Негодяевы

Архангельский крестьянский род известен с XVII в. Его представители жили в д. Даниловской, на Курострове в Ровдогорской волости. Негодяевы – фамилия-оберег от всех черных сил, как и Некрасовы, Дураковы и т. д.
Родоначальником ровдогорского крестьянского рода Негодяевых был зажиточный крестьянин Василий Негодяев (?-п. 1648), имевший четверых сыновей: Кузьму, Семена, Федора и Ивана.
Младший сын Иван Васильевич (1648-01.07.1717), женившись 14 января 1668 г. на Прасковье Григорьевне Вахониной, стал наследником Вахонинского рода и основным владельцем (с 1669 г.) вахонинских вотчин. После смерти родоначальника его сыновья (Кузьма, Семен, Федор и Иван Васильевичи) 10 декабря 1670 г. совершили раздел отцовского наследства. Младший Иван все равно остался самым богатым, как получивший вахонинское наследство. Иван Васильевич в 1675 г. был судейкой Ровдогорской волости, в 1685 г. целовальником при отвозе в Москву казенной горючей серы и свинца. В 1690 г. избран церковным приказчиком Ровдогорского Петропавловского прихода, в 1705 г. сотским Ровдогорской волости. По данным историка И.А. Быховского, Иван Васильевич был «строитель промысловых судов».
У Ивана Васильевича и Прасковьи Григорьевны было трое сыновей (Гавриил, Афанасий и Тарх), которые разделили в 1717 г. отцовскую вотчину на три части и основали три линии рода Негодяевых. К старшей (гавриловской) линии и принадлежал славный северный корабел.
Гавриил Иванович (1671-21.03.1743), дед кораблестроителя, был грамотен. В 1715 г. был земским старостой Околопосадской трети Двинского уезда, в 1722 г. казенным счетчиком при отвозе денежной казны из Архангельска, в 1724 г. церковным приказчиком Ровдогорского Петропавловского прихода. Он был женат дважды: на ровдогорской крестьянке Гликерии Ильиничне Черномудовой и богоявленско-ухтостровской крестьянке Дарье Алексеевне Колупаевой. От второго брака он имел троих детей: Матвея (отца кораблестроителя), Анну и Якова.
Отец северного корабела Матвей Гаврилович (1717-1788) и мать Прасковья Родионовна (урожденная Шубная) были черносошными крестьянами и работали на своих «домашних пахотных и сенокосных землях». Отец считался довольно образованным человеком, говорил по-английски и занимался судостроением. Он строил гукоры на Ровдогорской верфи, принадлежавшей его сыну.
Его сестра Анна вышла за Ивана Григорьевича Водомерова, крестьянина Николаево-Матигорской волости, а брат Яков Гаврилович умер в 1744 г. бездетным.
Замечательный корабельный мастер Степан Кочнев является конечно же самым выдающимся представителем рода Негодяевых. В семье отца было пятеро детей: Степан, Осип, Ксения, Мария и Гликерия. Степан – старший сын (вторую часть фамилии Кочнев он получил позднее и называл ее «приватной»). Работоспособный, одаренный от природы, наделенный смекалкой, Степан Матвеевич учился корабельному делу у отца и достиг высокого совершенства в постройке судов. Его сестры были выданы за местных крестьян: Ксения – за ровдогорца Василия Шубного, Мария – за матигорца Ивана Онегина, Гликерия – за куростровца Григория Кочерина.
Наиболее известны: Степан Матвеевич Негодяев-Кочнев (1739-17.12.1828) родился в в деревне Даниловской Ровдогорской волости Околопосадской трети Двинского уезда (с 1780 г. эта территория вошла в состав Холмогорского уезда).
В 1769 г. С.М. Негодяев-Кочнев был отпущен на три года «в российские городы для прокормления», и с 1770 по 1790 г. он работает корабельным мастером на Вавчугской верфи у купцов Бажениных. За 1781-1784 гг. Степан Матвеевич построил для английских купцов Эгерса, Келли и Фанбрина 12 торговых кораблей от 40 до 200 ластов каждый, из них девять кораблей на Вавчугской верфи, «которые по прибытии в Англию, оказались как в плавании, так и в прочности и во всем похвальны». Иностранные купцы, заказывающие постройку торговых судов, оговаривали, чтобы «корабль или судно строено было мастером Кочневым».
У родной деревни, на западном берегу небольшого озера Колье, напротив Курострова в местечке Кочневский борок, С.М. Негодяев-Кочнев имел свою верфь. Здесь, по словам современника, «Кочнев до глубокой старости деятельно занимался судостроением». Кочневский борок был около 250 саженей в окружности, 45 саженей в поперечнике и 2,5 сажени высотою. Он был назван так в честь Степана Матвеевича, которого современники знали как Степана Кочнева.
Суда, построенные Кочневым по собственным чертежам, отличались исключительной прочностью и легкостью хода, имели красивую отделку и оснастку. Петровским указом от 28 декабря 1715г. строить лодьи и кочи было запрещено. С этого времени велось строительство больших промысловых и грузовых судов европейского образца, на «новый манер». Петр I определил и типы новоманерных судов: галиоты, гукоры, каты, флейты. В архивных источниках сохранились документы о спуске со стапелей кочневской верфи четырех судов, в том числе галиота «Иоганес Кристемус», позднее переименованного в «Александр Первый», который имел грузоподъемность 80 ластов. С.М. Негодяев-Кочнев был не только судостроитель, но и промышленник. Вел морской тресковый промысел, имея рыбные и сальные заводы в двух становищах на Мурманском берегу Кольского полуострова. На промысле использовались суда, построенные на собственной верфи.
В 1785 г. Степан Матвеевич был приглашен перейти на службу в Морское ведомство русского военно-морского флота. Сообщая о двукратном отказе Негодяева-Кочнева поступить на казенную службу, главный командир Архангельского порта контр-адмирал А.В. Мусин-Пушкин писал президенту Адмиралтейств-коллегии графу И.Г. Чернышеву: «Помянутый Кочнев почитается здесь (в Архангельске) в звании строения купеческих судов исправным мастером… все те суда, кои в бытность мою здесь им построены, и видел, и осматривал, которые сделаны были хорошим и прочным мастерством. Строитель же оных Кочнев, сколько мне известно, поведения хорошего, да и прежде показанного времени он в разных местах не малое число страивал же, токмо под смотрением присылаемых тиммерманов, а другие по чертежам присылаемым же. А на последок 12-ти судам по большей части чертежи делал сам, а только давано ему было знать о количестве груза, во сколько ластов, то судно построить, просто купецким или притом, оборонительным». Мусин-Пушкин признал Степана Матвеевича «честным и искусным корабельным мастером».
В 1787 г. в Архангельске на корабельной верфи купца А.Н. Свешникова С.М. Негодяев-Кочнев спустил два судна – бриги «Архангельск» и «Северная Двина». По этому поводу газета «Московские ведомости» писала: «Должно отдать справедливость искусству мастера мореходных ластовых судов, государственному Ровдогорской волости поселянину Степану Кочневу, строившему сии суда, которой в последнюю между морских держав войну, прочного, с особливым искусством постройкой многих судов на щет иностранных снискал в чужих краях ласкательное весьма доверие…» Это была первая публикация о замечательном корабеле. Речь шла об участии военных кораблей кочневской постройки в действиях русского флота в Русско-шведскую войну 1788-1790 гг.
Степан Матвеевич был большим любителем книги и почитателем своего великого земляка М.В. Ломоносова. Он собрал большую коллекцию старинных документов и передал ее Академии наук. В фондах Государственного исторического музея хранится исполненный от руки «Примерный план города Холмогор и близлежащих волостей и островов с течением реки Двины, сочинен новгородцем Степаном Негодяевым». Любопытно, что Степан Матвеевич назвал себя новгородцем в память о далеких предках, пришедших на Север из Великого Новгорода. В плане отмечено место рождения М.В. Ломоносова. У Степана Матвеевича хранились юношеские стихи и бархатный кафтан Ломоносова. Стихотворение «Услыхали мухи медовые духи», написанное Ломоносовым в Славяно-греко-латинской академии, он передал академику И.И. Лепехину, который при их опубликовании сделал пометку: «Получено от г. Степана Кочнева 9 июля 1788 года». Бархатный кафтан, на подкладке которого были школьные записки великого помора, Кочнев подарил генерал-губернатору олонецкому и архангельскому Н.И. Тутолмину. Любопытно было бы узнать, как стихи и кафтан оказались у Степана Матвеевича (не исключено, что получены им от самого Ломоносова или его родных) и какова их судьба.
В 1788 г. Степан Матвеевич по просьбе И.И. Лепехина составил «Записку о М.В. Ломоносове», где рассказал, что грамоте Ломоносова обучил Иван Афанасьевич Шубный, отец скульптора Федота Шубина. Здесь же упомянут сосед Ломоносовых Фома Иванович Шубный (дядя Ивана Афанасьевича), давший Ломоносову в дорогу «китаечное полукафтанье и заимообразно три рубля денег». О происхождении ученого Кочнев записал, что Ломоносов «родился в 1709 году в Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости от черносошного крестьянина Василия Ломоносова». Записка Кочнева опубликована в книге Лепехина под заглавием: «Получено от г. Степана Кочнева, июля 9 дня, 1788 года».
Степан Матвеевич оказывал помощь в научной работе географам И.И. Лепехину, И.Я. Озерецковскому, историку В.В. Крестинину и М.В. Ломоносову. Он вспоминал, что «посылал неоднократно Ломоносову камни и пески с родных рек и гор». По его просьбе куростровский дьячок Василий Варфоломеев составил справку о детских и юношеских годах М.В. Ломоносова. Весьма вероятно, что Негодяев-Кочнев поддерживал дружеские отношения с сестрой Ломоносова Марией Васильевной Головиной (1732-1807) и ее мужем Евсеем Федоровичем Головиным, сотским Николаево-Матигорской волости, весьма уважаемым в округе человеком. По описанию на документе 11 января 1769 г., Степан Негодяев-Кочнев был ростом 2 аршина 7 с половиной вершков (1 метр 76 сантиметров), «волосом рус, скудобород, гладколиц, нос остер, глаза серые».
В научно-справочной библиотеке Государственного архива Архангельской области хранится книга «Обиход», одна из четырех купленных Кочневым в Яренске.
У Степана Матвеевича с женой Устиньей Никитичной Рычковой (1746-п. 1811), крестьянкой из д. Петровской, было двое сыновей, четыре дочери (Татьяна, Фекла, Матрена и Степанида) и внук Степан Негодяев. В 1791 г. через генерал-губернатора Тутолмина Кочнев обращается в Адмиралтейств-коллегию с просьбой разрешить создать корабельную верфь типа купеческой и строить более крупные суда – от 57 до 150 ластов. Перед этим он обращался в государственную Коммерц-коллегию с ходатайством разрешить строить «на собственном иждивении» для себя и своих земляков хотя бы по одному мореходному судну ежегодно. Степан Матвеевич мечтал построить у себя артельную верфь, которая бы снабжала поморов судами доступной стоимости. На будущей верфи должен был вместе с ним работать сын, молодой мастер Иван Негодяев (другой сын корабела умер). Но в обеих высоких инстанциях корабельному мастеру ответили отказом.
В 1785 г. в Петербурге вышла написанная в 1779 г. книга историка В.В. Крестинина, посвященная роду ровдогорских кораблестроителей Негодяевых – «Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа в Севере». В 1804 г. «корабельный мастер Степан Матвеев сын Негодяев-Кочнев, государственный крестьянин Архангельской губернии Холмогорского уезда вошел в число членов Вольного экономического общества. Вольное экономическое общество – одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество, основано в 1765 г. Он принимает активное участие в работе общества, публикует статьи о разведении холмогорского крупного рогатого скота, развитии ткацкого промысла, за что общество награждает Степана Матвеевича золотой десятичервонной медалью. В 1805 г. С.М. Негодяев-Кочнев стал инициатором открытия у себя на родине первой сельской школы и содержал ее за свой счет.
В 1828 г. Ровдогорскую волость посетил известный путешественник и писатель П.П. Свиньин (племянник архангелогородского вице-губернатора М.Ю. Лермонтова). Он записал рассказы Кочнева о молодом Ломоносове, Федоте Шубине и Дудиных. В своих записках П.П. Свиньин «холмогорской округи поселянина, партикулярных судов корабельного строителя или корабельного мастера Степана Негодяева-Кочнева», почитателя великого Ломоносова, любителя книг и поборника просвещения называл «новым Кулибиным».
17 декабря 1828 г. Степан Матвеевич Негодяев-Кочнев умер в возрасте 92 лет «естественной смертью», как сказано в метрической книге. Погребен при церкви.
Запись в метрической книге возраста кораблестроителя (92 года) опровергает имеющийся в литературе год его рождения (т. е. 1736, а не 1739). Хотя в ревизской сказке 1745 г. сказано: «Степан, новорожденный, налицо, 6 лет», т. е. родился в 1739 г.
С его смертью верфь у деревни Даниловской на Кочневском борке прекратила существование.
Современно звучат слова истинного русского патриота, отказавшегося поехать поработать за границей: «Я весьма доволен своей работой, за большим доходом не гонюсь, и мастерство свое ни за какие деньги не продам. Я русский человек и работаю не только для себя, а и для Отчизны своей».
Иван Степанович (?-?) унаследовал от отца замечательные качества судостроителя. Построенные им суда получили отличные отзывы от заказчиков. От брака с Прасковьей он имел сына, названного в честь деда. Его сын и внук Степана Матвеевича Степан Иванович (?-?) тоже стал кораблестроителем.
Таким образом, четыре поколения Негодяевых (Матвей Гаврилович, Степан Матвеевич, Иван Степанович и Степан Иванович) занимались кораблестроением, составив целую династию ровдо горских судостроителей. Сведения о судьбе дочерей кораблестроителя не выявлены. С внуком Степаном его мужское потомство (старшая ветвь старшей Гавриловской линии) прекратилось.
По документам Ровдогорского прихода, потомство его брата Осипа Матвеевича Негодяева (1760-1791), мастера промысловых судов, родоначальника младшей ветви старшей, гавриловской линии, прослеживается по мужской линии по д. Даниловской до конца XIX в.
Средняя (афанасьевская) линия рода Негодяевых представлена сыном Афанасия Ивановича (1676-п. 1745) Петром Афанасьевичем (1718—п. 1745) и внуком Матвеем Петровичем (1741-п. 1811), имевшим двоих сыновей (Федора и Василия). В следующем поколении из мужчин есть только Степан Федорович. С его кончиной пресеклась и эта ветвь Негодяевых.
Младшая (тарховская) линия представлена двумя сыновьями Тарха Ивановича (1696-п. 1745) Ефимом и Романом. Ефим Тархович (1715—п. 1745) в 1733 г. «бежал», как записано в ревизской сказке 1745 г. Потомство пошло в этой линии по д. Даниловской от сына Романа Тарховича (1719-п. 1745) Ивана Романовича Негодяева (1769-п. 1811), у которого были сыновья (Федор, Иван и Степан), внуки и правнуки в мужском поколении. Представители этой линии рода Негодяевых прослеживаются до 1917 г. Вероятно, и сегодня наследники династии ровдогорских кораблестроителей живут в деревне Даниловской.
Выявить связь рода ровдогорских Негодяевых с нынешними Негодяевыми, породнившимися с потомками сестры Ломоносова на Холмогорской земле в советские годы XX в., пока не удается.
Имя видного представителя русской культуры второй половины XVIII – первой четверти XIX вв., знаменитого кораблестроителя и просветителя Степана Матвеевича Негодяева-Кочнева не забыто земляками. Степану Матвеевичу посвящено свыше 20 журнальных и газетных публикаций. А сегодня мы вспомнили и славный крестьянский род Негодяевых, давший нашему Северу целую династию потомственных судостроителей.
Свой богатый семейный архив, состоявший из хозяйственных крестьянских архивов Вахониных и Негодяевых, Степан Матвеевич передал для изучения архангельскому историку Василию Васильевичу Крестинину. Купчие, духовные, закладные, деловые крепости, кабалы, менные и другие крестьянские документы послужили Крестинину для написания его труда «Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа в Севере, сочинен архангелогородским гражданином Василием Крестининым 1779 года». Крестинин поддерживал отношения со Степаном Матвеевичем, встречался с ним и даже некоторое время жил у него в деревне Даниловской. В указанном труде на основании документов семейного архива Крестинин составил родословную Вахониных и Негодяевых. Описывая хозяйственную деятельность зажиточного рода Вахониных, Крестинин сопоставил данные 80 крепостей на движимые имения.
Источн.: ГА АО. Ф. 1534. Оп. 1. Д. 196. Л. 933 об.-935 об.; Ф. 29. Оп. 28. Д. 97. Л. 497; Оп. 29. Д. 793. Л. 167; Д. 144. Л. б/н; Д. 259. Л. 192 об.-194; Д. 382. Л. 126; Д. 473. Л. 206 об.-207; Д. 544. Л. 153 об.-154; Д. 667. Л. 169 об.-170 и др.
Лит.: Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. Архангельск, 1988. С. 51, 164; Коньков Н.Л. Черносошные корабелы // Архангельск, 1584-1984: Фрагменты истории. Архангельск, 1984. С. 55, 57; Он же. Портрет северного корабела // Правда Севера. 1982. 4 дек.; Крестинин В.В. Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа в Севере, сочинен архангелогородским гражданином Василием Крестининым 1779 года. СПб., 1785; Шумилов Н.А. Степан Матвеевич Негодяев-Кочнев (К 250-летию со дня рождения) // Памятные даты Архангельской области, 1989 год. Архангельск, 1989. С. 49-52; Он же. Родословная кораблестроителя С.М. Негодяева-Кочнева // Северные родословия : Сб. статей Северного ИРО. Архангельск, 2008. Вып. 2. С. 48-57.

http://foto-progulki.ru/archngelskiy-rodoslovez.


Рецензии
Саня, спасибо!

Сергей Берегов   22.08.2013 16:14     Заявить о нарушении
Серёга ))). Мы не можем не пробить эту заплесневелую стену уныния. У нас тонны терпения.

Саша Негодяев   22.08.2013 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.