Я учитель географии, потому что...

Я учитель географии, потому что география – замечательная наука, но ведь эта «замечательность» зависит от того, как её преподавать. Хороший учитель – это настоящий друг. Сложившееся учениками мнение гласит: какой предмет, такой и учитель. Я бы сказала наоборот – какой учитель, такой и предмет.
Все годы моего обучения в школе решающую роль в выборе профессии и специальности играла личность учителя географии, моего классного руководителя. Будучи ученицей, я старалась быть похожей на неё во всём. Да и не только я одна. В нашем выпуске из 28 учеников 8 получили педагогическое образование, из них двое – учителя географии. Не отрицая новые методы и приемы в воспитании сегодняшнего поколения, всегда думаю: «А как бы Наталья Павловна поступила?». Я бесконечно благодарна своей учительнице за доброту, щедрость души, уважение к старшим, любовь к жизни, которые она прививала нам. Много невзгод встречается на пути. Но я всегда помню слова Натальи Павловны, о том, что в жизни случаются безрадостные дни, но тем она и прекрасна, что рядом с трудностями будут успехи и победы, и надо выстоять против тех неудач, которые встанут на пути.
По словам чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского: «Учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе». Его мысль в предметном обучении уточняет Элизе Реклю, французский географ и историк, член Парижского Географического общества начала XX века: «Географическая наука должна занять первое место в системе образования, так как она более чем другие науки, способствует развитию духа истинного гуманизма в человеке».
География – предмет гражданской зрелости, исторического мировоззрения, логического мышления.
География – синтез школьных предметов. Это музыка, литература, физика, математика, химия, история, биология.
География создала собственные самостоятельные науки: геологию, картографию, топографию, климатологию, экономику.
Таким образом, следует дать возможность преподавать интегрированный курс естественных наук в основной школе не кому иному, как учителю географии, ибо только эта синтезированная наука в современном мире стоит на пересечении естественно-математического и гуманитарно-исторического циклов, и только география является связующим звеном в конгломерате школьных предметов.
Учитель географии, владеющий искусством художественного слова, эмоционально «заражает» учеников, «ведет» их за собой в мир прекрасной науки, он так проникается изложением материала, что ученики верят в то, что человек, дающий им урок, был в «затерянном мире» Амазонии, присутствовал при спуске российского флага на Аляске после продажи полуострова Соединённым Штатам Америки. Нельзя преувеличить значение формирования эпистолярного жанра при закреплении материала в изучении страноведения через «письма друзей из географического далёка»?
Примечательно, что на всех изображениях школьной темы обязательным атрибутом является глобус и географическая карта.
География взаимосвязана с туризмом, альпинизмом, спелеологией, геологией. Как и люди этих профессий, учителя географии – романтики, исследователи, мечтатели, идущие «за туманом». Это о нас, учителях географии говорят:
Кто много ездил, тот много видел.
Кто много видел, тот много знает.
Кто много знает, тому есть что рассказать.
Кому есть что рассказать, тому большое спасибо.
Вот почему я выбрала единственно необходимый, интересный и познавательный предмет обучения в школе – ГЕОГРАФИЮ, и за 35 лет своей работы ни дня не сожалела об этом, ибо, как сказал Надворный советник Максимович ещё в XVIII веке, «география… есть наука, сколько полезная, столько и приятная»!

2012 г.


Рецензии
Мария, я в школе очень любил этот предмет! После школы, во время своих странствий по России, у меня с собою непременно был атлас. В армии, помню, выиграл викторину, состоящую сплошь из географических вопросов. В молодости знал все страны мира, где расположены, их столицы и крупные города и реки.
Безусловно, интересная наука! Спасибо!

Константин Десятов 28.10.2013 11:26

Мария Пахорукова   17.11.2013 09:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.