К 150 летию Сказка про волшебную курочку Рябу, зол

 золотое яйцо и добрых Деда и Бабу.       

(по мотивам русской народной сказки)

Жили-были Дед и Баба
Вместе с курочкою Рябой
В старой маленькой избушке
В тихой дальней деревушке.
     Ряба – курочка, пеструшка.
     Ей поставила старушка
     В той избушке под окошко
     Для  гнезда с сенцом лукошко.
Ряба  утром всех будила,
На прогулку выходила.
Днём  в корытце под окно
Баба  сыпала  зерно.
     Вечером, впорхнув в окошко,
     Ряба   прыгала в лукошко.
     Утром  добренькая птичка
     Оставляла в нём яичко.
Баба кашку с ним варила
Или на жаровню била.
Ел глазунью на обед
С вкусной кашей добрый Дед.
     Баба курочку любила,
     Ключевой водой поила.
     Они жили – не  тужили,
     Меж собой всегда дружили.
Но не знали  Дед  и Баба-
Не обычная их Ряба.
И снесла им эта птичка
Вдруг волшебное яичко!
     А яичко не простое-
     Словно солнце золотое!
     Ай, да,  Ряба, молодец,
     Тут хватило б на дворец!
Стали бить они яйцо
И об пол, и о крыльцо.
Били,  били,  не  разбили.
Только рученьки отбили.
    Огорчился старый Дед:
    -Нет яичка на обед!
    -Что ж наделала ты, Ряба!
    Грустно  сетовала  Баба.
Принялись они рыдать!
-Век  глазуньи   не   видать!
Вдруг яйцо схватила мышка.
Крутит, вертит  шалунишка.
    А яичко покатилось
    По ступенькам  и разбилось.
    Засверкало, засветилось,
    Вмиг исчезло, испарилось.
Ряба - не простая птица,
А  Куриная  Царица.
Золотое – им награда!
А они ему не рады!
     Ко-ко-ко,- сказала Ряба.
     Плакать  попусту не надо,
     Я  снесу  вам  не  такое,
     Я  снесу яйцо простое.
Долго жили  Дед  и  Баба!
Им  несла  яички   Ряба!
Без  куриного  участья
Ясно,  что  не  в злате счастье!
     Вот и сказочке конец,
     Кто запомнил-молодец!
 
 Когда была написана эта новая моя сказка о волшебной курочке Рябе, мне захотелось найти истоки древней сказки.  Пришлось совершить длинное путешествие в страну свидетелей прошлого, чтобы отыскать нужные подробности и факты. Предложенная Вашему вниманию  моя сказка - о долгой жизни добрых Деда и Бабы, их удивительной истории. И, конечно, о счастье!
               
    
      Как известно, русская народная сказка принадлежит народу, нам с вами.  И  каждый  вправе пересказать, добавить, убавить её содержание, как хочется,  как нравится!
     Эта  новая моя сказка родилась накануне 150-летия со дня написания  великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским (1823-1870) сказки "Курочка Ряба",которую мы все знаем с детства. Он был основоположником научной педагогики в России. Сказка, которую мы знаем с детства,  вошла в его книгу-букварь "Родное слово", изданную им в 1864г, как уникальный методический материал для начинающих писать и читать. Поэтому  она краткая, с множеством  вопросов,заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути, а ведь это просто  учебный методический  материал. Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием.
    Над содержанием сказки и её смыслом уже 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы , сравнивают яйцо с Солнцем и Луной,с планетой Земля, забыв об истинном предназначении сказки Ушинского - учить детей читать. Необычное золотое яйцо, вызывая удивление, заставляло их задуматься, развивало фантазию. 
 
     Это было время после отмены крепостного права.Взрослые дети К.Д.Ушин- ского после смерти отца, продавали его книги по педагогике и на вырученные деньги открывали новые школы и классы.Они служили великой идее отца, труды которого и сейчас являются основополагающими в программах  по методике современного обучения.
     После революции 1917г в министерстве образования молодого советского государства призадумались - оставлять ли эту сомнительную сказочку Ушинского в букваре для учеников. Золотое яйцо - предмет буржуазного наследия.
     Луначарский, взвесив "за" и "против" двух отделов министерства, дал "добро". Дети деревенские знают, что куры золотых яиц не несут, а городским - учителя объяснят. Так и порешили.
   Но истина не в "колодце", а в "источнике" , а исток - в русском народном творчестве.Так откуда же Ушинский почерпнул идею своей сказки? Из какого родника русской народного творчества?
   Годом раньше до издания своей сказки Ушинским в его букваре "Родное слово",  в 1863г Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) издаёт 8 выпусков сказок  под названием  "Народные  русские сказки".Работу эту он начал в 1855 году. Перебрал рукописные записи  сказок из архива Русского географического общества - многолетний труд сбора народного эпоса людьми - настоящими  ценителями русского национального наследия, которые рассказывали неграмотные бахари, сказочники. Здесь были сказки, которые собрали  и записали Владимир Иванович Даль (около тысячи сказок (!) на две книги он послал из Нижнего Новгорода в Москву Афанасьеву), Николай Иванович  Второв, Измаил Иванович Срезневский,  Пётр Васильевич  Кириевский. "Русские заветные сказки" были вольные, высмеивали попов,которые жадностью бедного мужика обдирают, да господ, которые разоряют. "Заветные", значит запретные, тайные, свято хранимые. Сказки, запрещенные в самодержавной России, Афанасьев тайно переправил в Вольное русское книгопечатание в Лондон, в Вольную типографию Герцена.
   Новые материалы о декабристах, неизданные при жизни стихи Пушкина и его ранее неизвестные биографические сведения печатали в журнале Афанасьева "Библиографические записки" в узких рамках цензуры.Что невозможно было издать, Афанасьев переправлял в герценовскую "Полярную звезду" в Лондон.Это стоило Афанасьеву немалых трудов и риска. Он и сам был под наблюдением царской охранки. Поэтому рукописи сказок были тайно переправлены для издания в лондонскую типографию Герцена. В этом сборнике сказка о курочке-рябушечке совсем другая, с трагическим концом. Такой она переходила из уст в уста, так была записана в простонародном пересказе, с глубоким смыслом, юмором, иронией и древней самобытностью. В книгу Афанасьев включил 2 варианта из рукописного материала. Вы прочтёте их ниже.
    
  Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), в красной мужицкой рубахе, в широкополой шляпе, приходит к Святогорскому монастырю на ярмарку, собирает нищих да слепцов, слушает из песни, сказки. Вечером отдыхает на лежанке, сказку заводит няня, добрая заботливая женщина из крепостной деревни, к которой с детства привязался душой Пушкин и называл её мамушка. Брату Льву он сообщает восторженно: "Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"Это было осенью 1824 года. Пушкин записывает в тетрадь нянины сказки, позднее он напишет 7 сказок-мировых шедевров. А пока не до сказок!
   
 14 декабря 1825г произойдет восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге, а 13 июля 1826г декабристы-друзья Пушкина  будут повешены в Петропавловской крепости. В это время 11 июля 1826 года родился Александр Николаевич Афанасьев - историк, литератор, журналист. А для нас он сказочник.  "Народные русские сказки" изданные Афанасьевым 150 лет назад открыли ему дорогу в будущее...Около 600 сказок сохранил он для нас.
 
   Сказки потому и называют сказками, что их сказывают. В стародавние времена сказку называли "басень" от глагола "бАять"-говорить. Сказочников называли "бахари", иногда "баутчики" (рассказывают прибаутки), называли "баяны". Сохранилось также словцо "баюн". Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки.  Живет в сказке кот-баюн, ходит по золотому столбу, песни поёт, сказки сказывает.
   Били бахарей, гнали и притесняли сказку, но не бывало такого, чтобы могли без неё обойтись. И в богатых хоромах и в покосившейся избе - всюду сказка была и любимой утехой и помощником.В краю рыбаков и лесорубов артельный староста спрашивает по деревням - ищет сказочника.Сказочнику - лишний пай, от тяжёлой работы свобода, с хорошей сказкой дело легче спорится.Шли по дорогам солдаты, на резных тройках мчались по трактам ямщики, вдоль речных берегов бурлаки тянули бечеву, из села в село переходили бродячие торговцы. С ними вместе по стране двигалась сказка.В афанасьевское время бродячие бахари да скоморохи почти исчезли.Молодой учёный Александр Николаевич Афанасьев задумал собрать их сказки и с помощью книгопечатания возвратить всему народу, сберечь для будущих поколений.
   Сказок  много.  И каждый по своему её рассказывает, и с помощью книгопечатания возвращает всему народу, чтоб  сберечь для будущих поколений.
   
   На "Ивана постного" собиралась ярмарка, называли её  "бабьей" ещё "шерстяной". Приезжали в Москву крестьянки, продавали шерсть. Веселье начиналось после обедни - карусели и качели. Сновали по площади  лотошники с калачами, мёдом в сотах,носили между рядами гороховый и овсяный кисели...               
"Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные..."            
               

                "Народные русские сказки"
                Афанасьев Александр Николаевич         
               
                "Курочка"(Вариант сказки 1)
                (Русская народная сказка)
   
 Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка,
снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрёно! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
    Идет просвирня, спрашивает: "Что они так плачут?" Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка,
снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.
    Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
   Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
            
                Курочка (вариант сказки 2)

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко*,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй* стал плакать,
Баба рыдать, вереи* хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились*, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
  ......... тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!

Ссылки:

1 Дупёлко - кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.

2 Строй -постройки.

3 Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота.

4 Побутусились - покривились.

 Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 83—84.

    Вот они, эти уникальные, из глубины веков, с первого прочтения кажущиеся дикими нравами, с поступками до крайности. Вот теперь и поразмышляем! Что же хотели сказать бахари, передавая из уст в уста эту сказку? Оба варианта об одном - о таком важном, что без этого и не выжить! Думайте, думайте! Ломайте теперь копья над смыслом древнейшего наследия  наших предков - в народных истоках смысл и мудрость русской сказки, а не в той сказке из букваря великого педагога Ушинского. 
  Вот Вам настоящая сказка о курочке-рябушечке, даже не столько о ней, а об её яйце. А не понять её просто невозможно!
   Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого разбитого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности. Эти беды и несчастья нарастают, как снежный ком.(Интересно построено повествование -с повторным пересказом и добавлением новой неприятности, и похоже это для каждого бахаря не окончание сказки...) Ишь, беда велика!
    Да стоило ли так переживать из-за разбитого яйца? А в нашей жизни всё так и по сей день!!! Велика проблема - яйцо разбилось! Вот теперь понятен смысл народных поговорок, связанных с яйцом.  "Беда выеденного яйца не стоит" (пустого, разбитого). Дело пустяшное, мелочное. Эка проблема - яйцо разбилось! Досадно - ну и ладно! "Нам бы ваши проблемы".  Это всё на одну тему! Ведь не золотое же оно было! Видимо это идея о сравнении с золотым и стала основой интересной сказки Ушинского.
 Вот такая она, русская сказочка!
    Так что, живите и радуйтесь!

Использ. материал: 
 В.Порудоминский "А рассказать тебе сказочку?..."
Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева
Изд."Детская литература"
Москва 1970
               


Рецензии
Легко читается, понравилось. :)
У меня тоже есть эксперимент, только на тему "Сказки о рыбаке и рыбке"
http://www.stihi.ru/2017/02/09/8687

Андрей Гордиенко   16.02.2017 20:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.