Карл и Клара

Карл и Клара, или Нетрадиционный объективизм в любовных отношениях


Сейчас я опишу одну из самых стандартных, банальных и в то же время животрепещущих ситуаций с точки зрения холодной логики. Такое описание придется по душе многим особам, не слишком озабоченным соблюдением нравственных и морально-этических норм. Однако никогда им не пользуйтесь, поскольку понятия этики, солидарности и благодетели еще никто не отменял.

:wink:

Карл и Клара встречаются уже полтора года и очень счастливы. Карл в компенсацию за разбросанные по дому носки приносит Кларе капучино в постель и каждый день говорит комплименты, а Клара их в общем-то заслуживает, хотя еще 7 месяцев назад сменила пеньюар на халат и дважды в неделю делает огуречно-сметанную маску.

И вот однажды в маршрутке Клара встретила Его. Она почувствовала пробежавшие по спине мурашки и пульс в совершенно не подходящем для этого месте. Когда он сел на освободившееся рядом с ней место, ее бросило в жар; отчасти потому, что секундой ранее она положила туда только что купленные на рынке яйца. Этот конфуз положил начало совершенно случайному и не менее волнующему знакомству. Клара, формально чувствуя себя виноватой, предложила незнакомцу свою ванную комнату и брюки Карла. Незнакомец принялся отказываться, однако ситуация требовала решительных действий, а его джинсы – стирки. Они пошли к ней домой и долго пили чай.

Клара училась на четвертом курсе и с обеда до вечера, пока Карл был на работе, очень скучала. Поэтому, когда новый знакомый с горячей благодарностью спросил разрешения занести ей позаимствованные брюки, не увидела причины для отказа. Погода стояла чудесная и они гуляли до самого вечера, обнаружив друг в друге неправдоподобно много общего.

Когда Клара вернулась, Карл был уже дома, и она рассказала ему удивительную историю о маршрутке, яйцах и своем новом знакомом Вениамине. Карл почему-то сразу надулся, как пузырь, проявив абсолютно неуместную ревность. Клара задобрила его мясом (и не только) по-французски, и больше эта история не вспоминалась.

Однако через 3 дня Вениамин внезапно позвонил ей с предложением, даже просьбой, вместе сходить на концерт – по невероятному совпадению – ее любимой группы! Она, кажется, не говорила ему о своих музыкальных вкусах... Или говорила? Дело в том, что он выиграл два билета, а пойти ему совершенно не с кем, ведь он одинок.

Клара не раздумывала бы ни минуты, если бы не Карл. Если сказать ему все как есть, он очень расстроится. А если она откажется идти на концерт, расстроится она, да еще и Вениамин в придачу. Однако недовольство Карла впоследствии испортит ей настроение сильнее, чем подняли бы его концерт и встреча с Веней, и этот минус по модулю превышает плюс: реакция Карла не окупается стоившим ее удовольствием.

Так Клара открыла для себя правило №1 – правило эгоистического объективизма:

   Взвешивайте, какой позитивный и негативный эффект произведет на вас то или иное действие и каково их соотношение. Если позитивный эффект превышает негативный – действуйте. Если нет – старайтесь минимизировать негативный эффект либо действуйте иначе.

Однако Клара не могла так просто сдаться и решила взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь Карл не прав и руководствуется глупыми стереотипными убеждениями и необоснованным чувством ревности. В таком походе на концерт нет ничего объективно плохого: для Клары и Вениамина это позитивное событие, для Карла – нейтральное, так как он в нем не участвует. Остается только субъективное предубеждение Карла, обойти которое довольно просто – не ставить его в известность.

Так Клара сформулировала правило №2 – правило абсолютного объективизма:

   Взвешивайте, какой объективно позитивный и негативный эффект произведет действие. Если негативный эффект заключается только в личном отрицательном отношении к событию человека, не принимающего в нем участия, – ограничьте этого человека в информации.

Все эти размышления заняли несколько секунд, и после маленькой заминки Клара ответила по телефону Вениамину, что с удовольствием составит ему компанию.

Все прошло гладко. Клара продолжала заботиться о душевном комфорте Карла, не сообщая ему о своих встречах с Вениамином, когда через две с половиной недели поняла, что по уши влюблена в последнего.

Вениамин знал о существовании Карла, а также о том, что их с Кларой не связывают никакие отношения кроме дружеских, что когда-то давно они были парой, а теперь просто вместе снимают квартиру. Что конечно же было неправдой. Клара, в свою очередь, уже тогда мечтала об одном только Вениамине, однако же не спешила уходить от Карла, рассудив стратегически, а по факту временно пользуясь правилом одной попы на двух стульях. Она, будучи знакомой с Вениамином совсем недолго, не могла быть уверенной в грядущем счастье и не хотела менять шило на мыло. Вдруг у него есть недостатки, с которыми совершенно невозможно мириться? Вдруг он ревнивец, скряга, храпит, как трактор, или, в конце концов, плох в постели? И Клара решила сперва узнать Вениамина получше. При этом у нее и в мыслях не было совсем от него отказываться по причине наличия Карла. Если на данный момент ее личная жизнь сложилась определенным образом, это не повод лишать себя возможности встретить Того Единственного. Вдруг он будет проходить мимо, а она его не заметит из-за своей извращенно-гипертрофированной верности? Она понимала, что это нечестно и в какой-то степени безнравственно, однако, будучи девушкой с математическим складом ума, смело руководствовалась правилом №3:

   Не довольствуйтесь тем, что имеете, и не упускайте возможностей. Но не отказывайтесь от того, что имеете, не удостоверившись, что получите больше.

Тем временем из-за больной бабушки Клары у Карла появилось больше свободного времени. Он проводил его с друзьями, а иногда просто сидел в баре, слушая разговоры окружающих. Однажды среди этих разговоров он различил женский голос, спрашивающий разрешения присесть за его столик. Так Карл познакомился с Эллой.

В тот вечер Клара позвонила ему и сказала, что бабушка совсем плоха и сегодня придется остаться с ней. Карл уже собирался домой, когда очаровательная Элла попросила проводить ее до дома – она, кажется, выпила слишком много вина – и, вильнув бедром, смущенно улыбнулась.

Карл искренне любил Клару, однако парень был не промах. Он неосознанно воспользовался правилом №2, рассудив, что приятный вечер с Эллой не имеет ни одной отрицательной стороны: он и Элла будут в безусловном выигрыше, а для Клары, если она ничего не узнает, этого вечера не будет существовать. Выходит, все довольны.

Надо сказать, что сам Карл относился к ситуации философски: это не более чем времяпрепровождение, которое не будет значить для него ровным счетом ничего. Он нисколько не станет любить Клару меньше, даже наоборот. Вред от такого поступка мог быть только один – субъективное отношение к нему Клары (основанное, кстати, на замшелых стереотипах и ряде условностей). Объективно это событие никак ее не касается и никак на нее не влияет, поэтому негативный эффект «Кларе больно» может существовать только в ее голове – в случае, если она будет в курсе. А она, конечно, не будет.

Утром Клара вернулась от бабушки, не выспавшаяся, но с блеском в глазах – ведь старушке лучше. Карл был мил и ласков как никогда, и она даже на минуту почувствовала себя виноватой, но это быстро прошло – она вспомнила, что руководствовалась только добрыми намерениями, да и Карл выглядел вполне счастливым.

Однако вечно так продолжаться не могло: правило двух стульев давно себя исчерпало, для Клары было откровенно утомительно так долго поддерживать двойную жизнь, а никаких видимых недостатков Вениамин не проявлял. Нужно было действовать.

Понимая это, Клара тем не менее тянула время, как могла. Возвращаясь от Вениамина, она испытывала к Карлу такую небывалую нежность, за эти два года у них накопилось столько совместных пикантностей, столько личного, только их, что никто и никогда не смог бы понять, и наверняка больше никто на свете ТАК не делает массаж ног… Понимая, что все это – розовые сопли, и наличие сладостных моментов в прошлом еще совсем не гарантирует их существование в настоящем и возможность их существования в будущем, Клара определила для себя правило №3.

Не цепляйтесь за прошлое – следите за наметившейся тенденцией. Если тенденция однозначно неблагоприятна и ситуация усугубляется – бросайте все! Математическая функция надежнее ностальгических чувств.

И ситуация усугублялась. Вениамин требовал все больше внимания – более того, он хотел жить с Кларой, – Кларе все труднее становилось выкраивать свободные часы, особенно в темное время суток, а Карл становился все подозрительнее и устраивал Кларе страшные сцены на почве ревности. О капучино в постель и вымытой посуде давно можно было забыть.

Однако Кларе так хотелось отхватить еще хотя бы кусочек былого уюта, что она продолжала тянуть кота за хвост. «Станет совсем плохо – уйду», – решила она. И ошиблась.

Совсем плохо стало скоро и вовсе не так, как ожидала Клара. Карл узнал о болезни ее бабушки слишком много – в частности то, что старушки давно нет в живых. Горечи добавлял тот факт, что Карл хотел сделать возлюбленной сюрприз – навестить ее в тоскливые часы у постели больной и заодно принести бабуле фруктов – и спросил адрес у матери Клары, которая нечаянно и подложила дочери такую жирную свинью.

Тогда Клара поняла 5-ое правило, хоть уже и не сумела им воспользоваться:

   Не дожидайтесь, «когда станет плохо» – уходите, «когда еще хорошо», если вы знаете о бесспорной неблагоприятной тенденции.

С тех пор Клара прекращала пить именно в тот момент, когда чувствовала себя превосходно, садилась на диету до того как растолстеть и сводила общение на нет, как только чувствовала прохладцу. Но все это тогда не имело значения: ситуация стремительно развивалась, принимая нешуточный оборот.

Клара очень боялась (и, надо сказать, небезосновательно), что Карл учинит над Вениамином расправу. Ситуацию усугубляло то, что нельзя было сказать наверняка, кто над кем в итоге ее учинит, и Клара дрожала от ужаса.

Однако Карл оказался мудрее. Он понял, что выбор в конце концов был за Кларой и закрутить роман у него за спиной было безраздельно ее решением. Вениамин поддался ей – да почему бы и нет, – к тому же он мог вообще ничего не знать о ее жизни на тот момент. Вечером они с Вениамином выпили пива и узнали друг от друга совершенно новые и неожиданные версии происходившего.

Чего и следовало ожидать от типичной истории, Клара осталась у разбитого корыта. Правда, они иногда еще встречались с Вениамином, так как плох в постели он вовсе не оказался, но жить с ней он уже не хотел. Зато это продолжал делать Карл – на несколько иных условиях, известных когда-то Вениамину (и совсем редко, по праздникам, на кое-каких еще). Несколько раз к нему в гости приходила Элла, и тогда он просил Клару навестить бабушку.


Мораль?

Совершенно любой поступок можно оправдать с логической, морально-этической и даже нравственной точек зрения. Да так, что не прикопаешься.
Логика и математика – замечательные науки, которым можно найти применение в любой из сфер жизни.
Если вы применяете их в нетрадиционных сферах – забудьте об одобрении окружающих.
И главное: не умеете врать – не пытайтесь!
 


Рецензии