Бродяги хайку в лицах и небылицах

Бродяги хайку в лицах и небылицах
Раздел №9
---------------------------------------

Межрегиональный фестиваль хайку "Хайкумена на Волге - 2012" в Казани
Август - 2012

Воспоминания

Марина ДАРЕНСКАЯ, поэт хайку
(Таганрог)

 Казань встретила меня ещё не открытым вокзалом "Восстания пассажирский" (вокзал построили к Универсиаде и торжественно открыли уже пару дней спустя после моего приезда), наша местечковая связь "Теле 2" не обнаружила и следов роуминга… Высадившись на длинный перрон, я устроилась на новенькой скамейке и собралась решать, куда двигаться дальше, как тут меня встретили.
 Приятно было увидеть знакомые лица в незнакомом месте - по перрону двигался Рад в сопровождении Наили и Светланы, которую я не знала, но поцеловала всех на всякий случай.
 По трассе у вокзала жужжал огромный разноцветный монстр и жрал совершенно гладкий асфальт; несмотря на девять вечера кругом перешивали балконы и фасады под одно лекало. Опять же в честь надвигающейся Универсиады…
 ...В центре города у музыкального театра, на перекрестье клумб, в полном безлюдье,
 под фонарями длинноволосая девушка в джинсах и светлой блузке играла на скрипке – что-то довольно серьёзное, кажется, «Шторм»...
 ...Оставили вещи в хостеле и пошли перекусить в маленький ресторанчик- всё остальное успело закрыться, пока я собиралась...
 По дороге везде велись очередные ремонтные работы.Подсвеченный фонарем рельефный пацан, по пояс в люке, выкидывал лопатой грунт посреди проезжей части, …
 Подумалось, что довольно странно с моей стороны обращать внимание на такие вещи...
 В ресторанчике мы встретились с мужем Наили, ироничным и бодрым Борисом Вайнером.
 Борис Вайнер пишет детские стихи, переводит с разных языков.
  Позже Наиля подарила мне солидную, с красивым оформлением книжку его авторства «Бегемоты здесь не ходят» Содержимое очень нравится – хорошее детские стихи требуют виртуозности.
 Ещё мы решили про него, что он супермуж.
 Порывистая, творческая Наиля (она дочь известного писателя, который, помимо всего прочего, дружил с Джанни Родари) вела нас одновременно во всех направлениях, рассказывая о каждом доме, встречавшемся на пути.
 - Здесь родился Аксёнов, в этом музее мы познакомились с мужем, в этом дворе - смотрите какие бюсты!
 Мы двигались замысловатыми петлями, по всем окрестным куширям, перемежающимися бордюрами и крапивой, невидимой в темноте, в это время нам предъявляли памятные доски, старинные балкончики и неработающие в это время суток, но замечательные кафешки.
 В общем, столь инфантильной и энергичной одновременно можно быть только рядом с основательным, терпеливым и любящим мужчиной….
 …Какие-то штучки из пресного теста, как тонкий лаваш, только приправленные травами
 и от этого очень необычные с пивом - ну это скорее для начала комфортного общения...
 ...Между прочим, на обратном пути Наталья Елизарьева сказала: «он уже по плечи закопался!» Женский взгляд, что тут поделаешь....
 И мы вернулись в хостел...
 Раньше ни разу не приходилось останавливаться в хостеле. Место весьма любопытное.
 У хостела - очень приличный сайт.
 …На кухне всё время ошиваются иностранцы - мы общались с испанцами и французами, а там продолжается постоянная движуха.
 Администраторы юные и вежливые.
 Мне показалось, им нравится совершенствовать язык с гостями (общаются все на английском (кроме нас)
 Царит атмосфера причудливой коммунальной квартиры.
 Мы, конечно, довольно сильно потеснили постояльцев - нас было 14.
 На холодильнике аляпистая надпись о том, что в оном обитает прожорливый зверь, который специализируется по неподписанным продуктам (комната и время выезда), прилагается черный маркер на верёвочке.
 (лично у меня этот зверь моментально сожрал пирожок, который я оставила на полочке дверцы буквально на одну ночь)
 Тут же плакатик: «Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок».
 И на столе - предложение оставить продукты, которыми мы бы хотели поделиться с другими гостями.
 На кухне клетка с белой попугаихой Кешей. Бедная птица, когда наша банда собиралась на кухне, прятала голову в висящий на перекладине колокольчик.
 Организацией оптимального питания занялась Лада. (Она из Москвы, с польскими и украинскими корнями, если не путаю. Строгая, сердитая (на юзерпике напоминает балерину), и при этом переключается моментально - вот уже с нами совсем другой человек, и мы укатываемся от ее живописных баек.)
 Больше всего достойно удивления, что ей этот процесс нравится, она жестко берет инициативу и планирует завтрак обед и ужин, и всё получатся безумно вкусно. Несчастные иностранцы поводят носами в сторону огромной кастрюли и становятся похожи на голодных мультяшек.
 Спрашивают утром, глядя на огромный омлет - вы собираетесь всё это съесть? Немножко успокаиваются, когда узнают, что это - на всех.
 Просыпаюсь утром от того что, Лада, четко разделяя английские слова, говорит, что кухня - это ее территория. Сразу представилось, как она гонит оттуда  беззащитных испанцев…
 ...Оказывается, они спрашивали, готовят ли у нас мужчины. Лада сказала, что да, мужчинам это тоже нравится, но ей – мешает…
 Эти испанцы просто повторяют шелковый путь. Два мужчины и женщина. Один рослый, добродушный и любопытный - ему очень интересно, как мы относимся к Путину…
 Второй похож на воробья, встрепанный и неодобрительный, и женщина его слегка сумрачная, с темным взглядом…
 У входа в хостел многочисленная петунья в горшках, порог со скамейкой и креслами, там курят и общаются, будто случайные соседи в поезде…
 Музей Боратынского - в нем, собственно, и начался хайку -фестиваль, освещать прибыли три канала местного телевидения…Оказывается, их смотрят) - нас потом узнавали на улице…
 Наше присутствие здорово украсили мастера икебаны из студии "Линия жизни", и юные девушки в юката (Центр японской культуры "Хато»)
 Икебану составляли из травы и львиного зева, из рябины и гладиолуса - ничего экзотического, всё из ближнего сада…
 …Телевизионщики вытаскивали по одному для всяческих интервью, какому-то из трех каналов
 Наиля выдала на съедение меня, Ладу и Миру.(Лада и Мира - какое сочетание имён, а?)
 Первый вопрос, который мне задал здоровенный мужик с микрофоном наотлёт, по смыслу был таким: какого хрена вас понесло в такую даль в такую жару?
 (По большому секрету, я и сама не знаю ответ на этот вопрос, но тусовка у нас вышла классная, только, от места действия это зависит далеко не полностью…)
 Ну, город красивый – что ещё сказать-то?
 Он предположил, что хайку пишут в основном представители прекрасного пола – я здорово удивилась и сообщила, что поэзия вообще, по моему твердому убеждению, - занятие мужчины.
 Сама вспомнила, как частенько ошибаюсь в авторстве – хайку чаще стихи без пола...
 … Говорила, что в хайку нет ничего замысловатого и неестественного; теперь толком не помню, что плела, что-то про фотографию, внутри которой можно оказаться и почувствовать весь объем пространства, а не плоское двумерное изображение…
 Спохватившись, спросила:
 - Я не слишком гружу?
 Телевизионщик дрогнул, и предложил прочесть пару своих хайку…
 Кажется, Лада потом куда более связно и уверенно излагала нашу тему…
 Да и Мира, наверное…
 Зал был маленький, людей много, воздух почти не двигался, да и питья мы взять не догадались. А в центре Казани не так-то просто найти продуктовый магазин. Киоски вообще отсутствуют (если и были, то их вывели, как тараканов, в заботе о лице города)….
 Выдурив у икебанщиков стакан воды, я наконец отпустила мысль о дальних реках и озёрах, и таких же далёких холодильниках с минералкой…
 …Среди гостей были представители ЛИТО «Белая ворона» - команда Наили.
 Тут пришло время оценить ее доброту и силу: в «Белой вороне» многие - инвалиды.
 К нам вышел читать стихи мальчик, закончивший школу и поступивший на исторический факультет Казанского университета, с серьезными двигательными нарушениями. И хоть улыбался он безоблачно, а как будто чувствуешь себя виноватым за то, что с тобой - не так….
 Наиля греет, поддерживает и ободряет  своих подопечных и близких друзей в одном флаконе– далеко не всякий на такое способен…Они возвращают сторицей – стихи были свежими и остроумными…
 Мы перебрались в дом музей Аксёнова, в прошлом – коммунальную квартиру, теперь адаптированную для любителей джаза и литературы (плакат на двери был плотно заполнен расписанными концертами и творческими вечерами) почти до пол - девятого вечера…Там рассказывали и наши – о конкурсах; и местные авторы, перекликаясь с японскими темами, читали свои произведения.
 ...В подвале этого дома находится стилизованный под нэпманские времена ресторанчик, у входа - множество фото известных посетителей, в том числе Пьера Ришара и Макаревича)
 Вообще день вышел долгим и непростым - возвращались мы совершенно уставшие…
 Но вечером, распугав своей массой постояльцев хостела с кухни, мы всё-таки решили дать им пожить своей жизнью и ушли в Лядской сад неподалеку. Перепрыгнув многочисленные ленты ограждений и раскопы (улица Горького на протяжении всего наше пребывания разрабатывалась, будто в ней искали золото), мы попали в парк лиственниц и сосен с полной луной впридачу.
 Полина из Альметьевска настраивала гитару, но так и не взялась петь, Скай Дансер (Андрей Ларионов) охотился на всех с фотоаппаратом, впрочем, он делал это постоянно, не только этим вечером.
 Пели: Петрик, Тайша, Петрович и я. Петрович пел мне всё незнакомое, но нравящееся, Тайша - знакомое, но тембр у нее иной - не подпоешь, у Петрика тоже что-то необычное звучало и веселое…
 Знаете, как хорошо петь в темноте? Так мы и пошли провожать Наилю, иногда вспоминая про соседей, которые, может, спят в два часа ночи…
 ...Казань не просто красивый город. В нем трепетно относятся к культурному наследию и лицу города.
 Домов-музеев в центре - мы со счета сбились. На памятных досках половина имен всемирно известных.
 Фасады с лепниной, балкончики с богатой ковкой; наши даже начали сравнивать с Питером.
 Но дух у города совсем иной.
 Дело не в гранитных набережных, и не в низком небе северной столицы. Здесь бок о бок сошлись две культуры, две силы, и веками учились терпеть и принимать друг друга.
 Мечеть из арабской сказки спокойно и живописно соседствует со сводчатыми расписными стенами христианского храма….
 И здания носят совершенно разные оттенки стилей и их неожиданного смешения.
 Мы побродили и по художественной галерее с богатой коллекцией (Айвазовский, Шишкин, Врубель, Рерих, множество картин 17 века авторов известных и неизвестных: меценаты, цари, боги, мореходы, девушки в напудренных париках, солнце на скамейке… ), зашли в Эрмитаж, который является частью питерского…
 (Экспозиция была полностью посвящена кочевникам)
 Кажется, всё рядом, на поверку - расстояния большие, и в Эрмитаже мне всё хотелось найти скамейку и тихо посидеть рядом с какой-нибудь каменной бабой. Экскурсовод нам попался начинающий, поэтому бесплатный, но  основательный и доскональный….
 …Местная национальная кухня такая вкусная! …Мы пару раз заходили обедать в «Кулинарию» ,согласитесь, банальное название…
 Длинный ряд горшочков с запеченным неизвестным, плошек, мисочек, развалы разного плова, салата, вазочки с десертом и замечательный наваристый компот в граненых стаканах, и опять пирожки(эч-почмак,элеш и т.д.), чебуреки - у меня разбегались глаза, и я всё время набирала лишнего, что потом не только съесть, даже надкусить не могла!
 Я не понимаю, как жители Казани не превращаются в розовые шарики с такой кухней?!
 Молочные продукты с хитрыми названиями – густые, свежие, настоящие…
 И чак - чак, конечно…
 …Жалею, что опять не попробовала грибы «лисички» - их было много на рынке, не спросила, сколько стоит казан (монументальное сооружение с печкой снизу), не искупалась в Волге, не собралась посмотреть на поющие фонтаны…
 …Во второй день фестиваля мы опять общались в двух домах музеях, один Баки Урманче. Сначала мне показалось, что его работы выглядят грубовато - после богатой художественной галереи, а потом - дошло.
 Мусульманам запрещается изображать людей и животных.
 А Урманче первым усомнился прилюдно, неоднократно перечитав и изучив Коран, он не обнаружил этих запретов… И стал лепить и рисовать…
 …А потом опять у Аксенова…Второй день показался динамичнее, икебану меняли авторские чаши из глины, ракушки с далёкого моря, хайку, традиционные стихи, фильмы..
 …Двигались по городу мы обычно кучно, я в одиночку не брожу ещё по тому, что у меня талант заблуждаться в трех соснах, и выблудить меня обратно очень непросто - мои друзья убеждались в этом неоднократно.
 (Последний раз, к примеру, рядом с Ростовом, выйдя из электрички: вместо того, чтобы попасть в город, на ночь глядя я перешла мост и двинулась в ближнюю деревню. Потом подружка ужасалась, что я это умею до такой степени, она полагала, я шучу)))
 …Всем хотелось немножко разного – я продолжаю мысль о совместном досуге….
 Просто, когда 15 человек – это уже почти Новгородское вече…
 Но у нас всегда находились генераторы идей, и люди достаточно покладистые - все равно куда вместе, зато весело.
 Приезжие - всегда дикари, им хочется сувениров. Найти местечковые изделия в качестве гостинцев из дальних мест было непросто - даже сувениры с надписью « Казань» были из Китая. Тюбетейки, страна изготовитель - Китай.
 Но всё-таки можно. В магазине на втором этаже на улице Баумана, где обещали счастье каждому, кто посетит лавку, где мне дали жестяную китайскую монетку с квадратной дыркой, произнеся длинную, обещающую чудеса речь, я нашла для себя двух котов авторской работы из мраморной крошки. Один - манеки - неко, с поднятой лапой, а второй - упитанный кот на подушке с совершенно счастливым выражением, с подвернутыми лапками и поджатыми когтями – они как раз так выглядят, когда тебе нужно тащится на работу, а они укладываются спать после ночной гулянки…
 На третий день Наилю опять зазвало телевидение, на «Актуальное интервью». Расслабившиеся было хайдзины забеспокоились, но нас спас Петрик. Он вообще в Казани выдавал всякие чудеса – к примеру, написал, спел и даже сплясал рок-н-ролл на тему хайку и хайдзинов….
 А в процессе интервью он принялся читать хайку на японском - наш Петя полон сюрпризов…
 Позже Найля, удивленная и довольная, рассказывала, что программа эта популярная и престижная:
 - Зовут кого угодно - бомжей, киллеров, поэтов никогда не приглашали…Все диву даются - как вам удалось?
 -Наконец у нас получилось приблизится к маргиналам по-настоящему! – это уже подытожила я.
 Мы опять пели ночью, на этот раз в Ленинском саду, и Петрович наладил мобильный мост между Казанью и Новосибирском: на другом конце была shen (Елена Шастрина) ,и у нее была глубокая ночь - у нас всего-то час…
 Это было здорово, хотя я не знаю, что слышно было на том конце: мне один раз пытались устроить так трансляцию с концерта «Машины Времени», но звуки не складывались в целое…
 Фишка в том, что именно Лена первый раз отослала когда-то мою подборку в Хайкумену в 2008 году….(а я ни сном,ни духом.. И  тогда я думала, ее зовут Катериной Шелестовой)))
 А познакомилась лично уже прошлой зимой в Москве…
 ..На следующий день, проводив очередной раз Наилю до дома (мы делали это еженощно), с трудом упихав всякие подарки в сумку(она грозилась разлезться по швам),и ожидая ночного такси, я сидела на пороге хостела в обществе Полины, Андрея (Ская), Рада , Петрика и француза,нового постояльца (Рад выяснил что его зовут Бастиан, и работает он в Бразилии, внедряя какие-то хитрые агротехнологии)
 Они говорили о поэзии, француз временами   пел нам без фальши, с клекотом и придыханием, хватаясь за сердце, что-то очень эмоциональное...
 Сначала он сказал нам, что он хиппи.
 -Где волосы длинные?- Спросили мы.
 Он поведал на английском, что пришлось обрезать из-за работы…
  Из темноты появился местный парень с бутылкой пива и принялся тоже общаться на английском.
 Француз отчего-то заявил, что он коммунист.
 Местный парень сказал тут же, что Ленин был классный, а Сталин - киллер.
 Француз согласился
 Выглянул администратор.
 Неодобрительно сказал местному парню:
 -Гостей спаиваешь?
 И спрятался обратно.
 Парень и впрямь жаждал налить нам пива.
 - Я на поезд.. А там санитарные зоны. Спасибо.-вежливо отказывалась я.
 Потом Петрик с Радом заспорили о переводах и забыли о собеседниках.
 Они – поэты,- сообщила я успокоительно французу.
 Она тоже - поэт! - мстительно сказал Рад. И он, – ткнув пальцем в Скайдансера.
 Все поэты! – сказал, вновь хватаясь за сердце, француз.
 - Как можно думать, что кто-то не поэт?
 Бастиану всего 22)
 Он попросил прочесть Пушкина. А я поняла,что не хочу читать Пушкина - это не мой автор. А Петрик смог...
 И тут пришло  такси…

2012


Здесь многочасовая передача новостей в Казани, где-то 12:45 - минута про 3 августа.

Фото Радиона Далина (Уфа): хайдзины в Казани, август 2012 г. Фестиваль хайку "Хайкумена на Волге".


petrik (Пётр САВЧЕНКО)
Москва

Бродяги хайку

 Первое исполнение: 2 августа 2012, г.Казань, Дом-музей Василия Аксёнова, фестиваль "Хайкумена на Волге"
 Музыкальная основа: классический "Rock around the Clock" c повторением последней музыкальной фразы дважды


 5-7-5 изменили мир.
 Нищий бродяга теперь кумир.
 Все поэты кричат опять:
 7! 7! 5-7-5!

 На закате Хэйан любая собака знала и любила пару песенок вака.
 Их слушали поэты и пел народ, но кому-то хотелось наоборот,
 И монах Сайгё, чтоб хорошо было всем, в горной хижине придумал 5-7-5-7-7.
 Снег, цветы, луна, кукушка, всё, что манит нас, - наслаждайся этой жизнью здесь и сейчас!

 Столица сменилась. Менялась еда. Ничто не изменилось у старого пруда,
 Где под звуки кукушек и сиянье луны поколения лягушек в воду прыгать должны,
 Наблюдая, как летом мимо этого пруда тысячи поэтов уходят в никуда…
 Сын простого самурая локтей не кусал: все другие только видели, а он записал!

 Он взглянул на себя: мне уже 46. Дом сгорел, денег нет, но душа ещё здесь.
 Он позвал Сора и собрал рюкзак, и смахнул всё то, что навернулось на глаза.
 Ах! Пастушьей сумки прекрасен вид! Где лошадь писает, там он спит,
 С незнакомыми гейшами делит кров, но плату не берёт за исправление строф.

 Художник из Кэма Ёса Бусон увидел под пятницу сказочный сон:
 Будто он идёт по следам Басё, и то тому не то, и это не сё,
 Он сам не босяк, его ждёт работа, разрушенный храм и заказы в Киото.
 Традиции рэнга надо беречь – и он возвёл павильон поэтических встреч.

 Крестьянский сын Кобаяси Исса двадцать восемь строф выдавал за полчаса,
 Но за них, как всегда, не платили ни су, и муза дальних странствий охватила Иссу.
 Наша жизнь подобна капле росы, но часто не бывало и её у Иссы.
 Он полз, как улитка, к вершине вдали, чтоб в старости увидеть надел земли.

 Масаока Сики сочинил трактат (а потом ещё шесть, чтобы был результат).
 Формы хокку устарели, - говорил Сики, - неужели нам и дальше всем прощать   косяки?
 Масаока даже думал всё спалить дотла, но вспомнила бабка, что девкой была.
 Молодой литератор, он слёг в кровать, а хокку стали хайку именовать.

 На поминках Сантока хлебнул вина и в десятый раз понял, что жизнь одна.
 Он пошёл по стране, как Бусон и Басё - в пастушьей сумке имущество всё.
 Он пел про снег и змею в реке, а музой была бутылка саке.
 И, хотя он об этом и сам тужил, дольше многих других хайдзинов прожил.

 Джек Керуак сказал: это гон, он знал, что есть товарный вагон,
 И если коп отвернётся – прыг! (Так родилось большинство его книг.)
 В них он учил неизвестно чему, все тщетно пытались подражать ему.
 И, когда наступило светлое завтра, только названье осталось от жанра.

 Мы живем в инете, и жизнь легка, мы читаем Modern Haiku и следим за МКХ,
 Граф Мур нам папа, улитка мать, мы даже по-японски хотим понимать,
 Мы подписываем фото особым шрифтом, а что он значит, решаем потом,
 Но если кто-нибудь спросит, для чего это всё, мы хитро улыбнёмся улыбкой Басё.


 Я очень рада, что это творение Петрика (Петра Савченко), замечательного поэта-хайдзина из Москвы, впервые исполнялось им в Казани на нашем фестивале "Хайкумена-на-Волге 2012".
 Кстати, он  автор идеи хайку-автопробега в 6000 км по СНГ - от Москвы до Элисты и Таганрога, который им был совершён недавно на своей машине с друзьями хайдзинами.


Хайкумена на Волге 2012. Зарисовки

Наталья ЕЛИЗАРЬЕВА (Уфа)

 встреча хайдзынов
 лечу над облаками
 под крылом - Волга

 ***
 душно в комнате
 лишь подрагивает лепесток
 от взмахов веера
 ***
 спешный завтрак
 снимаю полотенце
 с клетки с попугаем

 ***
 маленькая стрелка...
 на два букета меньше
 местное  время

 ***
 тридцать - на солнце
 под пятьдесят -
 в тени

 ***
 душевная песня
 в Лядском саду
 не мешай сверчок

 ***
 ночные фонари
 напомнили сокровища хана
 на дне Кабана

 ***
 рокот  мотора
 о чём шепчутся в кресле
 кепи и шляпа

---------------------------------------
Наталь, всё читаю и перечитываю наши стихи, отчёты-воспоминания...
 Всё-таки собираться вместе - это так здорово! Сейчас ещё некоторые фотографии смотрела по ссылкам - ностальгировала :)

 А ты - просто чудо! Умница во всех отношениях :)

 Очень тебя люблю

 Обнимаю

Мира Михайлова   31.08.2012 

---------------------------------------

Мира, спасибо!
 Так хочется, чтобы встреча повторилась!
 Мы может и сами не понимали,
 что событие на Волге было "эпохальным"!
 )))

Наталья Елизарьева   09.09.2012

---------------------------------------

 Наиля АХУНОВА

 Заметки на веере

  Под утро ко мне
  Прилетела бабочка
  Из чужого сна,
  На радужных крыльях её
  Иероглиф "Любовь"...


 5 марта 2013 года в казанском Доме Боратынских состоялся мой творческий вечер "Заметки на веере" - при поддержке Центра японской культуры "Хато" (Лилия Стрельникова), студии икебана "Линия жизни" (Казань) и ЛИТО КГМУ "Белая ворона". Он был посвящён памяти моей мамы, Шаиды Абдрахмановны... В программу вошли выступление автора, чтение избранных миниатюр из рукописи книги "Заметки на веере", создание цветочных композиций по мотивам  моих хайку и хайбунов - миниатюр в японском стиле мастерами студии икебана "Линия жизни" школы Согэцу Ольгой и Марией Ломовцевыми, Натальей Семёновой. В подготовке вечера принимали участие руководитель студии икебана "Кадо", вице-президент Московского филиала школы Согэцу Светлана Замрий и автор сервера "Стихи.ру" Изабелла Морозова (Дэнвер), благодаря которой я увлеклась хайбунами. Прозвучали на вечере также воспоминания о моей маме Альфии Миннуллиной и Гульшат Амировой, дочерей татарских классиков, песни Бориса Вайнера, Александра Тарвердяна, миниатюры Изабеллы Морозовой, стихи авторов и друзей литобъединения "Белая ворона". А заведующая отделом ИЯЛИ, доцент КГУ Фарида Хасанова подарила мне учебник для 2 класса на татарском языке, куда вошли и мои хайку в переводе Индуса Сирматова. Вели вечер мы вместе с поэтессой Альбиной Абсалямовой, директором музея татарской литературы ХХ века.

  Сумеешь ли укрыть       
  от глаз нескромных,
  о друг мой, веер?


  Наиля АХУНОВА

  Ах, карнавал, удивительный мир! МКХ-5 в лицах и формате 3D


  Ах, карнавал, удивительный мир!
  Здесь перемешан Париж и Памир...

  (из песни)

  мираж в пустыне
  выхожу из программы
  подышать закатом

  Дмитрий Кудря
  (Москва)

  Коломенское
  не спасает от дождя
  казанская шляпа

  Ольга Черных
  (Львов)

  Про шляпу написала мне на память Ольга, хайдзин из Львова. Наконец-то мы в Москве познакомились с ней очно. Спасибо МКХ-5! Как всегда, я пыталась сосредоточиться, но такой калейдоскоп лиц и стихов... И такая плотная и интересная программа: церемония награждения номинантов (мои три трёхстишия "улетели" в номинацию "фристайл), презентация нового альманаха "Росинки" по итогам МКХ-4, где есть и я, поэзоспектакль по стихам болгарского хайдзина Петъра Чухова в замечательном исполнении на трёх языках актрисы Майи Кисьовой, поэтические конкурсы-экспромты, лёгкий фуршет во ВГБИЛ и дружеские посиделки у Петровича, полночные бдения в баре "Жигули" в переулке рядом с Арбатом, где мы жили в хостеле, экскурсии в Коломенское и Аптекарский огород, на выставку икебаны "Осенняя геометрия", культпоход с моими московскими друзьями на премьеру комической оперы Россини "Золушка" в "Новой опере" в саду "Эмитаж", потрясающие декорации к которой были выполены в формате 3D, прогулки по осенней Москве... Но некоторые имена и ники всё же идентифицировались: Инна Хмель (Ростов-на-Дону), Игорь Шуган (Тайнань), Михаил Ляблин (Дубна), Кира Иванова (Моск. обл.), Роман Ляховецкий (Маале Адумим), Михаил Ежов (Харьков)... А некоторые стихи-автографы хайдзинов я увезла в Казань в своём блокноте цвета апельсина, подаренном мне летом на "Хайкумене на Волге" Петриком (Петром Савченко).

  Коломенское
  между двумя каплями
  таёт облако

  Широки Мируками
  (Самара)

  застолье хайдзинов
  вспоминаю
  как писать буквы

  Михаил Ежов
  (Харьков)

  полная луна
  в вазе не хватает
  одного апельсина

  Пётр Чухов
  (София)


  Наиля АХУНОВА

  Английские булавки Петъра Чухова

  После церемонии награждения победителей Международного конкурса хайку-5 все желающие смогли познакомиться с творчеством известного болгарского хайдзина Петъра Чухова, на сцене главного зала ВГБИЛ (Москва) был показан мультимедийый хайку-перфоманс "Английские булавки" по его одноимённой книге. Получился необычный моноспектакль на трёх языках: русском, болгарском и английском. Очаровательная актриса и продюсер Майя Кисьова - поклонница творчества поэта и его единомышленница. "Мои ученики делают тату по стихам Петъра",- поделилась она со мной по секрету, когда мы отмечали знакомство поздним  вечером этого дня в знаменитом баре "Жигули" на Арбате, таково было пожелание болгарского гостя.  Петър живёт в Софии, пишет книги для детей и взрослых, а также играет в рок-группе в качестве ритм-гитариста. Мы обменялись с ним авторскими книжками и ещё он подарил мне диск со своей музыкой. Я хочу здесь привести небольшую подборку стихов поэта, которые успела записать буквально на коленке во время спектакля в полутёмном зале. Кстати, на русский язык их перевела московская поэтесса Наталия Леви (Тайша).

  Петър ЧУХОВ (Болгария)

  весенний день
  бабочка находит
  мои очки

  статуя Будды
  надеваю шляпу
  ему на голову

  дождь без конца
  книга из библиотеки
  которой уж нет

  осенний ветер
  дворняжка
  находит пуговицу

  как моя мама
  этот день угасает
  слишком быстро

  осеннее солнце
  две монеты
  на маминых глазах

  день поминовения
  открываю отцовский
  чёрный зонт

  полнолуние
  отверстие
  его обручального кольца

  полная луна
  ещё один ком
  для снеговика

  она вешает
  занавески
  между зимой и мной

  ущербная луна
  глаза умершего
  ещё открыты

 (Пер. с болгарского Н.Леви)


Эдуард УЧАРОВ

Эссе

Паутинка Наили Ахуновой


 На голом суку
 примостилась под вечер ворона –
 кончается осень...

 Мацуо Басё
(пер. Александра Долина)

 На страницы и листы осени наступали тяжёлые башмаки прохожих. А потом плащи и шерстяные юбки сметали раскрошенные опадыши с аллей. Солнце их ещё плавило. Дождь уже растворял в траве.
 Утренний туман остужал голые ветви.
 Гигантский Ятагарасу , посланный с небес богиней солнца Аматэрасу, грузно вспорхнул с ели и закружил над Чёрным Озером в центре Казани.
 Птица обозревала водную гладь теперь уже искусственного водоёма, словно Будда вглядывался вглубь Лотосового пруда:

 мурашки по коже
 у лужи осенней
 скоро холода

 Как он здесь очутился? Когда-то давным-давно прилетевший, чтобы перевести легендарного императора Дзимму, идущего в поход за основание Японии, через горные перевалы из Кумано в Ямато, сейчас растерянно планировал над парком и тщетно взывал к своей госпоже. Солнце обозначало лишь условный переход сумрака в лимонную светлость. Жалоба Ятагарасу не была услышана:

 дождливый ноябрь
 сад насквозь проржавел
 даже ворона скрипит

 Закрапало небо. Капли начали биться о пруд. В разбегаюшихся кругах, очищающих воду от ряби, птица вдруг увидела своих воронят. Продрогших. Зовущих на помощь. Неокрепшие клювики, перебитые крылья и лапки…
 Горечь и растерянность, непонимание, отчаяние… Вот что слышала благородная птица в пронзительном писке своих детёнышей:

 испуганной птицей
 сердце в груди
 сумею ли удержать

 А ветер крепчал. Сёк крылья. Изнурял своими порывами уже и без того от отчаяния обессиленное тело. Медное небо давило птицу к земле. Воздушные потоки жгли перья. Голые сухие ветви деревьев раскачивались и, казалось, удлиняясь на глазах, пытались схватить Ятагарасу и, притянув к себе, заставить запутаться в своих колючих объятьях:

 как хочется
 летать! Но у воздуха
 острые грани…

 И тогда заветная паутинка пришла птице на помощь. Именно словом-паутинкой можно спастись не только ей, но и её птенцам – открылось птице.
 Слово – вьётся из самой сути бытия. Переплетается солнечным светом, овевается воздухом, подпитывается землёй и водой. Входит в нас. Согревается любовью, верой и надеждой. И вьётся из нас дальше, в мир, где с появлением его на одну паутиночку становится больше добра.

 в который раз
 перехожу поле
 чистого листа.

 В тот самый день, осознав своё новое предназначение – спасать и быть спасённой самой, – птица заговорила. Это был дивный язык предков. Необычный. Плавный и льющийся неспешный ручей. Завораживающий своей хрупкостью и краткостью – словно выдох младенца во сне. Это были стихи.
 Тончайшие паутинки хокку несла птица своим детёнышам, чтобы те, взбираясь по ним, тянулись к свету. Будда у лотосового пруда одобрительно улыбался, смотря на это.

 тончает клубок,
 а выхода нет.
 Ариадна, ау!

 Но паутинка тонка. Много силы в ней, и в то же время длинен путь по этому волоску вдохновения. По дороге что только может не попасться в шёлковые сети сознания.
 И страх, и боль, и даже ненависть к себе – всё изживает нить. Трепещет от самомнения и гордыни. Колыхается от невзгод и непогод семейных. Замирает в обустроенности и упокоённости достигнутого.

 в гамаке паутины
 уютно
 далее открытый космос

 Идите же по ней! Поначалу все мы неумелые канатоходцы. Но, балансируя на грани слова – все мы приобретаем то, что пришло с ним: мякоть земли, сок журчащего водопада, твёрдый кусочек небесной сини, свет воспалённого солнца, тайна холодной луны.

 голубые глаза Луны
 и ночи без сна
 наследство моё

 Много будет всего. Больше вопросов, чем ответов. Больше сомнений, чем уверенности. Больше невзгод и страданий, чем счастья:

 Трепет паутинки
 На холодном ветру.
 Не моя ли участь?

 Но тем ценнее путь. Шаги по паутинке добра, света, любви и сострадания.

(стихи в тексте эссе - Наили Ахуновой)


Сверчок с оркестром

Хайку Майо БАЙО
(Нигерия)


 За росинками росинки.
 На паутине
 Нитка жемчугов.

 
 Шарики воды
 свободно падают из крана…
 Мистер Гравитация развлекается.

 
 Я никто.
 Дышащая горсть праха
 Дожидается ветра.

 
 Радуга -
 Обручальное кольцо
 Земли и солнца.

 
 Зимняя стужа.
 Даже моя собака
 Жаждет одеться.


 На рисунке
 Крылышка бабочки
 Речная дельтa.

 
 Через тропинку
 Медленно и громко
 Сверчок с оркестром.

 
 Жизнь так ярка!
 Светлячок
 На моём пути.


Пер. с англ. Натальи СЕДЕНКОВОЙ (Самара)

---------------------------------------


Фото Радиона Далина (Уфа): хайдзины в Казани, август 2012 г. Фестиваль хайку "Хайкумена на Волге".


Рецензии
интересно почитать........

Елена Михалёва   15.05.2018 09:30     Заявить о нарушении
Да, и фестиваль получился интересным!

С теплом,

Наиля Ахунова   15.05.2018 12:39   Заявить о нарушении