Разговор по душам

                Моему сыну Алёшке
                в День 11-летия
               
       Хотелось бы немного поговорить о детском воспитании и просвещении в связи с тем, что мы, родители, естественно, очень переживаем за своих сыновей и дочерей в так быстро изменяющемся современном мире.
       Очень жалко, что в двадцать первом веке у наших детей в большинстве случаев популярными источниками получения информации являются интернет и телевидение. Это в свою очередь ограничивает чтение детьми классической русской литературы - кладезя ярких самобытных характеров, образчиков благородства, примеров интеллигентности, описания величия России и воспевания красоты русской природы, на которых воспитывались многие предыдущие поколения детей. 
       Мир перевернулся. С приходом капиталистических ценностей в нашу страну в общество были занесены червоточины безверия, безразличия, цинизма, вседозволенности, практичности и меркантильности, возведенные в степень, ставшие главными идеалами современной молодежи. В стране перестал с молодых лет культивироваться дух патриотизма, а, следовательно, и глубокого уважения к истории своей Родины и к пожилому поколению, во многом, благодаря которому в России были сохранены романтические, духовные и патриотические идеалы в жизни наших людей.
       Я искренне хотел бы изменения ухудшающейся ситуации, но к сожалению начавшиеся тенденции трансформирования приоритетов жизни в обществе мы поменять не в силах. Остаётся одно: своими примерами и рассказами о нашей русской истории, об ушедшей романтической, доброй, поэтической эпохе - эпохе сердечности и искренности между людьми, эпохе, ставящей денежные ценности далеко не на первое место в иерархии человеческих взаимоотношений, пытаться сохранить в наших детях и передать им тот дух нашей великой страны и наших великих предков, который позволяет не сгибаться в современном мире, двигаться по жизни с гордо поднятой головой, уважать себя и людей, окружающих каждого из нас, уважать и любить свою Родину!
       Ходят слухи, что Россию хотят истребить изнутри, показывая «чернуху» по телевизору, водкой, отсутствием патриотизма и идеологии. Мы, понимающие это русские люди, не должны допустить этого! С нашими детьми надо разговаривать, нельзя отпускать их образование и воспитание на самотек, с ними очень плотно должны общаться их бабушки и дедушки, а возможно прабабушки и прадедушки, донося до детей главные идеалы человеческой жизни, ту «соль» и «мудрость», которую они смогли понять после прохождения тяжелых испытаний на своём жизненном пути, передать духовность и сердечность, накопленную годами.
        Моё стихотворение как раз об этом: о разговоре между представителями разных поколений, о преемственности ценностей, о нашей с Вами России.      
               

«Скажи, а что такое русский дух?» -
Спросил внучек однажды деда
За чаем после сытного обеда.
«Нам задали спросить», - сказал пытливо внук.

«Что русский дух?» - старик встал и сказал.
«Ну что ж, готовься, брат, к рассказу.
Не знаю, правда, всё поймешь ли сразу,
Но, раз такой вопрос, - пойдём, Алёшка, в зал».

Старик кряхтя уселся на кровать,
Он был готов открыть внучку преданья,
Откуда в русском сердце трепетанье,
И как защитники Руси умели воевать.

Решил начать с истории нетленной,
Как поднималась Русь из хаоса веков,
Как сбросила она гнёт вражеских оков!
И начал дед рассказ проникновенный:

«Вечно в войнах и вечно в пожарах,
Вся изранена, - в пепле и в мгле!
Каждый год к ряду после татаров
Были битвы на русской земле!

Поднимались с копьем и с дубиной -
Отвоевывать каждую пядь,
Защищая родные долины,
Погибая за Родину-мать»!

Дед рассказывал внуку про битвы
И про доблесть России сынов:
Сколько в битвах тех было убитых,
Павших в землю героев-бойцов.

Как с поляками бился люд русский, устав,
И Пожарский князь с Мининым вместе,
С ополчением почти тысяч в двести,
Супостатов повергли, из гнета восстав!

Внук узнал о эпохе великой Петра:
Как разбит был сам Карл под Полтавой,
И про флот, возвеличенный славой,
Про матросов, при Чесме кричавших "Ура-а-а-а-а!"

Дед поведал ему про французских солдат,
Побеждённых под самой Москвою,
Как Monarch, с непокрытой главою,
Отступал из России по снегу назад.

Великим вехам посвящал дед темы разговора,
Алёшка тихо слушал всё, на дедушку смотря, -
Про смерть от бомбы русского царя,
Про залп осенний крейсера «Аврора»,

Про то, как брат на брата шли в гражданку,
Про то, что значит «русский офицер»,
Про то, как в пулеметный такт в карьер
Летит стреляя русская тачанка!

Алёшка слушал дедушку пытливо,
Сжав кулачки свои, тихонечко сидел,
То тёр глаза, то как-то вдаль глядел,
Скрывая чувств поток по-детски молчаливо.

Дед начал про себя с рассказа об отце,
Про матушку с добром он вспомнил и про детство,
Про пацанов, с ним живших рядом по-соседству.
Азарт огнем горел на старческом лице!

Про «чёрный воронок», забравший дядю Мишу,
Про письма от него, про слёзы дочерей,
Про то, как со двора исчез сосед еврей,
И больше уж о нём никто ничто не слышал.

Рассказал про начало великой войны,
Как сбежал он на фронт с другом Саней,
Как с ранением ноги клали бережно в сани,
И с контузией не были взрывы слышны.

«Под обстрелом тащил с поля друга в санбат,
Был прицельный немецкий огонь батарей!
А в висках лишь стучало: «Скорей бы! Скорей!»
И желание на фронт возвратиться назад!»

«Как ворвался наш полк в город Прагу!
Все кричали тогда: «Мы дошли! Мы дошли!»
Через боль, через кровь, через комья земли!
Столько слёз и медаль «За отвагу»!

Он говорил, а вечер томный, кроткий
Уже давно сгустил, смягчая краски дня.
Картины прошлых битв и всполохи огня,
Вставали пред Алёшкой очень чётко.

Старик поведал внуку про великий голод
Послевоенных, сложных и расстрельных лет,
Как поступил учиться, сдав экзамен в «Пед»,
Про смерть вождя, какой в тот март был холод!

«В 56-ом, сняв подозрения с друга,
Попал я, брат, в тюрьму, взяв драку на себя, -
Один подлец полез к его подруге!» -
Дед сжал кулак, вдруг посмотрев скорбя.

Дед так же рассказал, как ордер получили,
И как друзей собрали шумною толпой,
Устроив на полу классический запой,
И под гитару пели, дружно водку пили!

Он рассказал, как хоронил учеников,
Принявших смерть под дымным Кандагаром,
Как вынес девочку из страшного пожара,
Как кожа слезла в тот момент с боков!

Он рассказал, как самый первый в школе,
На стол парторга бросил партбилет,
Потом пред сотней глаз стоял, держа ответ,
Собрав в кулак остатки силы воли!

«Русский дух? Сердобольная сила!» -
Дед сказал, прекратив вдруг рассказ.
«И упорство живёт точно в каждом из нас,
Сколько б жизнь нас так больно не била!

Русских только черта - не сгибаться,
Стиснув зубы, к победе ползти!
Что упрямей людей не найти –
Это точно, нельзя сомневаться!

Можем бросить свое ради друга,
Хоть в ночи или днём – все равно,
Пусть хоть зной, хоть полярная вьюга
Иль не виделись с другом давно!

Есть в нас «стержень» и, как скажут, «хватка»,
Богатырская поступь и стать!
Заставлять мы должны для порядка
Все народы наш русский народ уважать!»

«Вот собственно и всё. - дед мягко улыбнулся,
Обнял внучка. --Я честен был с тобою.
Все было так, я не кривил душою».
Алёшка к деду тихо прикоснулся.

«Да, кстати, я собрал посылку детям.
Не хочешь ли помочь?» - дед мальчика спросил.
«Конечно! - Лешка с радостью ответил. -
Я книгу дам, что папа подарил.

Спасибо, деда! Знаю, что отвечу!
А ты – герой! Я многого не знал!»
И крепче чуть внук старика обнял
В тот незабвенный для ребёнка вечер.

   12 февраля 2008 г.      
 
               


Рецензии