Непридуманные истории хождения паломников

     Сведения о хождениях паломников из наших, Верхнетоемских, волостей в другие волости и монастыри сохранились в записях о чудесах и исцелениях, произошедших от святынь в далёкое-далёкое от нас время. 
В 1900 году в Санкт-Петербурге вышла книжка «Житие и чудеса святаго Артемия Веркольскаго Чудотворца». В 2007 году это издание легло в основу книги «Артемиево-Веркольский монастырь». (Автор-составитель Л.М. Соснина. Арх-ск. ИПП «Правда Севера». 2007). В ней приведены дословно записи чудесных случаев исцелений от мощей св. Артемия Веркольского, которые фиксировались монахами монастыря в Верколе с древности. В хронологическом порядке они расположены так:
1606 год. Под номером 27 описано чудо исцеления слепой Фотинии Назаровой (с Выи), которая «с верою помолившись святому Артемию  стала видеть» (См. С.77 указанного издания).
 В 1606 году по молитвам св. Артемию исцелился «некто Аверкий Мамонтов, живший при Вые, был болен правою рукою так, что не мог двинуть её».(там же)
В писцовой книге 1623 года в Выйской волости встречается только один крестьянин с именем Аверкий: «деревня Обросовская на р. Чюге (на р. Етчуге – А.Р.). Двор Васька Васильев у него сын Оверкейко». Можно предположить, что это и был  именно тот исцелившийся Аверкий.
 «У одного человека по имени Евфимия Игнатьева, с Двины, был сын Исаия – бесноватый. И вот во сне племяннику его явился св. Артемий и сказал: «Ведите бесноватого в Верколу ко гробу святого Артемия». После этого видения взяли бесноватого, привели его в Верколу, отслужили молебен святому Артемию, приложили ко гробу его, - и бес вышел из больного, и он выздоровел; благодаря Бога и святого Артемия, они с радостью возвратились домой».
«Тогда же исцелились одна женщина по имени Евдокия, дочь Малафеева, вдова из Веегоры (деревня Домонтовская  (Кудринская) в Керге (нынешнее Гаврилово) Выйской волости, встречающаяся в Писцовой книге 1623 года – А.Р.), была испорчена, как говорили, злыми людьми и не владела своими ногами; другая женщина – Дарья Федотова, дочь Филиппова, болела животом; третья женщина – Екатерина Михайлова дочь Савельева, из Выи – в сильной болезни не владела собой. В то же время одна женщина Татиана, вдова из Выи, сильно болела хребтом и ногами, так что не могла ходить. С верою помолившись св. Артемию, она по молитве его, получила исцеление».
В 1607 году по молитвам св. Артемию исцелились:  «человек – Максим, из Выи, болел глазами два года; некто Алимпий Дмитриев из Верхней Тоймы, серебряных дел мастер, заболел ногами и в течение шести недель не мог ходить. Одна девица по имени Домникия Иосифова, из Малой Пинежки, четыре года не владела рукою».
В 1608 году – «исцелился некто Иосиф Максимов, из Выи, который до этого три года страдал болью в животе». В 1623 году  в Выйской волости упоминаются два крестьянина деревни Обросовской на р. Етчуге: «двор Панфилко Осипов и его брат Осипко Голохтионов». Последний, возможно, и был исцелившийся Иосиф прозванием Максимов. Под 1610 годом помещена пространная назидательная история: «У одного человека по имени Патрикия Игнатьева, из селения Кивокурского (нынешнее Тимошино – А.Р.) Устюжского уезда, с малолетства была сильная грыжа. Узнавши о чудесах св. Артемия, он в 1602 году с верою молился св. Артемию и дал обет идти к святому в Верколу и приложиться ко гробу его. Святой услышал его молитву и дал ему здоровье. Выздоровевший по прошествии долгого времени забыл свой обет. И вот в 1610 году, в день рождества Иоанна Предтечи, у него снова появилась грыжа сильнее прежней. Больной начал молиться св. Артемию и, вспомнив данный им обет, воскликнул: «Ох, святче Божий! Помоги мне и избавь меня от этой болезни: уже теперь я не солгу перед тобою и исполню обет, который дал тебе». Святой Артемий услышал молитву его, избавил его от болезни, и он выздоровел. Но, живя благополучно, он снова мало-помалу забыл обет свой, данный им святому Артемию и, таким образом, беззаботно прожил долгое время. Но вот в 1613 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, не него напала слепота, и он ничего не видел. Тогда он вспомнил о своих неисполненных обетах св. Артемию и с горькими слезами воскликнул: «О, святый Божий великий Артемий! Согрешил пред тобою, я, окаянный; прости меня, отпусти мне грехи, что я, обещавшись, не исполнил данного мною обета тебе по лености, за что я теперь страдаю; избавь меня, святый Божий, от этой скорби и подай прозрение моим глазам: после этого я уже никак не солгу пред тобою». Скорый на помощь св. Артемий услышал слезную молитву этого человека и исцелил его. Тогда он с радостью пришел в Верколу к св. Артемию и 20 марта отслужил молебен, с верою и слезами благоговейно облобызал гроб святого, рассказал о преславном чуде, признавался в своём неверии и с радостью возвратился домой, благодаря Бога и святого угодника Его, чудотворца Артемия».
Около 1640 года «Симеон по прозванию Молчанов, с Малой Пинеги, пришёл в Верколу и рассказал следущее: пять месяцев он болел и был не в полном уме. Давши обет отслужить молебен св. чудотворцам Николаю и Артемию в Верколе, он, по молитвам святых, выздоровел, пришёл в полный ум».
«5 октября 1640 года. С Двины из Сефтренского монастыря прибыл старец Игнатий и рассказал, что он четыре недели лежал в монастыре в тяжкой болезни; у него отнялся язык и он не мог говорить. И вот в видении пришёл к нему святой праведный Артемий чудотворец, погладил его своею рукою по голове; у него тогда же развязался язык, и старец начал говорить; призвал к себе духовного отца и исповедался. Вскоре после этого выздоровевши, он приехал помолиться св. и праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу. Отслуживши молебен, он со слезами приложился ко гробу святого и отправился в свой монастырь, прославляя Бога и святого праведного Артемия чудотворца».
«1641 год. Некто Козма Иванов из Малой Пинежки объявил нам, что он полгода страдал трясучею болезнью, по молитве получил здоровье от св. Артемия чудотворца». В 1623 в д. Щукинской в малой Пинежке упомянут один Кузьма: «Двор Жданко Фёдоров и его сын Куземка». Эта деревня находилась между нынешними дд. Горкой и Слудой.
«Тогда же в Верколу пришёл из Выи некто Стефан из роду Сипаевых (вероятнее всего - Синяевых? – А.Р.) вместе со своею женою и сыном и рассказал нам следующее чудо св. Артемия: 15 недель у него болела нога, её свело, и нельзя было двинуть ею; жена же его Наталья и сын Евтихий четыре недели болели глазами и не видели света. Они все молились Богу, усердно прося его об облегчении в своих болезнях, со слезами призывали на помощь св. Артемия и дали обет сходить в Верколу к чудотворцу и отслужить молебен. В тот же час жена и сын увидели свет, и у обоих их поздоровели глаза; равно и у самого Стефана, по молитвам святого Артемия, выздоровела нога».
«1706 год февраль. Ещё один человек из того же Выйского селения по имени Андрей Осипов в продолжение четырёх недель сильно страдал огневою болезнью, так что не мог и двинуться и ничего не ел. И вот он, в этой скорби, с верою помолился о своём здоровье Господу Богу и святому праведому Артемию; дал обет побыть в Верколе и отслужить молебен святому Артемию. После этой молитвы он скоро выздоровел и, пришедши в Верколу, исполнил своё обещание: прославив Бога и святого чудотворца Артемия и рассказавши нам о чуде, с радостью отправился домой».
В «Сказании о преподобном священноиноке Сергии Малопинежском» повествуется, что 1651 году в Малопинежскую волость с Северной Двины пришла некая больная женщина Феодосия. В сонном видении ей явился Св. Сергий Малопинежский и она исцелилась.
Не меньше зафиксировано случаев исцелений от другого почитаемого в нашей местности святого – иерея Петра Черевковского. Все они изложены в книге «Священномученик Петр Черевковский чудотворец. История почитания. Чудеса. Служба. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2007».
«1658 год 16 июня. У крестьянина Ягрышской волости Семёна Дружинина сын Галактион шесть недель лежал в полном расслаблении, будучи глух и нем. В надежде на чудо родители привезли его в соседнюю волость ко гробу новоявленного угодника Божия Петра, где отрок получил скорое чудесное исцеление от постигшего недуга». (С.40).
«1658 год 28 декабря. Ягрышской волости крестьянская девица Наталья, Игнатьева дочь, Белавина внезапно потеряла зрение и не видела глазами два года. Прослышав же о чудесах новоявленного чудотворца Петра, она начала постоянно молиться ему и призывать о помощи. И вскоре молитвами святого угодника прозрела и стала видеть, как и прежде. Придя в Черевково, она поведала о случившемся местным священнослужителям и заказала сослужить в часовне панихиду по иерею Петру» (С.42).
«1660 год 29 июля. Жительствующий при Черевковском погосте бобыль Матвей, Харитонов сын, Пинежанин ходил с отхожим промыслом на реку Сухону и в пути повредил свою ногу, которая стала сильно болеть и причинять ему страдания. Чая выздоровления, он стал усердно молиться Господу Богу и призывать в помощь иерея Петра, обещаясь отслужить панихиду. Вскоре после этого нога у Матвея поправилась, а он, вернувшись домой, немедля исполнил своё обещание, данное святому угоднику». (С.46).
«1667 год. 6 октября. Крестьянин волости Малой Пинежки Степан, Филиппов сын, Молчанов, будучи более года практически глухим, узнав о чудесах, происходящих от гроба иерея Петра, начал призывать этого чудотворца в помощь и молить о своём выздоровлении, обещаясь сотворить молебное пение у гроба святого угодника. По обету своему он вскоре отправился в Черевковскую волость, и когда достиг места назначения и увидел гроб иерея Петра, то припал к нему со слезами в молитвах. По усердной своей молитве Степан тут же получил скорое исцеление, после чего немедля заказал духовенству панихиду по святому иерею Петру». (С. 48-49)
 «1669-1670 г. У некой крестьянки по имени Евфросиния, проживавшей в Вершинской волости Важского уезда, семь недель сильно болела нога. Она же, чая исцеления, дала обет черевковскому чудотворцу Петру и благодаря его заступничеству перед Богом получила скорое выздоровление. После чего исполнила своё обещание и поведала о случившемся черевковским свящеослужителям. В тот же год крестьянин Пучужской волости Важского уезда Яков Галактионов шесть недель был глух. Слышав ранее о чудесах, происходящих от гроба иерея Петра, находящегося в Черевковской волости, Яков стал призывать в помощь святого угодника и вскоре слух возвратился к нему. Яков же отправился в далёкое Черевково и заказал молебное пение новоявленному чудотворцу Петру.» (С.52).
«1670 год. Кережской волости Кеврольского уезда (нынешнее Гаврилово – А.Р.) крестьянин по имени Василий, Мелентьев сын, Третьяков три месяца страдал водянкой и уже лежал в постели в ожидании своей кончины. Соседи же его, будучи глубоко верующими людьми, рассказали родителям больного о новоявленном черевковском чудотворце Петре и посоветовали призвать его на помощь. Услышав это, родители Василия со слезами стали молиться названному угоднику и обещаться исправить у гроба святого молебное пение. После чего сын их, Василий, почувствовал облегчение в своей болезни и быстро пошёл на поправку. Выздоровевши окончательно, он вместе с родителями отправился в дальнее паломничество в Черевковскую волость, где и состоялось исполнение данного угоднику обета.» (С.53).
« 1671-1677 гг. Крестьянка Верхнетоемской волости Важского уезда Анна, Иванова дочь, болела водянкой пятнадцать недель и, вконец изнемогши от злого недуга, готовилась к смерти. Родители же её по совету соседей дали обет иерею Петру в случае выздоровления дочери ехать в Черевково и заказать молебное пение у его гроба. Своими мыслями они поделились с больной дочерью, и та также присоединилась к родительскому обещанию. Уснув же после этого, Анна увидела сон: будто идёт она в Черевкове по базарной площади и входит в церковь для поклонения образам Живоначальной Троицы, Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца. После чего следует в стоящую рядом часовню ко гробу иерея Петра и трижды кланяется ему. Проснувшись, Анна ощутила себя совершенно здоровою, как и прежде, и поведала о своём сне родителям, которые сразу же собрались с ней в дальний путь. По прибытии на место Анна увидела ту самую площадь и храмы, которые ей приснились в сновидении, хотя до этого в Черевкове она никогда не была. Подивившись чудесному сну ещё раз, она рассказала о случившемся местному духовенству и исполнила данный угоднику обет». (С.54).
«1679 г. У некоего Андрея, приходившегося сыном крестьянке Ерогодской волости Дарье, Трофимовой дочери, долгое время болела правая нога. От продолжительной боли ребёнок изнемог всем телом и был уже при смерти. Тогда родители его дали обещание в случае выздоровления их чада отслужить у гроба иерея Петра панихиду. После этого Андрей пошёл на поправку и вскоре окончательно выздоровел, а мать его Дарья не замедлила исполнить данный чудотворцу Петру обет». (С.55).
 «1718 год. 10 декабря. У крестьянина деревни Сефтры Верхнетоемской волости Важского уезда Семёна Любимова жена Феврония, Григорьева дочь, более полугода страдала от неизвестной глазной болезни. Всё это время она прибегала к услугам местных знахарей и врачевателей, однако никакого толку от их лечения не было. И тогда она по совету своей матери Евдокии стала молиться и давать обещание новоявленному Черевковскому чудотворцу Петру. Для исполнения данного обета Феврония была привезена родными в Черевково, и после совершения панихиды в часовне иерея Петра она полностью выздоровела. Данное чудесное исцеление было засвидетельствовано черевковскими священниками Фёдором Самойловым, Семёном Петровым и Артемием Васильевым». (С.57). Стоит упомянуть, что авторы указанного издания о св. Петре Черевковском провели большую исследовательскую работу в архивах и в книгу поместили только те описания чудесных исцелений, где личности, упоминаемые в них, действительно, являются исторически достоверными.
Приведённые выше рассказы у человека 21 века, верящего более всего в силу науки, лекарств и т.д. естественно, могут вызывать скептические замечания. Но напомним, что сознание человека начала 17 века было другим. Не верующих людей тогда, просто, не было… Описания заслуживают внимания уже в силу того, что имён жителей наших волостей того времени сохранилось не так уж и много. Кроме того, это яркие зарисовки из жизни наших предков, нередко – драмы и радость.
Выше описано исцеление Симеона Молчанова из Малопинежской волости по молитвам св. Артемию Веркольскому, которое произошло, если верить сказанию, около 1640 года. Симеон реальное историческое лицо – крестьянин, живший в д. Горка. В нашей жизни бывает много необъяснимого. Тому свидетельство ещё одна история…
 Летом 2005 года во время одной из поездок по району  мною была приобретена старопечатная книга у одной из жительниц д. Окуловской Выйского сельсовета по личному предложению самой владелицы. Теперь этот раритет по праву занимает место в фондах Областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова.
    Книга представляет собой книжный блок размером 21х 31х 7,5 см без верхней крышки. На корешке и нижней крышке видны остатки ткани - бархата, бывшего когда-то красным. Утрачены 6 или 7 первых и 6 или 7 последних листов, так что определить точно год её издания не представлялось возможным. Не смотря на загрязнения и пятна от воска,  текст, тем не менее, можно разобрать и понять, что это четвероевангелие. Все тексты расположены в порядке, в котором они читаются за богослужением на каждый день. Каждому Евангелию предпослано жизнеописание евангелиста и гравюра его изображающая. Книга сама по себе представляет большой интерес как археографическая находка, которые в наши дни встречаются крайне редко. Но ещё больший интерес представляет едва различимая надпись, сделанная от руки чернилами по низу тринадцати страниц в середине книжного блока. Надпись выполнена скорописью и разобрать её непросто. Когда же надпись была всё-таки мной прочитана, явственно высветился эпизод из жизни 17 века.
    Надпись на книге гласит (дословно): «7187 году декабря в 6 день продал сию книгу Евангелие напрестолное малопенежский крестьянин Иван Семенов сын Молчанов на Выю в церковь Святаго пророка Илии и святителей Христовых Афанасия Великаго Кирилла Александрийских чудотворцов и Великаго Святителя Николы Чудотворца старосте церковному Маркиану Феодулову а цены взял три рубля с полтиною на книге подписал по Иванову веленью Ильинской поп Андрей Минин а денег положено в ту книгу подаренье Иванове Романовых два рубля по Андрее Леонтьеве Романовых рубль а досталных шестнадцать алтын четыре денги староста положил церковных казенных денег».
    Книга, благодаря каким-то непостижимым стечениям обстоятельств, сохранилась и дошла до нас. Она прошла сквозь три столетия. Уцелела в пожаре 1868 года, когда сгорел зимний выйский  храм. Ушла от гонений воинствующих безбожников в бурном 20 веке, когда в сентябре-октябре 1939 года памятник архитектуры 17 века летний Ильинский храм распиливали на дрова три рабочих выйской лесхимартели  во главе с Большаковым П.И. за что последнему было начислено 90 рублей. (Верхнетоемский муниципальный архив ф.196, оп.2, д.180, л.24.) Удержалась на Вые в 70-е, 80-е, 90-е годы, не попав в руки городских скупщиков старины, и донесла до нас событие далёкого-далёкого 6 декабря 1679 года (7187 год-5508 = 1679 год).
       К сожалению, мы ограничены в выборе документов той эпохи – уж слишком далеко это время отстоит  от  наших дней, но, всё-таки, некоторые из них помогут нам ответить на вопросы: кем был Иван Семёнов Молчанов, где он жил, как могла попасть ему эта книга?
 Иван Семёнов Молчанов, вероятнее всего, был сыном Семёна Молчанова, о котором повествует сказание об исцелении 1640 года.
        Перепись населения волостей Малой Пинежки и Выи 1710 года косвенно указывает нам, что Иван Семёнов Молчанов происходил из семьи Молчановых, проживавшей в д. Горка (или Олешковской, как она в то время называлась). Полковник Иван Иванович Перекрёстов, приехав из уездного г. Кевролы и переписывая подробно всё население Малопинежской волости, отметил четыре семейства, проживавшие на тот момент в деревне: Саламатовых, Думиных и две семьи Молчановых. Кроме двух последних, семей с таким прозванием в волости на тот момент не было. Престарелый Трофим Семёнов Молчанов  с женой и двумя взрослыми женатыми внуками Екимом Афанасьевым 26 лет и Агеем Афанасьевым 22 лет, приходился, вероятно, братом упоминаемому Ивану Семёнову.
  В отдельном хозяйстве жил сын Трофима Семёнова Молчанова – Алексей Трофимов Молчанов тридцати девяти лет с женой, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми, причём вместе с ним жил его старший женатый сын. Перед нами проходят пять поколений рода  Молчановых. В каждом роду существуют предания. Вполне может быть, что семейным преданием Молчановых являлся случай чудесного исцеления предка, пожертвование на храм в соседнюю волость (представился случай) дорогостоящей книги его потомком, о том, как он ездил и покупал книгу (ему самому для чтения она была не нужна - ведь выйский священник книгу «подписал по Иванову веленью») и т.п. Молчановы до сих пор живут в Горке. (Вот только в упомянутой деревне в 2008 году умер последний житель). Один из рода Молчановых в 17 веке, как мы видим, был зажиточным, мог доехать со своим обозом до ярмарок Красного Бора, Великого Устюга или Кевролы. Там, продав продукты крестьянского хозяйства, он мог купить такую солидную, печатную, крытую бархатом, книгу. Косвенное подтверждение тому, что малопинежские и выйские крестьяне приезжали со своими товарами на ярмарки Великого Устюга и Красного Бора, содержится в таможенных книгах Великого Устюга 17 века. Так в январе уже упоминаемого нами 1679 года на красноборской Богоявленской ярмарке были выйские крестьяне «Григорей Титов, Иван Фотиев, Емельян Яковлев Романовых». Торговали они говяжьим мясом, салом, маслом коровьим, кожами и сукном сермяжным.
  Возможно, в этом же году в такой же группе крестьян мог быть и  Иван Молчанов из д. Горки Малопинежской волости. Чтоб отправиться в неблизкий путь, необходима была, как минимум, пара справных лошадей и товар. Некоторые крестьяне скупали продукты труда у своих соседей по волости или брали товар у соседей в кредит, под будущую реализацию. Вероятнее всего, так поступил и Иван Молчанов, чтоб выручить от продажи три с половиной рубля. (В то время корову можно было купить за пять рублей).  Книгу, скорее всего, он взял по конкретному заказу выйского попа Андрея. В пользу этого предположения говорит само назначение книги – напрестольное Евангелие, которое всегда лежит на престоле в алтаре, почитается как святыня любого храма и выносится только в особо торжественных случаях во время богослужения. Некоторые купцы специализировались на продаже книг, икон и церковной утвари. Товар этот считался очень дорогостоящим. У одного их них и купил Иван Молчанов книгу, привёз её на Выю и продал старосте выйской Ильинской церкви Маркиану Феодулову. К тому же Иван попросил попа Андрея сделать на книге соответствующую надпись: то ли во избежание каких-либо будущих недоразумений, то ли на память потомкам, то ли слово, записанное на бумаге, представлялось ему более действенным перед лицом Всевышнего, а, может, отец так велел или завещал, или тому послужил случай исцеления  его родственника Степана Филиппова Молчанова, описанный выше?
 Маркиан Феодулов покупал книгу вскладчину с двумя богатыми по местным меркам жертвователями – Иваном Романовым и Андреем Леонтьевым Романовым. Это обстоятельство ещё раз свидетельствует о высокой цене книги. Необходимо отметить, что казна выйской церкви в то время была скудной – все деньги были израсходованы на постройку нового тёплого храма. Прежняя зимняя церковь сгорела, как свидетельствуют документы, в 1674 году. Грамота самого патриарха Московского и Всея Руси Иоакима с разрешением о постройке нового двухпрестольного храма пришла на Выю в 1675 году. Новый храм с двумя приделами: в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских по правую руку и в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского – по левую, с отдельно стоящею колокольней были построены и освящены в том же году. Для новой церкви и нужны были церковная утварь и книги. На большое Евангелие деньги нашлись, только к 1679 году.
 Храм просуществовал до середины 19 в. В 1853 году он был от ветхости «запечатан», а прихожанам предложено строить новый. Некоторое время он стоял в опечатанном виде, а 2 сентября 1868 года сгорел. Церковное здание, сохранившееся до наших дней на погосте над р. Выей было выстроено «тщанием и усердием прихожан» и освящено 20 и 21 июня 1878 года. Увы, его постигла судьба многих – в нём пока всё ещё царит «мерзость запустения».
  Несколько слов стоит сказать о священнике, оставившем надпись на книге. Андрей Минин был одним из династии священнослужителей Выйского Ильинского прихода. В переписи 1710 года упомянуты поп Нестор Минин, проживавший в отдельном хозяйстве, и дьячок Григорий  Минин – также в отдельном хозяйстве. В хозяйстве последнего записаны также «Кеврольского уезду Малопинежской волости Агафон Михайлов Шестаков» с женой, бывшие на тот момент в работниках у выйского дьячка.
А упоминаемая книга в выйской церкви, действительно, была, и издана она была в 1663 году. Об этом узнаём из переписки Совета Великоустюжского Стефано-Прокопиевского Братства (церковной просветительской организации, боровшейся с расколом) и благочинного священника 4 округа Иоанна Белорусова. Последний в письме 24 июня 1897 года сообщал начальству в Великий Устюг: «…при следующих церквях, вверенного мне округа имеются церковные книги, изданные во времена Патриаршества:..при Выйской Ильинской церкви Святое Евангелие напрестольное 1636 года, Святое Евангелие напрестольное 1663 года и служебник, изданный в 1668 году». (Великоустюгский муниц. архив. Ф.265.ед. хран.80.Л.6)

( Александр  Русанов, историк-краевед Верхнетоемского района  Архангельской
области.)

На фотографии Свято-Артемиев Веркольский монастырь.


Рецензии
Всё это очень интересно, Сергей.

Лилия Синцова1   15.08.2013 13:16     Заявить о нарушении
Да, Лилия, совершенно верно. Знать историю своей малой родины не только интересно, но и ПОЛЕЗНО!!! Надо с детства прививать эти познания к детям. А у их, увы, интересы совсем другие...
ЖАЛЬ !!!

Сергей Засухин Поздеев   15.08.2013 15:56   Заявить о нарушении