Голос ли Натальи Крандиевской?

http://svidetel.su/audio/1174
УДИВИТЕЛЬНАЯ НАХОДКА НА СТАРОМ РАДИО -
Наталья КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ читает свои стихи, 1957


29 июля 2013 года, голос своей бабушки через полвека после её ухода услышал Иван Никитич Толстой. Взволнован. Жизнь Натальи Васильевны окончилась в 1963 году. Ивану было тогда пять лет. Голос её голос нашёлся на Старом Радио.

Именно с Натальи Крандиевской был написан образ Кати в "Хождении по мукам". Её стихи высоко ценил строгий критик Иван Бунин:
"Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее - иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ -
я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов..."
В дальнейшем именно И.А. Бунин стал литературным учителем Крандиевской. Отчасти этот выбор был предопределен другом их семьи Максимом Горьким,
подарившим девочке бунинскую книжечку "Листопад" с надписью: "Вот как писать надо!"
Крандиевская тоже оставила воспоминания о своей первой встрече с Буниным: "Дрожа, я вынула тетрадь и принялась читать подряд,
без остановки, о соловьях, о лилиях, о луне, о тоске, о любви, о чайках, о фиордах, о шхерах и камышах. Наконец Бунин меня остановил. -
Почему вы пишете про чаек? Вы их видели когда-нибудь вблизи? - спросил он. - Прожорливая, неуклюжая птица с коротким туловищем. Пахнет от нее рыбой.
А вы пишете: одинокая, грустная чайка. Да еще с собой сравниваете… Нехорошо. Комнатное вранье…"
Наталья Васильевна была редкой человеческой жемчужиной - обладая большими талантами, была в первую очередь женой и матерью.
Благородство, жертвенность, женственность отличали её существо и творчество..
Поищите её стихи. Старое Радио готовит звуковую подборку стихов Натальи Крандиевской.
Бунин постарался привить своей ученице правило отвечать за каждое написанное слово, а требовательности к себе Наталье было не занимать. Начав рано печататься в московских журналах, несмотря на похвалы в свой адрес таких признанных поэтов как Бальмонт, она не спешила издавать книгу, первую выпустит лишь в 1913 году. Год спустя после дебютного сборника "Вечер" Анны Ахматовой и три - после "Вечернего альбома" Марины Цветаевой. Первая была младше Крандиевской на год, вторая - на четыре. Книжка с незатейливым названием "Стихотворения" (обложку оформил Михаил Добужинский) была посвящена памяти старшего брата Севы, скоропостижно умершего накануне собственной свадьбы. Поэтический цех принял ее дебют вполне благосклонно, хорошую рецензию написал Валерий Брюсов. Софья Парнок в своей рецензии писала: "... в тютчевской сгущенности слова, происходящей от насыщенности содержанием, есть волнующая музыка". Другой критик отмечал свежесть и оригинальность рифм, богатство ритма и "удивительное искусство выражать тончайшие сложнейшие настроения при большой глубине мысли". Поэзию Крандиевской, полную философских раздумий, с четкой формой классического стиха, высоко оценил А. Блок.
___________________________

Актуальное об этой находке - ни Татьяна Никитична, ни Михаил Никитич не узнают голос бабушки на плёнке. Иван Никитич Толстой проводит своё расследование. У Юрия Метёлкина нет сомнений, что голос - достоверный. Будем держать вас в курсе развития событий.


Рецензии