Вырий, Вырай, Ирий

Вырий
Вырай
Ирий

Восточно-славянские
этнографические сведения про
Вырий-Вырай-Ирий
(переводы с украинского и белорусского)
(возможно, наиболее полные сведения про Вырий-Вырай-Ирий изданы в Иркутске автором переводов, книгу можно заказать по адресу: rearts@mail.ru)


Перевод с украинского (с мовы изначальной Руси) . Оригинальный текст: http://about-ukraine.com/index.php?text=1695

Вырий (ирій, ірій, рай) - мифическая солнечная страна, где птицы и змеи зимуют, а люди живут после смерти. Расположен этот волшебный край за морем. Одна из возможных версий этимологии праславянского слова «irijь» - водоём, море от индоевропейского «iur». Там тепло и уютно, нет страданий, горя и войн, нет врагов и завистников. Жителям Вырия не надо тяжело работать, чтобы заработать на еду и одежду - всего этого там достаточно. Если кто-то и работает, то лишь в своё удовольствие.

Местоположение Вырия не было точно обозначено. Обычно это небо, лес, под землёй, под водой, на востоке, на краю земли...

- Ах, скажите нам, наша матушка,
Где нам вас выглядывать.

Голосят дети по умершей, перечисляя возможные места её нового обитания:

- Или за горой высокой,
Или за водой глубокой,
Или в садочке, или в лесочке,
Или в зелёном на поле кусточке?

Почему же представления о расположении края умерших такие разные? Иногда говорят, что никто оттуда не возвращался, поэтому проверить невозможно, и каждый видит рай по-своему. И даже в сказках, если герою пришлось побывать на том свете и удалось вернуться, он должен забыть всё, что с ним было, что там видел и слышал.

Однако есть и реальное, историческое объяснение этому разнообразию представлений о местонахождении Вырия. Дело в том, что на разных землях Руси в разные исторические эпохи практиковались очень не похожие способы захоронения. Умерших отправляли в края духов по воде в лодках. Спускали с горы на санях. В лесу (или в специальных рощах, посвящённых покойным) на деревьях подвешивали горшки с пеплом от погребального костра. Кроме того, закапывали такие горшки (а позднее - и тела преждевременно умерших, «заставных» мертвецов) на распутье. Некрещёных детей хоронили под порогом в доме и т.п.

Когда покойника сжигали на ритуальном костре, думали, что его душа с огнём и дымом улетает на небо и там попадает в рай. На вопрос изумлённого чужеземца, не привыкшего к такому зрелищу, ответили: «Вы, арабы, народ неразумный - самого дорогого и уважаемого человека кидаете в землю, где его ест зверь и точит червь. А мы его сжигаем, чтобы он сразу оказался в раю». (Из свидетельства арабского писателя Ибн-Фадлана о похоронах богатого руса, 922 г.). Позже, когда тела умерших стали укладывать в землю, надеялись, что покойник и там, под землёй, найдёт себе место и новую беззаботную жизнь.

Интересно, что в народном поэтическом творчестве отразились и те способы захоронения, которые были обычны для русских земель, и те, которые были занесены с бродячими сюжетами откуда-то (скажем, захоронения на горе для окончательного уничтожения птицами, заделки в шкуры зверей, покидания стариков в холодном доме).

А сани, лодка, избушка на курьих ножках, горшок от погребального костра - все эти ритуальные атрибуты похорон сохранились и передавались по традиции в верованиях и фольклоре, даже когда формы захоронения изменились. Так, по новым обычаям ингумации, лодку с покойником уже не пускали в воду по течению, а закапывали в землю. Сани, которые в древности толкали с горы по снегу, начали возить на волах даже летом.

А в традиционный горшок, уже не засыпали прах сожжённого на огне покойника, зато горшочек сгодился для приготовления ритуального блюда, обряд «бабья каша». Или для колдовства, например, чтобы у молодых не было детей, нужно было перейти им дорогу с котёнком в новом горшке. Также горшок нашёл себе место в разнообразном народно-поэтическом творчестве. Заговор: «Иди, иди, дождик, сварим тебе борщик в новом горшке». А лучше в оригинале: «Іди, іди, дощику, зварим тобі борщику в новенькому горщику». Загадка: «Круть-верть: в черепочке смерть». И другие заговоры, песни, сказки, демонологические легенды и предания.

Распространено на Руси представление (кстати, созвучное ведийской религии), по которому Вырий находится на небе. А между небом и землёй простор заполняет воздух. В нём плавают облака, несущие живую воду дождей и закрывают землю от палящих лучей солнца. Души предков звучат в облаках между молниями, вызывают дождь и грозу и посылают их на землю. Или же, наоборот - рассеивают облака, расчищая дорогу солнечным лучам. Вихрем носятся неприкаянные души «заставных» мертвецов. Вот почему, когда долго нет дождей, обращаются к душам утопленников или висельников своего села с заговорами и специальными обрядами. Поливают могилы самоубийц и утопленников, кричат: «Макарко, сыночек, вылезь из воды, разлей слёзы по святой земле!»

Высоко, по ту сторону облаков, лежит блестящее небо, с которого солнце, луна и звёзды посылают на землю свой сверкающий свет. Там, на отдалённой границе вселенной, живут уважаемые предки, наслаждаясь вечным блаженством, не зная ни болезней, ни старости, и светят в глаза смертным яркими звёздами.

Одна из сказок говорит, что убегая от ведьмы-людоедки, Иван-Царевич превратился в звезду. Ведьма переплыла озеро, продралась через леса и горы, и уже вот-вот догонит царевича, и он успел доехать до дворца Солнцевой сестры. Она открыла окошко, и царевич вскочил в него вместе с конём. Ведьма потребовала выдачи царевича. «Пусть, - сказала она, - Иван-Царевич станет со мной на вес: кто кого перетянет!» Пошли они. На одну тарелку стал царевич, а на вторую забралась ведьма. Как только она ступила ногой, так Ивана-царевича подбросило вверх, и с такой силой, что оказался он сразу на небе и превратился в звезду. В окончании сказки отразились верования в Страшный Суд: на весах взвешивают добрые и злые деяния человека, и, в зависимости от того, какая половина перетянет - надо идти или в рай, или в пекло.

В роли посредника, соединяющего мир живых и мир умерших, часто выступает Мировое Древо. В сказке с красноречивым названием «Дерево до неба» рассказывается о царе, у которого пропала дочь. И где её только не искали, всё зря - как Земля её проглотила. Как-то приснилось царю, что в тот день, как не стало дочери, страшная буря прошла среди дня, и в облаке летал семиглавый змей. Он схватил его дочь и унёс на высокое дерево. А на том дереве - змеев дворец. Был у царя сад, такой прекрасный, что подобного в целом мире не было. А среди того саду росло дерево такое высокое, что верхушки его никто не мог видеть, не только туда залезть. Наконец, нашёлся один смельчак - свинарь из прислуги царя. Добрался он до первого листа - и видит «там такой же мир, как и тот, откуда он пришел, и трава растёт, поля, леса, горы...»

Представление, что на тот свет можно добраться по дереву, с юмором обыгрывается в сказке «Дочь Ветра». Женился бедный парень Тимофей на дочери Ветра, и зажили они счастливо в любви. Да позавидовали их счастью местные богачи - помещик, корчмарь и жандарм. И приказал помещик парню отвезти его в гости к отцу покойному. Вот сел помещик со своим сыном в бричку, и Тимофей завёз их в пещеру, где был вход в ад. «Чего тебе надо, Тимофей?» - спросили черти. Господа просятся к вам, примите молодых к старым. Черти аж подскочили от радости. Натянули на помещика и его сына волчьи шкуры и затащили в пекло. Корчмарю и жандарму парень приказал взобраться на высокий дуб: «Лезьте ... Как прилетят ангелы, я крикну, чтобы прыгали!» Корчмарь и жандарм разулись и начали карабкаться. Когда схватились за ветки, корчмарь спросил: «Прыгать?» Нет, лезьте ещё выше! А то низко ангелы вас не подхватят. Наконец, добрались самой верхушки дуба, Тимофей крикнул: «Ангелы уже прилетели! Возьмитесь за руки и прыгайте». Корчмарь прыгнул первым и потянул за собой жандарма. Ангелы взяли их на крылья и понесли к Богу овец пасти. А Тимофей вернулся к дочери Ветра и прожил с ней много лет.

Дерево ассоциируется с дорогой на тот свет в купальском обряде изгнания ведьмы (русалки), которая «на дуб лезла, кору грызла», а также в верованиях про змей, которые по деревьям лезут на зиму в свой змеиный Вырий. Однако даже самого высокого дерева бывает недостаточно, чтобы герою сказки вернуться домой из «тридевятого царства». Сказочный Телесик, который взобрался на явор, прячась от ведьмы, и Катигорошек, что залез на дуб, оба брошены на произвол судьбы своими собратьями и нуждаются в помощи птиц. А птицы и змеи олицетворяют души умерших предков. Птицы переносят сказочных героев с того света на этот: Телесика - гусыня, а Катигорошка - гриф, детей которого он спас от дождя, накрыв своей одеждой.

Нередко входом на тот свет служит колодец. В сказках известен образ «чёрта из колодца», который хватает царя за бороду и не отпускает её до тех пор, пока тот не пообещает ему то, что у него дома есть (т.е. ребёнка, о котором отец ещё не знает). Однако в сказке колодец может быть входом в другое царство вообще - не только подземное или подводное.

В некоторых текстах это может быть небо (небесное царство), как в немецких сказках о райских садах фрау Гольд, богини детских душ. В её царство смертным можно попасть лишь через колодец. У одной женщины было две дочери: родная - вредная и ленивая, и неродная - учтивая и трудолюбивая. Однажды падчерица пряла у колодца и уронила веретено. Злая мачеха заставила девушку искать его на дне. Та бросилась в колодец и оказалась на цветущем лугу. Там она встретила хозяйку райского сада и стала ей служить. Когда девушка отбивала перину хозяйки, на землю падал снег.

Сюда же можно добавить эпизод из рассказа Ибн-Фадлана о похоронах руса, к которому мы уже обращались. Девушку, которая согласилась сопровождать своего хозяина на тот свет, подвели к колодцу. Заглянув туда, она увидела зелёный сад и в нём своих покойных родителей, а также умершего князя, который звал её к себе.

По другим представлениям, Вырий надо искать на краю земли (света). В сказке Катигорошек наказал деда (злую силу), у которого был рост в один аршин, а борода - в два. Он защемил дедову бороду в толстенном дубе. А дедок, не сумев освободить бороду, утянул дуб за собой. И пока тянул, все деревья по дороге крушил, широкий путь в лесу оставил. Катигорошек и говорит побратимам: «Пойдем по этому следу, увидим, куда тот дед зашёл». Долго шли: через леса и через горы, через реки и моря. Горы Вернигор раздвигал, в лесах Вернидуб пути равнял; в моря и реки Прудиус усы макал - и вода расступалась. А дедов след всё дальше тянулся. Только на краю света увидели они в земле большую дыру, и здесь след кончался, тут дед вместе с дубом в подземное царство спустился. Туда же на верёвке спустили побратимы Катигорошка, там он прошёл с подвигами медное, серебряное и золотое царства.

В другой сказке "Красносвет" царевна ищет на краю света своего заколдованного мужа, который днём в яичке скрывался, а ночью выходил к ней красавцем. За свою вину (разбила скорлупу яйца, в которое прятался её муж) она должна сносить железные башмаки и стереть железную палку, пока его найдёт. Вот она «шла, шла, пришла аж на край света, а потом зашла аж на тот свет». На том свете царевна побывала у Мороза, Месяца и Ветра и всё же нашла Красносвета.

По представлениям, небо состоит из нескольких уровней (аж до седьмого неба), и так же неоднороден подземный мир. На краю того света есть глубокая бездна, там течёт огненная река. Иллюстрацией мифопоэтической гипотезы, что тот свет находится под землей, а под ним есть ещё и другие миры, служит сказка «Юлианка или Деревянное чудо» - сюжет инцеста отца и дочери. Юлианка, чтобы избежать брака с отцом, начала молиться, чтобы её земля приняла. И она даже вполне пропала в земле. Затем рассказывается, как на том свете в девушку влюбился королевич, женился на ней, и родила она двух мальчиков златоглавых. Но и там ей покоя не давал её отец (уже также умерший и ставший нечистой силой). Чтобы отомстить дочери, он зарезал её детей и пытался бросить их в яму - в пекло.

Легенды рассказывают о стране на востоке - там живут блаженные люди  рахманы (интересная созвучность с брахманами), которые умерли ещё до рождения Христа. Покойники живут такой же жизнью, как и люди на земле. Они там женятся, имеют детей, но не умирают, не стареют, не мёрзнут, не ссорятся и не голодают.

Говорят, что на том свете всё такое же, как на этом, только наоборот: мир умерших обратный относительно мира живых (всё, что связано с потусторонним, в науке обозначается словом «антимир»). Отсюда многочисленные запреты делать в повседневной жизни что-то «наизнанку»: одевать вывернутой одежду, надевать левую обувь на правую ногу, перебрасывать вещи, мести пол от порога к красному углу. С этим связаны также представления о мистике тени, отражения в воде, зеркале, фото. И наоборот, всё это практикуется, когда надо «выйти» на тот свет, как во время ворожбы, гадания (в определенные ритуальные моменты применяются маски, переодевания, чернение лица сажей), или используется с защитной целью: чтобы отвадить «ходить» мертвеца, отделаться от лешего или навки.

Особое внимание обращают легенды про временную разницу в мирах живых и умерших: на том свете три часа равны трём (или тридцати) земным годам. Рассказывают, как один человек пригласил своего умершего друга к себе на свадьбу. Товарищ, в свою очередь, предложил выпить по рюмке, пока готовятся к празднику. Спустились в могилу, посидели. Когда жених вернулся, все его родные и знакомые уже умерли, и даже дуб, выросший из жёлудя, что закатился к могиле лежал трухлявым.

По типовым формулам «откуда берутся дети» можно определить местонахождение Вырия. Основные формулы: на дереве нашли, из воды вытащили, аист, ворона или гуси принесли, баба принесла, в капусте нашли.  Всё это отражает народные представления о стране умерших предков, где, ожидая своё время, находятся души ещё не родившихся детей. На вопрос детей, откуда они или их братья-сестрёнки появились, принято отвечать, что их сняли с дерева или нашли в дупле старого дуба.

По немецким поверьям, у такого дерева бьёт чистый источник и, если приложить ухо к земле, можно услышать весёлые голоса детей, проживающих в подземном мире. Согласно представлениям о том, что страна умерших находится в воде или под водой (с чем были связаны древние захоронения на воде), детей находили плавающими на реке. Иногда их приносили водоплавающие птицы: у нас - гуси, в других национальных традициях - утки, лебеди и т.д. Аист вылавливал души из рек, колодцев или болот своим длинным клювом.

К появлению детей были причастны и чёрные птицы - сороки и вороны, по представлениям наших предков, эти птицы были на службе у Бабы-Яги (как Божество смерти, она забирала души умерших и посылала их на землю новорождённым детям). С этой потусторонне-мифической бабой, праматерью рода человеческого, ассоциировалась баба-бранка (повитуха) - с её ритуальными и практично-медицинскими функциями жрицы, исполнительницы главнейших обрядовых действий в семейной и социальной жизни общества. Поэтому формула «баба принесла» имеет глубинный магичный смысл - не случайно считалось, что от бабы зависит будущая судьба ребенка. В песне поётся:

Не дал мне Господь доли!
Или такие кумы пришли –
Счастье-доли не принесли;
Или такая баба брАла –
Счастье-доли не угадала.

В гроб умершей бабы-бранки клали палку, чтобы она на том свете отбивалась от умерших детей, которые имеют к ней претензии.

Древнему человеку с его сознанием мир умерших предков был гораздо ближе, чем нашему современнику. От предков, как тогда считалось, зависела вся жизнь человека: его благосостояние, здоровье, личное счастье и даже благополучие общества. Поэтому их чествовали, им угождали, у них просили урожая, детей, дождей, тепла, приплода скота. У умерших родителей спрашивали согласия на брак, они «принимали участие» в важнейших событиях семейной и общественной жизни.

Считалось, когда птицы весной прилетают из тёплых краев, они приносят на своих крыльях души умерших. До сих пор сохранилось неписаное правило народной морали: об умерших говорить только хорошо. В поминальные дни молятся за упокой душ не только своих родных покойников, но и всех умерших, а Троица предназначена для поминания всех внезапно умерших («заставных» мертвецов). Людей, которые поминают покойников, награждает Бог, о чём рассказывают многочисленные сказки и легенды.
*(4 авг. 2013)

***

Из Википедии:

Ирий (вирий, вырий) — в восточнославянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна. Рай восточных славян.

По преданию, ключи от Ирия сначала хранились у вороны, но та прогневала Богов, и они передали ключи жаворонку. С представлением об Ирии связаны волшебные обряды погребения птичьего крыла в начале осени.

Славяне верили, что именно на этот небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь.

В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий».

В белорусском и украинском языках есть устойчивые выражения о перелётных птицах: «ляцяць у Вырай» (белор.) и «летіти у Вирій» (читается: лэтиты у Вырий) (укр.).

Существует этимология, возводящая Ирий к иран. *airy;- 'арийская (страна).

***

Также текст из другой - украинской Википедии:

Вирій — Вікіпедія

Ви;рій, Вирей, Вирай, Ирій, Рай, Ирай, Урай, Ір, Ірей, Ірій, Тепличина.

Мифическая тёплая райская земля, что лежит где-то далеко за морями, где солнце ходит близко к земле, потому там всегда тепло. И потому называется та земля Тепличина. Там много тёплых вод, в которых купаются хворые и выздоравливают. Туда улетают на зиму птицы, там же зимуют оводы и гадюки, а возвращают назад с началом весны. Даже комаров ветры осенью уносят в Вырий, на тёплые моря, а весной приносят назад. Туда же улетает кукушка, которая прячет от Вырия ключи, а потом из него возвращается. Порой птицы возвращаются преждевременно, и должны горько искупить свою спешку. Об этом сокол жалуется в песне:

Бедная моя головонька,
Что ж я рано с Вырия вышел,
Ещё в горах снега лежат,
По долинам воды стоят.
«Вирш»

Про Вырий есть упоминания в древних рукописях XI в. Владимир Мономах в своём «Поучении» говорит:

И сему ся подевуемы, како птыца небезныя изъ ирья идутъ, и первъя наши руци и не ставятся на одиной земли, но и сильныя и худыя по всемъ землямъ, божимъ повелъниемъ да наполнятся лъсы и поля.

Рай, Ирий, Вырий считали местом пребывания Солнца - Хорса. Он лежит за морем, или посреди моря на острове. Сюда приходит Солнце, после своего дневного пути. Здесь царит вечное лето, цветёт вечная зелень, сюда укрывается зимой вся жизнь природы и прилетают птицы. Здесь прячутся семена, попавшие в землю. Здесь пребывают души предков и души людей ещё не рождённых.

В мифологии сохранились такие названия Вырия-Рая: жилище душ предков, остров во вселенной, первоземля Богов и мира. В Вырии растёт Перводерево мира (Мировое Древо жизни). В верховье Дерева живут птицы и души умерших. В Вырий прилетают зимовать птицы и насекомые и оттуда возвращаются весной. С этим связана вера в то, что перелётные птицы на зиму улетают в Вырий, где теплее, потому что ближе к тому святому огню, который где-то в нём. Находясь в сакрально высоких, мощных кругах Вырия, они освящаются, а возвращаясь весной обратно, несут земле, потерявший за зиму святость, свежее райское и святое.

Верили, что вечным жителем Вырия является первоптица Сокол - воплощение Рода, который всегда находится на вершине Прадуба. Именно из белой и чёрной слезы Сокола появились на свет Белый Аист и Чёрный Аист, которых Сокол превратил в Белбога и Чернобога.

Одна из легенд говорит, что весной души умерших в образе птиц возвращаются на землю и сотворяют новую жизнь после зимы.

Ой, ты, соловейко, ты ранняя пташка,
Ой, чего так рано с Вырьичка вышел?
Не один же я вышел, Даждьбог меня послал,
С правой рученьки и ключики выдал,
С правой рученьки - лето открывать,
С левой рученьки - зиму запирать.

А поскольку это души умерших - где им место? В раю. И возвращаются они осенью в рай. Возможно, из  этих двух слов образовалось «Вырий». А ключи от Вырия Боги поручили жар-птице, - говорится в одной из легенд. Открывает жар-птица ключами Вырий, выпускает пташек по очереди на землю. Также Боги поручили кукушкам куковать долгие годы жизни людям. И в Вырий они должны вылетать раньше (27 сентября), чтобы открыть пташий Вырий для других птиц. (То есть всё же заветный ключ и у кукушки, и у жар-птицы.)

Кроме пташьего Вырия был и змеиный Вырий. К своему Вырию гадюки ползут накануне дня Воздвижения огромными группами. Впереди старейшая. Согласно преданию, у неё большие золотые рога. А у гадюк чином пониже и рожки поменьше. Есть также поверье: кто раздобудет золотые гадючьи рожки, вскоре обогатится и будет счастливым. Поэтому есть те, кто намеренно идёт в ту пору рано-ранёшенько в лес с надеждой добыть эти рожки. Скинуть их гадюка может лишь на красный суконный пояс, положенный перед ней. Из своего Вырия змеи возвращаются на Тёплого Алексея (30 марта).

В Вырии находится озеро Живой Воды.
*(6 сент. 2013)

***

Перевод статьи про Вырай с белорусской (или исторически более точно с литвинской) мовы.
*

Вырай - в белорусской (беларуской) мифологии чудесная обитель, куда на зиму улетают птицы и куда перемещаются души умерших. Также Выраем называют клин птиц, летящих в тёплые края. Считается, что человек, который видел Вырай, будет счастлив весь год.

Этимология, вероятно, из балтского и славянского ur - «море» Значит, «заморский» край.

Вырай как загробный мир.

В языческой религии души всех умерших попадали в Вырай. Позже христианство принесло идею Пекла (Ада), куда направлялись грешные. В древней традиции Вырай находился в кроне Мирового Древа. Соответственно в его корнях располагался Змеиный Вырай, где зимовали змеи, свернувшись в клубок. (Т. М. Студник)

По другим сведениям Вырай находится на юге Земли, у самого Солнца, где вечное лето.

Язычники считали, что, умирая, человек сам превращался в птицу и улетал в Вырай. Это верование и позже появлялось в фольклоре: «Все пташечки из Вырая летят, а ты, мой батюшка, в Вырай летишь». «Светлые деды. Вы сюда прилетели, пили и ели... А лучше летите к небу. Кыш, кыш», «Как все пташечки будут с Вырая лететь, я буду смотреть, с какой стороны мой батюшка будет идти».

В сказке «Батрак и аист» (записала Эмма Дмаховская в селе Комаровичи Мозырского уезда) аист забирает женщину в заморские края (что для неё символизирует смерть). Потом женщина посещает своих детей, но сама уже в обличье аиста, и те её едва узнают.

Фразеологизм «в Вырай собираться» означал доживать свой век, собираться на тот свет. Увидев сизого голубя, старые говорили: «Вон чья-то душа летает». По мнению беларусов, душа хорошего человека после смерти вылетала белым голубком, а душа грешного - вороном. (А. Ненадавец) По всей Беларуси существовал обычай при погребении умершего выпускать во поле птицу, чтобы она унесла душу человека в Вырай. Замечая кукушку, вспоминая кого-то из умерших, например, люди говорили: «То моя мать кукует».

Посредники между Землёй и Выраем

В беларуском фольклоре есть мотив замыкания и отмыкания Вырая, причём золотыми ключами от Вырая владеют пчела или жаворонок. Весенние песни по-разному объясняли, почему жаворонок прилетает раньше других птиц и, соответственно, является ключником Вырая:

- Ой ты, жаворонок, ты ранняя пташка,
Что ж ты так рано из Выраю вышел?
Не сам же я вышел, меня пташки били,
Меня пташки били, с Выраю прогоняли.
 (Беларуская міфалогія: Энцыкл. слоўнік / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. Мн., 2004.)

Однако в целом фольклор выявляет жаворонка (жаврука, жавранка), как Божью, сакральную птицу.

- Жаворонок, ранняя пташечка,
Отчего так рано из Выраю вылетаешь?
А там при долине - там лежат льдины,
А там при дороге - снега и морозы.
- А я те льдины крылами разобью,
А я те морозы ногами растопчу.
 (Гілевіч, 1974, с. 68. Зап. Н. Лабуда ў в. Бакуны Пружанскага р. ад Пстыга.)

В других преданиях жаворонок, наоборот, никогда не улетает в Вырай, а зимует под камнем. На Гуканье (на зазывание, на встречу) Весны лепили из теста и пекли жаворонков, которых раздавали детям, а одного сжигали (видимо, рудимент языческой жертвы Богу Весны - возможно, Яриле). Замыкание Вырая на зиму происходит на Воздвижение (27 сентября) и совпадает с осенним равноденствием. Отмыкание выпадает соответственно на весеннее равноденствие.

Из других птиц посредниками считались гуси: они выступали переносчиками, как вестей, так и самих людей между Землёй и Выраем. Кукушка (похоже, самая мифологизированная птица в беларуской культуре) также могла передавать вести на тот свет:
- Взлетай, кукушечка серая!
Слетай на чужую дальнюю сторонушку!
Покукуй, передай моим братикам родным
привет (поклон) от меня низенький.

Вырай как убежище птиц

Как зимний приют перелетных птиц, Вырай был известен ещё в языческие времена. В христианизированном понимании Вырай располагается на краю света, где-то наверху и называется «Иерусалим» - место, где жил и правил сын Божий. Солнце там никогда не заходит, стоит вечный день. Там жили первые люди, пока не согрешили и не были изгнаны на Землю. А чтобы Вырай не был пуст, Бог отдал его перелётным птицам. Долетают до Вырая только те птицы, что не делают зла другим. Как и людей, авраамический Бог делит птичек на праведных и грешных.

Чистыми птичками христиане называли: ласточку, соловья, жаворонка, голубя, аиста. Нечистыми: ворона, сороку, воробья, сову и кукушку.

Полещуки (жители Полесья) считали, что солнце - это и есть окно в Вырай, который, таким образом, находится за пределами небесного купола. Он проступает в виде тёмных заплаток на солнце, напоминая о прежней счастливой, беззаботной жизни. Здесь прослеживается более древний, общий индоевропейский миф о далёкой северной родине, где по-прежнему царит золотой век, где правят добро и справедливость.

Птичий путь

Чтобы птицы знали дорогу в Вырай, для них на звёздном небе есть Млечный Путь. Беларусы также называют его Птичья Дорога, Гусиная Дорога, Воробьиный Путь. Если погода плохая, и птицы не видят Млечного Пути, то многие из них теряют дорогу и погибают. По одним источникам, души умерших в Вырай птицы уносят осенью, по другим, они сами попадают туда, переходя через Калинов мост.

Змеиный Вырай

Глубоко под землёй есть также змеиный Вырай, где зимуют пресмыкающиеся. Они направляются в своё убежище на Воздвижение, причём не по отдельности, а все вместе, их ведёт Ужиный Царь. Через непроходимую лесную чащу ползут тысячи змей, и опасность ожидает того, кто оказывается на их пути.
*(30 янв. 2016)

Переводы с украинского и белорусского сделал Евгений Рыбаченко в 2013 и 2016 годах.

Издание подготовлено в Избушке Волшебных Традиций, Байкал, Листвянка, 2018 г.

Фотографика автора переводов.


Рецензии
Серьезное исследование.

Инна Молчанова   05.02.2020 12:42     Заявить о нарушении
Это лишь сборник моих переводов. К сожалению, авторы исследований мне не известны.

Евгений Рыбаченко   05.02.2020 13:16   Заявить о нарушении
Молодец. Большая работа. И нужная. У Рериха есть "Жальник".

Инна Молчанова   05.02.2020 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.