Как спасали уссурийского тигра

(или о некоторых аспектах интернет-маркетинга)

Сочинить рассказ довольно легко. Существенно более редкий талант — умение создать увлекательные события не на бумаге, а в жизни. Поэтому настоящим автором излагаемой далее истории следует считать моего друга, наделенного таким талантом в полной мере. Я же претендую не более чем на роль «трости книжника-скорописца».

Друга моего зовут ... Поскольку я пишу рассказ, а не документальный материал, придумаю ка я ему имя. Пусть, например, его зовут Олег. Теперь я  могу смело сделать приписку, что «любые совпадения...» и так далее. Но уверяю вас, все остальное в этом рассказе — чистая правда.

Олег всегда обладал замечательной интуицией на предмет того, в какой области  можно сделать успешный бизнес. В начале 2000-х, когда массово развивался интернет-маркетинг, он быстро почувствовал, что это именно то направление, где можно воткнуть в землю даже железный лом, и он начнет плодоносить, и создал компанию HighGear.ru, занимавшуюся контекстной рекламой в интернете. «HighGear.ru — повышенная передача для Вашего бизнеса» -  гласил рекламный лозунг этой фирмы.

Однако создать фирму мало. Надо еще донести факт ее существования до потенциальных клиентов, «повышенную передачу» для бизнеса которых предполагалось включить. Поэтому прежде всего пришлось заняться маркетингом самих себя. Среди прочего был избран такой путь: необходимо было, чтобы название  «HighGear.ru” примелькалось, стало узнаваемым, а для этого оно должно было максимально часто появляться в интернете в самом разном контексте. За эту работу взялась жена Олега Юля. В ее обязанности входило сочинять «информационные поводы», т. е. новости, в которых тем или иным образом мелькало бы название компании, с чем Юлька вполне успешно справлялась. Новости исправно появлялись, бизнес развивался, воткнутый в землю лом укоренился и начал давать листочки.

Далее следует сказать, что и Олег с Юлей, и вся наша компания еще со школы прочим видам отдыха предпочитала возможность оказаться с рюкзаком в таких местах, куда иным способом не добраться. Олег, обладающий не только прекрасным деловым чутьем, но и отменной харизмой, всегда был вдохновителем этих походов. В тот год собрались сходить в Уссурийский край. Выросшее благосостояние участников, а также новые возможности, которые предоставил интернет, подняли подготовку похода на новый уровень. Не выходя из офиса, Олег нашел в Хабаровске туристическую фирму. Ее руководитель Славик обещал встретить группу  прямо в аэропорту  и доставить на машине Урал с пассажирским кузовом (бывалые люди знают, что такой кузов называется КУНГ) туда, куда только на Урале и можно проехать. Таким образом, проблема «заброски» была решена, и подготовка похода шла далее своим чередом: уточнение и проработка маршрута, покупка билетов на самолет, раскладка продуктов и снаряжения. Отпуск приближался.

Однажды Олег пришел на работу очень веселый и довольный. «Вот, - сказал он нам, - вчера вечером с Юлькой сочинили!» На экране его компьютера мы увидели ленту новостей  сайта HighGear.ru, а там примерно такой текст:


При информационной поддержке компании  HighGear.ru будет организована экологическая экспедиция.
Экспедиция продлится 16 дней и пройдет в местах естественного обитания уссурийского тигра — по горному массиву Сихотэ-Алинь и бассейну р. Чукен. Одна из целей экспедиции — привлечь внимание к проблеме вымирания уссурийского тигра. Экспедиция пройдет по местам, где среда обитания реликтового животного не затронута природопользовательской деятельностью человека. Транспортное обеспечение экспедиции взяла на себя (далее шло название фирмы Славика в Хабаровске).
Помимо этого планируется восхождение на вторую по высоте вершину Сихотэ-Алиня гору Ко, на которой группа водрузит флаг экспедиции.
Участие в экспедиции примет доктор Берлинского Университета Лео Губерман. 


«Главное и самое трудное, - продолжал довольный Олег, - было написать так, чтобы в новости не было ни слова неправды».

Было сложно не согласиться, что Олегу и Юле это удалось. Информационная поддержка была налицо. Привлечение внимания к проблеме — тоже. И вряд ли кто-то из участников похода был против, что поход стал экспедицией, и одной из целей (помимо основной - отдохнуть в хорошем месте в хорошей компании) стало привлечение внимания к проблеме вымирания тигра. То, что ходить собирались в местах «естественного обитания» тигра, тоже было безусловным фактом, равно как и планы забраться на вершину Ко и сфотографироваться там с флагом HighGear.ru: отпуск отпуском, а  про бизнес тоже лучше не забывать. И даже ожидаемое участие доктора Берлинского университета было абсолютной правдой. А упоминание того, что тема докторской диссертации Лени Губермана, бывшего  одноклассника Олега, эмигрировавшего в Германию, «математическое моделирование туннельного эффекта на границе металл-полупроводник», имеет весьма отдаленное отношение к уссурийским тиграм, выходило за рамки опубликованной новости. Но ведь доктор из Берлина участвует!

Прошло несколько часов, и мы услышали от Олега: «О! Вторая волна пошла!»

Новость стала появляться в лентах других информационных интернет-сайтов. Каждый  из них был озабочен наполнением своей новостной ленты содержанием, поэтому с радостью хватался за возможность перепечатывать появлявшиеся новости друг у друга. При этом самые ленивые перепечатывали новость дословно, а более креативные подходили к задаче творчески. Сообщение излагали своими словами, с дополнительными подробностями и уточнениями. Следующие пару дней наш офис то и дело оглашался взрывами хохота, когда мы узнавали очередную подробность будущей экспедиции. Мы прочитали, что экспедиция будет не просто проходить в местах обитания, а займется изучением тигра. Леня Губерман превратился в «группу специалистов-биологов». Заодно у экспедиции появилось еще несколько организаторов и спонсоров. Правдой было только то, что экспедиция совершенно справедливо получила статус международной, и то, что HighGear.ru стал не только оказывать информационную поддержку, но также оказался в числе прочих спонсоров. Этому тоже было сложно возразить, т. к. поход организовывался, в том числе, и на деньги, заработанные этой компанией.

Через несколько дней поток иссяк, но следы его до сих пор можно найти в недрах поисковых систем рунета. А наша работа, а также подготовка к походу, вернулись в обычное русло. Но, как оказалось, это был еще не конец.


… Бортпроводница поставленным голосом сообщила, что температура в Хабаровске составляет 30 градусов по Цельсию. Колышащийся воздух над рулежными дорожками аэропорта убеждал пассажиров, что ее слова точны и надежны, как сам Аэрофлот. Каково же было удивление участников группы, когда прямо на летном поле у трапа самолета они увидели Славика, директора хабаровской турфирмы, в костюме и при галстуке!

«Ребята, что ж вы меня так подводите!? Почему не сказали, что у вас экспедиция и с вами немцы приезжают!? Мне звонит губернатор и говорит: почему я узнаю, что к нам едут немцы, из газет?! Что ты им подаешь? Урал??? Ты что, джип не мог найти!!!» - после этих слов стало понятно, что капли пота на лбу Славика вызваны не только неподобающим для такой погоды костюмом. «Вот, вас приехало снимать телевидение,» - кивнул он в сторону характерной группы людей, которые разместились здесь же, на летном поле, с видеокамерами и прочей аппаратурой.

Потом Леня Губерман давал интервью хабаровскому телевидению. Говорил он по-немецки, и, возможно даже, что-то про уссурийских тигров. Познания в немецком у всех остальных участников группы были примерно на одном уровне и ограничивались фразами, почерпнутыми из бессмертного творения Ярослава Гашека про бравого солдата Швейка, поэтому с уверенностью утверждать, что говорил он о тиграх, все-таки нельзя.

Выступать переводчиком, по должности, как PR менеджеру компании HighGear.ru, пришлось Юльке. Надо сказать, что синхронный перевод с немецкого ей вполне удался. Во всяком случае, важность проблемы вымирания уссурийского тигра с точки зрения немецких ученых была донесена до телезрителей. Тем не менее, когда через 16 дней группа вылетала обратно в Москву, то на всякий случай постаралась сделать это без лишней огласки.


Рецензии