Сценарий музыкального фильма Воробышки

            Сценарный проект «Воробышки»
            Романтические хроники, философские наблюдения.
            Киноматериал в 4 эпизода.
            Автор проекта, слов и  музыки – Давидюк Александр

Краткое содержание:

Немолодой музыкант в переходе метро начинает петь. Мимо него проходят люди, у каждого своя история. Мы заглянем в три таких истории. Любовный роман в поезде - «Парижанка», история бродяги из Америки, случайно попавшего в Россию - «Гарри из города Чикаго» и историю бывшего детдомовца, прошедшего 90-е, выжившего и ставшего состоятельным человеком – «Воробышки».
Часть 1. « ПАРИЖАНКА»
Подземный переход в метро. Музыкант, лет сорока пяти. Внутри самомнение в сочетании с мудростью. Снаружи неухоженность. Артистичное лицо, тонкие черты, небритость, вечная усталость. Спившийся романтик.
Открывает футляр – кофр. Располагается с гитарой в руках.
Начинает с перебора.
«Вновь ложатся пальцы на истертый гриф,
И смолкает вечно шумный переход,
Перелистывая пожелтевший стих,
Сиплым голосом о чем-то он поет.
Он, наверное, ещё не так уж стар,
Но вино - его бодрящий эликсир,
Верный друг его потрёпанный футляр,
Переход - его давно прижитый мир.
Припев:
Звуки рвутся, синкопируя подчас,
Удивляя знатоков и простаков,
В нём живёт цыганский транс и русский пляс,
Откровения веков и мотыльков»
Идет импровизация, соло, переходящее в общий шум толпы, в метрополитене. На этом фоне выделяется один прохожий, это-молодой человек, студент старших курсов. Внешность приятная, походка спортивная. Скептик - романтик. Внутри всегда позитив.
Проходя мимо музыканта, он уходит вверх, на платформу вокзала, к вагону поезда. В купе уже находится женщина, лет тридцати. Смотрит в окно. В вагоне почти пусто - не сезон. То есть осень- ноябрь (либо март).
Начинается роман в «дорожном стиле». Студент, давая возможность даме переодеться, выходит в тамбур. Закуривает. Спустя некоторое время, в тамбур заходит и женщина. Она переодета в халат, с некоторой откровенностью. В руке ее дорогая, не прикуренная сигарета. Молодой человек, естественным образом ухаживает. После первой затяжки женщина поднимает глаза, пристально смотрит, как- бы что-то вспоминая. Опускает глаза и отходит. Взгляд мечтательно-отстраненный. Взяв несколько затяжек, уходит, поправив волосы и еще раз посмотрев на парня. Он волнуется. Докурив и минуту поразмыслив. Тоже возвращается в купе. Через минуту дверь защелкивается изнутри.
На фоне окна появляются скрещенные руки в ритме меняющие свои импульсы (сжатие – расжатие). Темнота. Луна в окне поезда. Освещенное лицо курящего парня. Спящая женщина, волосы на подушке. 
В соседнем купе сидят три человека. Мужчины. На столе карты, выпивка и закуска. Среди них наш гитарист (из перехода).
Лукаво глядя перед собой, поет песню «Парижанка». По ходу песни идут картинки: Париж, Женщина в уличном кафе, Прогулки по Елисейским полям. Иногда вмешиваются кадры, сплетенных рук, глаз, вглядывающихся друг в друга. Это кадры из купе. Все в романтике. Без откровенных сцен.
Песня заканчивается на импровизации с участием аккордеона и скрипки, соответствуя жанру.
Припев:
«Она была почти как парижанка,
Как Елисейские поля,
Дитя Монмартра и цветок Монмартра,
Такой всю ночь она была».
1. «Она была почти как парижанка,
С волнующей романтикой в глазах,
Капризных губ веселая огранка,
И сипотца и даже дрожь в руках.
Она себя вела высокомерно,
До первого желанья покурить,
Да, в прошлом было лучшее, наверно,
А будущего может и не быть».
Припев:
«Она была почти как парижанка,
Как Елисейские поля,
Дитя Монмартра и цветок Монмартра
Такой всю ночь она была».
2. «Ей так хотелось быть в заглавной роли,
Вчерашнего безоблачного дня,
Что нынешний фрагмент, казался болью,
Которая свалилась на меня.
И я сыграл того, кто был ей нужен,
А ей понравилась игра,
Но счёт оплачен, кончен ужин,
Потушим свечи до утра».
Припев:
«Она была почти как парижанка,
Как Елисейские поля,
Дитя Монмартра и цветок Монмартра
Такой всю ночь она была».
По окончании песенной импровизации на вокзале у вагона женщину встречает мужчина. Старше её, серьёзное, озабоченное лицо. Достаток очевиден в одежде, манерах.
Парень из вагона выходит последним. Они чужие.

Часть 2. «ГАРРИ»
Молодой человек из предыдущего эпизода, проходит по перрону в одиночку. Он идет последним. На перроне пусто. Лишь на лавочке, в лохмотьях, завернутый, по - привычке, в газеты, лежит человек. Бродяга-бомж. Парень его проходит, удаляясь. Мы видим, что человек в лохмотьях не спит. Он, бодрствуя, дремлет. Будто медитируя, его газа куда-то, чуть улыбаясь, безучастно вглядываются. Все, что происходит вокруг, полностью им контролируется. Сам он почти не заметен в общей картине, человечески мимикрируя.
Но на перроне появляется персонаж, который с первых шагов попадает под тотальную слежку бомжа. Это высокий, хорошо одетый браток, бизнесмен, лет 45, хорошо во хмелю. Его цель пребывания на перроне не совсем понятна, оттого настораживает хозяина лавочки. Мужчина задумчиво идет, периодически останавливаясь, как бы что-то взвешивая, беспорядочно прикуривает. В руке бутылка дорогого французского коньяка. Но коньяк не пьет. Побродив по платформе, несколько минут, этот человек, решительно махнув рукой, уходит. Его походка становится тверже. Проходя мимо бродяги, задерживается, оставляет бутылку на лавочке рядом с бомжом, ухмыльнувшись, «браток-бизнесмен» уверенно идет к городу, унося с собой свою историю. Как только мужчина отошел от лавки бомжа, бродяга, с виду спящий, ловко, хотя с преувеличенной траекторией, схватил бутылку и, вскакивая на «полуприсест» прячет ее запазуху.
Убедившись, что его никто из конкурентов не пасет (не контролирует), бродяга жадно начинать хлебать из горлышка. Захлебывается и кашляет. Глаза слезятся. Но на третий-четвертый припуск к бутылке, успокаивается. Принимает горделивое выражение и пьет спокойно и с достоинством. Вытирает рукой губы, прячет бутылку запазуху и, задумывается, глядя в небо. Там пролетает самолет. Глаза вдруг останавливаются «в положении и в выражении». Фон- шум самолета.
Взгляд бродяги уходит далеко и высоко. Он улыбается, рот почти неподвижен. Одни глаза - там светло, там есть прошлое. Вот семья, в кирпичном многоэтажном доме. Рабочий район. Вокруг дома шумят машины, внутри шумят люди. Ужин переходит в крепкий скандал. Длинноволосый парень, в джинсах клеш,  не доев, уходит из-за стола. Ему лет 16. На улице, сразу же встречает таких-же - по образу и подобию. Небольшой группой бредут сначала просто по улице, потом, посоветовавшись, направляются определенно, в темный закоулок. Покурив травки, повеселев, продолжают свой путь в никуда. В картинке: парк, хохот, разборки.
Группа «перекати поле» гуляет, где попало. У освещенных витрин, по грязноватым улицам, в глаза бросаются афишные столбы, щиты с рекламой и афиши. Привлеченные афишей на стене, они заглядывают в концертный зал заводского клуба.
На сцене хорошее освещение. Огромный биг-бенд. Идет репетиция. Парни рассаживаются и слушают. На сцене, как бы с разминки, с клавишных высоких нот, музыканты переходят на четкий рок-н-ролл.


«История Гарри»:
1. « В Чикаго утром газетный хлам,
Бродяге Гарри тело согревал.
О переменах писали там:
«Мол, бизнесмены всех мастей,
Давайте к нам»,
Что за день Бог послал, собрал в ладонь,
Брюки и галстук взял в прокате.
И  Pan American  доставил к нам,
Гарри, бродягу из Чикаго.
На Гарри бросился весь бизнес мир,
Все банки разом  двери распахнули:
«Добро пожаловать, на наш Российский сыр,
Нам всё равно, что вы ночной помойщик улиц».
Гарри преподнесли свой лимузин,
Офис и окна на Тверскую,
И секретаршу - ангел, как Мэрилин,
Все говорят: «How do you do you?»
Припев:
«Гарри из города Чикаго,
Самый богатый человек,
Гарри, бродячая дворняга,
Стал владельцем улиц в городе Москве».
2. «В Чикаго утром, газетный клок,
В холодный ветер бродяге душу грел,
Взглянув в страницу, он вдруг встал, как столб,
Дружище Гарри на него с листа глядел».
«Как тараканий полк, бежит к еде,
Так в Старый Свет пошли бродяги,
И Pan American  везет в Москве,
Нищих Нью- Йорка и Чикаго».
Припев:
«Гарри из города Чикаго,
Самый богатый человек,
Гарри, бродячая дворняга,
Стал владельцем улиц в городе Москве».
Во время исполнения, картинки сцен из американской хроники: Небоскребы, война во Вьетнаме, казино, стриптиз бары.
Прилично одетый, богатый Гарри, семья, бутылка, скандал. Парк, бутылка, бедный Гарри, газета, прилет в Россию, та же история. Гарри делают богачом, подставляют в финансовом плане, и выкидывают в подпитии, где-то в глубинке. С трудом он пробирается в Москву. И вот он здесь, на привокзальной лавочке, так он мысленно ближе к Америке. Его даже милиция не трогает. Бомж-иностранец. Но музыка еще тихо звучит, в стиле Ново-Орлеанского блюза. Глаза Гарри всё также блестят далеко и лихорадочно.  Мысленно он в Чикаго.
Восстанавливается сцена прохода мимо Гарри «братка-бизнесмена», который идет к вокзалу, к городу, со своей историей.
Часть 3. «ВОРОБЫШКИ»
Южная глубинка. Облупившиеся стены одноэтажного строения. Табличка поясняет, что это Детский дом. Ветхий, деревянный забор, с огромными дырами- лазами. У забора, скрывая их, растут кусты сирени, акации, рябины, черемухи.
Подворье - трава-подорожник, песок, грунт. Подростки играют «в пекаря».
Игрок бросает палку в фигуру - жестяные банки горкой. Палка, направляясь к «фигуре», летит, увеличиваясь в размере, прямо в объектив камеры.
Фигура разбивается вместе со взрывом.
Картина: взорван и искорежен дорогой автомобиль. Хроника убитых и покалеченных людей.
Сцены: «стрелка», разговоры в «стиле пальцовки», по понятиям. Пересчитывание большого количества денег, руками и машинкой. Фрагменты поочередно: казино, стрелка, казино, перестрелка. Газетные вырезки, сводки о погибших. Похороны в Америке.
Наш персонаж в самолете. Он везет часть земли с могилы на родину, на Украину. Часть земли для похорон в Подмосковье. География души.
Шереметьево. Таможенник держит в руках небольшой пакет с землей. «Для похорон на родине»- поясняет наш персонаж. Таможенник, возвращая пакет, по-философски комментирует:
«Душа и память вечна, остальное - прах».
Ресторан. Музыканты играют вживую. Крепкий мужчина, волевое лицо, лет сорока пяти. Волосы с проседью. Глубокий, задумчивый взгляд. Он один. Он выпивает и закусывает. Иногда разговаривает сам с собою. Никого не ждет. На стуле рядом со столом, сумка, в ней «земля».
Музыканты играют. Мужчина подходит к вокалисту, дает 100 долларов. Тот поёт песню «Воробышки». Мужчина садится за свой столик.
Припев:
«Воробышки купаются в пыли,
А я на них гляжу, глазами детства.
Детский дом, краюха на двоих,
Пустое, безответное наследство.
Быть может, я сюда ещё вернусь.
И угощу ребят простым обедом,
Детства дом, ты радость, ты и грусть,
Идущая, по жизни моей следом».
1. «Сегодня - я почтенный господин,
Сегодня мне всё можно,
Сегодня, я за столиком один,
И оттого на сердце так тревожно.
Недавно, нас так много было всех,
Страничек в записных нам не хватало.
Недавно, ещё слышен был ваш смех,
Но годы, вас землёю забросали».
Припев:
«Воробышки купаются в пыли,
А я на них гляжу, глазами детства.
Детский дом, краюха на двоих,
Пустое, безответное наследство.
Быть может, я сюда ещё вернусь.
И угощу ребят простым обедом,
Детства дом, ты радость, ты и грусть,
Идущая, по жизни моей следом».
2. «Звенело, лето молодости той,
Смешными были наши погонялы,
А к детям возвращались мы зимой,
Сиротам, так папаш, не доставало.
Сиренью, поросли заборы там,
Где что-то, мы туда - сюда, таскали,
В сирени, теперь плиты по крестам,
Ну, а сирот, по- жизни, больше стало».
Припев:
«Воробышки купаются в пыли,
А я на них гляжу, глазами детства.
Детский дом, краюха на двоих,
Пустое, безответное наследство.
Быть может, я сюда ещё вернусь.
И угощу ребят простым обедом,
Детства дом, ты радость, ты и грусть,
Идущая, по жизни моей следом».
Под звуки импровизации скрипки, мужчина выходит на улицу, и идет к машине. БМВ-Х 5. Минуту, подумав, как бы сверяя степень алкоголя, ухмыльнувшись, уходит прочь.
В руке бутылка французского коньяка. Он бродит между вокзальной площадью, перроном. Потом, увидев бродягу в газетных лохмотьях, оставляет ему бутылку коньяка, и уходит в метро, подземный переход.
Толпа. Наш старый знакомый музыкант отрешенно играет. Кто-то остановился и слушает. «Браток- бизнесмен» подходит к музыканту и дает ему 100 долларов. Немного послушав, нетвердой походкой уходит.
Под стенкой, поодаль стоит «наш студент». Чуть дальше, передвигается Гарри.
Увидев купюру, музыкант собрал её и остальные деньги. Защелкнул футляр. Начал собираться.
Звучит продолжение первоначальной прологовой композиции «Переход»:
«Но смолкает  вечно-шумный переход
Лишь сейчас напомнит о себе спина.
Сколько жить ещё, день, час, а дай БОГ год,
Жизнь его, как ненадёжная струна.
Оттого рука, защёлкнув свой футляр,
Снова тянется к баклажке на груди,
Ежедневно тебе публика верна,
Но у вас с ней очень разные пути.
Но у вас с ней совсем разные пути».
Собрав свой скарб, выпив несколько глотков из баклажки, музыкант, лукаво улыбнувшись, подхватывает футляр и уходит.
Музыка звучит  без голоса в импровизации на заданную тему.


Рецензии