О родном Батюшке св. Серафиме Саровском Чудотворце

Имя в миру:
Прохор Исидорович Мошнин (Машнин)

Рождение:
1августа 1754 года,
Курск, Белгородская губерния, Российская империя.

Смерть:
15 января 1833 года (78 лет)
Саровский монастырь, Тамбовская губерния, Российская империя.

Монашеское имя:
Серафим,

Почитается
в Православии,

Канонизирован
в 1903 году, Святейшим синодом РПЦ по инициативе Николая II
В лике
Преподобных,

Главная святыня:
мощи в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, Дивеевский источник,

День памяти:
1 августа и 15 января

Подвижничество:
строгий аскетизм, столпничество.

Родился Батюшка Серафим в 1754 году,  в Курске,
в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии.
Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося
Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма
Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.
 
В юном возрасте Прохор тяжело заболел.
Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить.
 
Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома
пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы,
и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру,
где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен
был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь.
 
В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре
в Тамбовской губернии.

В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы,
в 1793 году рукоположен в иеромонаха.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии
в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов
и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом,
сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился,
перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания),
ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен:

Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью.
 
Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества
на каменном валуне.

Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя,
которого преподобный кормил хлебом с рук
(по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему,
но известно, что кормил Старец и других животных).
 
Из более драматичных событий известен случай с разбойниками:

Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму
часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью.
Застав его в лесу во время ежедневной молитвы,
они избили его и обухом топора проломили ему голову,
причём святой не сопротивлялся, несмотря на то,
что был в то время молодым и сильным человеком.

В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились.
Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая
навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны,
но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания,
старался ни с кем не встречаться и не общаться.
В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года.
 
После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян,
имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней.
 
Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I.
Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!»,
в любое время года приветствовал словами «Христос воскрес!».
 
Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.
 
В 1831 году святой сподобился видения Богородицы
(двенадцатый раз в своей жизни)
в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.
 
Скончался в 1833 году в Саровском монастыре
в своей келии во время коленопреклоненной молитвы...

Существуют мнения:

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний
однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви,
иерархии и троеперстного крестного знамения!

С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается
с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях —
и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде
(и «староверским» медным литым крестом).
Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей.

Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией
Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам.
Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев,
или из криптостарообрядцев, с последующим переходом
в «импровизированный» вид единоверия.

Несмотря на споры по поводу отношения преп. Серафима к данному вопросу,
письменные источники свидетельствуют о его православии,
в качестве примера чего можно привести фрагмент из его беседы со старообрядцами:

«Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите.
Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно
святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую:
она во всей славе и силе Божьей!».

из ВЫСКАЗЫВАНИЙ СВЯТОГО:

У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока!

Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными,
или посылаемыми Промыслом.

Радость моя,
молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего.
 
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно,
особенно когда в них не примечается и желания к слушанию.

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Всё пройдёт и кончится, и обители, батюшка, уничтожатся,
а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова
будет совершаться Бескровная жертва.

Девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское,
и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.

СВЯТОЙ УГОДНИЧЕ БОЖИЙ, СЕРАФИМЕ САРОВСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

Трилогия рассказов к прочтению:

* Х *
«ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»
http://www.stihi.ru/2014/08/14/6191
«КАК Я ЕЗДИЛА ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ НА СОБЛЮДЕНИЕ УСПЕНСКОГО ПОСТА»

* Х *
«ЧАСТЬ ВТОРАЯ»
http://www.stihi.ru/2014/08/19/6319
«КАК Я ВМЕСТО ИСТОЧНИКА, ПРОШЛА ДВА РАЗА ПО КАНАВКЕ»

* Х *
«ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ»
http://www.stihi.ru/2014/08/27/8762
«КАК Я ПОНЯЛА, ЧТО СВЯТЫХ МОЩЕЙ СТАРЦА В РАКЕ НЕТ»


Рецензии
Галочка, с удовольствием прочитала твои строки о нашем курском чудотворце Серафиме Саровском! Я часто обращаюсь к нему в своих молитвах и просьбах в трудных жизненных обстоятельствах!
Доброго тебе здоровья, Ира

Ирина Скачкова Брызгалова   19.07.2015 02:20     Заявить о нарушении
и вам не хворать!

Православные Праздники   31.07.2020 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.