Почти по Вийону. И радовать и осуждать не будет!

Почти по Вийону. И радовать и осуждать не будет!
                /Триптих размышлений/

0.Это у Вийона*:

"Господь простит — мы знали много бед.
А ты запомни — слишком много судей.
Ты можешь жить — перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
/По моему мнению в нём - мысль скачущая, нелогичная и неоднозначная./

1.1 Это опубликовано отдельно:

Господь простит грехи — ты ведал много бед,
И ты прошёл - и радости, и многих лживых судей.
Душа твоя летит — пред нею высший свет,
Смирись и помолись, ведь Бог - тебя рассудит.
/Эпитафия. Спи. Бог рассудит. В согласии с Вийоном!
http://www.stihi.ru/2014/09/26/707 /

1.2

Господь простит грехи — ты ведал много бед,
Познал - и радости, и многих лживых судей.
Душа твоя чиста — пред нею высший свет,
Смирись и помолись, а Бог - тебя рассудит.

1.3

Господь простит грехи — познал ты много бед,
И радости, и многих лживых судей.
Душа твоя чиста — пред нею высший свет,
Смирись и помолись, а Бог - тебя рассудит.

2.1

Всевышний видит – всё! Прожил ты много лет.
И радостей познал, и многих лживых судей. 
Ты можешь спать спокойно - всё прошло.
Теперь и осуждать, и радовать - никто уже не будет.

2.2 Иное написание для иного - чтения:

Всевышний видит – всё!
Прошёл ты - много бед.
И радости познал,
и многих лживых судей.
Ты можешь спать спокойно - всё прошло.
И радовать, иль осуждать -
Никто уже не будет.

2.3

Всевышний видит – всё!
  Прошёл ты - много бед.
    И радости познал, и многих подлых судей. 
Спокойно спи - мирское всё - ушло.
  Теперь - и осуждать, и радовать тебя - никто уже не будет.

3.1

Тобою прОжито - немало дней и лет
Ты испытал немало козней судеб.
Всевышний видит – всё! Прошёл ты - много бед
И радостей познал, и многих подлых судей.

Спокойно спи, пусть отдохнёт чело -
Ведь худшее в миру уже прошло.
И осуждать, иль радовать - никто уже не будет.
Раскайся и смирись, а Бог тебя - рассудит.

3.2

Всевышний видит – всё! Прожил немало лет.
И испытал немало козней судеб.
Ты выжил среди многих тяжких бед
И радости любви познал, и многих лживых - судей.

Раз тело с миром приняла земля
Спокойно спи - пусть отдохнёт чело
Мирское всё и худшее - ушло.
Никто  не будет осуждать и радовать тебя.

Душа твоя летит — навстречу высший свет.
Господь простит грехи - такой нам дан завет. 
Покайся и молись, мораль в душе пребудет,
А Бог по-справедливости - рассмотрит и рассудит.

---
*
Навеяло:
- Прожитая жизнь.
- Образец катрена из восьмисложников -
знаменитая «эпитафия» французского поэта - Франсуа; Вийона /о нём читайте ниже/

/Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.-
http://ru.wikipedia.org/wiki//

"Господь простит — мы знали много бед.
А ты запомни — слишком много судей.
Ты можешь жить — перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит."

---
---

*Вариант 1 - это, так называемый катрен.
С чётким смысловым значением!

Его можно записать в семь/девять/ строк, как это не принято и здесь запись произведена так, как его следует и надо - читать или декламировать.
Вот его запись в не установленной филологами форме для двух вариантов:
1.
Всевышний видит – всё!
  Прошёл ты... много бед
    И радостей познал, и многих судей.
Ты можешь спать спокойно -
  Всё прошло.
И осуждать, иль радовать -
  Никто уже не будет.

2.
Тобою прОжито немало дней и лет
  И испытал немало судеб.
Всевышний видит – всё!
  Прошёл ты... много бед
    И радостей познал, и многих судей.
Ты можешь спать спокойно -
  Всё прошло.
И осуждать, иль радовать -
  Никто уже не будет.
*Франсуа; Вийо;н (фр. Fran;ois Villon) (настоящая фамилия — де Монкорбье; (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432 в Париже, — год и место смерти неизвестны (после 1463, но не позднее 1491)) — поэт французского Средневековья.
Биография

О его жизни известно крайне мало, больше домыслов и легенд. В восемь лет остался сиротой. Фамилию Вийон он получил от усыновившего и воспитавшего его родственника, парижского священника, капеллана церкви Святого Бенедикта Гийома Вийона (Guillaume de Villon), которого сам поэт называл своим «больше чем отец» (plus que p;re). В 12 лет поступил на «факультет искусств» (подготовительный факультет) Парижского университета, который закончил в 1449 со степенью бакалавра, а через три года получил степени лиценциата и магистра искусств, дававшие право преподавать или служить клерком. Рождённый и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после Столетней войны, Вийон оказался среди «деклассированных», однако был вхож и в дом парижского прево Робера д’Эстутвиля, где собирались поэты. В честь своего покровителя Вийон сочинил брачную песнь с акростихом из имени его супруги («Баллада Прево-младожену»). К середине 1450-х он уже достиг известности в качестве поэта. Будучи студентом, Вийон принимал участие в разгульной студенческой жизни; вскоре оказался замешанным в уголовных преступлениях.

Вечером 5 июня 1455 на него напал с ножом священник Филипп Сермуаз. В завязавшейся драке — по-видимому, из-за женщины — Вийон смертельно ранил противника и, скрываясь от суда, вынужден был покинуть Париж. Это убийство, акт самозащиты, вполне дозволенный обычаями, не сыграло бы никакой роли в его дальнейшей судьбе. Сам Сермуаз перед смертью простил своего убийцу, признав себя зачинщиком. Королевский суд, на имя которого Вийон подал два прошения, объявил его невиновным. Однако за семь месяцев скитаний вдали от Парижа Вийон, дожидаясь судебного оправдания и оставшись без денег, связался с профессиональными преступниками и уже в октябре, как подозревают, был причастен к двум грабежам. Вернулся в Париж в начале 1456. В ночь на рождество того же года он вместе с тремя соучастниками совершил ограбление Наваррского коллежа, похитив сумму в пятьсот золотых экю, которую воры тут же поделили, после чего Вийон благоразумно предпочел на время покинуть Париж; в ночь ограбления им написано первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Кража была обнаружена через несколько месяцев, при этом известны стали и имена ее участников — вернуться в Париж Вийон уже не мог.

За последующие пять лет скитаний исходил многие области страны от Ла-Манша (Бретань) до Средиземного моря (Руссильон).
Silk-film.png Внешние видеофайлы
Видео песен на стихи Вийона (Тимур Миргалимов)
Silk-film.png Баллада поэтического состязания в Блуа
Silk-film.png Баллада примет
Silk-film.png Баллада истин наизнанку
Silk-film.png Баллада пословиц
Silk-film.png Баллада последнего прости

Недолгое время он находился при дворе Карла Орлеанского в Блуа. Для альбома баллад на тему «От жажды умираю над ручьем», заданную Карлом Орлеанским поэтам его окружения и многократно разработанную самим герцогом, Вийон написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа». По условиям конкурса, поэты должны были написать шуточное стихотворение, но стихотворение Вийона оказалось не шуточным, а полным философского трагизма:

        Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
        Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
        Чужбина мне — страна моя родная.
        Я знаю всё, я ничего не знаю.
        Мне из людей всего понятней тот,
        Кто лебедицу вороном зовёт.
        Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
        Нагой, как червь, пышней я Всех господ.
        Я всеми принят, изгнан отовсюду.

        Я скуп и расточителен во всём.
        Я жду и ничего не ожидаю.
        Я нищ, и я кичусь своим добром.
        Трещит мороз — я вижу розы мая.
        Долина слёз мне радостнее рая.
        Зажгут костер — и дрожь меня берёт,
        Мне сердце отогреет только лед.
        Запомню шутку я и вдруг забуду,
        Кому презренье, а кому почёт.
        Я всеми принят, изгнан отовсюду.

        Не вижу я, кто бродит под окном,
        Но звезды в небе ясно различаю.
        Я ночью бодр, а сплю я только днем.
        Я по земле с опаскою ступаю,
        Не вехам, а туману доверяю.
        Глухой меня услышит и поймёт.
        Я знаю, что полыни горше мёд.
        Но как понять, где правда, где причуда?
        А сколько истин? Потерял им счет.
        Я всеми принят, изгнан отовсюду.

        Не знаю, что длиннее — час иль год,
        Ручей иль море переходят вброд?
        Из рая я уйду, в аду побуду.
        Отчаянье мне веру придаёт.
        Я всеми принят, изгнан отовсюду.

                (И. Г. Эренбург «Французские тетради».)

Летом 1460 Вийон в орлеанской тюрьме ждал казни, которой избежал лишь по случайности: Орлеан посетила семья герцога, и в честь въезда трёхлетней принцессы Марии в своё наследственное владение заключенные, согласно обычаю, были освобождены из тюрем. В октябре 1461 Вийон был в тюрьме в городе Мен-на-Луаре, однако новый король Людовик XI, направляясь на коронование, проезжал через Мен, в ознаменование чего поэт в числе прочих арестантов получил прощение. В конце того же года Вийон вернулся в Париж и в предчувствии близкой смерти создал свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание).

Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас студенческая поэма «Le Romant de P;t-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), семь баллад на воровском жаргоне (dubia), до сих пор не вполне расшифрованных (их не понимали уже в начале XVI века).

В ноябре 1462 Вийона арестовали по подозрению в краже, скорее всего безосновательному, так как через несколько дней его выпустили на свободу. В том же месяце в уличной драке, затеянной товарищами Вийона, был тяжело ранен папский нотариус. Хотя сам Вийон лишь присутствовал при драке, не принимая в ней участия, он снова брошен в тюрьму, подвергнут пытке водой и присуждён к виселице (тогда же он написал «Балладу повешенных» и «Катрен»).

    Я — Франсуа, чему не рад,

    Увы, ждет смерть злодея,
    И сколько весит этот зад,
    Узнает скоро шея.
    Перевод И. Эренбурга

Этот явно несправедливый приговор был по обжалованию заменён десятилетним изгнанием из Парижа и графства Парижского — «принимая во внимание дурную жизнь вышеуказанного Вийона», как гласит протокол от 5 января 1463. Через три дня Вийон покинул Париж, далее его следы теряются. Вийон умер не позднее 1491 года, когда вышло первое издание его произведений (не исправленное), в 1489 исполнилось 60 лет.
Характеристика творчества

Биография и творчество более тесно связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» даётся в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается более или менее обособленными лирическими отрывками (здесь сказалось влияние поэта XIII века Рютбёфа с его пародийным «Завещанием осла» (Testament de l’asne)).

Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV—XV веков баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии даёт он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «P;re No;» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. п.; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для Вийона; оно носит чисто субъективный характер).

Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создал в этой манере. Можно назвать знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» — «я знаю», рефрен же — «je connais tout, fors que moi-m;me» — «я знаю всё, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где Вийон пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» — «смеюсь сквозь слёзы»), «D;bat du cuer et du corps de Villon» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времён, в «Testament», с рефреном «Mais o; sont les neiges d’antan?» — «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещённая в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери Вийона, простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament».

Вийон почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, которых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах).

В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твёрдой формы стиха, закреплённый в «Поэтике» Эсташа Дешана: фиксированную строфику, метрику и рифмовку в балладах, рондо, двойных балладах, изобилующих акростихами, анафорами и другими ухищрениями.
Влияния на Вийона

Сильное влияние на реализм и пародийность Вийона оказали поэты-буржуа XIII—XIV веков (Рютбёф, Жан де Мён — автор продолжения «Романа о розе»), фаблио, а также, как было доказано впоследствии, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV века (Эсташ Дешан, Кристина Пизанская, Ален Шартье).
Влияние Вийона

Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона.

Громадное влияние Вийон оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Рабле), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII века (Матюрен Ренье, Лафонтен, отчасти Мольер).

С похвалой отзывались о Вийоне Буало и Вольтер; в XIX веке Вийону поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий Вийона; среди парнасцев особенно близки к Вийону по характеру своей поэзии Ж. Ришпен, М. Роллина; немало общего с Вийоном у Поля Верлена и его друга Тристана Корбьера.

Своей популярностью в Англии Вийон обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону.

Гильома IX иногда называют «Вийоном XII века».
Вийон в литературе и искусстве

    Рабле в четвертой книге «Пантагрюэля» приводит два апокрифических сообщения о поздних годах Вийона — шута при дворе английского короля и постановщика мистерий в Пуату. Когда у Панурга спрашивают, где же нажитые им богатства, он отвечает: «А где прошлогодний снег? — Вот главный вопрос, который мучил парижского поэта Вийона».
    Виктор Гюго. «Ночлег Франсуа Вийона» (пьеса).
    Роберт Льюис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона» (новелла).
    Юлиу Эдлис. «Жажда над ручьём» (пьеса).
    Бертольт Брехт. "Баллада о Франсуа Вийоне" (стихотворение)
    В XX веке Вийону посвящены крупные художественные произведения: новелла — Эдшмида «Herzogin» (1912, сборник «Timour», перевод на русский язык М. Елагиной, Гиз, М. — Л., 1923) и роман Ф. Карко «Le Roman de Fran;ois Villon» (1926, есть русский перевод).
    Осипом Мандельштамом была написана статья под названием «Франсуа Виллон». Также, он посвятил Вийону строки своего стихотворения:

        Рядом с готикой жил озоруючи.
        И плевал на паучьи права
        Наглый школьник и ангел ворующий,
        Несравненный Виллон Франсуа

    В фильме «Золушка 4;4. Всё начинается с желаний» песня шута состоит из строк «Баллады истин наизнанку», исполняет Олег Акулич.
    Песня Булата Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». (Стоит отметить, что фраза «Пока Земля еще вертится…» — поэтическая вольность Окуджавы: Вийон жил на столетие раньше Коперника.)
    Песня Чернусь «Она!».
    В криминальной драме «Поцелуи падших ангелов» главный герой Роман Демидов (Евгений Сидихин) читает стихотворение Франсуа Вийона «Я знаю этот мир — он полон дряни…»
    В 3 серии 3 сезона сериала «Хранилище 13» главный герой применяет артефакт «Чернила Франсуа Вийона», которые создают в стене из любого материала чернильное пятно, сквозь которое могут свободно проходить предметы.
    Если бы я был королём (фильм) (If I Were King) — фильм 1938 года.
    Валентин Соколовский. «Ночь в городе вишен или В ожидании Франсуа» - повесть о жизни Франсуа Вийона в форме воспоминаний человека, который хорошо знал поэта и имя которого встречается в строках «Большого Завещания» (112 с., Киев, 2013, Лат &K).
    Мария Голикова «Зима с Франсуа Вийоном» — историческая повесть. Студент Парижского университета Жан-Мишель Тернье находит книгу стихов Франсуа Вийона и пытается выяснить, каким человеком был их автор (журнал «Урал», №12, 2013).
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


------
Автор-художник чудесной картинки мне неизвестен и его благодарю, она взята из интернета, при его претензиях - удалю.
------
- Спасибо Вам читатель - за внимание, что зашли на мою страницу и прочитали эту публикацию.
- Ваши отзыв и мнение, написанные в рецензии по вопросам: о сути, правдивости, схожести интересов и о единстве понимания изложенного в публикации  - мне важны и интересны.
- Конечно, заходите опять на мою страницу - может быть ещё что-то привлечет ваше внимание или интерес, или вызовет вашу улыбку.
- Заранее благодарен вам.
С глубоким уважением, Илья.


Рецензии
Просто нет слов! Как умно и профессионально! Неужели это Вы всё так литературно - отточено, сложили и рассказали жизненное - в такой изысканной и в то же время, ясной, форме? Извините за сомнение, что можно так всё изложить Совершенно! Порадовали на - ночь! Спасибо! С уважением, переходящим в Восхищение...

Ж.С.

Жанна Строенко   31.10.2014 01:37     Заявить о нарушении
Жанны, Глубоко признателен.
С уважением и восхищением, Илья.
И скромно - я.

Илья Альтман   31.10.2014 02:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.