Как писать песни про Камчатку
После того как вы определились с размером, можно смело приступать к непосредственно написанию текста. Для хорошей и заведомо популярной песни про Камчатку совершенно необходимо, чтобы в тексте обязательно были упомянуты:
– вулканы;
– гейзеры;
– скалы Три Брата;
– океан, бухта;
– рыбаки и рыба (сельдь, лосось, крабы);
– подводные лодки;
– шаманы;
– пурга, туманы, дожди и прочая плохая погода;
– слова «Камчатка» и «полуостров»;
– любовь к Камчатке.
Вулканы следует использовать не все подряд, а исключительно Авачинскую сопку, поскольку она – домашний вулкан, и каждый год все на неё залазят. Изредка, конечно, можно встретить людей, знающих также о Кроноцкой сопке и Вилючинской, но ключевое слово здесь «изредка» (ах, да, ещё Ключевская); кроме того, всегда у всех на слуху название вулкана, который извергается где-то здесь там вот прямо сию минуту (на момент написания данной статьи это Плоский Толбачик), но, использовав его, приготовьтесь либо к тому, что ваша песня не будет звучать во все века, либо к тому, что вам придётся переделывать текст песни, согласуя его с очередными данными, полученными из Института вулканологии.
Из океанов следует особо акцентироваться на Тихом, или Великом. Главным образом потому, что он ближе всех к Камчатке – в отличие, например, от Индийского и Атлантического. К тому же в Индийском океане не водится лосось.
Что же до скал Три Брата, то для любого слушателя с материка (и даже для многих местных) других скал на Камчатке просто не существует. Как и других вулканов, кроме Авачинского (см. выше).
Также в тексте следует упомянуть (минимум трижды) наименование населённого пункта, который вы желаете восславить. Оптимальным выбором будут Петропавловск и Вилючинск, о которых хорошо знают на материке. Исторически сложилось так, что песни о Елизово (Елизове) менее популярны, хотя причины этого феномена ещё ждут своего толкования. Для колоритности можно посвятить своё произведение небольшим посёлкам городского типа – Оссора, Тиличики, Палана, Эссо, Тигиль и пр., это будет очень самобытно и лирично. При этом обязательно употребление словосочетания «мой дом».
Камчатка не терпит фальши, поэтому свою любовь к Камчатке следует выражать прямо и незамысловато – для этого оптимальным являются слова, производные от существительного «любовь»: глагол «люблю», прилагательное «любимая» и причастие «любя», этого достаточно.
В самом начале песни следует поздороваться с Камчаткой; при этом совершенно неважно, находитесь ли вы сейчас на ней. Вы можете в данный момент пребывать в Могадишо или Севилье, Москве или Жмеринке, но при этом любить Камчатку всей душой и искренне желать ей здравствовать. Это очень важный момент. В то же время не следует прощаться с Камчаткой в конце такста, песня от этого очень проиграет. Исключение составляет фраза, в которой сразу непосредственно за прощанием следует надежда на возвращение.
Кроме прочего, следует позаботиться об особом выделении знаками препинания ключевых слов текста – настоящему поэту не пристало обращать внимание на правила использования дефисов, тире и прочих скобок.
Таким образом, оптимальная песня о Камчатке должна выглядеть приблизительно так:
Здравствуй, Камчатка! Тебя я люблю!
Здесь в океане я, Тихом, стою!
Сопки, вулканы и гейзеры тут,
Манят меня, обнимают и ждут.
Здесь лососи (и камчатские крабы),
Здесь и селёдка – вся вкусная как-бы.
Мой дом у подножья Авачи-вулкана -
Тигиль, Петропавловск, и Эссо-Палана.
С бубном шаманит корякский шаман,
Чтоб разогнать предрассветный туман.
Грозно подлодки из бухты тумана
Между Трех Братьев и вдаль океана.
Я пропою тебе песню любви,
Здесь на Камчатке мое се-ля-ви!
Встречусь с Камчаткой, наверно, я, вновь!
К милой Камчатке - большая любовь!
В качестве примеров не очень удачных песен о Камчатке можно привести следующие: Кирилл Ситников «На Камчатке лета не бывает» (не указаны скалы Три Брата), Алексей Лысиков «Палана» (также не указаны Три Брата и сельдь), Сергей Косыгин «Лодка Камчатка» (к сожалению, слишком много отвлекающих метафор и ни слова о крабах), Дмитрий Кравченко «Мы сидели на вулкане» (упущены пурга с лососями, а также его дом Петропавловск-Камчатский) и Александр Безуглов «Хололо» (не упомянуты туманы и подводные лодки). Ещё менее удачной следует признать песню Виктора Микелёва «Ползу на Авачу», поскольку из указанных обязательных составляющих текста использована всего лишь одна – Авачинский вулкан, к тому же многократно.
Впрочем, настоящий мастер всегда сумеет уложить все необходимые образы между строчек. Образцом может служить песня А. Бельдюгина (http://beldugin.ru/):
Камчатка! Камчатка! Родная земля.
Барды Камчатки поют про тебя.
Камчатские барды с песней живут,
Бардов Камчатки здесь любят и ждут.
Камчатка! Камчатка! Ты наша звезда.
Камчатские барды помнят всегда.
Камчатка наш дом, начало-начал,
Бардам Камчатки надёжный причал.
Камчатка! Камчатка! Ты наша судьба.
Барды Камчатки с тобой навсегда.
Камчатские барды Камчатке верны,
Барды Камчатки в тебя влюблены.
Касаемо мелодии песни: вряд ли нужно объяснять, что тут главное – это текст, а мотив вторичен; достаточно простой и надёжной, снискавшей уважение гармонической последовательности «ля-минор – ре-минор – соль-мажор – до-мажор – ми-мажор – ля-минор». Что же до размера и ритма, то см. статью с начала.
2013
Свидетельство о публикации №113082901429