Приглашение к разговору-2

Александр фон ден Бринкен

СОВМЕСТИМА ЛИ РОК-МУЗЫКА С ПРАВОСЛАВИЕМ ?
Комментарий к богословско-музыковедческим изысканиям профессора В.В.Медушевского

По прочтении недавно опубликованных полемических статей профессора Московской консерватории музыковеда В.В.Медушевского
«О происхождении и сущности серьезной музыки», «Интонация как язык домостроительства благодати» и «Рок-музыка как орудие глобализма, направленное на молодежь» у меня появилась потребность высказаться как по затронутой в них проблематике, так и в отношении занятых автором идейно-эстетических позиций.

...Сводя все богатство и своеобразие «православного рока» к «небрежно-расслабленному треньканью под гитару» и обвиняя его в «пустоте расслабленного неверия», профессор Медушевский совершает подлог. Я знаком с творчеством некоторых современных русских православных рок-музыкантов, в частности, Вячеслава Капорина (Москва) и Антона Галицкого (Санкт-Петербург) и могу со всей ответственностью утверждать обратное: в своих песнях эти глубокие и высокоталантливые музыканты (кстати, виртуозно владеющие гитарами – как электрическими, так и классическими) мужественно призывают русский народ, и прежде всего русскую молодежь, к духовному возрождению, к обращению к вере и традициям русского народа, попранным в ХХ веке «тайной беззакония», к борьбе за восстановление порушенных святынь, за возрождение России и ее традиционной, Богом данной государственности – Русской Православной Монархии.
Музыкальный стиль современного русского «православного рока» представляет собой весьма сложный интонационно-жанровый синтез, в котором большое место занимают элементы традиционной русской музыки – как профессионально-академической, так и народной. Подробно я анализирую этот жанрово-стилистический синтез в статье «Православный рок?», поэтому всех интересующихся этим частным вопросом отсылаю к этой работе. Здесь же выделю только еще один момент: обращение творцов-исполнителей русского «православного рока» к т.н. бардовской интонации, отчасти наследующей традиции исконного русского романса. Вряд ли у профессора Медушевского повернется язык назвать интонационную сферу русского романса выражением «пустоты расслабленного неверия», а культуру русской гитарной игры – «расслабленным треньканьем»! В плане же аналогий с русской бардовской песней ХХ века возникают ассоциации, в частности, с песенным творчеством Владимира Высоцкого, которое, право же, трудно упрекнуть в расслабленности или, например, в сатанизме...

Александр фон ден Бринкен,
русский композитор, пианист, органист и музыковед (Швейцария)

Комментарии к статье.

Ирина Цаголова
Подлог- в смешивании понятий. Музыка, стихотворчество - СРЕДСТВА выражения идеи, духовного посыла. А с такими подходами, как у вышеуказанного господина, недолго вообще всё объявить сатанизмом, кроме умильно-приторных самолюбований, якобы, чистотой традиции. Современным языком можно многое сказать на вечные темы. При этом никто не совершает на сцене чёрные мессы и не бьётся в припадках беснования.

Валерий Кузин
Недавно нашей церковью был проведен рок-фестиваль, Троица. Всё живое. Сколько народа съехалось, а сколько знаменитостей выступило... И все бесплатно для зрителей, и все сделала церковь.

Ирина Цаголова
Валерий, это конечно, впечатляющий факт. Но я о другом... Меня умиляет самоуверенность некоторых "критиков и знатоков" БОЖЬИХ ПЛАНОВ. Оказывается, они ВСЁ ЗНАЮТ - во истину!- всех измерили, НЕ СЛУШАЯ, не зная тех, о ком выносят уничижительные филиппики!.. В чистом виде гордыня! Удивительная форма "смирения", однако. Или это их богодухновенные прозрения?! Ооооо...


Рецензии
Начну с того, что критики и скептики были всегда и во все времена. Они тоже имеют право на существование. Просто не надо всё, произнесённое или написанное ими, принимать близко к сердцу.
У некоторых людей слово "рок" ассоциируется с западными крикунами, которые нередко провоцируют зрителя разными трюками, вплоть до кровавых сцен и т.п. Всё это им надо лишь для того, чтобы зрителю не было скучно на их концертах, поэтому весь их "сатанизм" - маркетинговый трюк, и не более того. Хотя, безусловно, на неокрепший подростковый мозг подобные трюки могут подействовать непредсказуемым образом. А вот цель православных рокеров, думаю, как раз и заключается в том, чтобы показать и привить молодёжи силу чистого Слова.

Владислав Сретенский   02.08.2013 18:07     Заявить о нарушении
Именно. Хотя отвечать за всех рокеров не берусь, они тоже ооочень разные. Но именно русский рок поднялся до философских высот, и вот в такой его интерпретации он напрочь лишён крикливости. Есть мощь, сила подачи - вокал В. Кипелова, например -, есть нынешний К. Кинчев, есть нынешний В. Бутусов...СИЛА, а не крикливость. И именно эта сила кому-то как кость в горле: надо же представлять русских рокеров идиотами, пьяницами и наркошами, а тут нечто другое вырисовывается. Что касается В. Капорина, упомянутого в статье, знаю его давно и могу сказать, что это отличный музыкант, у которого много замечательных песен православной тематики,моноспектакли и прочее.Думаю, что для осмысления молодыми того, что есть традиция, он делает гораздо более бритёров от искусства или ханжей, за напыщенными и мёртвыми фразами которых часто скрывается собственная несостоятельность и неумение творить. Тема, которую мы затронули огромная , даже трудно здесь лаконично, мало мальски сносно изложить свои идеи... Читая статью, припомнила замечательную средневековую притчу о жонглёре.Что касается критиков...вы знаете гениев среди критиков? Я - нет! Есть умные люди, знающие своё РЕМЕСЛО,вторичные по сути (существуют, благодаря творчеству других)своей профессии. Есть откровенные буквоеды, для которых важна только форма...они будут вычитывать количество слогов, подгонять под известные размеры откровения творцов и восклицать, увидев вот такую выверенную техническую бурду, превозносить сие как ВЫСОКОЕ слово, образец. Да Господи, какой может быть образец в ЖИВОМ процессе общения творца с высшими сферами?!

Ирина Цаголова   02.08.2013 22:13   Заявить о нарушении
Насчёт того, что сценический сатанизм - всего лишь маркетинговый трюк. Позволь с тобой не согласиться, Влад. А. Кроули штудировали, знали не только фанаты, но и сами исполнители и вполне себе понимали,что они ТВОРЯТ на сцене. Это вполне сознательный ДУХОВНЫЙ выбор, не только сценический трюк.

Ирина Цаголова   02.08.2013 22:52   Заявить о нарушении
Ира, на западе вообще отсутствует понятие "русский рок". Это более значимо для нас. Просто мы изначально привыкли называть "роком" всё, что исполняется под электрогитару длинноволосыми или лысыми дяденьками в рваных майках и кожаных косухах. Лично меня это немного напрягает, ибо всё это: маскарад, жесты, мимика - "стырено" оттуда, из-за бугра. А что-то своё придумать - дано не каждому. Кроме перечисленных тобой русских рокеров, уважаю Машину Времени, ДДТ, Афтограф. Хотя Машину никогда не считал по-настоящему рок-коллективом. Скорее - это гибрид разных по стилю философских музыкальных направлений. При всём этом, у Машины по-своему уникальное "лицо", благодаря таланной неординарности каждого из участников коллектива, а не только руководителя.
ДДТ - философия во времени, политизированная веянием 90-х.
Афтограф - философия вне времени, высочайший профессионализм музыкантов и почти классическая культура подачи материала.
Жаль, что эту группу в своё время вытеснила стадионная попса.

Что же касается критиков. Я говорю о том, что наш мир биполярен, иначе он бы не существовал. Поэтому чёрное и белое, равно как гениальное и бездарное, - часто соседствует рядом друг с другом.
С этим нам придётся мириться. Здесь же - две полярности - творец и его спутник, критик. Хотя талантливых критиков так же мало, как и гениальных творцов, есть в критике один существенный плюс: она помогает творцу взглянуть на свои плоды со стороны, а как следствие стимулирует его творческий прогресс.

Владислав Сретенский   03.08.2013 12:23   Заявить о нарушении
О критиках: то, что ты говоришь - именно высокая критика, почти со-творчество, но ЭТО чрезвычайная редкость. Такой критик - образец высокого вкуса, интеллигентности. Но такие представители не типичны. В основном встречаешься с низкопробным хамством и отсутствием элементарного такта... Это никак не способствует открытию новых граней наблюдаемых художником (в расширенном смысле) феноменов.
Относительно рока: соглашусь с тобой, Влад. ДДТ уважаю, у Шевчука есть сильнейшие тексты + личность не слабая. А ведь ныне человека, мужчину с мощным личностным началом днём с огнём не сыщешь. Сплошь и рядом - хлюпики, приспособленцы - безответсвенные приживалы при "сильных мира сего", которые истинной силой не обладают, компенсируя, маскируя это отсутствие властью и близостью к кормушке...увы! Я бы достойных мужчин и женщин в Красную книгу заносила - поимённо. К счастью , у меня были прекрасные образцы этой высокой породы - мои бабушки, отец. Воспитание на таких примерах - залог душевного, нравственного здоровья. Однако есть , на мой взгляд, некоторая изначальность в натуре и вот ЕЁ НИЧЕМ НЕ ПЕРЕВОСПИТАТЬ. Нас в семье трое детей, мы абсолютно разные, а методы воспитания, условия были одинаковые...

Ирина Цаголова   03.08.2013 12:41   Заявить о нарушении
Относительно того, что на Западе отсутствует понятие русский рок: у них, на ДИКОМ Западе многое отсутствует, что существует у нас и в нас. На то мы и разные цивилизационные явления. О соборности русской культуры ещё В. Соловьёв говорил, а для Запада это большая русская загадка...:)И, честно говоря, мне плевать, существуем ли мы для них иначе, чем слоняющиеся по земле гуманоиды или нет - люблю именно наш рок в лучших его представителях! Про Афтограф: плохо их знаю, вернее, слышала о них, но никогда не слушала, не изучала их творения. Поищу, послушаю. Спасибо, Влад - напомнил. :)
В своё время некоторые вещи "Аукциона", например, "Дорога" меня просто скосили... Никак не могла понять ЧТО ЭТО ТАКОЕ, но потрясающе сильно меня задело внутренне - до слёз и бессонницы, потом видела клип... И хотя, вероятно в этом случае не обошлось без наркоты или алкоголя, но это их маленький шедевр. А вообще это ещё одна большая тема "Чистота в творчестве": как пишутся и ЧТО несут зрителю, слушателю такого рода произведения.

Ирина Цаголова   04.08.2013 05:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.