Репточка 9 Водолазы вербуса

 Водолазы вербуса
 
 Убогую попсово –песенную позднесоветскую  поэзию рокеры буквально взорвали. В поэтически оборот пошли слова, ранее блуждавшие где-то на переферии. Речь не столько о мемуаристе- аквалангисте –дайвере(хотя и он заныривал),который сибаритсвовал на волне славы вместо того, чтобы всё же освоить гитару ну хотя бы по школе Маттео Каркасси. Ею не гнушался, кстати, даже знаковый американский  джазовый гитарист Чарли Бёрд.

  Речь о настоящих водолазах …Таких как Илья Кормильцев. В самом деле большой русский поэт конца ушедшего века, с ним же от нас и ушедший и забравший с собою свою тайну. Может быть даже символично, что он умер в стране «Свинцовых дирижаблей» от опухоли в позвоночнике, словно надорвался на погрузке-разгрузке вагонов запретного в слове и поэтических улётах- фантазиях.  Он переводил контр-культурных Уэлша, Уэльбека, Паланека, Уильяма Берроуза и сатаниста Алитсера Кроули. Кроули , конечно, во многом потому , что им сильно увлекался Джимми Пейдж…
 
 Плант до сих пор носит длинные волосы. Располнел толкиенист, утратил эльфическую стать. Поэт-вокалист, украсивший стихами и вокалом композиции Пейджа всё ещё активен. Он пел о богатой леди, желавшей купить за деньги лестницу в небеса, об идиллической поляне, куда уводит Пан со свирелью, целующей в губы Вдохновения ( в «Лестнице» не даром звучит флейта). Он слагал пафосные стихи про любовь, которая останется, если даже вывернутся наизнаку горы и погаснет солнце…Стихи Ильи Кармильцева совсем об ином. Об апостоле ходящем по воде, лезвии бритвы, сыром подвале, откуда вырывается на волю «Я хочу быть с тобой…» Его стихи Пели и Бутусов, и другие.  Но нашёл ли он своего Джимми Пейджа, который мог бы сопроводить философские тексты полифоническим инструменталом? В Свердловске, Питере, Москве… Вряд ли. Просто не из чего выбирать было. Пришлось монтировать из того, что имелось.

 На одной из телевизионных встречь с Александром  Градским, ему задали вопрос насчёт «русского рока», назвав его «отцом» этого дитятки. Но Градский не только открестился от отцовства, но и сообщил во всеуслышание, что никакого такого рок-н-ролла в России нет и быть не может. Это совсем иная культура. И рассказал случай о том, как попал в лондонскую оперу, где при входе  раздают партитуры для пения в зале.Вообще это отдельный и очень непродуктивный разговор -почему у них, если взять почти любых четыре ливерпульца, певших в детсве на церковных богослужениях и занимавшихся самодеятельностью при  методистской(баптистской, какой другой церкви), то получатся "битлы". А у нас? Недавно ко мне пристали в метро двое мармонов. Я спросил: "Рокеры?" "О, да!"-закивали они в ответ, как марионетки, приводимые в движение нитками, резиново улыбаясь при этом. Другой вопрос-почему у них сатанизм "Блэк сабат" -это игра, а у нас - смотришь "Вия" - и становится не по себе. Эти "почему" множатся до бесконечности. Композиции их харизматичных групп  так же изящно изузорены музыкально, как и "их" готические соборы.Вокал -многоголосье.Инструментал - полифония. У нас вокал-вой, аккомпанемент -бряканье.Слова , правда, нередко-выручают. Башлачёв-это по сути "Вий" андеграунда. Строчка "капля крови на рукаве" после советских мыльно-песенных поэтов про дожди и сненжинки -режет во живому. У Виктора Цоя градус истинного поэтического накала дотоле разве только у Маяковского в каком-нибудь "Нате!" присутствовавший. Тут уже не "в широких шляпах, длинных пиджаках с тетрадями своих стихотворений." Это бой("пожелай мне удачи в бою"),война, нашествие...Но чего и на кого? 

  У них - прослушиваются и просматриваются в композициях Бах(иногда вставками), Гендель, амерканский и латиноамериканский джаз-в музыке, Поль Верлен, Эмили Дикинсон, Байрон,Шелли Толкиен в поэзии. У нас...Наши рокеры вполне аутентично понагнали блатняка в перемшку с перепевами "фенек" советских ВИА.Не даром, видать,
 Александр Градский ухватился за "кантревого" Бёрнса.Есенина, Клюева, Рубцова  на эти аккорды с "тирлями" не споёшь. Кстати Бёрнс так и стал великим русским фолк-поэтом с тех пор. Не один Градский его поэксплуатировал.Но в деревнях наших и районных ДК продолжают петь под баян или гармошку "Хлеб всему голова" и "Деревеньку -колхозницу"...
 
 Ну, не знаю -не Лорды мы, не Стивы Вэи, не Элы ди Миолы...Да и русский язык и английский - фонетически , смыслово, сакрально -совершенно разные миры. Послушать латинские молитвы и на церковнославянском- ну ничего общего. Бортнянский так же не похож на "Страсти по Матфею" Баха или "Реквием" Моцарта, как Сикстинская модонна или Венера Боттичелли на пермские деревянные скульптуры.Тем более -на "доски" икон.

 И всё-таки  сочинитель  с элетрогитарой(или «акустикой»), будь он «тутошний»  или  «тамошний»  - это нечто совершенно иное нежели стандартный советсткий член СП или, допустим, милитаризованно-подконтразвеченный  Флеминг. Это абсолютно иной образ.

 Писатель на посту
 Стоит, не унывает -
 Видит за версту
 И мысли выражает.
 Не смог бы столь глубоким
 Быть его роман,
 Когда бы был писатель пьян.
 «Блюз о безусловном вреде пьянства..», Машина Времени.


  В том и прорыв, что писатель может быть пьян уже не тайно, а явно.Он имеет право быть сумсасшедшим. "Нетакистом"(была такая поэтическая группировка в Новосибирске).Или СМОГовцем. Самое Молодое Общество Гениев в Москве и его шаман- богемный маг - оператор Лёнечка Губанов- это хоть и не "русский рок", но по бунтарскому духу-нечто абсолютно не укладывающееся в голове. Как  мальчишки-москвичи(стиляги-бугивужники,модернисты, не утратившие живой связи с Кручёных, Бурлюком, Малевичем) того дорокерского посева могли обрести такую безграничную внутреннюю свободу в империи ещё не проветрившеёся от запаха гуталина диктаторских сапог?
  Первая волна рока во многом формировалась вокруг осуждавшейся "фарцы" пластами-джинсами.Инструменты, аппаратура-всё это стоило немалых денег.(Да и до сих пор это так, хотя и скидки ощутимы). В провинции строгали грифы из буковых ножек столов, учились размечать мензуру, в столицах полуконтрабандный товар шел за бешеные деньги. Инструментами могли обзавестись лишь немногие. С "теневой" музыкальной коммерцией боролись, как со стилягамии - хиппарями. Обвинилово рождалось из ответа "да" на вопрос -торговал ли поэт-музыкант билетами на свои концерты?
 
  Костюмы, маски, женщины, мужчины,
 Глупцы - печальны, клоуны - смешны,
 Быть может тот, кому ты смотришь в спину, -
 Не знает сам, каков он со спины?   
 (Алексей Романов)


 Лидер «Вокресенья» Алексей Романов посидел –таки в тюряге за такое творчество. У него конфисковали гитару…Это сегодня вообразить даже не просто. Кстати, как гитарист, он продвинулся заметно дальше других. Сейчас вот пытался отыскать материалы гитариста из группы «Электрон» Валерия Приказчикова. В то время, как другие только патлы под битлов отращивали да костюмы а ля Махариши шили, он сыграл на гитаре многое, что было нашим гагарам недоступно. Да и буревестникам. Барды дали понять, что в русском языке много ещё нехоженых тропок, ну а рокеры уж подключили публику к электрическому шнуру, усилку...И публика начала не по комсомольски бесноваться, ломясь на концерты.
   
 Новосибирский рокер Чупахин (кажется, медик) сочинил песенку, которую пели во всех кабаках.

 Подошёл огонь к воде,
 отразился в ней…
   
 До сих пор удивляюсь, как удалось ему перелицевать простенький рифф в стиле кантри. Я  следом за ним пару раз переделывал этот по-битловски звучащий шаблон. «Ты припомни где и когда…»   

 Когда учился в ТГУ на филфаке, мои стихи брали тамошние рокеры, пытались петь. Но я не ходил слушать, потому что  не верил в то, что у нас возможет Стив Хау или Джимии Пейдж. Мне, откровенно говоря, резали слух композиции отечественных рокеров. Ни по вакалу, ни по инструменталу они меня не устраивали. И не потому что я такой мрачный сноб. Западные то группы слушать было захватывающе интересно, но во многом не понятно было вообще как строится эта музыка.Что-то пробовал подбирать, стилизовать. Что-то получалсь, что-то нет.Искал ноту и не находил их.А если и находил сборники с названиями "Современная музыка", "Блюз", "Джаз"(в частности борник лауриндо Альмейды), -это было не то. Я продолжал играть пьесы , услышанные когда то с пластики , где гитарную музыку исполнял Андрес Сеговия, это меня увлекало куда больше…Ну и, конечно, думал о том про себя, как соорудить свои «Джулаи монинг»….Хотя и не знал, как к этому подступиться...

 Забавный случай с покушением на  авторитеты незыблемых кумиров произошел в Томске после концерта «Машины времени». Мой однокашник Боб Привалихин(он как раз коллекционировал пласты западных групп и благодаря ему я наслушивался их под завязку), подошёл к Макаревичу и вежливо заметил, что строчка с выражением «как вянет листопад…» -безграмотная. Тот , мило улыбнувшись , не стал возражать…

 В одной тогдашней челябинской тусовке я прослушал  довольно много композиций «машинистов» - откровенно впечатлило некой декадансовой сюрреалистичностью. Позже это впечатление истаяло… Увы. Позже сильно всё опопопсовело  из-за злоупотребления фортепьянным аккомпанементом, в котором и бит не тот, хотя на гитаре столько нот наиграть куда сложнее... 

  Но в целом ниша оказалась занята.Бунтари омасскултурились, конечно.Но все же и заняли пьедестал.  И если некоторые снобы-ровесники  приняли подвиги "руского рока" с кривой ухмылкой на лице, то следующее поколение произвело их в идолы.

 "Пока мы молоды, мы находимся на переднем фланге происходящего, то есть создаваемого.
       Совершенно не важно при этом, пишешь ты книги или читаешь написанное другими. Создающие вкупе с потребляющими образуют некий общий культурный слой – толщиной примерно лет в двадцать. За это время обычно успевает созреть новое поколение, которое родит свою эстетику, основанную, конечно же, на отрицании вашей, предыдущей.
       Вы оскорблены до глубины души, в которую эти юнцы вам плюют – вы ведь творили и для них и очень на них рассчитывали! Вы уже забыли, что двадцать лет назад вы были точнехонько на их месте и ничем от них не отличались – только вы тогда все были в белом, а они теперь в голубом. И старшее поколение очень неодобрительно тогда на вас поглядывало. И казалось оно вам тогда скопищем заскорузлых пердунов, давно забывших свет Истины, а сама Истина в этот момент трепетала если не в ваших руках, то во всяком случае где-то очень неподалеку."

 Эти мысли вслух Андрея Макаревича , изложенные в мемуарах - «Сам овца» - как бы констатция факта наоборот. Кого уж, а его то как раз в "старые пердуны" никто не списывал.  Блистательный кумир, которому внимают миллионы, как и БГ или Юрию Шевчуку.( В Уфе от красавицы телевизионщицы чуть в шлаз не получил, скромно покритиковав кумира, там обитавшего). Это данность. И даже когда Путин спросил у Шевчука -как того зовут(у Маккартни бы не спросил-знает, что Пол) и тот ответил :"Юра", это был целый спектакль кумиропочитания. Надо же, всего лишь -навсего президент-премьер, а такого видного деятеля, полубога можно сказать, по имени  не знает! А вот Ричард Никсон знал как звать Джона Леннона и не исключено, что не без его участия, ЦРУ(одна из версий) подослало к несчастному Джону Чепмена с армейским кольтом.   


* Фото автора. Здесь живёт "Чакона" Баха


Рецензии
Спасибо, юра! люблю читать то, что ты пишешь и о чём - это , видимо тот пласт, края которого все мы, даже не замороченные коснулись. рада тебе!)

Ольга Цветикова   12.08.2013 01:20     Заявить о нарушении
Как-то раз, тщетно пытаясь до меня дозвониться, он набрал городской, моя жена взяла трубку и он ей признался что с армии имеет диагноз, ну вот такой он, ну что поделаешь.
Временами мы пытались сделать запись. Чаще всего это срывалось, то не могла вокалистка, то не мог сам Юлий, то еще что-то.
Кое-как я уговорил седовласого «композитора» купить электрогитару, про которую он много и взахлеб говорил, совершенно, кстати, не разбираясь в инструментах.
За полтора года он не выучил на ней ничего, продолжая покупать транзисторные комбики по полторы тысячи рублей, сокрушаясь о красивом звуке, который идет с записей Лед Зеппелин и Эрика Клэптона. Когда я говорил о том, сколько стоит качественная аппаратура и предлагал приемлимые варианты, то в ответ слышал что «да, надо взять денег, вот накоплю с зарплаты». Зарплату пиарщик получал в два с половиной раза выше моей.
Под конец я понял, что толку от этого не будет никакого. Что так и будут вечные разговоры о том, что надо подсобрать материал, перевести его в ноты (зачем?! Есть нормальная программа Гитар Про, где все показано и на грифе гитары, и в табулатуре и теми же нотами можно прописать. Да и добро бы ноты, если ты с нотного листа читаешь так же, как и с газетного, а когда ты их разбираешь неделями и месяцами, чем занимался Юлий, выучив одно произведение и забыв середину из второго…) что надо разбить составы и вот с этими играть попсу, а с тобой мы займемся блюзом…
После поездки в Томск, где на него пришли посмотреть старые институтские товарищи, я услышал из уст одного профессора второй диагноз, поставленный Юлию. «Знаешь, Слава сказал так: я думал, Юлий серьёзнее» - сказал он. Это было поводу песенок, написанных
Юлием для попсового, как он выражался, состава.
Задумывался я и о том, почему Юлий вечно недоволен культурным образованием музыкантов, не понимая, в какой среде он этих музыкантов находит. Если хочешь играть каверы на джаз, на Баха или Дебюсси, тебе прямой путь в консерваторию, я считаю. Набирай там каких угодно ребят и музицируй с ними. Но консерваторские его не устроили тем, что "они не умеют импровизировать". «Прикинь, они меня спрашивают, а можно это нотами записать? А я им: какие ноты, это же чистая импровизация!» Те же, кто не поступая ни в какое музучилище просто играют рок, снимая что-то на слух, имея опыт выступлений и свои понятия, как должна выглядеть музыкальная композиция в определенном стиле наталкивались на снобисткое: «Да они же не знают, кто такой Заболоцкий! Ну абсолютно пещерный уровень. Я им «арабское каприччо» играю, а они по квинтам шмаляют.» При чем здесь Заболоцкий, классическая гитара и блюз, как они сочетаются в музыкальном плане, это ведает только Юлий. Барабанщик же например просто слышит, что старичок «вторую долю не оттягивает», не может ритмить нормально.
Долго мы бодались из-за каверов, которые я отказался играть. Незачем тратить свое время, а в итоге и свою жизнь на то, чтобы разучивать чужие песни и выступать с ними в кабаках. Но это была задумка Юлия. Он считал, что таким образом можно заработать деньги, совершенно не зная ситуации в городе, о том, что существует конкуренция из профессиональных музыкантов, которые играют в пять раз лучше Юлия и имеют в десять раз более обширный репертуар.
Что же касается его рассуждений об андеграундном образе жизни, который он якобы ведет, то как может человек, всю жизнь вращающийся в кругах, условно говоря, бомонда и работающий на власть быть контркультурщиком? Ведущий вполне респектабельный образ жизни, имеющий трехкомнатную квартиру, третью жену и двух взрослых дочерей мэтр вполне мог считать себя затворником, преследующим высокие цели.
Не знаю, курил ли он что либо крепче махорки и пил ли что либо гаже портвейна (ах, да! пиелонефрит!) употреблял ли какие либо наркотики, но панк для него это нечто из книжки Альберта Тоффлера «Футурошок», грязное, истеричное и до сих пор неведомое.
До шестидесяти лет не записавший ни одной «рокерской» или блюзовой композиции (будем честны, самопальный диск, где он играет на классической гитаре фламенко и опосредованный джаз у Юлия есть) ни путем наложения, ни путем сотрудничества со студийными музыкантами, ни со своей группой, вечно находящейся в периоде полураспада, бурно фантазирующий на темы, что можно сочинять оперу про валькирий, а можно какие-то песни продавать, а вот у меня знакомый забрал журналистский клуб себе, можно там будет выступать, мнящий себя полубогом, но в итоге не делающий ничего Юлий стал для меня примером того, как «не надо.» Человек, в свои шестьдесят троллящий на многочисленных сайтах поэзии, вызывает недоумение. Называя себя учителем и твердящий о полной безграмотности, «говнорокерстве» людей, с ним связанных, он порождает отчуждение и брезгливость.
Я ничего не знаю о его жизни, ибо он пытается строить её по образу мифов, намекая, что он не совсем то, чем является. Сумасшествие и наркоманство это не порок, а творческий путь; а если завязал пить, то это ничего – здоровее будешь, рассуждает Юлий, говоря о себе. Я прожил жизнь Писателем, так пусть они читают – вот его девиз. И пишет вот такие опусы в виртуальном мире.
Как это все соотносится с реальностью знает только бог, с которым Юлий, кажется, не понаслышке знаком. А! – нет, то были инопланетяне.

Сергей Шуба   14.08.2013 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.