про российскую социологию -l

Из СМИ ------- «В ситуации выбора респонденты предпочтут получить информацию из телевизора, радиоприемника, печатной версии газеты россиянам, нежели в интернет-версии», - говорится в докладе, опубликованном во вторник на сайте ВЦИОМ.Опрос показал, что телевидение на сегодня - первый по востребованности источник информации для россиян, интернет остается на втором месте.В случае, когда СМИ сообщают противоречивые сведения об одном и том же событии, 60% респондентов склонны доверять именно телевидению. Информацию в Сети будут искать 22% россиян, газетам и журналам поверят лишь 7% опрошенных, тогда как в 1991 году, когда интернет был мало распространен, уровень доверия традиционной прессе был гораздо выше - 19%.Среди россиян, активно пользующихся интернетом, получать информацию о ситуации в стране через сеть предпочитают 48%, а телевидение занимает второе место (40%). Новости в интернете больше всего интересуют молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет: половина из них назвала интернет своим главным источником новостей о событиях в стране. Чем старше респонденты, тем меньше внимания они уделяют Сети.Интересную передачу 76% россиян предпочитают посмотреть по телевизору, а интернет-версия передачи заинтересует только 21% опрошенных. Статью, которая вызывает интерес, 58% опрошенных прочли бы в газете или журнале, в два раза меньше респондентов нашли бы электронную версию материала (29%). С радио похожая ситуация: в два раза больше тех, кто будет слушать радиопередачу через приемник (55% против 28% соответственно).Опрос проводился 27-28 июля среди 1,6 тысячи человек из 130 населенных пунктов страны. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. ---------------------------------



Тенденция заключается в том, что соцопросы, проводимые ведущими "опросными центрами", все меньше отражают социальную реальность - по крайней мере, ту, которая актуальна для населения. И дело тут не в планировании исследований и не в обработке результатов. Дело в том, что российские социологические центры отстали от жизни. И оторвались от населения - можно сказать, что нынче далеки они от народа. Точнее, от российских регионов.

В самом деле, находятся они в Москве, а страна большая - и содержать собственные филиалы по всем регионам было бы накладно, и отправлять выездные группы социологов по городам и весям получится никак не оперативно. Вот и предпочитают сотрудничать с "местными" анкетерами - то есть  региональными агентствами, занимающимися исследованием общественного мнения. Но как правило, не чистой социологией, а все больше маркетинговыми исследованиями. И в результате получается, что выборка респондентов получается формально репрезентативной социологически (ага-ага, слушали, знаем: 1600 опрошенных более чем в 50 регионах России, более 100 населенных пунктов... статистическая погрешность составит...), но недостаточно представительной психологически и социально-политически. Из исследований порой "выбывают" крупные регионы, не попадает в "сети" анкетеров активная в интернете молодежь, а также ускользает от них наиболее успешная и активная часть населения (средний класс, а заодно и и более чем средний:))

Чье мнение в итоге преобладает среди опрошенных? Конечно, традиционного большинства - малоуспешного, не очень обеспеченного и не сильно молодого. Для этого-то большинства "окном в мир" и продолжает оставаться телевизор. В отличие от других, более активных и "продвинутых" в интернете социальных групп. Тех, которые берут не числом - а авторитетностью. Ибо то, что они в интернете узнают, другим обязательно расскажут:)

Интересно кстати, что думает по этому поводу патриарх отечественной социологии проф. Шляпентох, живущий ныне в США?


Рецензии