Как странно, что растаяли слова...

       «Я жил для людей под предлогом бога, она живёт для бога, воображая, что она живёт для людей. Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельстванных мною для людей. Но, ведь была доля искреннего желания служить богу? - спрашивал он себя, и ответ был: «Да, но всё это было загажено, заросло славой людской. Да, нет бога для того, кто жил, как я, для славы людской. Буду искать его...
       Чем меньше имело значение мнение людей, тем сильнее чувствовался бог…»
                Л.Н. Толстой
                «Отец Сергий»

                «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок бога человеку. Беда произносить его писателю в те поры, когда он находится под влиянием страстных увлечений, досады, или гнева, или какого-нибудь личного нерасположения к кому бы то ни было, словом -  в те поры, когда не пришла ещё в стройность его собственная душа».
                Н.В.Гоголь
            «О том, что такое слово»
                1844 г.

            ***
Как странно, что растаяли слова:
Потухли, растрепались и увяли,
Свечение по дороге растеряли,
Истлели, погорев едва-едва…

Написанное было уж не раз:
Добро и зло – всё слишком очевидно!
Но всё-таки немножечко обидно,
Что яркий свет, как будто бы погас.

Иль я устал навыворот души?
Иль начал думать, что как будто мастер?
Сотру я напрочь этот битый кластер!
Не разобрался в чём-то, поспешил.

Нет, не моё - поэтом быть от ремесла:
Что покупают знать и выполнять заказы.
Любовь в неволе умирает сразу,
А я хочу, чтобы она жила!

И я всегда с душою честным был,
Надеялся, молился тихо Богу,
И верил в то, что светлую дорогу,
Я строчками своими проложил.

Не для людей! Нет, только для себя!
Не ради сытой и вельможной славы!
Себе возьмите золото оправы!
Расстанусь с материальным не скорбя!

Оставьте мне лишь вечность тишины,
Лишь неба синь, осенних ливней воды
И апогей величия природы
Во всходах юной трепетной весны!

А, впрочем, нет! Конечно, для людей!
Но не для всех – для избранных и верных!
Уж точно не для критиков манерных,
Не для восторженных иль колющих статей!

Друзьям, кто меня в жизни понимал,
И тем кто, может быть, читая, вспомнят,
Щемящей радостью сердца свои наполнят.
Да, дорогие, и для вас писал!

Века ещё хотел соединить,
Чтоб мои правнуки немножечко гордились,
Читали больше и к духовному стремились,
В наследство чувствовали б пламенную нить!

                22 апреля 2012 г.

       Иногда бывают такие моменты в моих творческих попытках сочинительства, когда вовсе ничего не хочется писать. Я уверенно понимаю, что истинные человеческие свершения - в делах. Можно красиво изъясняться, привлекая своим красноречием большое количество читателей или слушателей, а можно, не будучи особенно словоохотливым, просто любить, совершая ежедневные маленькие, рутинные, на первый взгляд, поступки ради близких людей. Незаметно, невзначай, как бы сами собой разумеющиеся, приятные или полезные мелочи, смело отходя в тень, а не трубя о собственной значимости как иерихонская труба, неся себя впереди окружающих. На дела нужно время. Что тут слова с их витиеватыми формами!
        Поэтому во мне находятся в постоянной борьбе и пытаются ужиться, с одной стороны, динамичные попытки ищущей выход творческой энергетики, а с другой стороны, молчаливая скромность доморощенной философии и элементарная бытовая ответственность за близких мне людей. Спокойствие и отсутствие поэтического драйва отнюдь не являются унынием и усталостью от жизни, - они, наоборот, скорее дают мне новые горизонты внутренней свободы. Мне кажется, что иногда человеку полезно посмотреть на себя со стороны, отмежеваться от своих пристрастий, народившейся гордыни, от своих известных компетенций, выбросить из головы любые стремления к общественному признанию, прислушиваясь лишь к голосу своего сердца, сводя до минимума публичность своих деяний.
          Многие пытаются быть известными на поприще литературного творчества, мне кажется, что некоторые даже уверены в том, что главное достоинство творческой личности: быть раскрученным, узнаваемым, рейтинговым и растиражированным, а глубокая пропасть быть смешным, заезженным, тусовочным, предсказуемым, фальшивым и заказным почему-то многих не страшит. Для меня поэзия - это, скорее, как полковое знамя, которое надо донести и передать по эстафете другим, которые тебя очень ждут!
          И, конечно, подмывает иногда в светской беседе с новыми людьми рассказать о моих творческих попытках, о философских поисках, об удавшихся формах, о написанных стихотворениях, а потом понимаю: зачем? Если даже рецензии и отклики о «Сказке про Машу», идею которой я вынашивал в течение долгого времени, и которую писал больше двух месяцев, получились более чем скромными, от тех людей, которых я хорошо знаю. Что уж говорить о каких-то надеждах, связанных с большой аудиторией читателей. Зато я, честно признаться, получил истинное удовольствие в процессе созидания Сказки, веря в то, что когда-нибудь какой-нибудь белобрысый мальчишка, придя с улицы после игры в футбол с пацанами и читая перед сном, или какая-нибудь романтичная кудрявая голубоглазая девчонка, закрывшаяся в своей комнате, сидя на диване со своим любимым плюшевым мишкой, задумаются при прочтении, наряду с другими, и над моими строками и привнесут в свои жизни новые качества своих юных становящихся характеров, и возможно станут чуточку сильнее, добрее, патриотичнее и смелее. Вот это и есть настоящая цель в процессе творчества, по крайней мере, для меня. Но начатая вскоре после первой, вторая часть Сказки как-то неожиданно была мной прервана, подъём творческих сил вдруг сменился спадом и переосмыслением происходящего.
       Я пытался объяснить самому себе: почему же иногда не хочется заниматься сочинительством - не хочется и всё! Ведь, конечно, не всё ещё сказано, и меня частенько «подмывает» имеющаяся творческая жилка отмечать и делать новые жизненные зарисовки с мечтами не «быть известным», а «успеть сказать»… Но я думаю, что человеку иногда просто необходимо проходить по пути созерцания и пути молчаливого благоговения перед огромным удивительным миром, оставляя на время в стороне строительство своих крепостей, ограничивая себя в бесконечных удовольствиях и аскетично не удовлетворяя  жажду покорения новых вершин, спокойно давая дорогу впереди идущим…   
                21 мая 2012 г.


Рецензии