Миф об успешных писателях. Рукописи горят-36

УСПЕШНЫЕ ПИСАТЕЛИ ПРОФИ?

Захар Прилепин побеседовал с писателем Денисом Гуцко
http://svpressa.ru/culture/article/72724/

С утра пораньше заглянула в дневники, где один из старых знакомых советует почитать статью о современных писателях и  их видении мира.

Я отзывчивая, заглянула и в статью, которая навела на самые грустные размышления  не о проблемах, которые затрагивают писатели, мне они почему-то совсем не интересны, ну совсем,  грустно стало из-за самих писателей.

Мы ж с вами помним, как ждали книг их отцов и дедов ( я о старшем поколении), как заказывали будущие книги  в планах издательств и, получив открытку о том, что заказ исполнен, бежали получать шедевр, гордясь тем, что у меня книга будет, а вот у моего друга нет – не хватило, опоздал, хотя тиражи были миллионными и распространение по всей России четким, а не только в столице все оседало, потому что дальше везти не выгодно,а даже затратно.

И что же мы имеем сегодня, когда  товарищи по перу на страницах сайта убеждают нас в том, что  все здесь баловство, графоманство,  а вот там,  в реальном мире, где издаются книги, где им даже какие-то смешные гонорары платят, премии никому не ведомые, дают, вот там  жизнь и радость, завидовать только остается, и идти, пробиваться туда, и пойдем, и за ценой не постоим, чтобы стать профи, издаваться, читателей настоящих днем с огнем искать.

Ну вот перед нами и два профи, фамилию Прилепина, конечно, слышала, даже что-то читала, второго парня слышу в первый раз, но ведь это не его, а моя проблема, парня-то когда-то Букером наградили, потом, судя по всему,  и ждать чего-то от него перестали, а когда перестали,  он взял, да и  создал еще один шедевр, о чем они теперь и беседуют. Ничего, что беседа понятна и интересна только им двоим, и этого кажется уже достаточно для успешных авторов.

То, что я совершенно не в курсе всего, что у них творится, это опять же их волновать не может, да если бы только я одна, подозреваю, что вся остальная страна тоже не в курсе, и в творческую мастерскую не заглядывала, и вряд ли когда заглянет. Они пишут друг для друга, и хорошо, если друг друга прочитают.

Парни сетуют на то, что тираж-то всего в 10 тыс. экземпляров, и откликов ждать надо долго, а я подозреваю, что ждать их и совсем не надо, потому что  все те экземпляры, кроме десятка авторских экземпляров, осели в громадных магазинах «Читай-города», где  и Д.Глуховского не могла найти, а уж других и подавно, заставлены они где-то в третий ряд или на полку, куда мои короткие руки не дотягиваются, а прямо перед входом  в зал нас соблазняют изящные книжки уже ставших   любимыми современных зарубежных классиков, по очень демократичной цене в 100 рэ со скидками по карточке, в то время, когда те самые книжки наших ребят стоят раз в 5 дороже, что уже отпугивает. Тем более, что мы не ведаем, читабельно ли это вообще. Чаще всего даже на распродаже по 50 рэ покупая, прочитать так и не смогла, где-то на даче пылятся, и вездесущие воры, которые и алюминиевые кружки стащили, книги оставили, даже не прикоснулись, из чего следует, что вовсе мы не самая читающая страна. Ну может зимой вернутся, когда печки надо будет растапливать, тогда книги свою цену обретут и даже согреют кого-то на миг?  Но вот стоит ли игра свеч?

Но вернемся снова с дачи в книжный магазин.

По цене с классиками может конкурировать только Олег Рой с его книжками, которых море, уже со счета сбились давно, но этот мужской  вариант Д.Донцовой как-то не очень расходится, в отличии от милой дамы. Прибыли он тоже не принесет, и не то, что 100 книг, но и 10 не все прочитали.
 
А все остальное чтиво, вплоть до В.Пелевина красуется нетронутым на тех самых полках, скорее, как странное украшение и свидетельство того, что кого-то из современных авторов тоже зачем-то издают, может программа какая есть. Это совсем как отечественные автомобили, на которые грозились пересадить чиновников, но даже у среднеарифметического священника все равно иномарки, у меня из последних приобретений тоже, каюсь, только книги зарубежных писателей, переведенные, наверное, еще до выхода на родном языке и оперативно изданные, и даже в Омск доставленные, что  очень радует меня как читателя.

Что меня так взволновало в рядовой статье о современных писателях?
-Страшный самообман оных о том, что их издали и кто-то читает.

В эпоху, когда читательский интерес вообще резко упал, движение как-то начинается только после  экранизаций тех самых романов, есть отдельные стенды в магазине на самом видном месте, и если фильм задел, понравился, то может быть прочитают.

Моя тетушка просит купить ей »Великолепный век». Правда, я сразу запуталась в количестве книг и последовательности их издания. Но зато она подсядет  надолго, и не будет отвлекать родственников своими вечными и страшно важными проблемами.

Экранизированные творения -вот главное движение купли-продажи  книжного супермаркета, как иногда называют «Читай-город». Но на большее современным писателям в провинции надеяться не приходится. В столице, надеюсь, дела чуть лучше, родственники и знакомые их все-таки покупают, а это тоже народ...Но от остального народа они страшно далеки.

И это называется профи? Да если их и сто раз наградят всеми этими Букерами, все равно мало что переменится, и читательский интерес на той же отметке и останется.

Но можно тешить себя надеждами на то, что тебя издали, наградили и ты вроде бы настоящий писатель, в то время, когда все или почти все, кому до 30 уже перебрались  в сеть, у них есть читалки, а вовсе не книги. И девушка с книгой в руках кажется страшно старомодной.

Тогда возникает вопрос, а на кого работают издательства и те самые отмеченные друзьями по перу писатели, если они уже беседуют даже не  с журналистами, критиками, а друг с другом. Образовался какой-то заповедник писателей, куда другим не добраться, да и нет особого желания добираться,  что значительно печальнее. Стоят ли под окнами фанатки, ждут ли продолжения романам? Как ждут всех этих книг про войну престолов, как я жду третью книгу канадца  С.Рейнарда о Габриеле? Грустно чувствовать себя не патриотом, но увы... 

Но если писатели не хотят оставаться Обломовыми, и, лежа на диване, пытаться( или не пытаться) общаться с миром, то они должны что-то менять в своем мире.

Писательская профессия всегда была  закрытым, уединенным делом, но с той лишь разницей, что уединялись они на момент написания книги, а потом как раз выходили в люди.

И мерилом успеха была очередь за автографом, узнавание автора в лицо, и  популярность ( это я скорее о зарубежных классиках). Да и попадание в серию «Современная классика», значило не мало…
Но что же теперь у нас и тут?

Образ современного героя? Но бессилен и гениальный писатель, потому что не интересен этот герой, совершенно не цепляет меня как читателя. Мы готовы обратиться к какому угодно веку и герою, но не этому Бета или Гама самцу, которых и в реальности –то море, и никак они не могут зацепить, а тут еще читай про них увесистый том…

Уверенность в том, что книги навсегда похоронены в «Читай городе» и мизерный тираж надо делить еще на сто, это ли не единственное, что остается, если трезво посмотреть на реальность так называемых профи.
Печальная получается картина, и безнадежная, если говорить о "бумажных" авторах.

Но что же остается всем  нам и им в том числе? Если мы хотим не о прошлом вспоминать, а думать о грядущем и сами себя вытаскивать за волосы?  А ведь именно этого и хотим скорее всего.

-Осваивать  сеть, создавать какие-то сайты нескольких уровней с электронными рукописями, которые смогут скачивать и читать те, кто еще не разучился это делать, и по-новому завоевывать читателя, уже не оглядываясь на бумажные издания…

-Становиться медийными лицами и авторам, и критикам, чтобы быть на слуху, заинтересовывать своих потенциальных читателей, быть с ними на одной волне.

-Искать креатив, а не мечтать о миллионных бумажных тиражах, которых больше никогда не будет и хорошо, что не будет…

-Становиться известными не в кучке  таких же собратьев по несчастью, которые встали в очередь за литературными премиями,  никаким знаком качества не являющихся, и по договоренности выдают их друг другу.

-Подумать наконец о литературе, а не о себе и своем  призрачном месте в словесности, которая  перестала что-то значить в бумажном варианте и еще не  заняла достойного места в электронном.

И опять же, если писатель пытается обойтись без сети и ставки делает на бумагу, он обречен, у него нет и не может быть будущего. Новое поколение стремительно подрастает, у них есть читалки и сеть, а не библиотеки и книжные магазины.

Интересно было бы пройтись по квартирам,  в которых еще есть библиотеки – уходящая натура, и посмотреть, кто из современных писателей там хотя бы присутствует и  пылится на полке. Говорить о них очень боюсь, вряд ли прочитаны.

Боюсь, что статистика будет печальной, как  и интервью двух вроде бы  известных и отмеченных где-то и кем-то писателей.

Увы, такова реальность, и с этим надо что-то делать в первую очередь им, да и нам тоже. Такое чувство, что мы тонем все, и вопрос в том, сомкнется или не сомкнется вода над головой? Вопрос пока остается открытым, но не долго, а потом….


Рецензии
А вы не читали Фигля-Мигля (кем бы он(она) не был на самом деле)?

Татьяна Ненахова   21.08.2013 15:55     Заявить о нарушении
Нет, что-то не встречалась на пути
Люба

Любовь Сушко   21.08.2013 16:37   Заявить о нарушении
Просто из всего, что я читала за последние два года, вызвало не просто интерес, а азарт. Во всяком случае, "Щастье" и "Волки и медведи".

Татьяна Ненахова   21.08.2013 16:51   Заявить о нарушении
Это здорово, надо посмотреть, и уверена, что таких авторов много, вот бы нам встретиться с ними, а им с нами.
Любовь

Любовь Сушко   21.08.2013 17:11   Заявить о нарушении
Для этого надо найти платформу.

Татьяна Ненахова   21.08.2013 21:49   Заявить о нарушении
Но в таких делах: я - скептик, хотя всей душой - за!

Татьяна Ненахова   21.08.2013 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.