Храм Св. Николая на Щепах на Смоленской в Москве

Москва меняется быстро, сносятся дома, целые улицы.  И человеческие жизни, судьбы ..поглощает Время забвения.
Недалеко от Садового Кольца, в пятидесяти метрах от метро Смоленская-Радиальная, стоит
Храм Святителя Николая, что на Щепах.
Стоит он на Воронухиной горе,  так называлась местность между  Новым Арбатом и Смоленской улицей,  рядом с Москвой рекою.
В семнадцатом веке здесь был дровяной склад, Щепной Двор. Поставлял он срубы для Дворцовых построек. В 1686 году на месте более старой, сгоревшей церкви, был возведён
Храм самому почитаемому на Руси Святому Николаю Чудотворцу, архимандриту Мерликийскому.
Мозаичный портрет Святителя Николая красуется  на фасаде Храма.
Храм восстановлен.
Долгое время здесь был филиал п\о "Художественная Гравюра".
В 1993 году здание было передано церкви, в конце девяностых начались восстановительные работы.
 В 2009 году Храм  как бы стал  доступным для посетителей.
Мне в Храме так и не удалось побывать. Каждый раз, когда я с внутренним волнением приближалась к нему, он оказывался закрытым. Полюбовавшись на мозаичную работу с изображением Святого,  я смиренно удалялась.
Впервые я оказалась в Щеповском переулке, посетив филиал "Художественной Гравюры".  Проходила мимо высокой каменной ограды, скруглённой на повороте, останавливалась и видела забелённые древние оконца.  Знала ли я, что это Храм.
Всё сооружение  было, как бы упаковано в современную конструкцию.
На месте обрубленной колокольни была проходная. Цех, где изготовлялись знаки, нагрудные значки, спортивные кубки, находился в центре обезглавленной церкви.
Конечно, когда я спускалась вниз, где стояли  мощные станки - пресс, я видела своды, и  какая - то Тайна  вливалась  в моё просыпающееся  сознание.
Был трепет, и я не знала почему он возникал.
Гравера сидели высоко наверху, что бы подняться к ним, надо было пройти по металлической лестнице, очень странной и узкой.
В помещении были сплошные окна, они шли полукругом, и гравера сидели, как они говорили,
"У Бога за пазухой".
На моё удивление, кто то шепотом сказал : " Это же церковь."
Из окон я видела Садовое кольцо и старые деревянные дома,уходящие вниз, к  Москве реке.
Потом я слушала рассказ, как при установке  стотонных прессов для  отбивки медалей и знаков, вынимали остатки  древних гробов. Начальник филиала  "Смоленская", ошеломлённый, не знал как и поступить.
Хоронили во дворе черепа и кости Московских праведников.
Последний раз,  я появилась на "Смоленской", когда  мне мастер-художник выдавливал из пяти миллиметрового листа  меди  чаши для моей творческой работы. Я уезжала на Международный Творческий Симпозиум в Венгрию.
Была  ранняя Весна, снег медленно падал крупными снежинками и таял на моей шубке. Я шла, улыбалась. Пахло любовью и снежной свежестью.
Он встретил меня, как то отрешённо посмотрел и сказал, что я очень красивая. Я ответила, что знаю.   
Мы вошли уже, как бы в церковь.
Мастеровые, оставив работу, стояли и молились. Странный батюшка монотонно читал молитвы.
Над пространством  убойных станков, над ещё живущим цехом, зависала непознанная пелена
Таинственности.
Мастера подошли  ко мне, говорили шёпотом, смиренное подчинение, как бы околдовывало их.
Я не узнавала задиристых и  весёлых ребят. Каким же послушником становится в церкви русский православный !
Когда  я увидела в руках Батюшки свою медную Чашу, в неё он собирал пожертвования, и с изумлением - вопросом обратилась к начальнику производства.....
Он стал мне причитать, говорить скороговоркой, что мы всё должны отдать церкви....всё!
У служки, что продавала свечи, тоже  стояли мои медные блюда, в которые собирали пожертвования................
Деревянный крест, возведённый на крыше бывших мастерских, возвышался до конца девяностых годов. А когда  начались реставрационные работы, на собранные  пожертвования, то здесь стала рождаться  совершенно другая   история этого заповедного уголка Москвы.

Во время моего последнего пребывания в Венгрии,  посетила Зстергом - Esztergom,
древнюю  её столицу.
Мы долго поднимались к самому Главному Кафедральному Собору  Венгрии, БАЗИЛИКЕ.
И когда вошли в величественное и торжественное здание, первое, что мне стали показывать,  был летящий и трубящий  ГОЛУБОЙ АНГЕЛ.
И это была моя авторская работа.  Блюдо-панно, выполненное из меди в Москве, и законченное в  Творческой Группе в Венгрии, в Кечкемете.  Оно было отобрано для музея. 
Как непредсказуема судьба  творений твоих - "О, Господи!"


Рецензии
Ваши творения тоже живут своей жизнью, дорогая Галина Константиновна.
Им тоже нужно было пройти некий обряд ущемления гордыни.

Возможно, так и нужно было.

первая реакция - обида, недоумение...

Но... ценности эти вечные и не уничтожимые.

Возможно, так и нужно.

Давайте задумаемся, по-философски...

Деньги - мерило стоимости... всего. В первую очередь - труда.
Труд имеет цену (хотя в политэкономии социализма нас уверял, что рабочая сила не является товаром). Всё не так.

И вот, деньги - цена накопленного труда - прошли сквозь Ваши творения, т.е. освятились ТРУДОМ.

Вижу закономерность и обоснованность этой процедуры.

Никогда не забуду, как в далёкие годы в Ялте, когда ещё рубль был рублём, и немалым (цена 1 суток проживания), я проходила по набережной Ялты и остановилась взглядом на одной молодой монашке, которая сидела и... просила милостыню. Не знаю, какая сила меня остановила. Я не могла пройти мимо и долго смотрела на неё. Она сидела, опустив глаза и была подобна Божьей матери, очень красива неземной красотой.
Я подошла и положила в её ладонь 1 рубль.
Она медленно подняла глаза и взглянула мне в глаза... взглядом неземного существа - Ангела, Божьей Матери, ... В ей взгляде я видела безграничную любовь... Она достигла высокой ступени в своей медитации - в молитве.

Никогда не забуду этот взгляд, полный Любви. Она меня... понимала. Она читала мои мысли.
Она была проводником Любви.

Такие взгляды я видела в Загорске, в Троице-Сергиевской Лавре. Лица монахов не забуду никогда - одухотворённые, неземные.

Уверена, что Вы меня поняли.
Я столкнулась с самой Духовностью...

Обнимаю и целую, дорогая.

Галина Римская   25.08.2013 22:09     Заявить о нарушении
Галочка, спасибо, дорогая. Вы, конечно, правильно всё описали.

Меня озадачивают СОВПАДЕНИЯ. Произведения попали в лоно Православной Церкви и Собора, и в разное время.
Не совсем завершённые медные Чаши, служат для сбора пожертвования, в
церкви Святителя Николая в России.
Законченная, расписанная эмалями, с изображением летящего и трубящего
ГОЛУБОГО АНГЕЛА, как ценность, экспонируется А самом Главном Кафедральном Соборе Венгрии.
Галочка, я Вас целую.

Галина Константиновна Высоцкая   25.08.2013 22:57   Заявить о нарушении