Итоги - Поглощённая рифма

Здравствуйте, уважаемые участники и гости конкурса «Поглощённая рифма»!

На конкурс было принято 21 стихотворение. Проголосовали все участники и 6 гостей.

На  П Е Р В О М   М Е С Т Е  (25 баллов) –
Евгений ХОРЕНКО «Велосипедный блюз или хорошо там, где нас нет»
http://www.stihi.ru/2013/08/16/6245

На  В Т О Р О М  М Е С Т Е (19 баллов) –
Мила ДОБРОВАН «Мой наркотик»
http://www.stihi.ru/2013/08/14/8677

На Т Р Е Т Ь ЕМ  М Е С Т Е (13 баллов) -
АНДРЕЙ-ХУДОЖНИК «Сказочка для Гольгертса»
http://stihi.ru/2013/08/14/7786

Победителям вручаются призы:

* Евгений Хоренко – 800 с/б
* Мила Доброван –  700 с/б
* Андрей-Художник –  600 с/б

Имя победителя конкурса Евгения Хоренко заносится на Доску почёта «Поцелованные Никой».

Здесь находятся стихи с поглощёнными рифмами: http://www.stihi.ru/2013/08/17/3036


А вот и ОБЗОР КОНКУРСА, сделанный его ведущим Олегом (Гольгертсом):

«Здравствуйте "Гуси-Лебеди!"

Во-первых, все авторы молодцы уже потому, что писали специально на конкурс. Оно и понятно, разве что только в мою "измученную комбинаторикой" голову могло прийти такое задание написать, исключительно, поглощённой рифмой! Разбирать подробно все стихотворения, я не стану /не такой уж я большой специалист/, а вот на некоторых характерных моментах остановиться хотелось бы.
Не знаю кому как, но если мне понравилось какое-то стихотворение, то неплохо бы узнать "рецепт его приготовления" с тем, чтобы самому приготовить такое же, а то и вкуснее. Поэтому я и ищу различные ритмические и рифмические закономерности в стихосложении, стараясь не забывать о том, чтобы они работали на усиление воздействия на читателя, а не наоборот. Конечно, это всё "гаммы" стихосложения нудные и противные, которые "кромсают поэтическую мысль", а кому охота "пиликать на скрипке", когда все давно уже "играют в футбол?"
Однако, "колхоз - дело добровольное!" и я рад уже тому, что многим интересны некоторые мои изыскания. В данном конкурсе основной упор был сделан на рифму, о ней и пойдёт речь.

Существует много определений рифмы, как таковой. И математические, и поэтические. Есть у меня и своё:
Рифма - это тембр инструмента, на котором стихотворец исполняет свою поэтическую мелодию. Желаем напевности - используем дактиль, мягкости - женскую рифму, плакатного слога, манифеста - хорошо подойдёт отрывистая мужская рифма. Но всё это только малая составная часть "большого блюда", ибо далее у нас: в каком темпе будем играть? /размер, а значит и ритм/, о чём, собственно, песня? /версификация от лирики до юмора/, но и это только "скелет", поскольку во всех этих составляющих существуют такие дебри психоделики, метафизики, семантики и фонетики, по сравнению с которыми моя "поглощённая рифма" выглядит, как "невинная детская игра в крысу" /вспоминая Ильфа и Петрова/

Как вы помните, авторам "на откуп" всё это было отдано: и тема, и размер. Увы, почти все сходятся во мнении, что рифма - вторична в общем впечатлении от стиха, мол, важнее всего эта самая ТЕМА и есть. /уж, не стану про "душу" и позитив сейчас/. Так что основной "ингредиент" каждый выбирал сам. Понятное дело, что на "скорую руку" проще сварганить что-нибудь на однородных грамматических рифмах, типа лимерика про "Гаврилу", чем насыщать свой текст художественными тропами или добиваться стройности сюжета, например. Это и в обычных стихах получается далеко не всегда, а тут такой ограничитель поставлен. Но я попробую объяснить что подобные ограничители дают лично мне.

Как мне представляется, в процессе написания автор частенько идёт как бы на сделку с самим собой, когда удачная рифма, образ /как ему, искренне, кажется/, не подлежит никакой замене и ничего лучшего здесь придумать уже нельзя. В идеале, конечно, использовать метод "табуирования" всего лёгкого и примитивного, того, что лежит на поверхности - труднее это сделать на практике, когда, например: бежать/страдать или любить/творить, так просится в строку! Думаю, что многие из вас столкнулись с тем, когда наиболее удачную,но совсем чуть-чуть не подходящую условиям рифму, приходилось заменять /представляю, как вы ругали меня в этот момент/ на точную, но "менее контекстную". Но ведь то же самое мы, зачастую, делаем и в обычныхстихах, то есть даже не ищем альтернативу. А для того, чтобы "свыше" нам не диктовали в первую очередь глагольную и иную однородность, тавтологию и прочую "бедность", необходимо, чтобы сам наш слух был "заточен" и на разнородность, и на поглощение, и на поиск нестандартного решения, когда банальность даже не рассматривается, как вариант. Только тогда у нас может получиться что-то своё, а не "Старая песня о Главном!"

Я надеялся, что непременное условие точной глубокой поглощённой рифмы снимет, хотя бы один технический вопрос, ибо такая рифма ОБЪЕКТИВНЫЙ приоритет, но не всё так просто оказалось.
Конкурс выявил две крайности. Первое, максимальное упрощение задания, в качестве использования однородной грамматической рифмы, имя которой легион, даже двусложной поглощённой. Не говоря уже об откровенной тавтологии, типа: станет/настанет или света/рассвета. И второе, наоборот, попытка усложнения посредством составной рифмы, которая неизбежно отвлекая на себя внимание, действительно, превращает текст из техничного в технический.

Вообще, составная рифма, "дело тонкое", видимо в самой природе её заложена каламбурность и трудно это как-то изменить. Я пишу этот обзор, не зная итогов голосования, но,  безусловно, своего "ИМХОзверя" имею, каков бы он капризен ни был. А говорит он мне, что "в твёрдых формах всё украдено до нас", а потому я с уважением отношусь к авторским находкам не только в рифме, но и в размерах и схемах рифмовки.

В этом плане мне показались любопытными стихотворения Агаты Бахрушиной: "Бродилка" и Милы Доброван" "Мой наркотик". У Агаты симметричное расположение разноударной рифмы в строфах плюс в каждой из строф одна рифма на три фонемы, типа: ЛЕНУ/поЛЕНУ/коЛЕНУ.
У Милы мягкое кошачье стихотворение на зеркальной строфике, в котором возможно чуть не хватило той же разнородности. Как всегда техничны мужчины: Савостьянов, Хоренко, Кольцов и Зорин. Отдельное спасибо Андрею-Художнику за личное посвящение. Вообще, все молодцы, я уже говорил.

Обычно в таких случаях у читателей может возникнуть подспудный вопрос /хотя, я никого и не ругал/: "Вот говоришь ты всё складно, а сам-то что написал?"

Ну что ж, я ни разу ни Метр, и даже нигде не Лауреат, а такой же "Стихушник", как и все. И моя эстетика. может абсолютно не совпадать с большинством, что кстати, часто и происходит.
В своих конкурсах принципиально не участвую, но свой вариант, конечно, написал, причём по ходу конкурса наряду со всеми. Наверное, многие видели его у меня на странице, вот он:

Коррида

Как эта рана глубока,
как этот взгляд безумно странен.
Алеют у быка бока,
свирепый зверь смертельно ранен.

Течёт кровавая река,
последний вздох уже всё ближе.
Никто не вправе упрекать
того, кто шпагу мне оближет.

Глаза закрылись у быка
/как не поверить амулету?/,
и завернули абы как
его в дырявую мулету.

Ожесточение внутри
нельзя любить, - лишь ненавидеть.
Прости, малыш, слезу утри -
Тебе не стоит это видеть!

Хотя и в нашей жизни: око
за око - страшно и жестоко!


И последнее. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том скепсисе, который могут вызывать такого рода задания. Но мой убеждение состоит в том, что поэт должен уметь управлять своей мыслью в любых предложенных обстоятельствах. У всех у нас голова пухнет от этих самых мыслей, а вот сформулировать их ёмко и красиво - с этим, чаще всего и возникают проблемы.

Всё-таки мы есть то, что и как мы пишем. И неважно в какой форме приходится это делать. Происходит это потому, что в процессе написания, мы постоянно делаем выбор в пользу той или иной рифмы, того или иного словосочетания, эпитета или определения, соответственно сложившейся эстетике восприятия и мироощущения. И возможно, в следующий раз, когда такой выбор встанет перед вами, вы сделаете его в пользу точной поглощённой рифмы, например, и вот тогда, можно будет с полной уверенностью сказать, что этот конкурс был проведён не зря!»


До встречи на новых конкурсах!

С уважением,
Гольгертс и Лана Степанова


Рецензии
Поздравляю с победой самых Великих Поглотителей Рифм - Евгения, Милу и Андрея!
Желаю удачи и жду на наших следующих конкурсах!

Мыкола Питерский   23.08.2013 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.