Продолжая разговор. Устойчивое развитие

Я родился. Каждое поколение, приходя в этот мир, открывает его заново. Открывает для себя зачастую самые что ни на есть прописные истины. Узнает и открывает. Это разные вещи. Можно знать набор избитых истин, но не осознавать их. Осознание и знание - это разные вещи. Каждое поколение имеет свой опыт, как передаваемый, так и нет. Многое из опыта не передается и уходит из этого мира, умирая вместе со своими носителями. Каждому поколению мир дает тот или иной набор возможностей. Если ты родился в племени, в котором уже есть один шаман и при этом племени нужен всего один шаман, то вероятность, что ты станешь шаманом, пока старый шаман здравствует, невелика.

Знание.
Мы, люди, научились передавать знание, но с передачей осознания есть проблема. Некоторые истины можно передать только при личном общении, соблюдая принцип обратной связи, чтобы понять, осознал ученик или не осознал, а осознав - научился ли и захотел ли применять на практике. Знание осознаваемое, осязаемое, в том числе знание и осознание в формы веры, в сочетании с людьми, подобно воде, где люди подобны песку. Песок разобщён, ветер поднимает песчинки и отрывая их друг от друга мчит их вдаль. Добавьте умеренное количество воды к песку, и песчинки связаны воедино. Ветру нелегко их поднять, но избыток воды делает с песчинками туже работу, которую до этого легко делал ветер: песчинки легко отрываются друг от друга, а вода превращается в мутный поток.

Вера.
То, что я выше написал про знание в форме знания, верно и для знания в форме веры. Это, если верить евангелию, прекрасно понимал Христос, сказавший «не мир принес я вам, но меч». Любой набор идей, любое знание может либо быть не воспринято людьми, либо воспринято с разделением людей по группам, объединенным сходным восприятием данных идей. При этом такие группы вряд ли будут терпимы друг к другу - скорее, они будут настроены агрессивно: те, которые «они», якобы искажают свет истины. Понимая это, Христос тем не менее говорил, давая знание, в том числе, говорил притчами, одна из которых - «притча о талантах», придавшая другой смысл слову талант, учит, что нельзя зарывать то, что тебе дано, в землю. Находясь между двух этих мыслей, давать знания и знания в форме веры можно только руководствуясь верой и находя мир, в который ты пришёл, «неправильным» с точки зрения твоей веры.

Познание. Познание субъективно и проистекает из субъективного же опыта. Если на протяжении твоей жизни не было неких явлений, то ты только с помощью богатого воображения можешь их предположить, но, предполагая, ты не можешь их познать и систематизировать. То, что я наблюдаю, и то, сколько я это наблюдаю и на каком уровне, позволяет мне делать те или иные выводы. Я вижу точку на стене, а приближая взгляд, я вижу, что изображен круг. Я вижу ровный круг, но, приближая взор, я вижу, что линии не идеальны. Кто-то может вооружиться лупой и разглядеть в линиях точки, а кто-то может вообще смотреть на другую невидимую мне стену. В каждый момент, видя то или иное, я могу делать те или иные выводы, которые мне будут казаться истинами, пока не доказана их несостоятельность. Для того, чтобы заниматься познанием как видом деятельности, нужно иметь не только мотив к этой деятельности но и некое финансирование. Так скажем, биосоциальная инженерия финансироваться будет слабо, а вот близкая ей нейроэкономика найдет финансирование гораздо легче. Проблема финансируемого познания в ориентированности зачастую не на результат, а на процесс и на, как писал Берроуз Данхем, то, что при определённых условиях «мыслитель подкладывает свои выкладки под ожидания казначея».

Динамический мир. Динамический мир не может не меняться, а статический мир не может быть обитаем. Если мир меняется, то любой объект в нём, при рассмотрении на соответствующем уровне, может пребывать в неизменном состоянии или в процессе изменения. Если объект изменяется и обладает способностью делать оценки, мыслить, то он может оценивать данное изменение как изменение к лучшему для себя или к худшему для себя. Данную оценку определяет горизонт планирования оценщика, оценивающего своё положение. Естественно, не один оценщик не захочет для себя изменений к худшему, он захочет изменений к лучшему, ну или отсутствия, на уровне его понимания, изменений. То есть мы имеем три сценария: изменения к худшему, отсутствие наблюдаемых нами изменений, изменения к лучшему. Человек, имеющий большой опыт изменений к худшему, будет бежать любых изменений. Человек, имеющий большой опыт изменений к лучшему, будет требовать перемен и будет готов рискнуть ради перемен. Вот Вам и конфликт. Первым нужна стабильность, а вторым прогресс. Те и другие оставляют потомство, передавая ему свою стратегию выживания, подталкивая свое потомство к тем или иным выводам, оценивая те или иные поступки своего потомства. При этом возможно как принятие потомством стратегии родителей, так и полное её отрицание (всё что угодно, лишь бы не так). На самом-то деле нет чистого тяготения к стабильности. Как бы они смогли сделать шаг? Нет и чистого тяготения к прогрессу. Как бы они смогли стоять на месте? В разные моменты одним и тем же и разным в одно и тоже время в разном контексте (разным ролям субъекта) нужна стабильность или нужен прогресс в зависимости от роли, вида изменений и в разных пропорциях.

Особенности. Для тяготеющих к прогрессу важна самореализация в соответствии со своим видением. Для тяготеющих к стабильности более важно удовлетворение потребностей. Каждый обладает теми или иными способностями, которые он применяет либо к прогрессу (раскрытию своего видения себя), либо к конвертированию способностей в удовлетворение своих потребностей. Чтобы реализовать свои способности, нужны возможности, часто неосознаваемые. Когда нет возможности использовать способности для удовлетворения своих потребностей, то возникает конфликт, имеющий в качестве выхода либо сокращение потребностей, либо поиск новых возможностей. По мере развития цивилизации поиск новых возможностей становится самоценным процессом. Поколение сменяет поколение, и достижения предыдущего поколения (родителей) становятся для детей нормой. Они не представляют, что могла быть жизнь без того, к чему они привыкли. Потребность в самореализации также является потребностью. Люди, склонные к прогрессу, более зависимы от своих эмоций. Эмоция вследствие их самореализации определяется как достигнутое минус желаемое. Если желаемое более достигнутого, то эмоция приобретает негативный характер. Из-за негативных эмоций ищущие прогресса, бывает, утрачивают веру в себя и ломаются. Негативные эмоции и крушение бывают вследствие того, что роль или место, на которое целится ищущий, занято или обнаруживается нехватка способностей. Идеально бы было, с точки зрения поломанных судеб, если бы ищущий мог переключаться между поисками более осознанно. Сегодня нет возможности к прогрессу, и я удовлетворяюсь стабильностью, а завтра я снова ищу прогресса, при этом, осознавая свои наклонности к прогрессу, сферу поиска прогресса можно менять, обучаясь. Этот подход можно было бы назвать персональным устойчивым развитием. Ломка судьбы не возникает в случае, если ожидаемый прогресс достаточно разумен, то есть, человек трезво оценивает свои силы и не хочет невозможного. Разумно стремящегося к прогрессу  сломать невозможно, можно только задержать в пути.

Устойчивое развитие. Мы живем среди других. С точки зрения стабильности в чем-то или ком-то другом нам важна предсказуемость. С точки зрения прогресса в чем-то или ком-то другом нам важны новые возможности. Как я уже сказал ранее, нам важны и стабильность, и прогресс. Устойчивое развитие - это конструкция, при которой есть устойчивость (стабильность) и развитие (прогресс). При этом для кого-то само словосочетание «устойчивое развитие» может быть поводом для спекуляций. Человек может повторять «устойчивое развитие», не зная о нём, зная и не осознавая, зная и осознавая, зная и осознавая, что ему это не нравится, но тем не менее маскируясь с целью достижения индивидуального или группового прогресса, в ущерб или не в пользу общему прогрессу. Но пока не было словосочетания, не было ни знания, ни осознания. Не было базы, к которой можно привлечь внимание нам подобных. Как говорил философ Витгенштейн, «Нет слова — нет явления». Устойчивое развитие возможно только путем конструирования общества таким образом, чтобы синхронизировались обладающие тягой к прогрессу, не вступая в противоречие с теми, кто существует с тягой к стабильности. Неразумная стабильность ради стабильности и неразумный прогресс ради прогресса могут привести общество к негативным процессам. Добиться устойчивого развития довольно непросто в силу неочевидности намерений и неравенства возможностей. Реализация некоторых способностей через нахождение некоторых возможностей возможна только по прошествии времени. Развитие возможно благодаря накоплению и передаче опыта. Обмен опытом и совместная деятельность возможны только в условиях накопления позитивного опыта взаимодействия с другими. Позитивное взаимодействие с другими или другим возможно только когда они более или менее соответствуют нашим ожиданиям. Значимость соответствия нашим ожиданиям неоднозначна — ждём плохого и часто провоцируем на плохое. Сбывшееся плохое - это тоже сбывшееся. Когда что-то сбывается независимо от того, плохое оно или хорошее, в соответствии с нашим прогнозом, то повышается наша самооценка, — мы опять оказались правы. Именно благодаря этому факты и их толкования, опровергающие нашу правоту или хранящие хотя бы намёк на то, что мы можем ошибаться, нашему разуму зачастую недоступны. Когда сбывается плохое, мы подтверждаем свою правоту, и, когда сбывается хорошее, мы подтверждаем свою правоту. Важна же предсказуемость. Предсказуемость других - это подкрепление привычной нам картины мира. Если другие предсказуемы в позитивном ключе, то у нас в отношении их образуется доверие, то есть, наш позитивный опыт взаимодействия говорит нам: здесь можно доверять. Если мнение других предсказывает нам развитие событий лучше, чем наш собственный опыт, то эти другие становятся для нас авторитетом. Без доверия невозможна совместная деятельность. Без общих авторитетных источников невозможно договориться. Но исполнение предсказанного может быть как следствием естественного хода вещей, так и искусственно срежиссированного развития событий.

Биосоциальная инженерия.
Устойчивое развитие популяции требует устойчивого развития особей, входящих в данную популяцию. Устойчивое развитие особей возможно только благодаря непредвзятой биосоциальной инженерии. Биосоциальная инженерия должна прогнозировать развитие и закладывать изменения под нарождающееся поколение. Это невозможно без социологии, психологии и опыта этнологии и антропологии, а также  обеспечения сопутствующего окружения. Воспитание детей, как это ни банально, закладывается с воспитания и мотивации родителей. Какие задачи должна решать биосоциальная инженерия? В рамках изучения субэтносов и этносов, населяющих соответствующие ареалы обитания и обладающее теми или иными социокультурными традициями, она должна изучать обоснованность традиций с точки зрения экоинженерии, с точки зрения экосистемы, сложившейся в ареале. Этнос или субэтнос должен быть препарирован с целью выявить сложившиеся обычаи. Те обычаи, которые соответствуют здоровому укладу, должны поощряться, а нездоровые подавляться путем применения тех или иных технологий. Что значит обоснованные обычаи? Неформальные уклады зачастую задерживаются в субэтносах и этносах надолго. Есть описание реального или придуманного опыта с обезьянами. Штук пять обезьян сажают в клетку. В клетке висят бананы. Когда одна из обезьян решает подойти к бананам, всех их обдают как следует холодной водой. Это повторяется, пока обезьяны не начинают бить ту обезьяну, которая пытается взять банан. Потом одну из обезьян меняют на новую. Когда она пытается идти к бананам, то старожилы её бьют. И происходит обновление обезьян, пока не окажется, что в клетке сидят обезьяны, которых никогда не поливали водой, но которые бьют всякую обезьяну, пытающуюся подойти к бананам. Традиция. Если вы окажетесь в самом отдаленном месте, которое только можно вообразить, и там отыщется хоть один условный старожил, то он живо Вам объяснит, как здесь принято.

Биосоциальный инженер. Биосоциальный инженер, равно как и режиссер, хореограф, и любой руководитель реализует свой потенциал (реализация своих способностей) через исполнителей. Именно исполнители являются палитрой инструментов биосоциального инженера и это предполагает, если он хочет добиться некоего успеха в своих начинаниях, деликатных и доверительных отношений, глубины понимания и успешной коммуникации. Так, в отличие от труда режиссера, работа инженера носит не аккордный, а постоянный характер. Инженер может иметь свою картину мира и видение методологии его изменения, каковое может отличаться от видения исполнителя. Сам инженер не может закрыть собой все участки своего биосоциального проекта, а если исполнитель не будет разделять его взгляды, то он будет иметь мотив к саботированию воплощения проекта как на уровне прямых нежелательных воздействий, так и на уровне саботирования вербальных и невербальных коммуникаций. При такой ситуации сигнал, идущий от биосоциального инженера в систему, не будет проходить или будет искажаться до неузнаваемости со слабо предсказуемым результатом. Для инженера важно отстраивание многоуровневой коммуникации в системе. Так, он должен посылать сигналы как можно более осознанно, а также осознанно блокировать саму возможность исхождения от себя нежелательного шума. Нежелательный шум - это по сути неосознанная коммуникация.


Коммуникация. Так мы можем разнести между собой то, кем мы являемся и то, кем мы кажемся другим. Общество наше состоит из потомков тех, кто в большей или меньшей степени работал с информацией, с коммуникациями. Новая информация - это новые возможности и новые угрозы. Поэтому они ценны с точки зрения потенциального прогресса или сохранения стабильности. Достигая большего прогресса, особи получали большее влияние и оставляли более успешное потомство. Коммуникация происходит как с внешней средой, генерирующей новую информацию, так и с внешней средой в виде себе подобных, делающих тоже самое. Критическим с точки зрения выживания являлось умение первым воспринять и декодировать сигнал: опасен ли раздражитель, стоит ли напасть или убежать. Данный навык до сих пор во многих ареалах обитания остается актуальным. Самоценность информации приводит к образованию целого рода занятий по генерации и передачи информации. Долгое время технологии не позволяли накапливать информацию впрок, быстро её передавать и находить. Дороговизна качественной коммуникации приводила, с учетом вышеупомянутых обстоятельств, к возбуждению интереса, спроса на новую информацию, в то время как генерация её была дорога. Сейчас коммуникация дешева, и технологии позволяют многим её генерировать и воспроизводить. Стоимость изображения в сети меньше стоимости фотографии, а фотография по стоимости ниже портрета или скульптуры. И первое, и второе, и третье способно удовлетворять спрос на визуальную информацию в обществе. Генерировать сигнал стало во многом очень дешевой операцией. Реклама говорит Вам: посмотри на меня. На данный момент на первое место выходит навык критического мышления и защитных фильтров, позволяющих отделить полезный сигнал от бесполезного.

Ранее тут. http://stihi.ru/2012/07/20/1935


Рецензии
Впадаю в ступор от обилия информации.

Светлана Панк   08.08.2013 09:46     Заявить о нарушении
Не всё же анекдотами мне сыпать и юмором блистать

Андрей Бертыш Карлсон   08.08.2013 21:47   Заявить о нарушении
Добавил ещё один абзас

Андрей Бертыш Карлсон   15.08.2013 11:08   Заявить о нарушении
Хорошо, почитаю.Главное,что не с утра.

Светлана Панк   15.08.2013 11:31   Заявить о нарушении
Свет в плане приятных веселых текстов рекомендую так же Вам автора Зевс http://www.stihi.ru/avtor/zevsbal

Андрей Бертыш Карлсон   15.08.2013 11:38   Заявить о нарушении