другую сторону.
С экранов ТВ и страниц газет потекли тонны «словесной руды» , негативной информации, новостей, построенных таким образом, что возникает впечатление, будто кроме катастроф и скандалов ничего не происходит.
А личная жизнь актеров, певцов демонстрируется и смакуется «с изнанки», причем с самыми «демоническими» подробностями, по принципу: чем хуже, тем лучше.
Маятник порядочности качнулся в обратную сторону.
Понятия «стыд», «честь», «достоинство» упразднились и заменены новым термином – «черный пиар».
Пиариться - означает рекламировать себя, пусть через грязь, скандал, позор – главное – это привлечь внимание, чтоб о тебе говорили.
Будут судачить, значит купят билет на концерт, скандальную книжку или майку с портретом эпатажного героя - все делается ради денег.
И в силу этих новых тенденций по- новому пересматриваются биографии наших гениев, выдающихся людей, но теперь стараются не просто открыть новые стороны их судеб, а ,напротив, вывернуть, вытряхнуть, осмеять, осудить, заклеймить.
Маятник качнулся так, что все белое вызывает недоверие, подозрительность и воспринимается как ложь или приукрашивание.
Для правдоподобия надо добавить нефть в «ложку меда», замарать чистое и значимое и упиваться этим, как новой правдой.
В качестве примера приведу произведение Сорокина “Голубое сало”, где речь идет о русских классиках, над которыми автор надругался в самых изощренных формах.
Достоевский, Толстой, Пушкин, а также поэты серебряного века в этом творении представлены как каннибалы, поедающие людей, как педофилы, насилующие детей, как некрофилы и зоофилы, вступающие в соитие с животными и покойниками.
А на сцене Большого театра разливается амбре фекалий, и читатель купается в этом тексте с каждым новым изданием.
Результат: автор разбогател, обрел популярность, а мир познакомился с нашим отношением к наших писателям и поэтам, т.к. «Голубое сало» переведено на 30 языков.
Казалось бы, те , кто имеет вкус к подобным текстам, могли бы уже насытиться - но нет!
Нас так долго потчевали героическими доярками, что маятник качнулся, как гиря на цепи, ломающая стены, и поскольку гертруды* мало кому интересны, то энергия низвержения перешла на великих людей, а в этом случае жажда мести , так же как жажда разрушений, наживы неутолима,
Поэтому стихи Волошина, написанные почти целый век назад, и сегодня звучат актуально:
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

Благодаря авторам, алкающим славы, русская литература теперь выглядит, как королева в парчовом платье, которую вывели на заплеванную панель, и всем интересно наблюдать, как с ней будет происходить то, что там обычно происходит.
В такой теме, как судьба русского поэта, можно опереться на статистику :
цифры, констатирующие убийство и самоубийство гениев во всем мире за последние 200 лет, показывают, что русские имена лидируют с большим отрывом - вот где мы воистину “впереди планеты всей”.
Первым русским писателем «новой породы» был Александр Радищев, уязвленный в самую душу тем, что никого прежде в России не уязвляло, - попиранием человеческого достоинства, - заплатил за это сумой, тюрьмой и самоубийством.

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах…

В статье “Искаженная действительность” говорится о том, что Пастернака хотя и травили, но недолго, а после смерти даже издавали.
А Ахматову хоть и изгнали из Союза писателей, но ничего, потом восстановили и даже дали 3000 рублей.
Именно таким оценками мы, как старшее поколение , формируем ту мерку, по которой “племя молодое, незнакомое” будет иметь выбор: сначала в репу нам дать боксерской перчаткой, а потом шапочку подарить...
Или не дарить, а подойти к нам, сегодняшним авторам, с тем же мерилом, с каким подходим мы к своим «серебряным» предшественникам.
Например, старшеклассник получат тему реферата: “Жизнь и творчество Марины Цветаевой”
Технически подкованный школяр тут же юркнет на Яндекс «домашку исполнять».

А там на самом крупном поэтическом портале -
стихи о Цветаевой, о гибели ее младшей дочери.
(с)
Загаженная – не просто вонь мочи.”

А под этим текстом сотни «одобрямс», и ученик думает: вот она, истина!
Этому можно верить! Ведь и другие поэты одобряют!
Исходя из этого, наш школяр в рванных джинсах стоит у доски, недоумевая, почему он должен изучать творчество какой-то злобной детоубийцы?!
Не буду аргументировать, развинчивая эту ложь и невежество, но спрошу как можно столь глубокие исторические, философские пласты, которые я поднимаю, сводить к каким-то местечковым выяснениям?
Разве об это я говорю?!!!! А Вы меня опять в этот мусорный стишок заталкиваете!!!
Любушка, ну неужели Вы не слышите, о чем речь? Это же не слова в воздух, я же пишу!!!
Читайте текст! Меня не интересуют чьи-то посредственные строчки, не имеющие никакой художественной ценности, чье-то частное мнение, не имеющее никакой весомой мысли, открытия, или хотябы просто интеллектуального уровня - меня тенденция волнует!!! Маятник, о котром я говорю!
Отношение наше к памяти, к лучшим именам! Ибо это отношение характеризует, прежде всего нас, как людей, как авторов, понимаете?
Кинули грязь в поэта! Унизили, оскорбили. И где? - на поэтическом сайте! И как себя ведут собратья по перу?
Цветаева при жизни – не получила столько похвал за все свое творчество, сколько этих несколько грязных строк, ей вслед после ее смерти - Поноптикум этот возмущает меня, понимаете!?
И почему, чувствуя такую дикую несправедливость, глубость, неблагодарность и даже не порядочность я должен стерпеть, смолчать? Почему?!
Что понятия о чести, о достоинстве уже упразнены?
Это что - смИшно, или бесполезно? - Ведь усмешку вызывает, именно, бессмысленность протеста, да?
Тогда зачем на этом же портале вывесили столько законов о защите чести и достоинства?
Или эти законы не касаются нас? А кого они касаются?
Может хватит уже гордится этой нашей всеобщей придурочностью, которая выражена Тютчевым:
“Умом Россию не понять, аршином общим не измерить!”
Еслиб стишки, в которых говориться “про вонь и загаженность” стояли где угодно - я бы прошел мимо.
Но когда они стоят там, где обитают поэты!!!
Даже, так называемые, народные поэты, которые чтут, ценят поэзию и судьбы ее создателей – это позор.
Стыд, понимаете?
И речь идет ни о том, что та не имела морального права это писать – ее совесть - ее дело!
Речь о нас. О нашем отношении к этому , о нашей нравственности и способности: беречь, любить и защищать то лучшее в нашей культуре, чем мы гордимся перед миром.
А Марина Цветаева - и есть то лучшее, чем одарил Россию Серебряный век.

Сан-Торас   30.08.2013 23:28   Заявить о нарушении
Санто, я понимаю,что есть смысл поговорить об общественном сознании всязи с этой темой...к сожалению ,духовная его сфера не на такой высоте, как хотелось бы многим интеллектуалам, но
информативность это скорее преимущество,чем недостаток.
осведомленность дает болше возможности для правильных суждений.
хотя не всегда удается достичь компетентности в когнитивной сфере и избежать манипуляций, приобретая знания с различных источников. согласна.
но дневниковым записям самой Марины , доверять то можно, как по вашему Сан?
я когда читала тоже была шокирована, ее не скрываемым равнодушием к судьбе больной дочери...и если бы я написала о своих впечатлениях стих, тоже была бы безсовестная,неблагодарная и грубая,не так ли?
противоборство во зглядах всегда присущи этой сложной структуре,имею ввиду о.с
так как наши уровни познания различны и очень индивидуальны
и в идеологическом и в социально психологическом плане.

и чем же Нина,дискредитировала Цветаеву,Соль?

Любовь Мери   31.08.2013 02:08   Заявить о нарушении
Слово М. Ц. :"Живу с Алей и Ириной (Але 6 л<ет>, Ирине 2 г<ода> 7 м<есяцев) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля"
" Ирина! Если ты была бы сейчас жива, я бы тебя кормила с утра до вечера - мы с Алей так мало едим! - Ирина, одно ты знаешь: что послала я тебя в приют не для того, чтобы избавиться, а п<отому> ч<то> пообещали рису и шоколада"
"14-го ноября,в 11 ч. вечера — в мракобесной, тусклой, кишащей кастрюлями и тряпками столовой, на полу, в тигровой шубе, осыпая слезами собачий воротник — прощаюсь с Ириной."
" ...Но Бог, Видящий мое сердце, знает, что я не от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что НЕ МОГЛА..."— «Монах ребенка украл!»
(Возглас мальчишки на Казанском вокзале, видящего меня мчащуюся с Ириной на руках.)
Тяготение к мучительству. Срываю сердце на Але. Не могу любить сразу Ирину и Алю, для любви мне нужно одиночество. Аля, начинающая кричать прежде, чем я трону ее рукой, приводит меня в бешенство. Страх другого делает меня жестокой."
Равнодушна ли была Марина? Нет. Зачем говорить, что была равнодушна. — «Монах ребенка украл!»

(Возглас мальчишки на Казанском вокзале, видящего меня мчащуюся с Ириной на руках.)

* * *

Тяготение к мучительству. Срываю сердце на Але. Не могу любить сразу Ирину и Алю, для любви мне нужно одиночество. Аля, начинающая кричать прежде, чем я трону ее рукой, приводит меня в бешенство. Страх другого делает меня жестокой.

Критична? Да, но не только к Ирине. "Когда Аля с детьми, она глупа, бездарна, бездушна, и я страдаю, чувствую отвращение, чуждость, никак не могу любить." "Никогда не любила её (Ирину) в настоящем - только в мечте..."

Вот, прочтите:
"В 1920 году восьмилетняя Аля, в 1934 году девятилетний Мур — материнская и человеческая ответственность (очень сильная в Цветаевой!) снова и снова побеждала мрачные ее побуждения (а она очень рано почувствовала в себе самоубийственное начало и почти достоверно знала, что уйдет из жизни по своей воле) и до времени отодвигала ее срок. Этот срок соотносился, разумеется, и с творчеством, с императивом творчества, с ответственностью за дар, но, не забывая об этом ни на минуту хотя бы уже потому, что Поэтом, мыслителем в ней было напитано и определено практически все остальное, мы в данном случае будем последовательно выделять материнское и человеческое. И не погрешим при этом против Цветаевой, которая, осмысливая себя, вникая в свою природу, шла временами тем же путем. Так, 10 марта 1925 года, вскоре после рождения сына, она записала: “Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Больше всего жалела бы детей, значит — в человеческом — больше всего — мать”5 (выделено мной. — Т.Г.).

А как же Ирина? С Ириной был по трем линиям сразу случай особый. И я не возьмусь сказать о какой-нибудь из них “во-первых”, ибо очень уж нерасторжимо они перепле-тены.

Просто начну с внешне-объективного фактора: девочка родилась весной 1917 года, и на ее младенчество пришлась революция, полное крушение привычного быта, уход отца в Добровольческую армию, неудавшаяся попытка матери вывезти всю семью в Крым, а в результате — Москва, голодная, холодная послереволюционная Москва. Цветаевой впервые в жизни пришлось думать о заработке, и она в 1918-м пошла на службу, где продержалась пять с половиной месяцев, а потом, как писала она сестре Анастасии уже в конце 1920 года, “ушла, не смогла. — Лучше повеситься” (VI, 190). Осенью 1919 года, когда стало особенно тяжело, Цветаеву уговорили отправить детей в подмосковный приют, пообещав хорошее питание — вплоть до почти мифического в те поры шоколада. На разлуку с дочерьми, особенно с Алей, шла она очень тяжело, но настолько была убеждена, что отныне они не будут испытывать голода, что, отправляясь на первое с ними свидание и уже зная о болезни Али, по дороге на вокзал забежала “к Б[альмон]там отдать им рисовую сладкую кашу (усиленное детское питание на Пречистенке, карточки остались после детей)”, ибо “в горло не идет, а в приюте дети закормлены” (НЗК, II, 58). А доехав до приюта, обнаружила, что там царит самый настоящий голод, и “со смертью в сердце” ушла переночевать к знакомой, чтоб на следующий день забрать домой горящую в жару Алю. А Ирину еще на какое-то время оставила в приюте. Ибо обеих — одна — не выходила бы точно.

Это было в самом конце ноября. Шли недели, а Аля все не поправлялась (проболела до конца февраля). Жизнь ее висела на волоске, и Цветаева все откладывала поездку за Ириной. А потом случайно, стороной, узнала, что девочка умерла в приюте. Можно было еще успеть к похоронам, но Цветаева не нашла в себе сил на это, а позже записала: “Чудовищно? — Да, со стороны. Но Бог, видящий мое сердце, знает, что я не
от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что НЕ МОГЛА. (К живой не приехала...)” (НЗК,
II, 85).

Само собой, неотвратимо, получилось так, что ей пришлось выбрать одну из дочерей. И не было рядом с ней никого из родных, никого из тех, кто не в порядке “самопожертвования”, не в порядке эпизодического порыва, а из естественого повседневного участия в ее жизни мог бы разделить с ней заботу о детях. Об этом в ноябре 1919-го — себе, в книжку: “[Ни] одной бабушки, ни одного дедушки, — только двое маленьких детей!” (там же, II, 33). Об этом же дважды в февральских письмах 1920 года, сразу после смерти Ирины: “[Мы] с Алей совсем одни на свете. Нет таких в Москве! С другими детьми сидят, не отходя, а я — у Али 40,7 — должна оставлять ее совсем одну, идти долой за дровами <...> Никто мне не помогает жить, у меня нет ни отца, ни матери, ни бабушек, ни дедушек, ни друзей. Я — вопиюще одна, потому — на все вправе. — И — на преступление!” (VI, 152); в другом письме: “И — наконец — я была так покинута! У всех есть кто-то: муж, отец, брат — у меня была только Аля, и Аля была больна, и я вся ушла в ее болезнь — и вот Бог наказал” (VI, 153–154). Заметим, Цветаева никого не обвиняет и если и пытается оправдать себя, виноватую (именно здесь, во втором из процитированных писем, было: “Умерла в приюте Ирина <...> И в этом виновата я”), то круглым своим сиротством — действительным сиротством в действительно разрушительные времена.

Это был первый — в связи с Ириной — цветаевский суд над собой: жестоко ошиблась, не смогла спасти обеих, не успела забрать из приюта вторую дочь, словом — младшую не уберегла. Естественная материнская реакция самоосуждения. Однако давайте зададимся вопросом: кто, кроме нее самой, имел право осуждать ее — в такое время и в таких обстоятельствах? Кто из ее близкого окружения прожил два с половиной года так, как жила она? Кто вправе требовать от нее большего, чем смогла она? Кто был меньше нее, Поэта в период крепнущего дара, приспособлен к реалиям такой жизни? О том, какой жизнью она жила, рассказывают ее “Записные книжки” (не только они, но они в первую очередь), и желающий узнать об этом доподлинно найдет в них почти протокольное повествование о бедственной повседневности, которая причудливо соединяется с романтикой молодости, таланта и неукротимого жизнелюбия. Отсылаю к первоисточнику за неимением возможности столь обширной цитации. Отсылаю еще и потому, что только прочитав все подряд, поразившись обнаженной, зачастую нелицеприятной правде о самом сокровенном, о том, что мало-мальски осмотрительная женщина никогда не доверит бумаге и тем более не сохранит, можно проникнуться доверием к каждому слову Цветаевой, а потом уже свободно решать, заслуживает ли она стороннего осуждения или достойна сочувствия и жалости." Татьяна Геворкян.

ЧЕМ ДИСКРЕДИТИРОВАЛА? А ВЫ ПРОЧТИТЕ РЕЦЕНЗИИ ПОД СТИХОМ, УВИДИТЕ.

Просто Соль   31.08.2013 10:22   Заявить о нарушении
Соль, в рецензиях нет ничево такого, чтобы шокировало больше,чем записи самой писательницы.
и уточним еще раз. никто Цветаеву не судит
и понятно ее чувство расскаяния,
и вызывает жалость и сострадание положение в котором оказалась она и дети.
она феноменальный человек,талантливый поэт.испытыния,на ее хрупкие плечи свалились не легкие,
но не нужно навешивать ярлыки,на тех, кто не желает приукрасить истину.
хорошего тебе дня. без обид.

Любовь Мери   31.08.2013 16:38   Заявить о нарушении
Интересно, уважаемая Любовь, а где Вы увидели жалость к ребёнку в вышеприведенном стихе, в каких строчках? Может быть хоть одно ласкательное слово, хоть какой-то "отблеск" чувства нежности к малютке, какой-то вздох о её судьбе? Я тоже, как Вы сначала думала, что автору нужна боль девочки, но, пообщавшись с ней, увидела - кроме осуждения таланта Цветаевой - ничего, чувство сентиментальности,милосердия как таковое к кому-нибудь ей чуждо. Почитайте другие произведения.

Просто Соль   31.08.2013 16:43   Заявить о нарушении
ладно,Соль,оставим.
разбираться кто кому и при каких обстоятельствах нахамил -неинтересно.
и переубеждать кого-то сдесь бесполезно...так как агресии неизбежать.
я всем желаю только добрых отношений,несмотря на разногласия.

Любовь Мери   31.08.2013 16:55   Заявить о нарушении
Любовь, извините,за агрессивные нотки, но обидно просто, если уж даже Вы, вседа такая справедливая, пошли на поводу у стиха, то...

Просто Соль   31.08.2013 17:00   Заявить о нарушении
ни я Нине, ни многие другие, кто написал просто альтернативное мнение ( она их многие снесла) - не хамили, поверьте. Альтернативное мнение - не хамство

Просто Соль   31.08.2013 17:05   Заявить о нарушении
Соль,ну бери ты так все близко к сердцу.
мне понятны твои позици и Санто,и в чем-то я с вами согласна,
но че двоиться то, чувства у меня были такаи же,как и у Нины.
творчество творчеством, но если в тебе нуждаеться больное детя- это прежде всего,ты же мама,ну войти ты в положение это ребенка и ты посмотриш на ситуацию другими глазами...ну что об этом говорить сейчас.
светлая память Марине,царство ей небестное.
пусть душа ее покоиться с миром.

Любовь Мери   31.08.2013 17:56   Заявить о нарушении
Любовь, да я ж не против памяти Ирины, жалко малышку, что там говорить. Но пусть бы это было иными словами, без обвинений, Марина итак всю жизнь себя обвиняла, что не усмотрела, ещё и мы, не влезши в её шкуру - обвинять?? И в любом случае, не "писательство" виновато было в трагедии, нет! Одинокость, безжалостность близких ( отсутствие помощи), халатность работников детдома (Ирина же там умерла, а не на руках матери), Цветаева в это время не романы писала, польки-бабочки танцевала, а ребёнка выхаживала, в нечеловеческих условиях, между прочим... Светлая память Марине, светлая память её дочери.Ирину мне жалко, но и Марину нельзя обвинять.

Просто Соль   31.08.2013 19:13   Заявить о нарушении
ВСЕМ доброго времени суток.
САНТО, я хотел бы этот твой пост из этой рецензии поставить в одном Клубе, естественно, дав ссылку на твою страницу. Можно это сделать? Я считаю, это должны читать, пусть без обсуждения, НО! что-то в головах осядет. Пост замечательно верный - Браво!

Волкъ Ангелъ   31.08.2013 20:07   Заявить о нарушении
МАРИ, здравствуй). Я тебя совершенно не собираюсь уговаривать, НО! Соль ПРАВа - в стихе Лёзер сострадания к ребёнку нет, а есть только осуждение матери. Причём, со своей сегодняшней позиции.
.
Я понимаю, что тебя какие-то фразы из дневника Цветаевой могли даже возмутить, особенно, если ты впервые их прочитала в публикации Лёзер и её ответах на рецензии. Она везде приводит только цитаты одного плана, ведёт себя, как обвинитель, прокурор.Всё другое игнорируется.
.
Знаешь, Мари, я хотел бы, чтобы ты сейчас оглянулась вокруг в своём реале, вот, как и я. Замечательно. Так ведь? И из этого своего благополучного реала мы пытаемся судить другую судьбу.
Ладно. Тогда представь, пожалуйста, что ты - одна в страшное то время, в холодной комнате с шестью морожеными картофелинами на всё-про всё и двумя детьми на руках. И помощи ждать не от кого. Интернета нет, фондов всяких - тоже, поговорить не с кем.
Есть только блокнот и ручка. И ты, чтобы не сойти с ума от отчаяния, записываешь свои минутные настроения - разные. Записываешь правдиво, сама же себе ужасаешься, сама же себя
опровергаешь, сама себя судишь, сама себе пытаешься найти оправдание. Вот что такое дневники Цветаевой. И вытаскивать из них что-то одно - немыслимо.
Об остальном написал СанТо, написала Соль. Кунцевский приют, который Марине тогда посоветовали, казался ей Благом и возможностью спасти обоих детей, она считала это временной мерой. НО! видишь, как повернулось. А мы тут пытаемся судить со своей табуретки. Да какое мы имеем право? Чтобы судить и понять - надо стать тем самым человеком в том времени в тот самый момент и с набором тех самых обстоятельств вокруг. Возможно это? Нет. И потому___ "не судите, и не судимы будете".
Всех Благ тебе, Мари). И не сердись на меня, дорогая).

Волкъ Ангелъ   31.08.2013 20:36   Заявить о нарушении
Ваня,суд подрузомевает требование наказания.
я что, должна спецом для тебя написать большими буквами
что обсуждать еще не значит осуждать,
а всего лиш обдумать,поразмышлять.
не умничай.
я дневник читала давно, уже подзабылось подробности,
но чувства то свои помню... и помню,что все надеялась найти хоть какой-то намек на душевную привязанность матери к ребенку,только недовольство и возмущенное сравнение со старшей дочкой.
у меня за ребянка серце болело... беззащитного,брошеного и неухоженного.
и что, нельзя об этом говорить?
и при чем тут вообще реал виртуал и трудные обстоятельства
если не было любви к Ирине.
ты тоже не сердись.

Любовь Мери   31.08.2013 22:07   Заявить о нарушении
остаётся только продолжить "... и она её угробила", собственную плоть о плоти, кровь от крови? Да она измучилась, издёргалась, от тягот, голода и безысходности, да, она срывается, на ком срываются? на том, кто близко, а рядом - только дети,да ,она несдержанна на язык, к ним, на них. Вы думаете, будь хорошие условия, она вела б сея так же? Как она пестовала Алю, так же пестовала б и Ирину.

Просто Соль   31.08.2013 22:33   Заявить о нарушении
суд подразумевает сначала обвинение, которое прозвучало "Спрошу её, так много лет спустя:
Писательница, где твоё дитя,
Мычащее в загаженной кроватке,
Ещё не прочитавшее в тетрадке,
В каких углах скрывались палачи
Души, – в которой полная разруха? " Может быть, Марина издёрганна, легкомысленна, по-разному любит, но она - не детоубийца!Вот это больше всего всех возмутило!

Просто Соль   31.08.2013 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.